Многоуважаемый г-н Сачков!
Статью Вашу я прочел и хотел бы
теперь высказать несколько замечаний.
1. Напрасно вы меня, И. Тимофеева, отождествляете с
г-ном Димьяном. Не
понимаю, что послужило основанием к этому. Мы с
Димьяном живем в разных
городах, причем даже не знакомы и почти ни разу не
общались на
Атеистическом сайте. Лично я никаких собственных
сайтов не имею. Возможно,
стиль моей Декларации показался Вам несколько
резким, что и навело на мысль
о сходстве с текстами Димьяна; однако никакого
иного стиля у декларативного
текста и быть не может. Чтобы некое мировоззрение
не было похоже на
случайный набор отрывочных сведений, частично
почерпнутых из старых
учебников по научному атеизму, а частично
придуманных в спешке сейчас, ему
требуется система основополагающих утверждений,
рабочих гипотез, т.е. по
сути врЕменных аксиом. Вот чем, собственно, и была
продиктована моя
Декларация, любезно размещенная на А-сайте г-ном
Димьяном.
2. Интересен Ваш анализ развития СССР: динамично
развивающаяся система,
способная при случае заткнуть за пояс всех
капиталистов и т.д. и т.п.
Ностальгия по великой державе... Однако ж Вы
правильно отметили, что
построение коммунизма в отдельно взятой стране
невозможно. В силу этого
представляется логичным следующее: все действия
большевиков следует
рассматривать как подготовку к мировой
революции (читай - к захвату власти
во всем мире). Уж не знаю, правдива ли версия
В.Суворова, однако ж она
наиболее логична: все силы страны были брошены на
достижение одной цели, но
цель не достигнута в силу случайности.
Внутренние ресурсы потрачены, а
внешние не захвачены. Создана почти что
рабовладельческая система,
крестьянство истреблено, промышленность
способна эффективно производить
только вооружения: все это было эффективно для
подготовки к войне, но на
проигрыш в войне никто не рассчитывал, и потому
для мирной жизни сталинское
государство приспособлено не было. Итог: после 2й
мировой войны СССР
выживал, транжирил нефть на поддержание
некоторой экономической
стабильности, и закономерным итогом такого
выживания стал распад СССР. Так
о каком же динамичном росте вообще может идти
речь?
3. Никакого атеизма в СССР никогда не было.
Притеснение РПЦ объяснялось
лишь борьбой официальной религии (коммунизма) с
неофициальной
(христианством). Коммунизм - одно из ответвлений
христианства, только
гораздо более прагматичное, имеющее гораздо
более конкретную земную цель.
Коммунизм атеизмом мог лишь прикрываться,
поскольку свою религию объявлял
наукой. И патриарх Алексий, призывая к борьбе с
остатками "воинствующего
атеизма" ставит, по сути, вопрос о переводе
верующих из коммунистической в
родственную ей христианскую веру.
4. Атеизм - это далеко не убеждение в отсутствии
богов. Прежде всего
религия - это не вера в богов и духов, как ее
обычно определяют, а вера в
недоказуемое. Согласно одной из моих недавних
мыслей, знаний у каждого
человека не так уж и много. К примеру, если
человек дотронулся до горячей
плиты и обжегся, то это знание. А если ему кто-то
сказал, что если он
дотронется до плиты, то обожжется - это уже
предположение. И пока человек
сам не дотронется до горячей плиты, оно будет
оставаться для него
предположением, а не знанием. В предположения
верят! Веры в мире гораздо
больше, чем знаний. Вера не просто естественна
для человека - она для него
жизненно важна. Только вот предположения бывают
двух видов. Одни из них
имеют в своей основе знание, а другие не имеют.
Предположения передаются из
рук в руки, из книги в книгу, от профессора к
студенту, от отца к сыну. Чем
длинее цепочка передачи какого-либо
предположения, тем сложнее определить,
имеется ли под таким предположением основа в
виде знания. Так вот
религиозная вера - это любая вера в недоказуемое.
Точнее, это вера в любое
предположение, не имеющее в своей основе знания.
А потому атеизм - это не
убежденность, а именно отсутствие убежденности.
Только тот человек до конца
является атеистом, у которого в мыслях нет ни
одного недоказуемого
предположения. Если же человек УБЕЖДЕН в
отсутствии богов, то он ВЕРИТ в их
отсутствие, т.е. верит в недоказуемое. В связи с
этим вполне обоснованны
утверждения ряда верующих о том, что атеисты - это
такие же верующие,
только со знаком "минус". На самом деле,
единственный возможный вид атеизма
- это полное отсутствие в человеческом
мировоззрении даже самих категорий
"бог", "природа" в значении "бог" и
прочих. "Незнание - сила",- написал
Оруэлл и, в данном случае, оказался прав. Впрочем,
такое определение
атеиста - это утопия, поскольку в любой религии,
будь то христианство,
коммунизм, нацизм, и прочая, прочая, прочая, в
конечном итоге
обожествляется само общество! (Борьба с религией
- это борьба с обществом
как с институтом, а отнюдь не с отдельными
проявлениями веры у отдельных
людей).
5. Религия свойственна обществу, и попытки
политиков найти связь с
христианской религией после краха
коммунистической вполне обоснованны:
государству требуется цель. Во времена, когда
страна выживает, нет
возможности создавать новые цели, а вообще без
цели государство развалится.
С точки зрения современных политиков поиски
союзников в виде религиозных
организаций - жизненно важная необходимость, т.е.
весьма прагматичная вещь.
Да и во времена, когда можно будет ставить новые
реальные (экономические,
политические) цели, останется значительное число
людей, ищущих простых
решений: выполнил некую последовательность
обрядов - и вечная жизнь в раю
гарантирована. И ключевой момент тогда будет
состоять в том, чтобы
атеистами были люди, управляющие обществом; а
потому задачи современных
атеистов состоят в воспитании этого нового
поколения политиков,
экономистов, короче, управленцев. Нет, не
непосредственное воспитание, а
создание таких идей, которые смогут привлечь их
внимание и которыми они
станут в жизни руководствоваться.
И.Тимофеев