[ 1
письмо Королева ][1письмо
профессора][ 2 письмо профессора] Уважаемый господин Королёв Сергей! Мне как-то не с руки публично называть
Вас - "Уважаемый". Для того, чтобы быть
уважаемым другими, надо самому уважать других. А
Вы уважаете других? - Сомневаюсь. Вот, Вы начали со мной публичную
полемику по поводу содержания моей лекции о
Библии. Пуб-лич-ную! Следовательно, Вы
намеревались показать ошибки (нелепости,
глупости, нечистоплотность или ещё там чего - это
Ваше полное и законное право находить corpus delicti,
"состав преступления") статьи и самого
автора. Вы заинтриговали посетителей
атеистического сайта. Я добросовестно принял Ваш
вызов. А Вы - в кусты?! Почему же Вы
отклоняетесь от темы? Вы можете парировать мой
выпад классическим: "Сам такой!" Но
вчитайтесь в мои отклики на ваш вызов на Ринг. Я
постарался ответить точно, в лоб!, на все Ваши
"боевые выпады". Или я там что-то упустил?
Уклонился от прямого ответа на ваш "выпад".
Думаю, что и Вы такого греха за мной не
усматриваете. Правда, в своих ответах, по дороге к
Вам я прихватывал что-то и со стороны, для
иллюстрации, для более глубокого разъяснения,
для того, чтобы и посторонние "из публики"
адекватно поняли о чём это мы с Вами стукаемся
лбами. Я всегда держался в русле предложенного
Вами же разговора: о Библии, моём освещении темы
Библии и того, что Вы сами пустили в поток
нашей дискуссии. Я всегда бил по той карте,
которую Вы выставили. Да, Ваши карты зачастую не
из колоды, а из рукава. Зачем Вы говорите о
библейской книге "Ноя". Такой книги нет ни в
Библии, ни среди апокрифических книг. Это так-то
Вы знаете Библию? И с такими знаниями Вы ринулись
"В бой - за Библию, в бой - за Никона! Встретим мы
по-сталински врага!" Была такая мобилизующая
советских воинов песенка. Но Сталин-то своим
воинам давал танки, самолёты, "Катюши". А Вы с
какой амуницией двинулись на атеизм. Ваше
невежество по богословию, по Библии, по атеизму
не пройдёт. "Nо passaran!", - как восклицала
пламенная Долорес Ибарурри. И в лекции, и в предыдущем письме чётко
поставлено конкретнейшее из конкретнейших
предложений: Вот вам текст семи страничек из
заключительных рассказов евангелий о поселедних
днях пребывания Иисуса Христа на земле. Каждый
евангелист даёт свою версию. А поскольку все они,
авторы, святые и все евангелии абсолютно точно
доносят нам свидетельства об Иисусе Христе, то
напишите об этом последовательно: как было на
само деле? какой из евангелистов соврал? Никто не
соврал? Тогда садись и напиши требуемое. Как
можно написать тебе ещё конкретнее и по существу?
У меня в лекции, у меня в первом письме к тебе и в
евангельских текстах нет никакой воды. Там кровь
течёт. И всё по существу. А ты, что? Даже не
заикаешься об этом. Трусишь? Или ума не хватает.
Так обратись за помощью к Богу. Что? Не поможет? -
Да не поможет, потому что Бога нет, а тот который
есть только в дурной голове, - тебе для нашей
дискуссии не понадобится. Обратись к какому-либо
отпетому богослову. Это значит к умершему
святому, церковному авторитету или к известному
по книгам богословскому трепачу. Что? Трёп не
помогает в конкретном, по существу, разговоре?
Тогда берись за живых из тех, кто на небеса
посматривает, а по земле пошаривает. Вот хотя бы
за тщедушного Кураева. У него есть что сказать по
любому поводу. Он мастер наводить тень на
плетень. "Я бы в плотники пошёл, - пусть меня
научат", - призывал пэтэушников Маяковский. А
тут тебе не какой-то пэтэушник, даже не какой-то с
наставленными рогами святой плотник Иосиф, муж
Марии, а побывавший на двух берегах
мировоззренческой реки богослов-атеист. Вот этот
шулер научит тебе передёргивать карты,
блефовать, выигрывать с одними шестёрками. Хоть и
шулерство- а будет по существу, по делу, то, что
надо посетителям нашего сайта, куда и тебя
занесло. А о конкретном переубеждении
кальвинистов, баптистов... О перекрещивании их в
православные. Это что? Тоже не конкретное
предложение? А ты мне о чём говоришь? Загляни в
написанный тобой текст и в темы моей лекции №13. А о благочестивом разбойнике, выходит,
тоже не по существу. Да посмотри ты, Бога ради, в
мою лекцию. У меня там благочестивым разбойником
и не пахнет. Это ты в своём письме добивал меня
этим благочестивым разбойником, который перед
смертью словчил и успел сказать доброе слово об
Иисусе Христе. Таким образом, по твоему же
признанию, первым и попал в царство Божие. Первый
святой! И не христианин, и не крестился, и не
каялся, и всю свою жизнь был прилежным киллером.
Главное - перед смертью, с пригвождёнными руками
и ногами, успел посочувствовать своему
сокамернику! Это что, и Гитлер, и Сталин, и
бомбометатели на головы православных югославов,
и наш украинский Оноприенко (убил 52 человека), и
всякая мразь напаскудит человечеству, людям, а
Богу на ушко шепнёт пару приятных слов - и
катись-ка ты в самое царство божие. Ты говоришь,
только бы человек искренне покаялся перед Богом,
ибо нет такого греха по отношению к людям,
которого бы Бог не простил. Не хочется, мне
противно приводить сейчас тебе ворох
новозаветных цитат, в избытке подтверждающих
только что высказанную тобою и мною уточнённую
мысль. Это что же, люди добрые, получается? Греши
людям, а кайся Богу, и будешь святым?! Всю жизнь
вредил людям, и никакого тебе наказания? Бог, что?,
умышленно поощряет киллеров, воров, бандюг,
тунеядцев, культивирует безнаказность, а
продувным ребятушкам уготовал вечный курорт.
Дак, это же лафа! Нэх жые пан Бог, нэх жые пани
Матка и мы с ними! Гуляй братва! Царство поголовно
амнистированных головорезов наступило. Впрочем,
только в нашем, русском православии воспевают
благочестивого разбойника. Только у нас есть
святой разбойник Кудияр, который за свою жизнь
убил несметное количество стариков, женщин,
детей, но... Но, пресытившись убийствами, принёс
все награбленное в святую Киево-Печерскую Лавру,
принёс положенное по церковному уставу покаяние,
получил прощение ото всех грехов "вольная же и
невольная", принял монашество, вздохнул и сдох,
нет-нет, по церковному - упокоился от трудов
праведных. А сейчас у нас "по украинам" ( так
по Нестеровской летописи) ему молятся, в
украинских радио- телепередачах воспевают
святого Кудияра, рассказывают, как за него,
сущего ещё в разбое, молился православный люд
"по украинам" (а что делать, если на такого
Разбойника благочестивого никакой управы не
было), а теперь - О радуйтесь и рукоплещите,
православные! - он в благодарность нашему
овечьему терпению, христианскому всепрощению и
горячей молитвенной вере молится на небесах в
самые уши самому Господу Богу. Ведь достали же мы
этого Кудиярищу-Разбойника нашими молитвами да в
его же пользу! Теперь он непременно должон, - а
куда он денется? - достать этого же Бога уже в нашу
пользу... Что? Ещё порассуждать о величии
благочестивых разбойников, которых, ой как,
развелось под окроплением святой водой земли
русской в прошлом и, особенно-особенно тьма
тьмущая, в сегодняшних условиях? Ау!
Благочестивый разбойник! Прибери таких же
святых, каким был и сам, на небесные нары. Мы тебе
в великопостную неделю такой духовный концерт
отвалим, которого до сих пор око не видело и ухо
не слышало. Считаешь, что этот разговор не по
существу? Ага, ещё как по существу! К тому же не я
его начал, это ты меня натравил на разбойника
благочестивого. Аль я что-то не по православному
здесь рассуждал? Клянусь тебе, что по
православному. Почитай каноны православной
церкви. Почитай, почитай. Или тебе процитировать?
Или тебе в практику жизни православных
государств носом ткнуть? Предлагай! Пороемся
"в хронологической пыли бытописания земли". И для чего ты к нашему разговору
приплёл Туринскую плащаницу? Да ещё говоришь, что
тряпками этого тысячелетней ( не двух-, не
двухтысячелетней, а только одной тысячи лет
давности) давности реликвии-барахла ты
совершенно прибил атеиста Алексея Вязовского? Я
хотел бы посмотреть, "и как" ты избил Алексея
Верховского, "и как" этот избитый тобою
Верховский побежал креститься к какому-то, по
твоим словам, "педику Никону" или такому, как
этот Никон носителю православной благодати. Ты
меня, Серёженька, до дрожи в грудях заинтриговал.
Хотя это и не по моей теме, но я хочу видеть твое
торжественное клокотание над поверженным
идолом. И зачем тебе было выдумывать об Алексее
Вязовском такую небылицу? Зачем? Зачем
дополнительно и осознанно додумывать враньё.
"Иже не ври же, его же не пригоже", - любил
повторять выдумщик Пушкин. Хотя, скажу тебе откровенно, о
Туринской плащанице ты получил сведения только
по бабскому радио. Это, конечно, по всем статьям
достовернейшая информация, особенно если её
произносят уста православной бабки. Я тебе
советую выйти на броузер Alta Vista, в окошечке заказа
написать < shroud > или <Turin shroud > и получить
исчерпывающие богословские и научные сведения о
Туринской плащанице. Там есть и богословские. Но
все богословские свидетельства, сам убедишься -
пустые блеяния, рассчитанные на соответствующее
возбуждение овец стада христова и на затмения их
разума. А научные сведения - с
углеродисто-радиоактивным анализом, с цветными
диаграммами, с демонстрацией ниточек, комочков
краски, комочков крови и всего того, что
приличествует науке. У меня все - и богословские и
научные - материалы есть под рукой. Буду писать о
Туринской плащанице статью для читаемого тобой
атеистического сайта. Агитируй для чтения своих
единомышленников, если тебе удастся сыскать
человека с подобными мыслями. А вывод я тебе
скажу. Туринская плащаница - реликвия
католической церкви. Православную церковь Бог и
Богородица обделили святынями. У католиков и
явление Богородице в французском Лурде, и
явление Богородицы в испанской Фатиме, и
стигматы на святом Франциске Ассизском да на
нашей современнице - святой Терезе. А у
Православной церкви что? ... Да-а-а-а. Определённо,
не любит Бог православия. Он любит католическую
церковь. Дарованные Богом католикам чудеса даже
такого адепта православия как ты, убеждают... Так
вот, католическая церковь до сих пор не признала
Туринскую плащаницу погребальными одеждами
Иисуса Христа. Не признаёт и всё, хоть ты лоб
разбей в поклонах, хоть и на совсем убейся. Не
признаёт. Она не видит зла в поклонении этой
реликвии, но своим авторитетом не канонизировала
её. Об этом в этом году говорил сам папа. Умненько
говорил, не так как наши оголтелые православные
попы нашим затурканым верующим. В данном случае
ты бежишь впереди папы-батька в пекло. Так что о
Туринской плащанице - разговор впереди, вне
предложенной тобой дискуссии о Библии. И веди со
мной разговор и отвечай на вопросы по теме,
конкретно, по существу. Не будь шелудивым псом (Не обижайся.
Это выражение употреблял сам Иван Васильевич
Грозный. Кинофильм с участием Яковлева Помнишь?) ,
который зашёлся лаем из-под воротни, сразу же
трусливо драпанул в свою будку и понуждает меня
доставать его там. Да не полезу я в Вашу будку!
Меня от запахов из этой будки нос воротит. Не
зовите меня туда, - я уже там был. И всю
подноготную вашей православной будки знаю, как
облупленную. И вся гамма ароматов вашей будки (от
упоительно сладостных - до приторных и - до
смердящих трупным ядом) мне известны. Нанюхался.
А Вы залазите в свою будку и не видите тысяч таких
же католических, баптистских, англиканский,
методистских, иеговистских, хаббартовских,
нью-эйджевских, старообрядческих, мормонских,
белобратских, виссарионовских, иоанитский церквей-будок.
Ходить по всем этим будкам - не моё занятие. Я в
своё время и по ним уже ходил. Все эти будки одним
миром, одинакового запаха, мазаны. Вы считаете
свою будку самой-самой-самой... Вот и стучите по
кумполам других будок и доказывайте им своё. Они,
как и Вы, без будки, без неба-крыши над головой,
своей жизни не представляют. У них, как и у Вас,
боязнь высоты, боязнь открытого пространства. У
вас какая-то клаустофобия. А я и подобные мне -
люди открытые, живём на открытом пространстве, в
реальной действительности и бесконечности не
боимся. Уважая посетителей нашего сайта,
давайте будем говорить по теме моей 13-ой лекции.
Вот так, давайте по разделам. Я что-то не так
сказал - соврал, что ли? или чего-то недокумекал? -
о возникновении Священного Писания? Или не так
сказал о подборе книг Нового или Старого Завета?
Что, церковь не отбросила ко всем чертям 36
евангелий, а подобрала только 4? Я говорил о
научных представлениях Библии? Вы тихо
согласились, что искать в Библии правильных
научных взглядов - это напрасный труд; что
рассказы Библии о природе - это художественный
свист. Я принимаю Ваше признание несовпадения (
видите, как я мягко выражаюсь; другие говорят
покрепче) библейских мифов с действительным
положением вещей. Вот, видите, и этот вопрос (о
Библии и науке) мы решили ко всеобщему - нашему
лично и посетителей сайта - согласию. Мне
понравилось ваше признание того, что и в
священных книгах других религий есть, как Вы
изящно выразились, отблеск божественной правды.
Я приветствую Ваше заявление, что и те хорошие
люди, которые сроду-с веку не слыхивали о Христе и
почитают своих богов, тоже будут в раю. Так мы
договоримся до того, что в раю, чего доброго,
найдётся тепленькое местечко и для
благочестивого атеиста Спинозы, Эйнштейна, Ивана
Петровича Павлова... А потом и вообще договоримся
до ликвидации посмертного существования, как то
уже докумекали из гуманных соображений
иеговисты. Но какой же это добрый Бог, который за
ограниченные человеческие грехи, говорят они,
вздумал подвергать вечной вивисекции людей -
образ и подобие божее?.. Словом, ты, Серёженька,
двигаешься в правильном направлении.
"Давай-давай, наяривай"... Далее в лекции о Библии я там говорю о
библейской морали. Вот возьмитесь и докажите, что
гомосексуализм святого пророка, царя и
псалмопевца Давида, величайшего любимца Бога,
это всё - прекрасно. Вот тогда твой, как ты пишешь,
"педик" архиерей Никон будет записан в
святые. Разбери по косточкам цитаты Нового и
Старого Заветов, которые приведёны в моей лекции,
камня на камня не отставь от моего толкования
этих цитат. Что Христос не призывает продавать
имущество, деньги раздавать бедным и становиться
бомжами? Что он не призывает становиться
придурками ради Царства Божьего? Не призывает
оскопляться?... Ты, вот, в последнем письме
осуждаешь скопчество, высказываешь сожаление
Оригену. И кто это тебе наврал, что Ориген под
конец жизни сожалел о своём оскоплении? - Не
иначе, как по твоей детской нетронутой головке
какой-то бог-Ослов своим грязным копытом лягнул.
Не из окружения ли этого умницы купи/продай
диаконишки Андрея Кураева?.. Но высказываясь об
Оригене, не забывай слов твоего Господа и Бога
твоего - Христа. Он-то рекомендовал оскопления
всерьёз (Боги шуток не поминают и шуток страшно
не любят. Советую тебе с Богом не шутить.) без
какого бы то ни было сожаления. Красиво говорил, -
как Бог! Разделаешься под орех с приведенными
мною сомнительной моральности библейских
поучений, тогда бери за барки самого Иисуса
Христа. Я обвинил его в незнании Библии. Да,
Христос не знает Библии! Я обвиняю!! Ну, так
оправдай его, защити бедного недоумка, который
цитирует то, не зная что. Я принимаю твой вызов, а
Христос ждёт твоей защиты. Если у тебя сильно упование на божью
помощь, то постарайся опровергнуть меня,
безбожника, и доказать с божьей помощью, что
никаких нелепостей и противоречий в Библии нет.
Возьми хотя бы того злополучного Ахаза, который
согласно утверждению Библии был на два года
старше своего родного отца. Да у меня в лекции
таких библейских противоречий - как в горсти
бисера. И все указанные мной библейские
противоречия - убийственны для здравого ума.
Спаси умы своих единоверцев! А после этого переходи, вслед за
логикой моей лекции, к пророческим ахинеям. Я же
не только на социологическом примере (а
социология - это же твой конёк в науке!) показал
невозможность сражения многомиллионной армии
при Мегидо, о чём и пророчит и говорит Библия; на
основании самой Библии показываю несбывшиеся
пророчества ( их там - тьма!). Вот читай, разумей
хоть своим верующим умишком и что-то по существу
лепечи в ответ. Любой твой лепет, по существу,
сочтётся и мной, и посетителями сайта за дельный
разговор. А ты что делаешь? Переключаешь наш
разговор на другие темы. Эдак мы ни о чём и не
поговорим. Правда, те разговоры, на тему которых
ты сбежал, разговоры серьёзные. Но о них надо
говорить серьёзно. Отдельно. Основательно. И
только по теме, по существу. О существовании Бога
- отдельно. О качества этого Бога - отдельно. О
причинах множества религий, церквей и сект -
отдельно. Нельзя же так: не закончили речь о
Библии - бегом до инженерной генетики. Я 18 лет
работаю профессором в аграрном Университете. Все
мои студенты живут в научной атмосфере этой
генетики. А старый профессор вынужден, по
Есенину, "задрав штаны, бежать за
комсомолом". И к твоему сведению, инженерная
генетика - это наука прикладная от общей,
теоретической генетики. А генетика вообще, не
нечто враждебное эволюционной теории, а её
составная часть. Ну, обратись же ты к Довкинсу, я
тебе его Интернетовский адрес дал. Услышишь об
эволюции, генетике, происхождении человека из
уст первого светила зацепленных тобой вопросов!
А ты к кому обращаешься? К попам да святым отцам.
М-М-Да-а-а... Отцы святые - больш-о-ой авторитет! А
как же?! Они ведь в пустыне сидели, питались
акридами (саранчой, кузнечиками) и диким мёдом
(Матфея, 3:4; Марка, 1:6); они в пустынях с диаволами
боролись и одерживали над ними чистую победу,
прямо-таки - нокуатировали нечистую силу. Это
тебе не в Ленинке просиживать, не лекции долбить,
не в лабораториях ковыряться. Они диаволов
побеждали в своём разгоряченном сознании! А раз
так, то какое ещё доказательство их научного
авторитета вам нужно?! Святой Пахан сказал - и
баста! Пахан знает, что говорит. Его слова от Бога.
Только смотри, Серёженька, на того ли ты Пахана
поставил? А вдруг твой Пахан не патентованный
Жулик? А вдруг твой святой Пахан даже - не вор в
законе? Ты там на досуге хорошенько присмотрись к
своему святому советнику, который помогал тебе
увиливать от разговора по существу. Возможно, это
ты сам додумался до этих извечных поповских
виляний в сторону. Сам? Ну, тогда ты далёко
пойдешь. Но иди только через православную
церковь. У тебя есть такой дар от природы, который
найдёт свое надлежащее применение на церковной
ниве. Бросай эту постылую тебе социологию. Иди в
Семинарию, Духовную Академию... Станешь архиереем
типа защищаемого тобой Никона Екатеринбургского
и в удобное время повторишь его классическое
обращение к Всевышнему: " Бог! Ты - кто?, -
"молчит, не даёт ответа" (Гоголь в блестящем
абзаце о Русской Тройке). - А я - Епископ!" Кстати. Ты говоришь, что у меня нет
доказательств, что Никон такой сякой. Ты, что?, и
статей о Никоне, читая, не читал. И есть же у
людей такой талант от Бога! В материалах о Никоне,
с которыми ты, по твоим же словам, знаком,
перечисляются имена бандюг, таких же педерастов,
как и сам Никон, имена пострадавших от педераста
Никона семинаристов, указывается о
знаменательном присутствии Никона на приёме
местной элиты у губернатора Росселя, говорится
об избиении Никоном попов в присутствии
официальных чинов городской администрации... И
много-много конкретики, с фактами, именами,
датами, подписями. Тебя не удивило свидетельство
о том, что Никон своего напарника
гомосексуалиста за три дня сделал архимандритом?
Что только в сане архимандрита этот наперсник
святого педераста впервые приблизился к
церковному престолу? И ты считаешь, что
достоверность этих сообщений должен проверять
только я да мне подобные. Вот, когда это будет
установлено через суд, вот тогда, по твоим словам,
педерасты Священного Синода может быть выгонят
Никона. "Может, - выгонят, а может и - нет", -
говорил один цыган. А почему все это должен
устанавливать я? Меня это не печёт и не греет. По
моим меркам, содом и гомор среди монашествующего
духовенства - явление причинное, неизбежное,
объяснимое, всеобщее. Я эти причинные объяснения
излагал тебе в предыдущем письме. Поведения
Никона тебя и таких, как ты, олухов Царя Небесного
должно интересовать. А если ты считаешь, что всё
это в церкви терпимо ( а может быть и желательно),
но тогда и будь в своей церкви. А мне ближе до душе
слова Ломоносова, которого однажды допекли на
придворном приёме. Он встал и сказал: "Я не хочу
быть Олухом Царя Небесного не то что за столом Её
Императорского Величества (Елизаветы), но и в раю
за столом самого Господа Бога". И ушёл!
Ломоносов ушёл. Его пример тебе не заразителен? Ну, как же ты умудрился не заметить, что
духовное учебное заведение в Екатеринбурге
закрыл не Никон (для него набор в семинарию был
набором мальчиков для употребления), а
Патриархия? Ты что, "рассеянный с улицы
Бассейной"? Так это ты так и мою лекцию читал?
Об чём тогда у меня с тобой может идти разговор.
Может тебе наряду с защитой православия надо
поправлять... свою рассеянность? Ты защищая от "наветов" Никона,
говоришь о моей научной некорректности в
принятии на веру слухов о Никоне, в то же время
начинаешь себе домысливать меня. Я о себе писал в
книжице "Почему я перестал верить в Бога",
которая вышла в 1959 году, переведена на многие
языки, издана за границей в большинстве
христианизованных стран. В отличие от Библии, о
которой мы с тобой намеревались говорить, в моей
книге все - абсолютная правда, достоверные факты.
После опубликования моей книги ни один поп, даже -
твоего отшиба, не сказал ни слова об
искажении мною фактов. Прочитай мою брошюрку -
тогда поговорим. Но ты читать её не будешь. Тогда
я скажу вкратце. Я был глубоко верующим человеком.
Талантом меня Бог не обидел и этот талант в
молодости я весь принёс на алтарь божества.
Поступил в Одесскую Семинарии в 17 лет. Закончил
4-х годичную семинарию за 2 года. По-стахановски,
что ли? С отличием. Вторым по списку. (Первым, по
все статьям, был мой лепший друг и по семинарии, и,
до его женитьбы, по духовной академии, Костя
Тивецкий.) Потом 4 года учился в Московской
духовной академии. Окончил с отличием, вторым по
списку. Первым был Костя Нечаев, он сейчас -
митрополит Волоколамский Питирим. Но Костю на
первое место уже на самом выпускном акте двинул
сам патриарх Алексий Симанский. Но по моему и
всего нашего курса признанию, первым студентом
имел полное право быть Герман Иванович
Шиманский. Он до поступления в духовную академию
был аспирантом третьего года обучения в МГУ. Это
был (он уже умер) прекрасный, глубоко верующий,
гуманный, ко всем доброжелательный человек. Но
чем-то он не подошёл Чёрному Человеку (Вспомни
предсмертное стихотворение на эту тему Есенина.
Для меня, Черный Человек, Чёрные люди - одетые в
монашеские одеяния архиереи православной
церкви). По всем правилам вторым был я. Третьим
был Серёжа Петров, с которым мы держали личную
дружбу все годы обучения в МДА. Серёжа умер
митрополитом Одесским и Херсонским. И только
четвёртым МДА назначила быть Герману Ивановичу
Шиманскому. Ну, а дальше пошли - исчезнувшие в
поповском болоте мои соученики. Правда, Алексей
Буевский работал клерком в Иностранном отделе
Московской патриархии. Учился слабо. Но он был
клерком и до поступления в МДА, и во время учёбы
(без отрыва от служебного стола) и после
окончания МДА остался в том же чине. У нас во всех
было подозрение, что он, Алёша, направлен в
Патриархию органами КГБ. При нём мы не вели между
собой откровенных разговоров. На курс раньше
меня окончил МДА (Московскую Духовную Академию)
Николай Павлович Иванов. Мы с ним дружили еще во
время обучения, а потом год работали на равных
преподавателями в Саратовской Духовной
семинарии. Из газет Московской патриархии узнал,
что Николай Павлович потом стал приходским
священником в Москве (или Московской области),
что-то там писал на какую-то богословскую тему. Но
с точки зрения православия он был еретиком. Не
признавал вечных загробных мучений. Защищал
лейбницевскую теодицею - учение об отсутствии
зла... И вообще был оригенистом (если читатель
знает, что это значит. Это последователь стиля
мышления Оригена, который офилософствовал Бога;
Библию воспринимал как аллегорическое сказание;
отвергал примитивную веру, образца веры
приходских старушек да нашего Сергея Королёва).
Николая Павловича в церковном мире не любили и к
преподавательской работе в МДА так и не
допустили. На первом курсе МДА я учился вместе с
Митей Дудко. Он стал потом всемирно известным
отцом Димитрием Дудко. Митя писал стихи. А этим и
я некогда баловался. Мы с Митей сошлись. Стихи его
- прелесть. Дудко ещё в наше общее время
встречался с московскими писателями и имел
поддержку от самого Твардовского. Это - точно. Это
- правда. Но к концу первого года обучения в МДА
Митя Дудко исчез. Только через месяц мы узнали,
что его КГБ посадил... Узнали через пару лет, что
на 10 лет. За что и про что - никто не знал. Теперь я
знаю за что. Не было на него клеветы, не было
доносов. Митю все любили и лелеяли, как поэта.
Митя во время оккупации Смоленской области
издавал фашистскую антисоветскую газетёнку. Его,
просто, после долгих поисков нашли те, кто его
искал. И его вера, его поведение в МДА к этому не
имело никакого отношения. Митя Дудко вынес до
конца наказание. Вернулся в МДА. Я к этому времени
успел стать кандидатом богословия, проработать
год в Саратовской семинарии, порвать с религией,
окончить 10 классов (до поступления в семинарию я
имел 8 классов образования), Одесский
кредитно-экономический институт и быть уже
студентом 4-го курса философского факультета
Киевского Университета. А в это время, через 6 лет
после своего разрыва с религией, я выступил в
Комсомольской Правде со статьей "Почему я
перестал верить в Бога". Митя откликнулся на
мою статью и между нами завязалась короткая
переписка. Мы по-хорошему и спокойно выяснили
свои положения и мирно разошлись. Митя потом
прославился своими страстными выступлениями
против Советской власти, в защиту свободы
совести и с публичными осуждениями преступного
сотрудничества церковных верхов с КГУ, в их
содействии партийной власти осуществлять её
атеистические планы. Митя бил своих врагов
конкретнейшими фактами, своим поэтическим даром
и горячей верой. В проблемах мировоззрения, веры
он, конечно, ошибался. Но ему никак нельзя было
отказать в литературном таланте и искренности. В
своих публикациях он несколько раз вспоминал
меня. Добрым, объективным словом, что вовсе не
создавало мне уют "в нашей буче, боевой
кипучей" (Маяковский), куда я с головой
окунулся. Ты, Сергей, измышляешь меня стукачом и
прочей сволочью в житейском море православной
церкви. Мыслить по-больному не запретишь. Но я всё
время, от первого до последнего дня был примерным
членом православной церкви. Вот с самой верой
было сложнее. В семинарии и первых два курса МДА я
был глубоко верующим человеком. Перед разрывом с
церковью - стал убеждённым атеистом. Но поведение
моё до последнего дня было в рамках церковного
приличия. Никто из моего бывшего церковного
окружения, соучеников не бросил вслед мне камень.
Этих камней за мной просто не было. Когда я был
верующим, то не мог себе позволить
неблагообразного поведения. А когда в мою душу
закрались сомнения, то я не имел возможности
заниматься какими-то благоглупостями. Я молился,
просил Бога укрепить мою веру, развеять сомнения,
но и читал, учился, искал...
Молился-читал-читал-читал. Всё читал: Библию,
Толкование на Библию, Святых Отцов, православных
витий и апологетов, философов и прочая и прочая и
прочая. От борения духа я был невесел Читал,
узнавал и хмурился... Меня семинаристы и студенты
академии в то время прозвали "Хмурым
философом"... Ах, да. О КГБ забыл. Да, органы КГБ
шуровали среди нашего бурсацкого брата и
вынюхивали, кто чем пахнет. Вот Митю Дудко взяли и
посадили. А больше, кого из бурсаков сажали КГБ, я
не знаю. Во всяком случае с моего курса, - никого.
Да я и не очень интересовался этим. Я с Богом - и
всё другое меня не интересовало. "Я с Богом, а
все остальное мне - до фени", - как сказала бы
современная молодёжь, по-своему обогащая русскую
речь проамериканским жаргоном. С
преподавателями были кагэбешные приключения.
Одного из них не пускали ближе сотого километра к
Москве. Такой днём читал у нас лекцию, а спать
ехал за сотый километр. Были и другие неувязочки.
Но на то и был КГБ. Они всё в своё время видели, и
попов нынешних и будущих окидывали зорким
глазом. Они, может быть, не без основания считали,
что за попами нужен глаз да глаз. Мы чувствовали
глаз КГБ, но не так-то уж и трусили. Ребята из КГБ
смотрели в будущее. И если они уж примечали
кого-то из перспективных в церковном мире, то
покладали на него глаз и заради самого принципа
или делали его своим агентом, или устраивали
ему... весёлую жисть. Какую именно "Жисть"? - А
разную! КГБ на выдумки хитер. Вот Мишу Денисенко
(нынешнего Патриарха Украинской автокефальной
православной церкви. Я говорил о нём в предыдущем
письме) за упорный отказ от сотрудничества с КГБ
обвинили в педерастии с монахами и приготовили
материалы в суд. С документами, со свидетелями, со
статьями и всем тем, что для этого требовалось.
Для сохранения чести МДА КГБ порекомендовал
ректорату исключить такого сякого педераста из
академии... Бедного Мишу исключили, и он вынужден
был сдаться на милость... монахам. Его приютили в
монастыре, где он потом принял монашество. А ведь
Миша Денисенко собирался стать скромненьким
приходским священником на родине - в Донбассе. И
невеста, будущая матушка, у него уже была
наготове. И не было бы у Миши Денисенко высокого
церковного чина, так несчастье помогло! В КГБ сидели люди с головой. Они не
всякую непотребщину гребли в свою агентуру. Они
разбирались в людях. И на Мишу Денисенко они
напали не за так. Они прозорливо видели в нём
видного церковника. Вот и надо было хапануть его
ещё неоперившимся. Тут же хочу сказать, что все
без исключения архиереи советского периода были
агентами КГБ. Одних оно, КГБ, прозорливо сделал
своими агентами ещё задолго до их епископства.
КГБ не был неблагодарным. Он своей мощной рукой
продвигал вверх по церковной лестнице своих
агентов. И ещё хочу сказать, что КГБ не засылал
своих агентов в церковный мир, он этих агентов
находил уже среди наличного церковного мира. Так,
оказалось, что всеми нами уважаемый, интеллигент
до мозга костей Костя Нечаев, нынешний
митрополит Волоколамский Питирим, был
патентованным агентом КГБ и имел специальную
агентурную кличку "Аббат", моему
украинскому земляку Миши Денисенко (Филарету)
КГБ, сломав его упорство, присвоил кличку
Антонов. Нынешний патриарх Алексий Второй с
семинарской скамьи вплоть до посвящения в
патриархи и разгона КГУ был одним из лучших
агентов КГБ под избранной им самим какой-то
библейской кличкой: то ли "Азазель", то ли
"Аггел" (Не путать с библейским Ангелом).
[Если есть желающие уточнить кагэбешную кличку
нынешнего патриарха, они имеют возможность за
уточнениями обратиться или к самому Алексею
Второму, или к отцу Глебу Якунину - весьма
известному и популярному в Москве православному
протоиерею.] В одном из своих выступлений
Патриарх Алексий всё сказанное выше, без
конкретики, признал публично. Не мог же он
опровергнуть документы КГБ, которые попали в
руки отцу Глебу Якунину и были опубликованы им.
Часть архиереев вербовались в агенты КГБ перед
их посвящением в высший церковный сан. Ни один
епископ не стал епископом, не будучи уже агентом
КГБ. Потрясите хорошенько хотя бы членов
Священного Синода Московской патриархии, - из под
каждого выпадет на всеобщее обозрение
удостоверение агента КГБ! Правда, не всех студентов Семинарий и
Духовных академий гребли в агенты. Это было бы
бессмысленно. А ребята в КГБ, я с ними общался уже
в моём ранге кандидата философских наук, как
эксперт по религиозным делам (какого
религиозного направления литература? Какова
ценность изъятой иконы? Каков смысл религиозной
листовки? К какому течению принадлежит то или
иное поучение? Кто такие малёванцы?..) вовсе не
бессмысленные дураки. Они свою службу знали. А мы
в МДА, со своей стороны, знали, кто уже завербован
в агенты КГБ, кого вербуют, кто ещё чист. А что
касается меня... Я и не знаю, чем оправдываться. Но
я, по-видимому, не представлял интереса для КГУ.
Они меня, конечно, знали, просвечивали. А я был в
их глазах сначала верующим придурком, а потом -
зарывшимся в фолианты книжным червем, затем -
мрачным философом. В глазах КГБ я был для них
ничем. Ничем в церкви, ничем и вне рамок церкви.
Будь я агентом КГБ, то они меня или бы не
выпустили из церковного мира, или выпустили с
определённой для них целью. А я не представлял
для них интереса ни в церковном мире, ни
порвавший с религией. Я уже говорил, что после разрыва с
церковью пришёл работать в свой родненький
колхоз. Как к этому отнеслось КГБ? А никак!
Партийное и советское руководство села и района
приняли меня недоброжелательно. Второй
секретарь Райкома партии всячески старался
помешать окончить мне 10-ый класс средней школы,
запретил выдать мне золотую медаль за окончание
Средней школы, хотя и не смог помешать проставить
мне Отлично по всем предметам. Без золотой медали
со всеми отличными оценками я побежал поступать
на философский факультет МГУ. Сдал два
вступительных экзамена (Географию и английский)
на "5". Но проведали про это парни из КГБ (у
них был штаб во всех вузах), поговорили с деканом
философского факультета. Декан, известный доктор
философских наук, профессор Молодцов разыскал
меня на очередном экзамене и вызвал на ковёр.
Поговорили. Он расчувствовался и по-отечески
посоветовал: "Евграф. Забирай документы из МГУ
и поступай в какой-нибудь технический вуз. Или
где большой недобор. А тебя в МГУ ни за что не
примут. Ну как я возьму на философский, партийный
факультет бывшего попа и откажу в приёме
секретарю обкома или райкома комсомола. Меня там,
где надо, неправильно поймут. Да и никто не
разрешит принять на философский факультет
кандидата богословия." Забрав документы, я
побежал поступать в Киевский университет на
историко-философский факультет. Та же постановка
КГБ несколько в другой режиссуре. Вызвал меня
председатель факультетской приёмной комиссии
Владимир Карлович Танчер - мой будущий научный
руководитель, с которым мы потом много вместе
потрудились на атеистической ниве.
Посочувствовал и так же по-отечески посоветовал,
пока не поздно, прервать сдачу вступительных
экзаменов и искать другой вуз. Так, с очередными
приключениями я пробился в Одесский
кредитно-экономический институт. Не буду
рассказывать о том, как я все-таки взял приступом
философский факультет Киевского университета.
Но продолжу. После моего выступления в
Комсомолке, где в то время бал правил зять
Хрущева, талантливейший журналист Алёша Аджубей,
после дошедших до парт номенклатуры устных
доброжелательных отзывов обо мне Самого Никиты
Сергеевича... После заявления о разрыве с верой в
Бога профессора Ленинградской академии Никита
Сергеевич в своем очередном выступлении в
присущем ему стиле "Кузькиной матери"
сказал: "Я покажу вам по телевизору последнего
попа!". У меня за спиной пошептались. А
настороженное отношение ко мне осталось. После
окончания Киевского Университета мне, единственному
на весь университет, не дали направления на
работу. Это было нарушением действующего закона.
Я просил направить меня на работу хотя бы
учителем начальных классов. Но где-то там было
другое мнение... Через три года работы референтом
в областном Обществе "Знания" решил
поступить в аспирантуру. Три раза сдавал
вступительные экзамены на "отлично" и меня
три раза безо всяких оснований и объяснений в
аспирантуру не принимали. В Одесском кредитно-экономическом
институте я вступил в комсомол. Но в
Коммунистическую партию я вступил только тогда,
когда уже был кандидатом философских наук (Я -
единственный за годы советской власти
беспартийный, который получил учёную степень
кандидата философских наук) и работал доцентом в
Киевском педагогическом Институте. А с партией...
Я задолго до разрыва с религией стал разделять
коммунистические идеалы устройства
общественной жизни. Не случайно творцами идей
коммунистического общества был люди верующие.
Первым - философ-идеалист Платон. Потом.., Напряги,
Серёженька, свою социологическую память и давай
вспоминать вместе. Томас Мор со своей
"Утопией". Томаса Мора католическая церковь
провозгласила святым. Вот как! Потом
доминиканский монах Томазо Кампанелла, которого
18 лет держали в подвалах католической инквизиции
за самомнение. Но католическая церковь
одобрительно отнеслась к его коммунистическому
проекту устройства общественной жизни.
Произведение "Город Солнца" Кампанелла
написал под присмотром инквизиторов.
Инквизиторы свели в могилу мудреца, но книгу его
сберегли для благодарных потомков. Работа
виднейшего социалиста, предшественника
марксистской концепции коммунизма как
называлась? "Новое христианство" (1825).
Философская концепция Фурье вся держится на
фундаменте религиозного миросозерцания. А кто,
по-твоему, Серёженька, сказал: "Религия - опиум
народа"? Думаешь, что это сказал Маркс. Маркс
этого не говорил. Ленин в приписывании этих слов
Марксу ошибся, на что были свои причины. Слова
"Религия - опиум народа" сказал английский
чартист, виднейший христианский социалист и
англиканский священник Чарльз Кингсли, Kingsley (1819 -
1875). Карл Маркс был лично знаком с Кингсли,
сначала обменивался с ним мнениями, а потом вел
полемику. Правда, это была марксистская - резкая,
тёрпкая и... беспощадная полемика. Маркс
осознавал свою излишнюю резкость, но в своё
оправдание всегда говорил: "Кто не умеет
ругать, того и похвала ничего не стоит". Маркс
задумал было написать статью или брошюру. А может
быть и книгу под названием: Критика гегелевской
философии права". К этой работе он в черновике
написал только "Вступление". Здесь в
черновом варианте, да к тому же в
тезисно-афористическом изложении своих мыслей,
Маркс воспользовался широко известным во всей
Европе и ставшем уже всенародным обезличенным
афоризмом Кингсли: "Религия - опиум народа".
Эта работа не предназначалась самим Марксом к
публикации и при его жизни не издавалась. Это уже
после смерти самого Маркса, сражённые его
гениальностью последователи, которых при жизни
сам Маркс и Энгельс называли "попами
марксистского прихода" стали превращать
сочинения, вплоть до черновых записок, Маркса в
священное писание. Из этого чуждого духу
марксизму марксистского Священного писания
выражение "Религия - опиум народа"
превратилось в выражение Маркса и даже, как
неосмотрительно выразил своё личное мнение в
определённой исторической обстановке в
"Краеугольные камень отношения марксизма к
религии", что принесло много вреда и религии и
марксизму и коммунизму. А во время моего пребывания в лоне
православной церкви на международной арене
процветал христианский коммунизм. Виднейшим
представителем его был настоятель
Кентерберийского собора в Англии Хьюлет Джонсон.
Я его видел, своими ушами слушал. У меня есть его
книга, которая переведена и на русский язык. У нас
в МДА до начала 50-х годов учились священники -
болгарские "чистокровные" коммунисты
марксистского типа. По социальным убеждениям я
ещё тогда стал христианским коммунистом. В
коммунистическую партию я вступил в силу своих
глубоких социальных и мировоззренческих
убеждений. Я и сейчас по своим социальным
воззрениям - коммунист. Но об этом в другое время
и в другом месте. Хочу только оговорить себя: я не
член той партии, которая развалила великую и
красивую страну. Вместе с той партией я потерпел
сокрушительное личное поражение. Хотя по своим
внутренним составным процессам КПСС была
обречена на развал. Развалившись при активнейшей
внешней и внутренней помощи, КПСС потянула за
собой в бездну небытия и СССР, а возможно, и все
народы восточных славян... У членов КПСС должно
быть мужество признать своё сокрушительное
поражение. Если будущие марксистские коммунисты
( а в области социологии чего-то лучшего, чем
марксистский коммунизм человечество ещё не
придумало) извлекут уроки из своего поражения ( и
не только из поражения, но и другой массы
естественных просчётов), - они найдут своё место в
истории и жизни человечества. По-моему, нынешние
коммунисты из числа бывших капээсэсников в
России и Украине на столько помяты, побиты актом
развала СССР, что они сейчас состоят из того
материала, который... ни на что не годный. Это моё
личное мнение. И вряд ли за мою жизнь это мнение
будет опровергнуто. Горько говорить, но к ним на
100% приложимы слова о возвратившихся во Францию
после свержения Наполеона Бурбонах, которые за
время революционных событий "Ничему не
научились и ничто не забыли"... А ты, Серёженька, пишешь, что я лекций в
МДА не посещал да на своих товарищей по вере
стучал. Ты бы в моих условиях постучал. Я стучал
зубами от напряжения: от усилий справиться
сначала с Богом, а потом - с КГБ. Только на это меня
и хватало. Мой жизненный путь подходит к концу. Я
не могу вслед за множеством значительных людей
сказать: "Если бы мне предстояло начать жизнь
снова, я бы начал, как начал" (Незабвенный
Феликс Эдмундович). Я бы свой жизненный путь так,
как я его начал, не начинал. Но тем не менее, мне за
свою жизнь и перед другими (я никогда другим не
врал, не обманывал; всегда с другими был
искренен), и перед самим собой не стыдно. Я прожил
счастливо. "В борьбе и тревоге Не стой на
дороге"... Хотя я сам для себя - противный
человек. Я бы такого, как я, никогда не терпел бы
постоянно при себе. И как меня до сих пор терпит
жена, терпит дети, терпят внуки? Сам диву даюсь! Да
не только в семейной жизни. Я и на работе, в
рабочем коллективе - не конфетка. И откуда у меня такой самомазохизм? Не
от природы же, не врождённый. Это, по-видимому,
рецидивы церковно-христианских покаяний да
приступы самобичевания, которые так к лицу
гнилой русской интеллигенции. Вот, Серёженька, пока всё. Вывернул
перед тобой, как на исповеди, свою душу. Твоя
Гульчатай открыла тебе своё личико. А ты?
"Гульчатай, открой своё личико". Или у тебя
совсем нет своего лица, а ты пялишь на себя маску
какого-то богослова-недотёпы? Будь умничкой,
Серёженька! Двигайся вперёд. Не стой на дороге, а,
как пламенно сказал Буревестник русской
революции, - "Всё вперёд и - выше! Все в вперёд и -
выше!!" (Горький). Евграф Каленьевич ДУЛУМАН.
[ 2 письмо
Королева][ 3 письмо профессора]
[ 3 письмо Королева][ 4 письмо
профессора]
[ 4 письмо Королева ][5
письмо профессора]
[ 5 письмо Королева ][6
письмо профессора]
[Ринг]
[ 1 письмо
Королева ][1письмо профессора][ 2 письмо профессора]
[ 2 письмо Королева][
3 письмо профессора]
[ 3 письмо Королева][ 4 письмо
профессора]
[ 4 письмо Королева ][5
письмо профессора][6 письмо
профессора]
[Ринг] [ А-сайт]