Проф. Дулуман Е.К.
-
доктор философских наук,
кандидат богословия
Туринская Плащаница:
Историческая правда вместо "чудес" вокруг да около
Часть 2.
(Продолжение)
СОДЕРЖАНИЕ:
5. Анонимные творцы чудес.
6. “Вначале было…” : паломники увидели погребальные одежды Иисуса Христа без изображений.
7. “Плат Вероники” и “Нерукотворный образ Христа”.
8. Плащаницы, плащаницы и плащаницы. Множество плащаниц.
9. Внешний вид и лицо Иисуса Христа:
а. Лицо Иисуса Христа не зафиксировано ни описательно, ни графически.
б. Иисус Христос в виде монограммы, рыбы и Доброго пастыря.
в. Иисус Христос – невзрачный и безобразный.
г. Первые изображения человеческого облика Иисуса Христа.
д. Типы прекрасного Иисуса в Византийской, Православной, церкви.
е. Типы прекрасного Иисуса в Римской, Католической, церкви.
5. Анонимные творцы чудес.
Туринская плащаницы в представлениях ее поклонников и почитателей – сверхъестественное чудо. А таких, сверхъестественных, чудес на свете, к сожалению, не бывает. В мире все – естественно и протекает по дотошным (или “восхитительным”, - что одно и тоже) законам физического и духовного мира.
Но если несуществующие сверхъестественные чудеса могут приносить реальную материальную или духовную пользу, то они, сверхъестественные чудеса, незамедлительно изобретаются. Таким чудом, в котором нуждались и которое могло приносить прибыль стала, Туринская Плащаница. … Она была изобретена не столько для пользы, - хотя и это отдаленно имелось в виду, - сколь для чистой прибыли.
Непосредственные творцы Туринской Плащаницы сознательно ввели в заблуждение своих современников. Если бы они не сделали этого, то Туринской Плащаницы, как таковой, не было бы и в помине. Нарочитый умысел творцов Туринской Плащаницы до сих пор сказывается на отношении к рассматриваемой реликвии наших современников.
Туринская Плащаница была создана/изобретена в середине 14 столетия. (Это датирование мы докажем ниже.) Но она создавалась не на глазах предполагаемых почитателей сфабрикованной святыни. Она не только фабриковалась втайне, но и для скрытия умысла к тайне фабрикации примешивалась таинственная история возникновения. А иначе и быть не могло. Если бы, к примеру, современникам было во всеуслышание объявлено, что предлагаемую для поклонения плащаницу, в которую был завернут Иисус Христос, смастерил всем известный нам, к примеру, дядя Вася, то кто бы в таком случае стал бы покланяться произведению нашего дяди Васи? Поэтому дядя Вася Туринской плащаницы был тщательно скрыт. Хотя, как любил настойчиво повторять евангельский Иисус Христос: “Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. Ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу” (Марка, 4:22; Матфея, 10;26; Луки, 8:17; 12:2).
Чувствуя приближение своей смерти, “дядя Вася” Туринской плащаницы снял грех со своей души и признался своему душпастырю, что это он смастерил погребальный саван Иисусу Христу. Из-за тайны церковной исповеди “дядя Вася” Туринской плащаницы так и остался в анналах истории анонимом.
С трудом, но полностью вышла наружу история фабрикации Туринской плащаницы. Известны заказчики Туринской плащаницы. Известны первоначальные разоблачители фабрикации Туринской плащаницы, известны и те, кто потом возводил реликвию в ранг святыни. Наконец, известны современные, живущие и поныне, авторы научных и фальсифицированных исследований “загадок” Туринской плащаницы; широко разрекламированы научные и антинаучные заключения непосредственных исследователей. И все это до мельчайших подробностях опубликовано и обсуждено в научных докладах, в богословских эссе, проповедях, в прессе. Не только прочитать, а даже вкратце пересказать или хотя перечислить все то, что написано о Туринской плащанице за последние два десятилетия, нет никакой возможности не только средствами Интернет, но и в объёмной книге. Да в этом, кстати, нет никакой необходимости. Самый известный научный исследователь Туринской плащаницы Джо Никкелл(Joe Nickell), автор бестселлеров: “Исследование Туринской Плащаницы” (Inquest on the Shroud of Turin. Buffalo, N.Y., 1988) и “Поиски чудес” (Loking for a miracle. Buffalo, N.Y., 1993) и ряда блестящих статей в журнале “Следователь скептиков” (Sceptical Inquirer) писал: “И без определения остатков радиоактивного углерода, и без поисков пыльцы растений, и без других сверхнаучных технических методов исследования имеется избыточное количество данных, чтобы сделать неопровержимое заключение о подложности Туринской плащаницы как погребального савана Иисуса Христа”.
Мы считаем, что для читающей и общающейся через Интернет публики верующих и неверующих достаточно и окончательно убедительные выводы можно сделать на основании достоверных исторических и религиоведческих знаний о плащаницах вообще и о Туринской плащанице в частности. Именно этот материал мы и предлагаем посетителям нашего сайта. О религиозно-богословской стороне этого дела в рамках христианского мировоззрения I – IV мы говорили выше, будем обращаться к нему и ниже. Но главное внимание будем обращать все же на исторически достоверные факты.
6. “Вначале было…” : паломники увидели погребальные одежды Иисуса Христа без изображений.
Первые упоминания о плащаницах относятся к концу 6-го столетия. Так, в 570 году в своем отчете о посещении Святой земли, Палестины, неизвестный паломник писал, что “возле реки Иордан в пещере Завета видел пелену, которой была покрыта голова положенного во гроб Иисуса Христа”. В 670 году другой паломник рассказывал, что в одной из Иерусалимской церквей видел полотно, длинной 8 футов (около 9 метров), “в которое было завернуто тело Иисуса Христа, когда его полагали в гроб”. Заметим, что о каких-либо изображениях на этих плащаницах паломники не говорят. Изображения на плащаницах начали появляться после утверждения в христианстве иконопочитания, после 9 столетия.
7. “Плат Вероники” и “Нерукотворный образ Христа”.
Первые рассказы об изображениях Иисуса Христа на плащаницах , в данном случае – на полотнах, связаны с легендами о платке Вероники. Эти легенды создавались на протяжении 6-9 столетия. Говорилось, что Иисуса Христа, несущего свой тяжелый крест на Голгофу сопровождало “великое множество народа и женщин, которые рыдали и плакали о нем” (Луки, 23:27; Иоанна, 19:16-17). Среди них была некая сердобольная язычница Вероника. Она обратила внимание на то, что Иисус Христос от натуги сильно вспотел, и вытерла ему лицо своим платком. В результате, – на ее платке осталось изображение лица Спасителя. Легенда легендой, но достоверно известно, что в 944 году “Плат Вероники” был впервые выставлен на поклонение верующим в константинопольском храме Святой Софии. В 1204 году богомольные и благочестивые рыцари, захватив Константинополь, успешно прихватизировали “Плат Вероники” и увезли его с собой в Западную Европу. С тех пор “Плат Вероники” стал реликвией исключительно католической церкви. Оригинал украденного “Плата Вероники” потом был утерян.
Потеряв свою святыню, Православная церковь создала новую легенду о чудесном изображении лица Иисуса Христа. Говорят, что в заключение своей прощальной вечери Иисус Христос вытер свое лицо полотенцем, которым он перед этим вытирал ноги апостолов (Иоанна, 13:1-15). После этого действия на полотенце, осталось изображение лица Иисуса Христа. Оригинала этого чуда, естественно, в настоящее время нигде нет. Вместо него в православных храмах есть “достоверные” копии, которые официально называются “Нерукотворным образом Господа нашего Иисуса Христа”.
8. Плащаницы, плащаницы и плащаницы. Множество плащаниц.
О погребальных одеждах Иисуса Христа существует, кроме евангельских (о них мы говорили в предыдущей статье), множество церковных преданий и легенд. Говорят, что погребальные одежды воскресшего Иисуса Христа взяла жена Пилата и “положила в место, известное только ей”. Вот в этих, “известных только жене Пилата местах” церковники потом находили и находили (“обретали”) множество плащаниц.
И опять говорят, что в 525 ( вариант – в 544) году был “обретен” в городе Эдессе (современный турецкий город Урфа) полный комплект погребальных одежд Иисуса Христа. Их якобы спрятал здесь еще в 50 ( или в 57) году, через 20-30 лет после смерти Иисуса Христа, апостол Леввей, прозванный Фаддеем (по другой версии – апостол Иуда Иаковлев никак по иному не прозванный). В одном из вариантов легенды говорят, что спрятанные апостолом Фаддеем (Иудой) погребальные одежды в 4-м столетии каким-то чудесным образом были переданы святой Нине, царице и просветительнице Грузии. В то же время полный комплект погребальных одежд Иисуса Христа безвыездно оставался в Эдессе. Как видим – путанная легенда. Во всяком случае, достоверно известно, что в 1025 году плащаница из Эдессы была перенесена в Константинополь. На одном из участков этой плащаницы было изображение лица Иисуса Христа.
Еще один комплект погребальных одежд Иисуса Христа находился в Антиохии. В 1098 году крестоносцы увезли его с собою во Францию…
В истории христианской церкви существовало свыше сотни “подлинных” плащаниц Иисуса Христа. Часть из них износились, часть уничтожена конкурентами, часть утеряна или исчезла по неизвестным причинам. В настоящее время в католических аббатствах, соборах и храмах Западной Европы бережно хранится и периодически выставляется на поклонение верующим по меньшей мере 26 подлинных погребальных одежд (плащаниц) Иисуса Христа. Кроме Туринской, наиболее известные плащаницы до сих пор находятся в Безансоне (Besancon), Кадвине (Cadoin), Шампье (Champiegne), Ксабрегасе (Xabregas), Овьедо (Oviedo) и других городах. (См. Encyclopedia Catholica, 1913; Перевод на английский 1987. Слова: “Mandylion”, “Sindon”, “Sudarion”, “Shroud of Turin”; Wilson, Ian. The Shroud of Turin. New York: Image Books.1979.)
6. Внешний вид и лицо Иисуса Христа:
“Плат Вероники”, “Нерукотворный образ”, изображения на плащаницах, иконы и художественные произведения породили в сознании верующих христиан определенные обобщенные представления о внешнем образе Иисуса Христа. Но в какой мере этот образ соответствует действительному внешнему виду воплотившегося христианского Бога?
а. Лицо Иисуса Христа не зафиксировано ни описательно, ни графически.
Есть подвергаемые сомнениям скупые исторические свидетельства об Иисусе Христе в произведениях историков 1-2 столетия: Иосифа Флавия(37 – после 100 года), Тацита(58-117), Светония(70-140). Но в них нет ни слова, ни намека на внешний вид Иисуса Христа. Исключительно об Иисусе Христе говорят все 27 канонических и свыше 50 апокрифических книг Нового завета. Но из этих рассказов можно узнать о поведении, о проповеди, о чудесах Иисуса Христа, но нельзя что-то вычитать или хотя бы догадаться из прочитанного о малейших элементах внешнего вида Иисуса Христа.
Творцы канонической и неканонической христианской литературы единогласно считали, что внешний вид Иисуса Христа не имеет никакого богословского значения. Виднейших, после апостола Павла, деятель и создатель христианской церкви Ириней, епископ Лионский (140-202) говорил: “Телесный вид лица Иисуса Христа нам неизвестен”. И это говорил человек, который был лично и близко знаком с Поликарпом, епископом Смирнским, - ближайшим учеником апостола Иоанна Богослова. Если верить этим сообщениям, – а у нас в данном случае другого выбора нет -, то любимый ученик Сына Божьего никому не рассказывал о внешнем виде своего Учителя и что окружение апостола Иоанна ни разу не захотело узнать от него об этом.
Первые два столетия не оставили нам никаких описательных свидетельств о внешнем виде Иисуса Христа. Первые два столетия так же не оставили нам изобразительных свидетельств о внешнем виде Иисуса Христа. Последнее обстоятельство по нашему мнению, было обусловлено тем, что Библия категорически запрещает делать “ изображения всего того, что есть на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли” (Исход, 20:4; Левит, 26:1; Второзаконие, 5:8). Это требование строго соблюдалось членами первоначального христианства, которое состояло исключительно из иудеев, ревностных приверженцев Библии.
б. Иисус Христос в виде монограммы, рыбы и Доброго пастыря.
Со второго столетия в христианские общины пришли язычники. У них не было библейских предрассудков в отношении изображений. Они жаждали иллюстраций сложного иудео-христианского вероучения. По единодушному признанию ученых и богословов первыми такими изображениями были монограммы, вензеля, первых букв имени
Иисуса Христа или выражения: “Иисус Христос Сын Бога Спаситель” (Iesous Christos Theos Yios Soter).Первые буквы последнего выражения читаются по-гречески “Ichthios”, что само по себе означает “Рыба”. Уже в середине второго столетия христиане символически изображали Иисуса Христа в виде рыбы. В роли такой “Рыбы” в большинстве христианских рисунков выступал дельфин. Он изображен на могиле в катакомбе святого Каллиста, в Греческой капелле 2-го столетия города Рима.
О Рыбе, как символе Иисуса Христа Сына Божьего Спасителя, впервые написал основатель первой христианской школы катехуменов Клемент Александрийский (150-215) в своем произведении “Педагог” (книга 3, глава 11). Его современник, Тертуллиан Карфагенский (160-220) говорил: “Мы, христиане – малые рыбы после образа нашей Рыбы, то есть Иисуса Христа, рождены в крещенской воде” (“О крещении, глава 1).
Изображение Иисуса Христа в виде рыбы гармонировало с евангельскими рассказами, в которых не последнее место занимают именно рыбы. Христос накормил пятью хлебами и двумя рыбами более пяти тысяч человек (Матфея, 14:15-21; Марка, 6:35-44; Луки, 9:12-17); Иисус Христос из апостолов, “ловцов рыбы”, сделал “ловцов человеков” (Матфея, 4:19; Марка, 1:17;) и так далее.
Позже, наряду с рыбой, символом Иисуса Христа становится изображение молодого пастуха с овцой на плечах. Это образ отражал не реальное лицо и статуру исторического Иисуса, а навеянные евангельскими сюжетами притчи о потерянной и найденной одной со всего стада овце; о Добром пастыре, который “душу свою полагает за овец своих”; об овцах, которых в отличие от козлищ, ожидает царство небесное и так далее (Матфея, 9:36; 10:6-16; 12:11-12; 25:32-33; 26:31; Марка, 6:34; Луки, 15:4-6; Иоанна, 10:2-27; 1 Петра, 2:25; евреям, 13:20). А от “Доброго пастыря” оставался всего один шаг, чтобы начать изображать Христа таким, каким он был на самом деле.
в. Иисус Христос – невзрачный и безобразный.
Но какого вида, на самом деле, был Иисус Христос?
В создании изобразительного облика Иисуса Христа его сочинители испытывали непреодолимые трудности. Прежде всего, никто и никак не оставил потомкам ни письменного, ни устного описания телесного вида Иисуса Христа. И это только, - во-первых. А во-вторых, под влиянием евангельских рассказов об окружении Иисуса Христа (а это окружения состояло из калек, измученных, нарушителей библейского закона, изгоев общества, грешников, пьяниц и блудниц); под влиянием христианского гностицизма, который проповедовал презрение к плоти; и, наконец, под влиянием пропагандируемого уже два столетия презрение к языческой культуре, Иисуса Христа христиане первого-третьего столетия представляли внешне весьма невзрачной фигурой.
Осуждая мир, “который весь во зле лежит” (1 Иоанна, 5:19); “все, в мире не что иное как похоть плоти, похоть очей и гордость житейская” (1 Иоанна, 2:16); “плоть и кровь царства божьего не наследуют” (1 коринфянам, 15:50), первые христиане никак не могли допустить, чтобы Иисус Христос явился на землю в облике эдакого разудалого красавца. Они при этом ссылались на пророка Исаию, который предсказывал, что будущий Мессия. Христос, возьмет на себя не только грехи всего мира, он также возьмет на себя обезображенное грехом лицо человека.. При этом обильно цитировались от имени небесного Бога Отца слова о будущем Спасителе: “Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится, вознесется и возвеличится. Как многие изумлятся, смотря на Тебя:– сколь обезображен будешь Ты, - хуже всякого человека лицо Твое, и вид Твой хуже всех сынов человеческих” (Исаии, 52:13-14). К внешнему виду будущего Мессии богословы того времени относили и слова псалмов: “Я же червь, а не человек, посмешище для людей и презрение в народе” (21:7); “Мал я и презрен” (118:141).
Кто-то из современных богословов может упрекнуть меня в умышленной реконструкции, в злонамеренном искажении библейского образа Иисуса Христа. Но такие возможные упреки в корне и в принципе несостоятельны. Исторические свидетельства упорно подтверждают изложенную мною выше “реконструкцию”.
Первые письменные свидетельства о внешнем человеческом виде Иисуса Христа относятся к концу 2-го – половине 3-го столетия, точнее - к 180-230 годам нашей эры. В этих свидетельства Иисус Христос единогласно изображается человеком невзрачного и даже отталкивающего вида. Сейчас трудно достоверно установить: били ли описания записями дошедших до второго-третьего столетия устных рассказов очевидцев Иисуса Христа или же плодом чисто богословского творчества.
В начале 3-го столетия Тертуллиан, исходя, по-моему, исключительно из богословских соображений, писал : “Внешний вид Иисуса Христа был лишен какой бы то ни было красоты и привлекательности” (Цит. по: “Лик Иисуса Христа”. Киевская церковь. Альманах христианской мысли. Издание Монашеского Ордена василиан. №2-3, 1999 года, стр.18). А несколько ранее, в 180 году, языческий писатель, философ-неоплатоник Цельс в своем “Правдивом слове” писал: “Люди рассказывают, что Иисус был плюгавеньким человечком, маленького роста. Он имел столь некрасивое лицо, что оно вызывало у всех отвращение” (Там же стр.8).
г. Первые изображения человеческого облика Иисуса Христа.
К началу 4-го столетия среди христиан начинают появляться изображения, претендующие на воспроизводство внешнего вида Иисуса Христа. Среди этих изображений нет ни одного, которое бы “воспроизводило” безобразный вид Иисуса Христа. И это вполне объяснимо. Одно дело говорить о том, что Спаситель не был красивым или, даже, был некрасивым, и совершенно другое дело рисовать Его некрасивым. Нарисованный обезображенный Иисус Христос воспринимался бы верующими христианами как насмешка, карикатура, на своего Бога. А такого ни эстетические, ни религиозные чувства верующих терпеть не могут. И не будут.
Первые нарисованные изображения Иисуса Христа воспроизводили не его реальный вид, а представление верующих христиан о Его виде. Люди творят Богов по своему образу и по своему подобию. По своему образу творили образ Иисуса Христа христианские богомазы, иконописцы (от греческого слова “икони” – внешний образ). Естественно, что такой образ они, иконописцы, усматривали в своем же быту. А обобщенный, в какой-то мере - идеальный быт христиан 4-го столетия определялся образом жизни (modus vivendi) римской империи, в которой идеалом был внешний вид римского гражданина, римского чиновника, римского солдата, в конце концов – римского императора. Вот под этот вид и подстраивали христианские иконописцы изображение Иисуса Христа.
Первые и древнейшие рисованные образы Иисуса Христа изображали Спасителя в пристойной одежде римского гражданина, подстриженного и начисто выбритого. Антропологические параметры этого изображения воспроизводили не тип лица иудея или хотя бы грека, а типичного римлянина.
После раздела Римской империи (395 год) в ее Западной части, в будущем католическом мире, и в Восточной, будущей Византии, трансформация и развитие иконописного образа Иисуса Христа развивалось хотя и во взаимосвязи, но по своим собственным законам. В этом взаимодействии и отстранённости сначала доминировало христианство Восточной части Римской империи.
д. Типы прекрасного Иисуса в Византийской, Православной, церкви.
В истории христианской церкви первым против представлений о безобразном виде Иисуса Христа публично выступил антиохийский пресвитер, а потом Константинипольский архиепископ Иоанн Златоуст. Будучи от природы художественно одаренным, человеком утонченных вкусов, гениальным христианским оратором, Златоуст никак не мог согласится с тем, что проповедуемый им Спаситель – безобразен. “Иисус был прекрасен!” – неоднократно возглашал виднейший Отец и Учитель церкви. И началась борьба вокруг прекрасного образа Иисуса Христа. Этот образ, естественно, формировался не по иудейским и не по римским вкусам, а по вкусам византийским. Но в новых условиях не только вкусы определяли образ Иисуса Христа, хотя вкусов никак нельзя сбрасывать со счетов.
В 4-столетии христианство перестало быть гонимой религией. Оно стало господствующей церковью - наиболее могущественным и наиболее просвещенным на то время объединением граждан Римской империи. В церкви появились не только высокоодаренные, но и высокообразованные богословские кадры. У последних было достаточно знаний, чтобы не прятать образ Иисуса Христа за Рыбой (ихфтиос) или уподоблять Его почтенному римскому чиновнику. Иисус, по Евангелиям, был иудейский раввин царского происхождения. Христос был человеком и всемогущим Богом – Иисус Бог, Деус Иисус, “Деисус”. (Сейчас на иконостасах православных храмов всегда размещается икона с названием "Деисус”, Бог Иисус.)
Но для утверждения среди христиан образа Иисуса Христа вкусов и знаний оказалось недостаточно. С 5 века в церкви начинаются так называемые иконоборческие споры, в результате которых в 7 столетии были утверждены строгие правила написания икон (византийский иконописный стиль), и канонизирован тот образ Иисуса Христа, который до сих пор сохраняется на копиях так называемых чудотворных икон.
Взрослый облик Иисуса на них изображен с неестественно удлиненным худощавым лицом и большими, открытыми, строгими, выразительными (“глазуновскими”) глазами. Детали образа не прорабатывались. Икона ни в коей мере не отражала реальность, а только намекали на нее. Иконописный Иисус – человек не от мира сего. Этот образ, как и другие православные иконы, по идее должны отвлекать молящегося от земного к горнему. Именно в этом заключается вся “прелесть” православного иконописания. Именно такие изображения Иисуса Христа писались на всех известных нам византийских плащаницах, которые потом разокрали католические крестоносцы.
е. Типы прекрасного Иисуса в Римской, Католической, церкви.
В силу ряда социально-исторических и культурных условий в Западной Европе, а потом в рамках католической церкви, изображения Иисуса Христа, других евангельских и церковных деятелей, святых всегда тяготело к усвоенному римлянами античному реализму. Там изображение святого - или копия с действительности или продукт реалистического художественное творчества. Правда, для такого изображения Иисуса Христа католическая церковь не имела ни исторических, ни богословских оснований. Выход был найден в… изобретении таких оснований в виде письма проконсула Палестины Публия Лентулы ( Publius Lentulus) императору Римской империи Тиберию. История очень хорошо осведомлена об императоре Тиберии Цезаре Августе (42 год до н.э. – 37 год н.э.), она знает всю ту чиновничью иерархию, которая висела над Палестиной от Прокуратора Иудею, правителя Сирии, в надзор которого входила вся Палестина, до самого императора. Но в этой цепочке никак не обнаруживается такой чиновник, как проконсул Палестины Публий Лентула. Тем не менее от имени этого несуществующего Лентулы написано письмо, в котором описывается внешний вид Иисуса Христа. В этой легенде рассказывается:
“Этот человек многосторонне одарен. Имя его – Иисус. У него прекрасное и благородное лицо, гармоническое строение тела. Его волосы – цвета вина (в других списках – цвета спелого ореха, то есть – рыжие. - Е.Д.), прямые, но ниже ушей в завитках, и блестящие. Лоб – прямой и чистый. От лица его исходит сила и спокойствие; оно румяное и без единого изъяна. Линии носа и рта – безупречны. У него густая борода и такого же цвета, как и волос на голове. У него голубые и лучезарные глаза. Он высокого роста. У него красивые, прямые руки. Во время беседы – серьезен и неболтлив. Своей врожденной красотой он превосходит всех (известных мне – Е.Д.) красавцев.”(Перевод мой. – Е.Д.) |
Апокрифическое писание проконсула Публия Лентулы, было немедленно обосновано католическими богословами, которые записали в катехизис: “Тело Иисуса Христа - прекраснейшее, поскольку оно произведено Духом Святым, который является великим художником”.
Внутренний процесс развития иконописания в католической церкви был доведен до уровня такого реализма, что в начале 16 столетия образ Иисуса Христа начали писать из прекраснейшего лицом и распутнейшего в истории католической церкви кардинала Цезаря Борджии, сына папы Александра VI (1492-1503). Между прочим, этот исторически достоверный факт протестанты до сих пор используют в борьбе против иконопочитания и института папства. Следует сказать, что и сейчас среди католической молодежи наибольшей популярностью пользуется тот образ Иисуса Христа, который придворные художники папы в свое время списали из его сына - Цезаря Борджи.
(Продолжение следует)
--------------------------------------------------------------------------------------------
Изложенный выше материал может свободно копироваться, размножаться, использоваться проповедниками религии, простыми верующими и неверующими безо всяких ограничений.