Легенда о вражде между богом и дьяволом
Все современные религии, в том числе христианство, учат, что существуют два мира: один — земной, в котором мы живем, а другой — небесный, обитель бога, ангелов, дьявола, чертей и тому подобных сверхъестественных существ. Богу религия приписывает добро и любовь, а дьяволу — зло и ненависть. Дьявол, или сатана, он же «лукавый», стоит якобы во главе сойма чертей, так же как бог стоит во главе воинства ангелов. И между этими двумя армиями «духов » идет постоянная война.
Религиозные легенды о вражде между добрыми и злыми «духами» имеют очень древнее происхождение. Вера в «нечистую силу» появилась одновременно с верой в добрых «духов» на самых ранних ступенях развития религиозных верований. В древних земледельческих религиях мы находим уже пространные описания кровавых битв между добрыми и злыми божествами.
В религиозных верованиях древних египтян (около 5000 лет тому назад) важнейшее место занимала легенда о борьбе двух божеств Сета и Осириса. Согласно легенде Сет и Осирис — родные братья. Первый был когда-то наиболее почитаемым божеством (историки религии утверждают, что это было, когда египтяне занимались охотой и скотоводством); второй затмил своего брата тем, что научил людей земледелию. Завистливый Сет превращается в злого бога, жестокого соперника Осириса. Он убивает своего брата и бросает труп его в воду. Долго носился труп доброго бога, пока не был обнаружен богиней Исидой, женой убитого. Сет напал и на сына Осириса — бога Гора и вырвал у него глаз. Легенда заканчивается тем, что Гор отбивает у Сета свой глаз, дает его отцу, и тот благодаря этому воскресает из мертвых и становится непобедимым.
По христианской религии, сатана когда-то был одним из самых сильных и близких к богу добрых «духов». Затем он восстал против бога и вышел из его повиновения.
Христианская легенда о сатане во многом напоминает древнеегипетскую легенду о Сете. Но образы бога и сатаны в христианстве все же отличаются от образов добрых и злых божеств древних религий. Добрые и злые божества древности олицетворяли прежде всего силы природы и были далеки от вопросов добра и зла общественной жизни. Древнеегипетский Осирис, древнегреческий Зевс, древнеславянский Перун не давали или почти не давали людям моральных поучений. В современных же религиях вопросы добродетели и греха в общественной, семейной и личной жизни людей занимают очень большое место.
Люди древности не признавали и посмертного воздаяния за добродетели и грехи. Энгельс в работе «К истории раннего христианства» писал: «...Древние были слишком стихийно материалистичны, чтобы не ценить земную жизнь бесконечно выше царства теней; у греков загробная жизнь считалась скорее несчастьем». В современных религиях (христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие) легенда о рае, где праведники якобы найдут себе вечное блаженство, и об аде, где грешникам уготованы страшные муки, является одним из основных догматов. «Новшества» современных религий объясняются тем, что эти религии сложились в обстановке, когда главной причиной, порождающей и питающей их, стал уже не страх перед силами природы, а придавленность трудящихся гнетом эксплуататоров, стихийность экономического развития эксплуататорских обществ.
Отношения между злыми и добрыми «духами» в религиях наших дней отражают не столько природные явления, сколько борьбу за души людей. Служители культа ныне подчеркивают, что главное для верующего человека — это неукоснительное соблюдение моральных норм, якобы предписанных богом и изложенных в «священных» книгах. В христианской религии такие моральные поучения изложены в десяти заповедях Моисея («Старый завет»), в нагорной проповеди Иисуса («Новый завет»), в многочисленных притчах, посланиях апостолов, молитвах.
Главное «откровение» в области нравственности, которое якобы дал бог, состоит в требовании смирения и терпения людей в земной жизни во имя загробного рая. Нарушения людьми божественных заповедей религия объясняет прежде всего кознями дьявола — «врага рода человеческого». Дьявол будто бы для того и существует, чтобы совращать человека с пути послушания богу и ввергать людей в пучину греха. Это он внушает людям разного рода бесовские страсти: сребролюбие, «гордыню», жажду научных знаний и т. д.
Взаимоотношения бога и дьявола в современных религиях оказываются крайне запутанными. Где работает бог и где дьявол — различить трудно. В решающих вопросах дьявол оказывается верным помощником бога. Например, христианский бог во время мифического грехопадения первых людей действует в союзе с дьяволом. По библии, бог запрещает Адаму и Еве вкушать плоды с древа познания добра и зла и в то же время пропускает в рай дьявола в образе змия, который соблазняет Еву, а та — Адама нарушить приказ бога. За это разгневанный бог якобы наказал всех людей вечным изнурительным трудом, а женщин обрек на особое презрение. «Первородный грех», спровоцированный богом совместно с дьяволом, положил, согласно библии, начал о всякому злу в обществе, всем последующим бедствиям человечества.
Верующие нередко объясняют свои неблаговидные поступки тем, что их «дьявол попутал». При этом упускается из виду, что дьявол может путать людей лишь при попустительстве «всевидящего и всемогущего» бога. Без бога нет и дьявола, а без дьявола нет бога. Дьявол нужен религии и церкви, чтобы на него можно было свалить ответственность за беды и несчастья людей, которые «доброму богу» неуместно брать на себя.
Прав был французский философ-атеист XVIII века Поль Гольбах, когда он писал: «Дьявол — главный министр небесного двора, рычаг, при помощи которого работает церковь... Не будь дьявола, многие набожные люди никогда не помышляли бы ни о боге, ни о его духовенстве».
Вера в дьявола помогала и помогает господствующим классам и церкви в эксплуататорском обществе отвлекать внимание трудящихся от истинного виновника их бед и страданий - эксплуататорских классов, прививает угнетенным мысль о том, что они должны безропотно повиноваться своим господам. Служители культа утверждают, что спастись от ухищрений дьявола и адских мук на том свете человек может лишь при помощи церкви и соблюдения установленных ею таинств и обрядов. «Уничтожьте легенду о черте, — говорит Н.С. Хрущев, — и священнику нечего будет делать».
Религиозная проповедь о том, что главную цель жизни верующий человек должен усматривать в борьбе с происками дьявола во имя райского блаженства, и в наши дни приносит большой вред. Объявляя земную жизнь лишь кратковременным этапом для подготовки к несуществующей загробной жизни, религиозные легенды о боге и дьяволе, о рае и аде мешают верующим сознательно и активно бороться за земное счастье, за решение конкретных задач коммунистического строительства.
Но сейчас уже есть все основания сказать, что вековечная борьба между богом и дьяволом приближается к концу.
Большинство советских людей уже освободилось от веры в «царство небесное». По мере приближения советского общества к коммунизму, роста материального благосостояния и культуры трудящихся, новых достижений науки и утверждения высоких принципов коммунистической морали религиозные пережитки, сохранившиеся еще в сознании части советских людей, будут изжиты. Это положит конец вере людей в религиозную легенду о вражде между богом и дьяволом.
Н. ГУБАНОВ,
доктор философских наук.
Губанов Н. Легенда о вражде между богом и дьяволом. // Магнитогорский металл. – 1960 г., 12 октября, среда. - № 121 (3204). – С. 4.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 5251