Из язычества бултых в христианство
1 июня 2010 года президент Дмитрий Медведев утвердил поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Тогда-то благодаря им в списке памятных дат появился День Крещения Руси. Выпал он на 28 июля, поскольку этим числом отмечается память Киевского князя Владимира, известного также как Владимир Красное Солнышко. Именно в период его правления (о точной дате идут многочисленные споры) русские княжества от языческих верований переходят к греческо-византийской религии.
В рассказах о том, когда, как, при каких обстоятельствах и по каким причинам проводилось принятие новой веры в основном ссылаются на «Повесть временных лет» (ВПЛ). Насколько содержащиеся в ней легенды соответствуют действительности, судить сложно. «Повесть» написана значительно позже описываемых событий и, естественно, не может быть лишена постороннего влияния, заинтересованного зафиксировать историю в том свете, какой был выгоден тогдашним властям. Согласно «официальной» точке зрения князь принял христианство вместе с дружиной в 988-м году и тогда же приказал крестить киевлян. В летописи сказано, что большое количество жителей стольного города вышли к Днепру и были крещены. Как это было сделано – добровольно или принудительно – не написано. Рассуждения на этот счёт имеются разные. Главное, что именно массовое крещение в Киеве считается датой крещения Руси. Вряд ли имеется большой смысл докапываться до каких-то других деталей. Любая реконструкция будет грешить теми или иными отступлениями от правды.
Что касается исторического значения, то об этом сказано-пересказано более, чем достаточно. Яснее ясного. Иначе и быть не могло. Христианство пришло на Русь своим чередом по принципу «чему быть, того не миновать». Страна становилась империей, нуждавшейся в монотеизме. Он ей был нужен во взаимоотношениях с Европой, с которой русские постоянно воевали, но одновременно и пользовались европейскими достижениями. Если верить ПВЛ, изначально так и повелось. Принимая у греков христианство в качестве единой государственной веры, Владимир в то же время воюет с Византией, считает её своим главным врагом.
Христианство представляло собой очень удобную религию, соответствующую своим содержанием принципам построения единого могущественного государства, позволявшего принять под своё управление огромные территории с разнородным населением. Для раздробленной Руси христианство явилось готовой силой, способной к созданию громадного монолита. Сегодня, когда устои империи оказались основательно поколебленными, в активный словарь современного русского языка стало внедряться позабытое славянское словцо «скрепа», правом называться которым получило одна из крупнейших ветвей мирового христианства.
ПВЛ, составленная, как считается, монахом Киево-Печерского монастыря, передаёт взгляд на историю с позиций веры, утвердившейся на Руси к началу XII века, и показывает причинную зависимость перехода к новой вере от тех жизненных обстоятельств, в которых начинала складываться русская государственность. Ни о какой Божьей воле в этих процессах повесть не говорит. Решения принимаются теми князьями, которые на тот момент имели больше военной силы и власти. Что им было выгодно, то они и выбирали, не в последнюю очередь руководствуясь сугубо личными интересами, что в повести в общем-то и не скрывается, и даже, как складывается впечатление, и подчёркивается. Ни о каком сознательном отношении к христианству и речи не идёт. Кто такой Иисус Христос, чем он знаменит, никто из русских ещё не знает. В основе принятия новой веры лежат чисто житейские взгляды. Судите сами. Христианизация начинается по утвердившемуся в истории мнении с княгини Ольги. Её пример - другим наука. Зачем ей вдруг понадобилось креститься? В каких таких высоких целях? Или это просто прихоть? Чем она руководствуется, принимая новую веру?
Прямых ответов на эти вопросы нет. Но, если доверять ПВЛ, сам факт крещения объясняется и описывается довольно просто. Крещение происходит в Константинополе, одной из христианских столиц, где княгиня, потерявшая мужа в результате внутренних междоусобиц, ищет поддержки со стороны Византийской империи. Эту поддержку ей обещают, но ставят условие – она должна стать женой императора. Ольга же не хотела идти замуж за него, но, чтобы не обидеть Его Величество своим отказом, заявляет ему, что христианину негоже жениться на язычнице. Тогда император Константин VII Багрянородный вкупе с патриархом Феофилактом крестят Ольгу, давая ей новое имя Елена. При этом возникает ситуация, когда император и патриарх становятся крёстными отцами киевской княгини. А какая же дочь выходит замуж за своего отца? Таким образом крещение Ольги объясняется ни чем иным, как обманом, дипломатической уловкой в разрешении неловкой ситуации. Ольга принимает крещение не в силу возникшей у неё веры в Иисуса Христа, а сберегая себя, свой образ жизни. Её крещение никоим образом не отражается на существовании Руси, её дружины. Все, как были язычниками, так ими и остаются. Никаких усилий со стороны княгини изменить положение в стране в пользу новой веры не предпринимается. Её сын Святослав до конца жизни остался убеждённым язычником.
Надо отметить, что на Руси в десятом веке сложилась парадоксальная ситуация, характеризующаяся тем, что фактический правитель в стране в лице княгини Ольги (Елены), пусть и формально, исповедовал религию, не принятую населением. Она управляла страной, в которой была единственной христианкой. Все остальные поклонялись языческим богам. Такое положение, видимо, всех устраивало. Массовая христианизация на Руси начинается лишь в период правления её внука. Можно подумать, что не без того влияния, которое могло исходить от бабки. Ничего подобного. Бабка, как сама ничего не смыслила в христианстве, так и внук не смыслил. Замену язычества на христианство, если верить ПВЛ, князь Владимир произвёл из соображений, весьма далёких от основных христианских принципов. Зачем ему эта замена потребовалась, в повести разумных объяснений не содержится. Более того после того, как его знаменитые братья, главные претенденты на Киевский престол погибают, он, уж не в знак ли благодарности ставит на холме перед княжеским дворцом языческие идолы деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Стрибога, Даждьбога, Симарьгла и Мокоши. Им приносятся богатые жертвы. Сам Владимир охвачен похотью: помимо четырех жен у него триста наложниц в Вышгороде, триста — в Белгороде, двести — в сельце Берестове. Он ненасытен в блуде: приводит к себе и замужних женщин, растлевает девиц. На выбор христианства он смотрит с той точки зрения, как оно будет удовлетворять его собственные вкусы и интересы. Ему нравится благолепие и величие византийских храмов, где совершаются религиозные обряды, та система питания и употребления алкогольных напитков, к которой он сам привык. В Православии он не находит каких-либо серьёзных запретов, что могли бы помешать ему вести приятный и свободный образ жизни. Он скорее готов жить не «во славу Божию», а так, как было принято жить у отцов. Креститься он не спешит, а ставит условием крещения захват крымского города Корсуни. Крестится лишь после того, как в этой самой Корсуни слепнет и местный епископ его излечивает с помощью возложения рук.
Как бы то ни было, Русь именно при князе Владимире включается в христианство, и вся её дальнейшая история протекает под знаком этой религии, от которой и большевикам целиком и полностью избавиться не удалось. Стоило только коммунистической идеологии зашататься, как Православие тут же вернулась на прежнее место. Могло ли быть как-то иначе? Пофантазировать, конечно, можно. Но что есть, то есть, а историю следует уважать. Большим праздником День Крещения Руси в современной России не стал, но как свидетельство важного исторического факта он имеет полное право на своё существование.
Владимир Рослов
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 153