Отрекаюсь от веры в бога
В нашу районную газету «Заря коммунизма» (Лосевский район, Воронежской области) не так давно пришел Александр Дмитриевич Устиновский, бывший протоиерей шестаковской церкви, и попросил опубликовать его письмо об отречении от бога и церкви. Он хотел, чтобы и другие, кто еще верит в бога, подумали над этим, узнали мотивы, которые побудили его, священника, порвать с религией и встать на путь честного труда.
Думается, что письмо А. Д . Устиновского представит интерес и для других газет. Поэтому прошу Пресс-бюро «Правды» разослать его редакциям.
В. ЖЕЛТУХИН, ответственный секретарь редакции газеты «Заря коммунизма».
Ниже публикуется письмо А. Д. Устиновского.
Двадцать два года прослужил я в церкви священником, из них последние восемь лет — в шестаковской. Мою голову покрыла седина, а в душу все больше проникало сомнение: правильно ли я живу? Честен ли я был перед людьми? Долгие и мучительные раздумья, совесть подсказывали, нет.
Мои взгляды на религию перевернула сама жизнь. Она властно переубеждает не только верующих, но и нас, их «пастырей.». Посудите сами, можно ли читать молитвы и взывать ко «всевышнему» в то время, когда ученые силой ума совершают удивительные открытия? Расщепление невидимого атомного ядра, запуск межпланетных ракет и, наконец, полет человека в космос, туда, где, по евангелию, «проживает» сам господь-бог и где в действительности ничего подобного не оказалось, — всё это сильно поколебало мою веру в бога.
Влияла, конечно, и повседневная наша жизнь. Взять хотя бы наше село Шестаково. Захудалое, лапотное прежде, оно превратилось сейчас в одно из богатейших сел, почти ничем не отличается от города: есть электрический свет, радио, много интеллигенции. Люди ходят в шелках, строят новые дома. Все грамотные: дети ходят в школу, взрослые учатся заочно, читают книги, журналы, газеты.
Прозрение ко мне приходило постепенно. Внимательно перечитывая «священные книги», я на каждом шагу стал наталкиваться на противоречивые толкования одних и тех же вещей. Так, на одной странице евангелия, например, говорится: «Мир мой даю вам. Мир мой оставляю вам», а на следующей — совершенно обратное: «Я принес вам не мир, а меч». Как же могут уживаться вместе крест и меч?
Как я убедился, религия — это сплошной обман. Разве я не обманываю людей, когда свячу воду на крещение? Богомольные старушки потчуют свое чадо: «Выпей, детка, святой водицы. Год простояла в бутылке, а как слезка, ни капельки не испортилась, потому что это — дар господний». Да какой же это «дар»? Обыкновенная вода. Не портится же она потому, что когда я крестил ее, то опускал в посудину с водой серебряный крест. А серебро обладает свойством консервировать воду.
Все большее число людей понимает, что такое церковь, и постепенно отходит от нее. Трудно стало «работать» попам. Да и сами верующие стали не те. Отдельные идут в церковь просто от скуки и, чтобы не понести при ее посещении материального ущерба, прихватывают с собой старые, вышедшие из употребления деньги. На нынешнюю пасху они дарили их с особой щедростью. Где же тут богобоязнь?
Думая над своей жизнью и жизнью других знакомых мне священнослужителей, я как-то очень отчетливо понял, какой большой вред людям приносит церковь. Она одурманивает их, внушает, что они беспомощны и ничтожны перед лицом природы и даже общества, что в жизни-де все идет но «закону божьему». Да, я утверждаю: религия — это один из тормозов в нашей жизни. Когда поезд идет, разве можно мазать колеса салом? А церковники именно так и делают.
Особенно пагубно сказывается влияние религии на детях. Над этим я долго и упорно думал. В Шестаковке у нас церковь расположена рядом со средней школой. Что же получается? Я служу молебны в церкви, сынишка мой Валя сидит за партой, в школе. На груди у него октябрятская звездочка. Он мечтает полететь, как Юрий Гагарин, к звездам. Что может дать ему полезного отец-священник? Под влиянием совершенно разных воспитателей — учителя и попа — из малыша может получиться духовный урод. Меня это очень страшит. Я не хочу этого!
Старшие мои сыновья уже приносят пользу стране: Николай работает учителем, а Леонид — строителем. А кем вырастут меньшие мои Валентин, Георгий, Владимир?
Патриарх всея Руси Алексий «наставляет» нас: семья священника должна быть маленьким монастырем. Утром, в обед и вечером — молитвы.
Такого ли удела заслужили наши дети? Нет! Мы с женой Анной Николаевной старались при них не говорить о церковных делах, не соблюдать религиозных обрядов. Но разве утаишь что от детей? Валентин маленький, а и то часто спрашивал: «Папа, где ты работаешь?» Что сказать? Жена, отвернувшись, отвечала за меня: «Бухгалтером сельпо». Но ведь он подрастет и узнает правду... Да и самому стало как-то неудобно даже называться попом.
Недавно жена говорит: «До каких пор будем против совести жить? Смотри, дети подрастают. Да и мне каково, как приезжаю на родину, подруги интересуются, где муж работает? А я и не знаю, что сказать. Уж очень стыдно говорить правду...»
Мы с женой ходили в кино, брали книги в библиотеке, читали газеты и журналы, — как говорится, старались не отставать от жизни. И чем больше я узнавал о жизни своей страны, о самоотверженном труде своих сограждан, тем больше грызла меня совесть: кто я такой? Приношу ли я хоть какую-нибудь пользу обществу, своему Отечеству? И с грустью и горечью должен был говорить: нет. Все люди трудятся, а я и моя семья живем за их счет, кормимся тем, что дадут верующие. Кто же я? Как ни тяжело сознавать это, но был я просто-напросто... тунеядцем. А ведь все родные — и мои и жены — трудятся, спокойно и радостно живут. Чем же я хуже других? Разве я не могу так же жить?
Я порвал с религией навсегда. Честным трудом хочу заслужить уважение людей, жить так, чтобы моим детям не было стыдно за отца и его дела.
А. УСТИНОВСКИЙ
Отрекаюсь от веры в бога. // Магнитогорский металл. – 1961 г., 20 сентября (среда). - № 112 (3369). – С. 4.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 4299