Есть ли в Библии образный подход?
Одним из аргументов, который используют последователи библии для оправдания жесткости, наполняющей эту книгу, является образный подход к трактовке написанного. Дескать, если написано, что нужно забить камнями сына за непослушание, или забить камнями того, кто призывает поклоняться другим богам, или забить камнями того, кто хулит определенного бога, то не надо воспринимать это как руководство к действию. Это просто красивые образы, цель которых запугать людей и предостеречь их от непослушания, неправильного поклонения или хуления не того бога.
Спросим себя, есть ли образный подход в Библии? Или поставим вопрос шире: возможно ли создать произведение, в котором не будет образного подхода?
Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более простые сущности, создающиеся людьми. Если мы рисуем в тетрадке по геометрии круг или треугольник, то мы обычно не закладываем тайный смысл в эти фигуры. Мы просто хотим узнать их площади и для этого нам иногда помогает работа с изображением объекта вычислений. Но если мы зададимся целью увидеть тайный смысл в полученных чертежах, то конечно мы вспомним, что круг может символизировать солнце или движение материи в пространстве, или повторяемость всего на свете. Это совершенство, бесконечность и законченность. Что угодно. Хоть бесконечность, хоть законченность. А треугольник - это пирамида, демонстрирующая иерархию или устойчивость, это триединство, это связь каждого с каждым.
Как видим, смысл можно найти даже там, где создатель произведения его не закладывал и не хотел закладывать.
Если смотреть на работы художников, то часто именно искусствоведы являются генераторами смыслов произведений, а не художники. И к смыслам, задуманным автором, всегда можно прицепить несколько вагонов альтернативных и сопутствующих трактовок происходящего.
Работает ли этот принцип генерации смыслов в литературном жанре или же он применим только для изобразительного искусства?
В качестве примера приведем роман Уилки Коллинза «Лунный камень», в котором есть персонаж, находящий ответы на все животрепещущие вопросы своего бытия в популярной повести Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». С романом не расстается, о нем то и дело вспоминает Габриэль Беттередж, значительное лицо «Лунного камня», то лицо, которое открывает и закрывает страницы этой книги. Вот начало его повествования о пропаже алмаза, называемого Лунный камень: «Раскройте первую часть «Робинзона Крузо» на странице сто двадцать девятой, и вы найдете следующие слова: «Теперь я вижу, хотя слишком поздно, как безрассудно предпринимать какое-нибудь дело, не рассчитав все его издержки и не рассудив, по нашим ли оно силам». Слова разумные, суждение человека опытного, заслуживающее внимания и размышлений. Для Габриэля Беттереджа «Робинзон Крузо» — чудодейственная книга, дающая ответы на все проблемы бытия. Все остальные персонажи «Лунного камня» видят в пристрастии Беттереджа к «Робинзону Крузо» забавную и милую причуду. А для самого Коллинза «Робинзон Крузо» тоже книга чудодейственная, такая простая и ясная и вместе с тем обладающая необычайной силой притягательности. Для него эта книга — и отдельный урок, и целая школа. И возбуждающая воображение «поэзия обстоятельств», и неувядающее занимательное чтение.
В данном случае, не трудно провести параллель между «Робинзоном Крузо» и «Библией» в едином методе восприятия читателем контента этих книг. Первая книга – развлекательное чтиво, вторая претендует на руководство к жизни адепта, а ответы потребителю даются примерно одинаковые, и главное они его удовлетворяют.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в Библии, как и в любом другом произведении, есть и образность, и бесконечные, противоречащие порою друг другу, смыслы, но авторы произведения не могли заложить их в то время, когда создавалась эта книга, поскольку имели другую ментальность, другие цели и другие законы, чем те, что господствуют в нашем мире сейчас.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 34110