Где авторские рукописи Нового Завета?
Как известно, все христиане независимо от принадлежности к какой-либо конфессии считают Новый Завет священным писанием, т.е. текстом, созданным вдохновением самого Бога для руководства всеми сторонами жизни людей. В четырех канонических евангелиях, посланиях апостола Павла, книге Деяний апостолов и Апокалипсисе Иоанна Богослова ,по убеждению христианских авторитетов, содержится вечная и неоспоримая истина о мироздании и человеческой жизни. Таково было основополагающее постановление Вселенского собора епископов—глав христианских общин в 4 веке н.э., положившее начало единой римской христианской церкви. И хотя за прошедшие века в церковной жизни произошло много изменений, расколов и реформ, всегда в христианских общинах и организациях сохранялось убеждение (догмат) о непререкаемой истинности Нового Завета и его божественном происхождении.
Между тем, известно и то, что ни одно сочинение Нового Завета не сохранилось в авторской рукописи; все известные нам евангелия, послания и другие части этой книги представляют собой копии с копий, оригиналы которых утрачены. Ни один исследователь Нового Завета, будь то богослов, агностик или атеист, не имеет возможности сравнить современный текст НЗ с авторским. В отсутствие подлинных рукописей невозможно доказать принадлежность этих произведений апостолам Матфею, Луке, Иоанну, Марку и Павлу, авторство которых традиционно отстаивают христианские руководители. Проповедники христианства в течение многих столетий бездоказательно учили и утверждают до сих пор, что священное писание в точности передано нам отцами церкви, якобы принявшими его от святых апостолов. Простые верующие, как правило, вынуждены брать на веру их учения, в том числе постулат об авторах новозаветных сочинений. Любые сомнения в этом в те времена сурово карались церковью при помощи государственной власти.
Почему же до нас не дошли подлинные авторские рукописи? Может быть, их уничтожили враги христиан? Или они сгорели на пожаре? Или истлели от ветхости? Или были кем-то украдены? Все эти причины могли иметь место на извилистых путях истории. Но если бы для Бога Новый Завет в действительности был тем вероучительным писанием огромной важности, каким его всегда считали христиане, то утрата этих подлинников стала бы совершенно невозможной: они находились бы под защитой высшей силы, которая сохраняла бы рукописи при любых обстоятельствах. И тогда чудесное нетленное существование евангелий могло стать неопровержимым доказательством их божественной сущности. Но увы…
Защитники подлинности НЗ могут возразить: ведь иногда древние тексты находят и через тысячелетия после их создания, как это случилось с рукописями в пещерах местности Кумран в Израиле. Значит, когда-нибудь чудесным образом могут быть найдены и подлинные писания Матфея или Луки. Эту утешительную версию придется отклонить. Дело в том, что именно кумранские рукописи свидетельствуют о существовании в древней Иудее религиозной общины ессеев, чья идеология представляет собой переходный этап от иудаизма к христианству. Изучение специалистами рукописей Мертвого моря, как их иногда называют, показывает, что в начале нашей эры в Иудее происходило духовное брожение, вызванное тяжелыми условиями жизни народа под властью Рима. Внутри пораженного кризисом античного мира вызревала новая религия, позволявшая угнетенному народу найти утешение в христианских иллюзиях, в ожидании божественного посланца—Христа, который избавит мир от царящей в нем несправедливости. Для обоснования этой веры ее приверженцы сочинили большое количество текстов—евангелий, посланий, книг эсхатологического содержания (содержащих пророчества о близком конце греховного мира) и т.п. Малая часть их, отобранная произвольно так называемыми отцами церкви, составила Новый Завет—священное писание христиан. Остальные были отвергнуты церковными лидерами и причислены к жанру апокрифов, или тайных писаний.
Некоторые недооценивают значение подлинных авторских рукописей. Рассуждают так: «Если миллионы христиан во всем мире в течение веков считали и считают до сих пор известный текст Нового Завета подлинным и боговдохновенным, то это и есть доказательство его точности и верности первоначальным текстам». Нетрудно понять шаткость такой позиции. Как известно, христианство в начале его существования в качестве государственной религии насаждалось в обществе силой тогдашней власти, римской императорской, а потом властью королей германских племен, захвативших территорию Европы. В русской летописи «Повесть временных лет» тоже рассказывается о насильственном крещении жителей Киева князем Владимиром в десятом веке. Традиционные верования народов вытеснялись и запрещались под страхом смерти. Постепенно люди подчинились власти и стали поклоняться Христу, как этого требовала правящая церковь (при этом сохранили в быту множество языческих обрядов). Но читать Библию простые христиане стали только в 17веке и позднее. Другой духовной пищи у них не было и не могло быть по условиям времени. Свои мечты о лучшей жизни им приходилось облекать в словесные формулы христианства. В это же время зародилась и научная критика Библии, а французское просвещение в 18 веке развернуло настоящую борьбу против всей системы христианской религии и морали, оправдывавшей любое угнетение людей властью. Поклонение Новому Завету было тогда отнюдь не единодушным. Многие мыслящие люди, начиная со Спинозы и других творческих личностей эпохи Просвещения, сомневались в подлинности евангелий и других частей Нового Завета. Количество таких сомневающихся особенно увеличилось в 19 веке, когда в образованном обществе уже открыто отвергали Библию с ее невероятными фантазиями и чудесами.
Сейчас власти России и других бывших соцстран вновь навязывают обществу церковь и религию. Почему-то считают (глубоко ошибочно), что это способствует улучшению нравственности. Зная из социологии и психологии, насколько подвержены внушениям массированной телерадиопропаганды простые малообразованные люди, мы не удивляемся тому, что они некритично относятся к вопросу подлинности НЗ, принимают на веру все, что вещают священники и им подобные проповедники. Распространенность заблуждений— не доказательство их правоты, а только свидетельство влияния пропагандистской обработки общественного мнения.
Церковники всегда уклонялись от серьезного обсуждения вопроса о судьбе подлинников Нового Завета. Они обычно отделываются расхожими штампами: Господь не хочет, чтобы грешные люди прочитали эти авторские тексты. Обсуждать волю Господа якобы бесполезно и недопустимо. На самом деле им просто нечего возразить против того очевидного факта, что первоначальный текст всех новозаветных произведений безвозвратно потерян, а вместе с ними утрачена сама принципиальная возможность доказать аутентичность (соответствие авторскому замыслу) современного состава христианской Библии. Отсутствие подлинников показывает, что эти сочинения древних христиан – не божественного, а обычного человеческого происхождения. Все произведения Нового Завета (как, впрочем, и Ветхого) являются историческими документами, повествующими о жизни, стремлениях, отношениях и фантазиях далеких предков. Как показали исследования библейской критики 18-21 веков, в них, кроме описания реальных событий, содержится много мифологического материала, подобного тому, что использовался в народных сказках и эпических песнях древности.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 4926