Крах православия в России.
Часть четвёртая.
Мы рассмотрели, куда всего за десяток лет привело Россию православие. Повторим, лишь кратко, основные моменты случившейся в России духовной катастрофы.
В конце 80-х партийные чиновники, большинство из
которых находятся у власти и сейчас, произвели не
только смену социального устройства России, но и
изменение идеологической базы. На смену
ленинизму, до этого являвшемуся государственной
религией СССР, было выдвинуто православие.
Православие, существовало в России в качестве
"запасной идеологии", а всё руководство так
называемой РПЦ, имело непосредственные и тесные
связи с партийными чиновниками (сейчас это
настолько хорошо известный факт, что о нём уже
стали забывать). Эти самые чиновники, не только
передали РПЦ огромное количество недвижимости
(церкви, монастыри, земли) но и предоставили
Церкви существенные налоговые и таможенные
льготы, обеспечили ей рекламу в средствах
массовой информации.
Справедливости ради отметим, что РПЦ была не
единственной церковью получившей
"высочайшее" чиновьечье покровительство.
Горбачёв в своё время благоволил Свидетелям
Иеговы, христианнейший мэр Лужков, золотивший
купола ХХС на деньги "кинутых"
вкладчиков, как оказалось, имеет давние и
хорошие отношения и Церковью Сайентологии.
Однако самые грандиозные средства от
партийно-чиновьечей номенклатуры получила,
конечно, РПЦ.
Зачем это было нужно правящей партийной элите? А
вот зачем. Ленинизм практически издох как
государственная идеология и уже не мог
обеспечить существование правящей системы.
Начавшийся раздел СССР и передел собственности
(более известный как приватизация) и
представлявший собой простое ограбление народа,
нуждался в новой идеологической концепции.
И православие подходило на эту роль просто
изумительно.
Во-первых, вся эта религиозная возня
отвлекала внимание народа от реально
происходящих событий связанных с разделом
народной собственности.
Во-вторых, в самой сущности христианства
заложена идея покорности, рабства. Кто хоть раз
прочитал новый завет, знает, что христианство
учит покорности раба перед хозяином, называет
человека рабом, овцой в стаде, которое пасут
"пастухи", призывает к покорности правящим
властям. Оно утверждает незначительность
материальных благ, незначительность земной
жизни перед загробным существованием, в котором
страдавшие, покорные и бедные получат
вознаграждение.
Более того, с 4-ого века нашей эры христианство
стало государственной религией Византии и в нём
добавились идеи о том, что вообще власть является
божественной, "от бога", и император (царь)
стал "главой" православной церкви, которая,
если вы об этом знаете, является "телом
христовым".
Таким образом, христианство было полностью
адаптировано как идеология для управления
государством и контроля сознания граждан. Именно
эта религиозно-социальная система получила в
дальнейшем название православия.
В-третьих, православие уже было испытано в
условиях формирующегося капитализма. Мы помним
чем это кончилось - не справившись с управлением
ограбленными и обнищавшими народными массами,
религиозно-политическая система православной
империи рухнула как карточный домик, погребя под
развалинами что-то около 20 миллионов человек.
Однако правящая элита, перестраиваясь из
коммунистической в капиталистическую, опять
прибегла к этой идеологической схеме. Ничего
иного ей, видимо, не оставалось - слишком
высоки ставки.
И четвёртый момент, который нельзя не
отметить. Высокая степень идеологического
сходства между ленинизмом и христианством
позволяла перейти к резервной идеологии
достаточно быстро. (Этого удивительного сходства
я касаюсь в своей статье "Кого
хороним?")
Вот эту работу и подрядилась выполнять РПЦ. При
этом церковные функционеры обещали народу
"духовное возрождение" России. Если бы им
удалось сделать русских людей более добрыми,
моральными, духовными, честными, или хотя бы
удержать все эти качества на прежнем уровне -
честь и хвала православию. Но вместо этого они
создали в России острейший духовный кризис,
проявления которого мы описали в первой части
статьи.
Такая ситуация возникла по многим причинам,
важнейшими из которых являются следующие:
- Отсутствие среди служителей РПЦ людей, которые могли бы справиться с этой задачей. Плохо и крайне однобоко образованные попы, не годятся на место духовных лидеров, пастырей.
- Непригодность методов и систем религиозной пропаганды, используемых православными функционерами. Они безнадёжно устарели и не отвечали изначально более высокому культурному и духовному уровню русских.
- Фактическое отсутствие идей, которые православие могло бы дать России. Практически весь идейный фонд православия - нелепые социально-экономические представления вековой давности.
Это по отношению к обязательствам и обещаниям, взятых православием перед русским народом. Но и свои обязанности в отношениях с элитой партийного капитализма, правящей сейчас в России, православие выполнило лишь частично. Да, на время первичного разграбления народной собственности удалось отвлечь внимание людей, но контролировать русский народ на основе рабской идеологии, идеологии послушности и покорности чиновникам и олигархам, жестко эксплуатирующим и обворовывающим народные массы не удаётся. Т.е. РПЦ уже не справляется с задачей социально-идеологической пропаганды.
Дискредитировав себя безоговорочной поддержкой политических сил, творящих экономический беспредел, проявив себя нетерпимой, а порой даже злобной по отношению ко всем другим верованиям и мировоззрениям религиям, окружив себя множеством скандалов, православие фактически подошло к собственному краху. Прежде всего к духовному краху.
Это вовсе не означает, что православие исчезнет
с лица России. Нет. Будучи весьма влиятельной и
богатой структурой, оно просуществует ещё долгие
годы.
Вообще, наиболее вероятны следующие варианты
развития событий:
- Раскол православия. Те внутрицерковные силы, которые явственно понимают масштабы краха, реформируют религиозную систему, сделав её более понятной, терпимой, и главное, занимающейся своим делом организацией. Это не сможет не вызвать сопротивление могущественных жреческих кланов, которым существующее состояние христианства в России выгодно. Результатом раскола будет существование двух линий православия - прогрессивной и консервативной, борьба между которыми будет составлять основу православной духовной жизни в ближайшие двадцать лет.
- Постепенное снижение социального влияния православия при повышении духовного и интеллектуального уровня служителей и исполнителей культа. Если православные иерархи и простые священники оставят свои неуместные претензии на формирование из православия государственной религии и теократического государства из России, и основной целью поставят не финансовые и политические интересы, о реальный духовный, моральный и интеллектуальный рост, то несмотря на то, что они потеряют значительную часть своих сторонников и работодателей, уважение к православным священникам и верующим может возрасти, даже несмотря на некоторые очевидные дефекты православного вероучения. Православие может, лет через 50 -100, занять в России положение действительно уважаемой религии.
- Превращение православия в некоторое подобие тоталитарной секты. Надо отметить, что это превращение уже началось. Если "курс" православных иерархов не изменится, через 10 - 20 лет к православным будут относится в лучшем случае с большим недоверием, как к членам фанатичных тоталитарных сект. Быть православным будет "дурным тоном". Православных будут чураться. Это в лучшем случае.
- Вместо дискредитировавшего себя православия, появится новая (или хорошо забытая старая) религиозная система, в борьбе с которой православие доживёт свои последние дни. (Кстати, по нашей неофициальной информации, такие религиозные системы уже существуют и даже уже внедряются. Мы не имеем в виду Нью Эйдж, Белых Учителей, Язычество и новейшие технокульты.)
- И наконец, самый благоприятный для России вариант развития событий. Благодаря росту самосознания русских, их интеллектуальному и духовному развитию, необходимость в существовании и активном функционировании всех религиозных систем, включая православие, отпадёт. Мировоззрение, не требующее поклонения богу и ориентированное на развитие и совершенствование личности человека, включающее в себя идеи гуманизма, материализма и атеизма обеспечит духовный прогресс, сделает Россию сильной, независимой и развитой страной, а не консервативной, отсталой теократией. Множество религиозных общин, включая православную, будут представлять скорее социально-историческую ценность.
Трудно предсказать, как именно будут развиваться события. Одно лишь является очевидным. Входя в третье тысячелетие, мы, русские, должны очень внимательно отнестись к тому, что происходит вокруг нас. Наше будущее в наших руках. И мы должны без сожаления откинуть всё гнилое, ветхое и фальшивое. Мы должны сами заботиться о своём духовном и интеллектуальном росте, а не вверять это важное дело псевдо-пастырям, независимо от их духовной ориентации, даже если она традиционна.
Copyright : Demian © 1999. / Авторские права
принадлежат: Димьян, 1999 г.
Статья может тиражироваться и распространяться
любым издательством или частным лицом, при
условии сохранения целостности и неизменности
текста. Во всех других случаях необходимо
разрешение автора или его непосредственных
представителей.