Проф. Дулуман Е.К. -
доктор философских наук,
кандидат богословия

Туринская Плащаница:

Историческая правда вместо "чудес" вокруг да около

3 часть.

СОДЕРЖАНИЕ:

10. Она всего 428 лет – “Туринская”.
11. Исторические условия появления Туринской Плащаницы.
12. Туринская плащаница появилась в Лиреи.
13. Туринская плащаница с момента ее появления была признана подложной.
14. Туринская плащаница – частная собственность семейства де Шарни.
15. Туринская плащаница переходит в собственность Савойских королей.
16. Фотография обнаруживает “чудо” на Туринской Плащанице.
17. Сенсационные заявления и противоположные выводы об изображенном на Туринской Плащанице теле покойника.
18. Туринская Плащаница как мощный толчок к разоблачению веры в Бога.
19. Статья Католической Энциклопедии о Туринской Плащанице. (Полный перевод).
20. Заключение и переход к следующему разделу.

10. Она всего 428 лет – “Туринская”.

Современное название плащаницы “Туринская” происходит от места ее нынешнего пребывания. С 1578 года она была перенесена в город Турин, который является ее местом официального и, почти, безвыездного пребывания за последние 428 лет. 400-летний юбилей Туринской плащаницы отмечался в 1978 году… Но обо всем этом – ниже. А сейчас начнем рассказ с первых дней появления этой плащаницы в католическом мире.

11. Исторические условия появления Туринской Плащаницы.

Эти дни были трагическими в истории Западной Европы, особенно для Франции. Французские короли попытались перенести центр католичества из Италии во Францию и учредили в своем городе Авиньоне папский престол. Началось так называемое “Авиньонское пленение пап” (1309 – 1377). В результате не доведенной до конца операции католическая церковь раскололась на два центры. Современная католическая историография авиньонских пап считает антипапами, но со своей истории их не выбрасывает. В конце концов Франция настроила против себя все страны католической Европы и вынуждена была, ослабевшей, отступить.

В 1337 году началась Столетняя война между Англией и Францией, окончившаяся только в 1453 году. Первые десятилетия Франция терпела поражение за поражением: при Слейсе (1340), при Креси (1346), при Пуатье (1356). Параллельно с этим на континенте разразилась эпидемия чумы, унесшая жизнь сотни тысяч французов. Из-за неимения ничего другого французы от мала - до велика, от королей - до простолюдинов все свои надежды стали возлагать только на Бога. Горячее стали молитвы, усилились слепая религиозность, поползли доверчивые слухи о новоявленных чудодейственных реликвиях.

12. Туринская плащаница появилась в Лирее.

Среди таких реликвий в 1347 году во владениях графа Джоффри де Шарни (Geoffrey de Charny) в деревянной церквушке селения Лирей ( Lirey ), за полтора сотни километров от Парижа, была выставлена для поклонения Плащаница – “подлинные” погребальные одежды Иисуса Христа. Из близлежащих селений потянулись вереницы паломников, штат обслуживающих церковь в Лиреи священников увеличился из одного до семи.

Плащаница представляла собой кусок полотна размером, примерно, 410см. на 140 см. Говорилось, что на полотне - по аналогии с Платом Вероники - осталось изображение всего тела умершего Иисуса Христа. И в самом деле, паломники видели на предлагаемом им полотне двойное изображение тела мужчины: со спины и спереди; двойной головой в центре - слитно, а ногами - в противоположных концах. Зрители могли заключить, что Иисус Христос был не завернут в полотно, а что под его тело полотно только подложили с ног до головы, перегнули свиток полотна через голову покойника и, затем, покрыли им же сверху от головы до самих ног.

Говорилось, что эту реликвию привез в Лиреи местный рыцар-крестоносец (по другой версии, говорят – “Солдат удачи”) из Константинополя. Для паломников говорилось, что эта плащаница только сейчас, в 1347 году, была “перенесена” из Константинополя. Позже, уже в 16 столетии начали говорить, что это была та плащаница, которую видели крестоносцы в Константинополе в 1204 году и тогда же “тайно вывези с собой” во Францию.

С тех пор и до наших дней о нынешней Туринской плащанице изобретались и распространялись все новые и новые слухи, за которыми, просто, невозможно с полной достоверностью уследить; невозможно и пересказать все эти “говорят”. Говорят, говорят – ну, и пусть говорят. Мы дальше будем излагать только основанную на строгих документах и фактах историю нынешней Туринской Плащаницы. (В скобках заметим, что среди дошедших до нас вариантов исторических документов о Туринской плащанице имеются некоторые незначительные расхождения, которые мы не в силах устранить. Эти расхождения не существенные для нашего исследования. Но чтобы не сеять у верующих подозрений, я буду четко придерживаться тех документов, которые в изобилии, чуть ли не по дням, приводятся яростным защитником подлинности Туринской плащаницы Яном Вильсоном (Jan Wilson) в его неоднократно издаваемых трудах: “История Плащаницы” (Shroud History) и “Священные лица, тайные места” (Holy Faces, Sekret Places”), разбавляя в некоторых местах эти данные, сообщениями, которые берутся нами исключительно из католических источников, ссылками на общеизвестные исторические события.

13. Туринская плащаница с момента ее появления была признана подложной.

Итак, начнем из первого дошедшего до наших дней документа:

10 апреля 1349 года после окончание эпидемии чумы и в условиях продолжения 100-летней войны граф Джоффри де Шарни обратился к папе Клементу VI (1342-1352) - француз, Пьер Роже, по происхождению, добровольно переехавший из Рима в Авиньон - с просьбой: “в ознаменование удачного побега графа из английского плена, избавления французов от только что закончившейся эпидемии чумы” построить в Лиреи каменную церковь в честь святой Девы Марии и в благодарность Святой Троице и разместить в будущем храме имеющуюся в собственности дома де Шарни Плащаницу Иисуса Христа”. Де Шарни писал, что он владеет той плащаницей, которая некогда пребывала в Константинополе.

Как эта Плащаница “из Константинополя” попала к де Шарни, граф не расписывал. Но в то время ходили слухи, возможно, инспирированные самим графом де Шарни.… Говорили, что Плащаницу граф приобрел то ли у рыцаря крестоносцев, то ли у какого-то “Солдата удачи”. Но это совершенно невероятно.

Во время 4-го крестового похода отважные и благочестивые рыцари нанесли “дружественный визит” Константинополю, разворовали все его церковные святыни, опустошили весь город.

(Попутно скажем, что греческая православная церковь до сих пор не забыла катастрофического набега на Константинополь вояк католической церкви. Сейчас идет интенсивный диалог между католической и православной церквами о воссоединении. Нынешний константинопольский патриарх Варфоломей, моральный глава так называемого “Вселенского Православия”, требует от католической церкви покаяния, признания своей вины за разгром Константинополя и грабеж православных церквей участниками 4-го крестового похода, в том числе за воровство у православных нынешней Туринской плащаницы.)

А теперь вернемся к заявлениям графа де Шарни папе римскому. Граф в письме к святому отцу сочинял небылицы о своей плащанице. От времен 4-го крестового похода до времени “обретения” графом Плащаницы в Лиреи прошло более 120 лет. На протяжении 120 лет эта “приобретенная в Константинополе” Плащаница не могла быть пребывать в полном забвении, - не мог ее владелец не пустить своей реликвии в оборот. Детали объяснений графа папе римскому не сохранились, но в исторических документах зафиксированы разговоры о появлении плащаницы у французских графов. Говорилось, что до “обретения” графом Плащаницы, ее выставлял на поклонение и зарабатывал себе на пропитания некий анонимный “Солдат удачи”. Но такого не могло быть. Невероятно, чтобы свирепствующая средневековая католическая инквизиция десятилетиями мирилась с тем, что вот таку-у-у-ю Святыню позволяет себе держать в руках какой-то мирянин… Нет-нет, по тем временам это совершенно исключалось. Скорее всего де Шарни собственной персоной заказал сделать ему, графу, такую необычную реликвию, какой стала потом Туринская плащаница. Что это было именно так, мы увидим из последующих документов и современных исследований. А теперь продолжим.

Ответ папы Клемента VI графу де Шарни в документах не сохранился. Можно предположить, что устно или письменно папа удовлетворил просьбу графа де Шарни. Во всяком случае церковь была построена и освящена.

В 1355 году в каменной церкви Пресвятой Богородицы городка Лиреи на поклонение паломникам была выставлена Плащаница. Граф не поскупился на рекламу и выпустил в честь этого события медали. Одну из них и сейчас можно увидеть на стенде Клюнийского музея в Париже. В Лиреи хлынули паломники, а с ними и доходы графскому дому де Шарни, что совсем не понравилось Его Преосвященству Генри, епископу города Труа, в церковном юрисдикции которого находилась лирейская церковь. Как только епископ Генри удостоверился в справедливости слухов, он в том же 1355 году обратился с Окружным епископским Посланием (D'Arcis Memorandum) к верующим своей епархии, в котором объявляет будущую Туринскую плащаницу фальшивкой и приказывает святотатственную подделку убрать из храма. Священнослужители церкви в Лиреи подчинились приказу своего епископа только наполовину: они убрали плащаницу из глаз верующих в серебренный ковчег (по-русски – “в раку”), но продолжали выставлять ее на поклонение своим прихожанам только перед Пасхой в Страстную пятницу, - в день смерти и погребения Иисуса Христа. Епископ Труа не имел ни права, ни физических возможностей принудить графа Де Шарни к четкому исполнению предписаний своего Послания, Меморандума.

19 сентября 1356 года граф Джофруа де Шарни убит в бою с англичанами при Пуатье. Через месяц вдова графа, Жанна де Верджи (Jeanne de Vergy) обратилась к регенту Франции с просьбой узаконить наследство ее мужа за его сыном Джофруа Вторым. Было выдано соответствующий декрет и таким образом вместе с имуществом своего отца его сын стал владельцем и Лирейской, будущей Туринской Плащаницы.

В ноябре 1389 года епископ города Труа Пьер, наследовавший кафедру от умершего своего предшественника епископа Генри, обратился к авиньонскому папе Клементу VII (1378 – 1384) с донесением и описанием Плащаницы, которая имеет на себе двойное изображение тела мужчины – сзади и спереди; что изображение выполнено художником – “искусстным мастером” своего дела. Епископ Пьер также сообщал, что автор рисунка на плащанице признался в содеяном, покаялся и получил от него, от епископа Пьера, прощение в своем святотатстве. Он информировал папу также о том, что Лирейская плащаница пользуется почетом у местных верующих и паломников. Решение проблемы с будущей Туринской плащаницей епископ Пьер отдавал на суд Его Святейшества понтифика Клемента VII. Но пока суд да дело епископ сам принялся за дело и начал интриговать в верхах светской власти, предлагая им изъять у де Шарни Плащаницу в пользу королевского двора. Король поддался искушению и посылает своих “опричников” в Лирею для изъятия реликвии. Сплотившиеся от мала до велика вокруг графа де Шарни и своих священников лирейцы трижды (4 августа, 15 августа и 3 сентября 1389 года) отбивают насильственные покушения. Как видим лирейцы, ну, никак не желали расставаться с ставшей доходной реликвией и живота своего не щадили для ее защиты. И графа, и священников, и прихожан церкви в Лиреи понять можно…

6 января 1390 года папа Клемент VII с учетом сложившейся ситуации пишет ответное письмо епископу Генри, в котором приказывает ему его под страхом отлучения от церкви держать в секрете тайну создания Плащаницы. В тот же день папа обращается с письмом к графу де Шарни, в котором дает разрешение на выставление в храме Плащаницы, но только с условием, что верующим при этом обязательно будет объяснено, что это – не погребальные одежды Иисуса Христа, а только…- напоминание о них.

И светскими и церковными властями Лирейская плащаница официально признается частной собственностью дома графа де Шарни. На нее уже не претендует ни королевский двор, ни католическая церковь.

14. Туринская плащаница – частная собственность  семейства де Шарни.

22 мая 1398года умирает граф Джоффри Второй де Шарни и плащаница переходит в собственность его дочери Маргариты. Маргарита после смерти своего первого мужа Жана де Бофремонта (Jean de Baufremont) выходит замуж за герцога ла Роше (Count de la Roche).

6 июля 1418 года настоятель лирейской церкви изымает Плащаницу из хранилища и, спасаясь от наступающих англичан и мародерствующих французских солдат, прячется с ней сначала в городе Гумберте, затем в крепости Монфорт близ Монбарта, останавливается в аббатстве святого Ипполита и в других укрепленных католических и французских местах. Плащаница никогда больше не возвращается в место своего появления – в Лирею. С семейством наследников Шарни-Роше плащаница побывала практически во всех странах Западной Европы. После бегства из Лиреи Плащаница выставляется наследниками по Европе только раз в году, как правило по праздникам Святой Троицы. (Ежегодные – по месяцам и числам – описания путешествия плащаницы графа де Шарни по Европе можно прочитать в упоминаемой нами книге Джона Вильсона и на упоминаемом нами Сидероме.)

Следует заметить, - это очень важно для нашего исследования, – что владельцы Плащаницы, во время своих разъездов по Европе ни разу и нигде не говорили, что принадлежащая им плащаница – это подлинный саван, в который было завернуто тело умершего Иисуса Христа. В то время в каждом католическом и православном храме была своя Плащаница. Четыре десятка владельцев таких плащаниц в окружении своих верующих высказывали претензии на то, что их плащаница – подлинный саван Иисуса Христа. В этих условиях кочующему семейству Шарни-Роше опасно было высказывать аналогичные, не говоря уже о повышенных, претензии. Их плащаница аттестовалась только как семейная реликвия. Почитатели могли отдавать предпочтение их плащанице в силу ее особого изображения – видны “отпечатки” тела! -, размеров, легенд вокруг нее и тому подобное. К тому же во время объезда Европы, владельцы Лирейской плащаницы выставляли свою реликвию и там, где в местных храмах были уже и свои не менее “подлинные” погребальные одежды Иисуса Христа.

8 мая 1443 года настоятель храма в Лирее обращается в письменном виде к Маргарите Шарни-Роше с требованием возвратить Плащаницу в место ее первоначального пребывания. По-видимому между сторонами уже были предварительные, но безрезультатные переговоры, потому что на следующий день, 9 мая 1443 года, декан церкви подает в суд на Маргариту де Шарни. Светские и церковные суды неизменно принимают решение в пользу деканов храма в Лиреи. Наконец, 30 мая 1457 года Маргарите де Роше за “незаконное” присвоение лирейской святыни отлучают от церкви и вручают ей соответствующее решение в письменном виде. Семейство графов остается непреклонным.

15. Туринская плащаница переходит в собственность Савойских королей.

7 октября 1460 года умирает Маргарита де Шарни и завещает Плащаницу своим внучатным племянникам. Очередная владелица плащаницы выходит замуж за герцога Луи Савойского, который и становится законным владельцем Плащаницы по наследству. Луи Савойский предлагает настоятелю храма в Лирее выкуп за плащаницу и постоянную ренту. Савойские своих обещаний так и не выполнили.

21 апреля 1461 года папа Павел II, по ходатайству влиятельного дома Савойских постоянным местом пребывания их реликвии объявляет Святую Часовню в Шамбери (Sainte Chapelle at Chambйry) в Швейцарии. С этого времени будущая Туринская плащаница называется плащаницей Лиреи – Шамбери. Но плащаница, по уже установившейся для нее традиции, не задерживается в Шамбери и продолжает путешествовать по Европе.

В1482 году великий итальянский художник Леонардо Да Винчи оставляет Флоренцию и в качестве гостя герцога Людовика Сфорца проживает долгих и плодотворных 18 лет в Милане. За это время в Милан с плащаницей несколько раз приезжают члены семейства Сфорца. Леонардо Да Винчи внимательно присматривается к плащанице, по просьбе владельцев – тайно реставрирует ее. (О детективном характере и мере причастности Леонардо Да Винчи к приданию плащанице ее настоящего вида мы расскажем ниже.)

14 апреля 1503 года, в день Страстной Пятницы перед Пасхой герцог и герцогиня Савойские выставили свою Плащаницу в торговом зале дворца правителя Фландрии Филиппа Красивого. Сопровождающие Савойских три епископы в своих проповедях впервые стали заверять богомольцев, что погребальные одежды Иисуса Христа подвергались испытанию: их якобы жгли на костре, вываривали в масле, несколько раз подвергали кипяченной стирке, но, как записал придворный дома Савойских Антуан де ла Лэнг (Antoine de Lalaing), “никак невозможно изменить или удалить изображения лица и отпечатков тела Иисуса на полотне”. Таким образом, дружно, в три рта, рассказанные тремя епископами небылицы о Туринской Плащанице должны были доказать ее, Плащаницы, подлинность. Сейчас этот “благочестивый вымысел” велеречивых католических епископов выдается за действительные процедуры над Плащаницей и как историческое доказательство ее чудесного происхождения. Кстати, на предложение повторить испытание плащаницы огнем, кипящим маслом или хотя бы легенькой постирушкой, ее нынешние владельцы с негодованием отвечают отказом. И еще одно кстати. Разглагольствуя дружно в три языка об испытании Туринской Плащаницы огнем, три епископа… накаркали: через несколько лет плащаница в самом деле подверглась испытанию огнем пожара. Преосвященные! Типун вам на языки!

В 1516 году по просьбе короля Франциска I из Туринской Плащаницы сделана первая копия для одной из церквей Франции. (В настоящее время известно Три копии Туринской плащаницы. Одну из них уже в этом, 2000 году, объявили найденной в Чехии. Предстоит сравнение копий с оригиналом… Ожидаются новые, неприятные для церковников, научные заключения. Дело в том, что “чудесная” Туринская Плащаница на протяжении последних 400 лет заметно изменила свой внешний вид. Но об этом – ниже.)

В 1532 году – в пожаре сгорает часовня в Шамбери, повреждается Плащаница. Реликвия находилась в ковчеге за четырьмя крышками, деревянные из них сгорели, а металлические накалились. Капли расплавленного серебра попали на ткани плащаницы, края ее обуглились.

С 19 апреля по 2 мая 1534 года няни католического ордена Бедной Клары очищают от копоти и ремонтируют пострадавшую в пожаре Плащаницу, шьют для нее два покрывала: шелковое и золотое.

7 мая 1536 года Плащаница выставлена в Милане. Видевшие ее прежде замечают и открыто говорят, что Плащаница значительно пострадала от пожара 1532 года.

14 сентября 1578 переезд плащаницы в Турин – резиденцию савойских королей, встречается орудийными залпами. С этого дня Турин стал постоянным и, почти, безвыездным местом пребывания семейной реликвии дома Савойских. В церковный обиход начинает внедрятся название “Туринская плащаница”. Группа католических епископов во главе с туринским кардиналом Чезаре Боромео (в английской транскрипции - Charles Boromeo) дают торжественное заверение, что Туринская плащаница – подлинный погребальный саван Иисуса Христа и что она никак не пострадала от пожара 1532 года..

4 мая 1647 года для поклонение Плащанице в Турин прибыло десятки тысяч паломников. Во время богослужения в кафедральном соборе и вокруг него толпой молящихся задавлено на смерть десятки паломников.

Плащаница содержится в королевском дворце, где во время торжественных или важных семейных и государственных событий выставляется в зале для гостей. Иногда по изволению королей она выставляется в городском соборе для поклонения верующим, иногда показывается толпам молящихся в полном развернутом виде с балкона королевского дворца. Последний публичный обзор плащаницы был в 1775 году. В связи с вторжением в Италию войск Наполеона, - войск революционной Франции, выступавшей против католической церкви, -Туринскую плащаницу спрятали и публично не демонстрировали до падения Наполеона в 1814 году.

Апрель 1868 года – принцесса Клотилда Савойская (1843-1911) решила заменить черное шелковое покрывало Туринской Плащаницы на малиновую тафту, изготавливаемую в Турине. Воспользовавшись этим, духовник принцессы монсеньер Гастальди (Gastaldi), впоследствии туринский архиепископ, впервые начал внимательно изучать и измерять Плащаницу. Он установил, что она изготовлена на основе добротного хлопкового полотна размерами: 410 сантиметров в длину и 140 сантиметров в ширину (13Ѕ футов длинны и 4ј футов ширины).

16. Фотография обнаруживает “чудо” на Туринской Плащанице.

28 мая 1898 на очередной выставке итальянский фотограф любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал Туринскую плащаницу. Во время изготовления фотографии Пиа с удивлением обнаружил, что лицо Иисуса Христа на негативе видится в реальном (позитивном) свете и четче, чем это на самой плащанице и в ее позитивном изображении. Своей сенсацией фотограф любитель неприминул познакомить через прессу широкую общественность. Сообщение Секондо Палетто (Paleotto; в английской транскрипции - Pia, а отсюда и во всех русских публикациях он называется не Палетто, как следовало бы, а Пиа) вызвало бурную сенсацию во всем христианском мире. Начался новый период в истории Туринской плащаницы – начальный период ее научного изучения и принципиально новой, научной, волны ее апологетики и критики.

Напуганная бурным напором развития научных знаний и невиданного распространения в массах антиклерикализма и атеизма, королевская семья по совету/требованию католической церкви изъяла Плащаницу из публичных выставок, закрыла доступ к ней какого бы то ни было рода исследователей, в том числе и богословских исследователей. “Исследование” Туринской плащаницы (она в это время пространно и подчеркнуто называлась Плащаницей Лиреи –Шамбери - Турина) проводилось только на основании изучения ее истории и фотографии. Несмотря на скудный исходный материал, результаты были значительные. Во-первых, собран огромный документальный - исторический и мифологический - материал о Туринской Плащанице и плащаницах вообще; а во-вторых, исследовали извлекли все, что было возможно, из доступных им копий все трех (один – крупным планом лицо, два других – отпечатки спереди и сзади всего тела) негативов и позитивов фотографа Секондо Пиа.

17. Сенсационные заявления и противоположные выводы об изображенном на Туринской Плащанице теле покойника.

На основании обобщения данных были сделаны солидные доклады в различных светских академиях наук и на богословских конференциях, опубликовано много статей, брошюр и книг. Наиболее значительными явлением среди публикаций была первая по времени, но не потерявшая своего значения и до сегодняшнего дня из-за обилия достоверного исторического материала, книга авторитетнейшего на то время католического богослова, каноника Улисса Шевалье (Ulysse Chevalier) под названием: “Критический этюды о происхождении Святой Плащаницы” (Etude critique sur l'origine du saint suaire. Paris, 1900). Ряд дополнительных, вновь обнаруженных исторических документов, свидетельствующих о подложности Туринской плащаницы, было опубликовано в книге французского богослова Мэли “Является ли подлинной святая Туринская плащаница? (MЙLY, Le saint suaire de Turin est-il authentique? Parish, 1902). Впрочем, обзор католической литературы начала 20 столетия, в которой отрицается подлинность Туринской плащаницы, дан в работе классика церковной истории, немецкого богослова Баумгартена в журнале “Исторический Ежегодник” ( Historiches Jahrbuch. Munich, 1903, страницы 319-43). Противники подлинности Туринской плащаницы попутно указывали, почему и каким образом на негативах Секондо Пиа получились позитивные изображения.

Но с другой стороны вскоре появился вал богословских и научных публикаций, в который безапелляционно защищалась подлинность и чудесность Туринской плащаницы. Побудительным толчком к такого рода публикациям послужило заявление мало кому известного французского профессора анатомии Ива Деладже (Yves Delage), который 21 апреля 1902 года выступил на заседании Французской академии наук с докладом и заявил что на основании проведенного им изучения изображенного на Туринской плащанице тела он установил на ней отпечатки тела самого Иисуса Христа. Доказательством это, по мнению профессора Деладже, были: полное соответствие пропорций органов тела реальному телу; свидетельство изображения о том, что на плащанице отпечаталось тело, примерно, тридцати тридцатипятилетнего мужчины; что его тело покойника было сведено судорогой, обычной при насильственной смерти… Словом, профессор анатомии обнаружил, что на плащанице запечатлено труп человек, который умер в точном соответствии с рассказами Евангелия о муках и смерти Иисуса Христа. Эффект разорвавшейся бомбы сообщения Ива Деладже усиливался еще и тем, что профессор анатомии при этом заявил, что он по убеждениям – атеист. Мало того, после такого заявления в заключение своего выступления докладчик сказал, что он меняет свои убеждения и сейчас размышляет о том, не принять ли ему католичество? Впрочем, в то время выступавшие с докладами во Французской академии наук могли разрешить себе… побалагурить. Это вносило некоторую разрядку, пробуждало дремавших почтенных метров и, в силу этого, поощрялось.

После полуторачасового перерыва в тот же день на этом же заседании экспромтом выступил секретарь отделения физики Французской Академии наук всемирно известный химик Марсель Бертоле (Marcelin Berthelot) и не оставил камне на камне от содержания доклада Ив Деладже. Вечером, при личной встрече, Бертоле убедил докладчика изменить содержание своего выступления в таком плане, чтобы в нем отрицалась подлинность Туринской плащаницы. Деладже принял условия и отрицательная статья о Туринской плащанице за его подписью была опубликована в журнале Французской академии наук. Но скандал вышел за рамки ученых кругов, и вокруг Туринской плащаницы начали разгораться нешуточные страсти.

В том же году во Французской академии наук выступил биолог Поль Виньон с докладом о Туринской плащанице и с научной основательностью доказывал, что на Туринской плащанице в самом деле отпечатлелось тело умершего распятым на кресте мужчины 30-35 лет от роду. Результаты своего исследования мужественный Виньйон опубликовал в книге “Христос на полотне” (VIGNON, Le linceul du Christ. Paris, 1902), которая сразу была переведена на английский язык. Он утверждал, что лицо и тело отпечатков мужчины на полотне до мельчайших подробностей совершенно точны анатомически, что труп окоченел в рамках до 72 часов после смерти; что человек умер от удушья на кресте, а на руках обнаружены следы того, что человек “дергался” на кресте и так далее вплоть до обнаружения, что человека перед смертью били по спине кнутом с тремя свинцовыми наконечниками и надевали на голову терновый венец.

Об анатомо-биологических исследованиях Ива Деладже и Поля Виньона современный защитники подлинности Туринской плащаницы сочиняют множество несообразных легенд, не знакомясь с их сочинениями. Скажем только, что оба ученые стояли на точке зрения, что Туринская плащаница образовалась естественным путем, возможно, в период средневековья от умышленного помещения в нее в самом деле распятого человека или же путем накладки ткани на муляж умершего от распятия человека…Кстати, современные исследования показали ошибочность анатомических расчетов французских анатомов начала 20 века и дали материал для самых сенсационных заключений о структуре изображенного на Туринской плащанице тела. Но об этом мы расскажем в надлежащем месте.

Повторим, что все дискуссии вокруг Туринской плащаницы проводились в условиях запрета доступа к ней. Туринскую плащаницы укрыли от публичной демонстрации на долгих 32 года… Но об очередной, не менее сенсационной, выставке плащаницы мы скажем в следующем разделе. А сейчас, подведем итоги научных и богословских дискуссий по поводу ее фотографических изображений.

18. Туринская Плащаница как мощный толчок к разоблачению веры в Бога.

Поднятая дискуссия вокруг Туринской плащаницы с необходимостью привела к обсуждению проблем о других реликвиях христианства, о церковных обманах верующих, к острым дискуссиям о состоятельности или несостоятельности веры в Бога… Во всех этих направлениях католическая церковь терпела позорные поражения. Вот один из этих примеров. Во время дискуссий о Туринской Плащанице исследователи добрались до всех более 30 плащаниц, все еще демонстрируемых в католических храмах. Одно за другим исследование показало подложность всех этих реликвий. Наиболее шоковое характер носило о подложности Безансконской плащаницы. На ней , кроме изображения тела умершего Иисуса Христа, присутствовала надпись на незнакомом языке. Об этой надписи настойчиво говорилось и вне всяких сомнений верилось, что она сделана рукой самого Иисуса Христа (варианты: апостола Фомы, доставившего по приказу Иисуса Христа изображение царю Авгарю; апостола Иоанна, который хранил у себя Плащаницу и подписал своей рукой; апостола и евангелиста Луки, который нарисовал изображение на пеленах савана Иисуса Христа). Ученые обратились к тщательному изучению надписи на плащанице. Оказалось, что надпись сделана на… арабском языке, отражала взгляды ислама на Иисуса Христа и была сделана одновременно с написанием изображения в 12 столетии… Безансонская плащаницы сейчас упрятана в монастырские хранилища, никому не показывается, о ней сейчас католическая церковь ничего не говорит, как будто такой плащаницы вообще нигде и никогда не существовало.

В заключение дискуссий вокруг фотографий Туринской Плащаницы итоговый взгляд на нее был опубликован в Католической Энциклопедии, изданной в 1913 году, в статье “Святая Плащаница (Туринская)”. Энциклопедия в 1997 году переиздана на английском языке, основные статьи из нее размещены в сети Интернета. В последней статья 1913 года о Туринской плащанице - The Holy Shroud (of Turin) – опубликована без каких-либо изменений.

Ниже предлагаем посетителям нашей странички полный перевод этой статьи:

19. The Holy Shroud (of Turin)

Святая Плащаница (Туринская)

Так называется реликвия, которая сейчас сохраняется в Турине. Считается, что это “чистая льняная ткань”*, в которую Иосиф Аримафейский, согласно

(*Примечание: В греческом, принятым за исходный, тексте Евангелия от Матфея написано: “en sindoni kathara”, из чистого (льняного) полотна. Синдоном греки называли только полотно льняное. В католической Вульгате по-латыни написано: “sindone munda” - светская, не ритуального предназначения, общеупотребительная льняная ткань. Это очень важное уточнение авторов текста в Католической Энциклопедии. Все дело в том, что Туринская плащаница, как было установлено уже в середине 20 .столетия, изготовлена не из льняной, а из хлопковой ткани. – Е. Д.)

сообщениям Евангелия от Матфея завернул тело умершего Иисуса Христа. (Евангелие от Матфея, 27:59). Это потускневшее от долгого времени полотно сохраняет на себе плохо различимые, но изумительно точные отпечатки фронтальной и тыльной стороны вдоль всего мужского тела. Размеры ткани 13Ѕ футов длинны и 4ј футов ширины. Если видимые нами отпечатки, в самом деле, были образованы человеческим телом, то само тело спиной было положено на одну половину развернутой ткани вдоль, а другой половиной ткани все тело было прикрыто от головы до ног включительно. Механизм размещения тела покойника на и под полотном хорошо проиллюстрирована на художественной миниатюре Джулио Кловио (Giulio Clovio), по которой сейчас можно составить себе верное представление о том, как плащаница выглядела в момент написания миниатюры, в 1504 году.

Сейчас плащаница находится в Турине, но ее прошлая история четко прослеживается до того времени, когда впервые появилась в Лиреи французской епархии округа Труа (Troyes). Слухи о ней впервые отражены в документах, относящихся к 1360 году. В 1453 году лирейская плащаница становится собственностью савойских королей и помещается в их швейцарском имении Шамбери (Chambery). Пожар 1532 года в Шамбери едва ли не уничтожил плащаницу, которая обуглилась по концам изгибов. Пожар оставил отметины с обеих сторон ее изображения. С 1578 года плащаница неотлучно находится в Турине, в королевском дворце, и публично демонстрируется только через довольно продолжительные промежутки времени.

Согласно неоднократным заявлениям Папского престола, подлинность Туринской плащаницы считается само собой разумеющей и обсуждению не подлежит. Юридически и публично статус “Священной плащаницы” (Sancta Sindone) для плащаницы Туринской впервые был провозглашен папой Юлием Вторым в Буллу “Понтифекс Рима” от 25 марта 1506 года, в изложении которой о Туринской плащанице говорилось, что она является “самой достовернейшей, чистейшей, плащаницей (proeclarissima sindone), в которую был облачен наш Спаситель, когда его полагали во гроб, и которая сейчас сохраняется в серебряной раке”. Святой отец говорил также, что на плащанице до сих пор сохраняется драгоценнейшая кровь Спасителя. Повторяя своего предшественника, Сикста IV, папа Юлий II заявил, что на Туринской плащанице “каждый может увидеть истинную кровь и портрет самого Иисуса Христа”.

Но признание подлинности Туринской плащаницы усложняется наличием в других местах других плащаниц с такими же наличествующими на них изображениями фигуры Иисуса Христа, особенно на знаменитых плащаницах в Безансоне, Кадуине, Шампани, Ксабрегасе и других местах, которые тоже претендуют на то, что они являются чистейшими льняными синдонами Иосифа Аримафейского. Но в последнее столетие именно Туринская плащаница менее всего подвергалась сомнениям в ее подлинности.

В 1898 году была организована торжественная выставка Туринской Плащаницы, было дано разрешение на фотографирование и родилась сенсация: оказалось, что образ на полотне был точным негативом действительного вида покойника, другими словами, - фотографический негатив представил более узнаваемую картину человека, чем ту, которая была на полотне или в ее позитивной фотографии. На фото негативе света и тени были естественны, а на полотне плащаницы – конвертированы (обратные, в дополнительных светах и красках. - Е. Д. ) Через три года Поль Виньон прочитал изумительный доклад в Академии наук, утверждая, что изображение на плащанице образовалось в результате “испарений” (“vaporigraph”) паров аммония, исходящего из поверхности тела, умершего насильственной смертью Христа. Ученый при этом ссылался на экспериментально проверенной им способности испарений аммоний в зависимости от расстояния создавать плотные красно-коричневые изображения на полотне, которое предварительно пропитано благовонными маслами и алое (Иоанна, 19:39). При этом, по утверждению Поля Виньона, получалось негативное изображение, о котором средневековые художники не имели понятия.

Против этих заключений (Вигнона) сразу же появились на свет серьезнейшие исторические возражения. В тщательные исследования каноника Уллиса Шевалье (Ulysse Chevalier) было собрано много достоверных документов, с очевидностью доказавших, что в 1386 году епископ города Труа обратился к авиньонскому папе Клименту VII прекратить безобразие вокруг появившейся в Лиреи плащаницы. Епископ сообщал, что несколько лет тому назад некоторый художник у него на исповеди признался в том, что это он нарисовал плащаницу, но священники храма в Лиреи запретили ему говорить кому-либо об этом. В результате, по сообщению епископа, верующим внушили, что лирейская плащаница – подлинные погребальные пелены Иисуса Христа. Папа разрешил выставлять плащаницу, но обязал священников громким голосом при этом постоянно объяснять верующим, что им выставляется для поклонения не подлинный саван, а только рисунок о лежащем во гробе Иисусе Христе.

Достоверность приводимых каноником Шевалье документов не подвергалась сомнения, но их влияние на выводы усиливалось тем, что не было и нет никаких исторических свидетельств об изначальной судьбе Туринской плащаницы и о том, каким образом она попала в Лирею.

Последовали пристрастные дискуссии в прессе. Следует признать, что подавляющее большинство просвещенных католиков выступает против признания подлинности Туринской плащаницы. (Обзор их мнений изложено П. М. Баумгартеном в немецком журнале “Исторический Ежегодник”, - "Historiches Jarbuch", - 1903, pp. 319-43). Кроме того, грубые нападки на таких католиков их неграмотных оппонентов тоже усиливали позиции первых. Наряду с этим подвергалась критике недостаточная вера тех, кому безосновательно было разрешено фотографировать Плащаницу. (Дискуссии сосредотачивались на самом факте негативного изображения на Плащанице. – Е. Д.) Но с научной точки зрения никакой такой особой, как кажется на первый взгляд, трудности с негативным изображением на полотне здесь нет.

Туринская плащаница, подобно всем другим аналогичным церковным изображениям, могла без всякого мошеннического умысла быть изготовляться для иллюстрации драматического момента к словам богослужения в Страстную Пятницу:

Die nobis Maria, quid vidisti in via
Angelicos testes, sudarium et vestes

(Испуганная честная Мария, которая на дороге

увидела свидетельство Ангелов, сударион и пелены)

Само слово “sudarium” (в латинском языке оно близко к выражению “испарения” , “клубы пара”, “туман” – Е. Д.) могло воодушевить художника изобразить умершего Иисуса Христа желтыми красками с примесью бледно-красного цвета. Желтые пятна на протяжении столетий постепенно потускнели и стали слегка коричневыми. Изменению цвета именно в этом направлении могли способствовать огни пожара и солнечный свет. Таким образом светлые места плащаницы со временем потемнели, а темные на их фоне стали выглядеть светлее. В результате, на черно-белом негативе фотографа Палеотто был в конверсионном виде воспроизведен как бы естественный вид (позитив) образа лежащего во гробе мужчины.

А что касается пропорциональности органов тела и эстетического впечатления от картины, то по этому поводу сделать два следующие замечания. Во-первых, в высшей степени вероятно, что художник использовал реальную модель, для того , чтобы установить для себя точную длину, положение и пропорции тела умершего насильственной смертью человека. Во-вторых, широкой публике и самим исследователям Туринская плащаница известна только по фотографиям, которые уменьшают ее реальные размеры, сглаживают те реальные дефекты, которые появились на ней на протяжении длительного времени ее существования.

И наконец, о самом главном с точки зрения религиозной веры затруднении. Почему те, кто видел Туринскую плащаницу в 14 и в начале 15 столетия единогласно свидетельствуют, что изображение на ней было столь ярким, что паломники видели как бы только что пролитую кровь, а сейчас всё изображение и кровь на нем еле различимы и становятся видимыми только через одну-две минуты внимательного рассмотрения? Те, кто настаивает на гипотезе о подлинности реликвии, датирующейся 30-ми годами нашей эры, должны бы ответить на вопрос: “Почему пелены савана Иисуса Христа на протяжении 15 столетий сохраняли свою свежесть в условиях бесчисленных перемещений, неблагоприятных условий хранения и переменчивого климата, но за последние 300 лет тщательного ухода и хранения они, пелены савана Иисуса Христа, изменилась до неузнаваемости, изображение на них стали едва различимым?” Если же признать, что Туринская плащаница сфабрикована в 14-ом столетия – а это именно так - тогда все становится на свои места и все объяснимо.

From the Catholic Encyclopedia.1913 by the Encyclopedia Press, Inc. Electronic version 1997

* * *

20. Заключение и переход к следующему разделу

С 1930-х и до 1990-х годов католическая церковь молчаливо отказалась от своих 1913 года оценок Туринской плащаницы и перешла на позицию признания ее подлинности, но в 1990-х годах опят вернулась к признаниям изложенной нами статьи из Католической Энциклопедии. Здесь же следует сказать, что дальнейшие научные исследования Туринской плащаницы дали другие и более глубокие заключения, несколько отличающиеся от заключение авторов переведенной нами статьи. Но обо всем этом в следующих публикациях.

(Продолжение следует.)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Изложенный выше материал может свободно копироваться, размножаться, использоваться проповедниками религии, простыми верующими и неверующими безо всяких ограничений.

[А-сайт] [1 часть] [2 часть]