Авторство: Шадевальд Роберт

Плоскоземельная Библия


16.05.2013 СМИ/Библия

По: Bulletin of the Tychonian Society. - 1987. - №4.
Перевод с английского Кирилла Галабурды.

Впервые заинтересовавшись плоскоземельщиками на заре 1970-х, я сильно удивился, что теория плоской земли в англоязычном мире всегда была основана на Библии. С тех пор я успел освоить огромный массив плоскоземельной литературы и дополнить его собственными выписками из Священного писания, подтверждающими плосковатость земли.

Если закрыть глаза на отдельных маргиналов, никто не спорит, что в Библии земля неподвижна. Во время Национальной конференции по библейской науке в Кливленде в 1984 г. один геоцентрист Джеймс Хэнсон сказал мне, будто имеются сотни мест Писания, рисующих землю неповдижной. Не все из них, я подозреваю, надёжны, однако несколько вполне очевидных цитат привести можно:

  • "Он основал вселенную (т.е., все страны для заселения. См. статью "Вселять" в толковом словаре Даля. - К.Г.), она не поколеблется" (1Пар. 16:30);
  • "вселенная тверда, не подвигнется" (Пс. 92:1);
  • "тверда вселенная, не поколеблется" (Пс. 95:10).
  • "Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки и веки" (Пс. 103:5);
  • "бог, образовавший землю и создавший ее; он утвердил её" (Ис. 45:18).

Важно, что настолько неподвижна земля для плоскоземельщиков, насколько этому обрадуется и любой геоцентрист. Многие, если не все, приводимые геоцентристами цитаты из Библии не менее энергично предъявляются и плоскоземельщиками. Ведь теория плоской земли суть ещё дальше зашедший геоцентризм.

Подобно геоцентристам, плоскоземельщики прикрываются огромными списками цитат. Так, Самуил Бёрли Рауботем, основатель плоскоземельной научной школы, приводит 76 пассажей в последней главе основательного 2-го издания своей "Earth not a Globe". Антон Даамс, помощник Его Преподобия Уилбора Гленна Воуливы, (самый известный в Америке плоскоземельщик) составил своеобразный катехизис на 50 вопросов касательно сотворения и формы земли, причём для ответа на каждый привлекается чуть ли не по 20 ссылок на Писание.

Не преследуя цель дать исчерпывающий обзор плоскоземельной литературы, я лишь коснусь наиболее убедительного в ней. Также прокомментирую попытки подтвердить Библией теорию земного шара. Если особо не оговорено, отрывки из Писания будут следовать английскому переводу "New English Bible". Еврейскую и греческую лексику возьму из симфонии "Strong's Exhaustive Concordance of the Bible". (Где это не противоречит смыслу статьи Шадевальда, я буду цитировать Синодальную Библию. Когда нужно, стандартный русский перевод будет искажён. - К.Г.)

Библейская космология в явном виде не изложена, её приходится собирать из разрозненных фрагментов. Библия не цельное произведение, поэтому представления её многоразличных авторов о мироздании не обязательно должны быть согласны меж собой. Тем не менее, это так: вся Библия от Книги бытия до Книги откровений плоскоземельна.

Вряд ли стоит удивляться. Имея в качестве соседей египтян на юге и вавилонян на севере, древние евреи столкнулись с двумя плоскоземельными космологиями. Библейская же космология во многом пересекается с шумеро-вавилонской, могла кое-что позаимствовать из древнеегипетской. Вавилонское мироздание напоминало современный крытый стадион. По мнению вавилонян, земля плоская, а суша окружена мировым океаном. Купол неба считался вещественным телом, лежащим на водах океана, а то и на столбах. Сладкие, т.е., пресные, воды пониже земли порой дают о себе знать родниками. Египетское мироздание тоже было замкнуто, однако форму имело прямоугольную, не круглую - что-то вроде чемодана. (Для замыкания космоса египтянам пришлось сводчато изогнуть через небо богиню Нут.) А что там у древних евреев?

Порядок творения

Книга бытия даёт первую подсказку к космологии древних евреев. То, в какой именно последовательности были сотворены элементы мироздания, не обещает ничего вразумительного для исповедующего привычное мировоззрение. Однако точка зрения плоскоземельщика сразу же всё расставляет по местам. Земля была сотворена в первый день и была "безвидна и пуста" (Быт. 1:2). На второй день купол или "твердь" из Библии короля Якова сделали для разделения вод, что выше и ниже купола. (Видимо, изначально плоская земля была затоплена, а потом небесный свод вдвинули в слой воды и подняли с водой на нём. С шарообразной землёй такую операцию не проделаешь. - К.Г.)  И лишь на четвёртый день сотворены Солнце, Луна и звёзды, будучи помещёнными "внутри" купола, а не "на" купол (предлог "בְּ" действительно означает "внутри". Шадевальд хочет сказать, что светила были прикреплены к исподней, а не наружной поверхности небесного купола. - К.Г.).

Купол неба

Купол неба очень важен. Слово "твердь" встречается в Ветхом завете Библии короля Якова 17 раз, и всегда как перевод еврейского слова "רָקִיעַ", что означает видимый купол неба. Слово "רָקִיעַ" происходит от корня "רקע", подразумевающего ковку (см. Исх. 39:3, Чис. 16:38-39, Иер. 10:9, Ис. 42:5. - К.Г.). В старину латунные изделия либо отливали в форме, либо выделывали на наковальне. Бывалый мастер умел выковать тонкую чашу из бесформенного слитка латуни. Потому Елиуй вопрошает Иова: "С ним תַּרְקִיעַ небеса, твёрдые, как литое зеркало?" (Иов. 37:18).

Елиуев вопрос демонстрирует, насколько евреи верили, будто купол небес твёрд. Подобный свод казался вершиной инженерного гения. Что древние евреи и сам, по их мнению, Иегова так считали, видно из пяти отрывков:

  • "Он один распростирает небеса" или "שָׁמַיִם" (Иов. 9:8).
  • "הַשָׁמַיִם проповедуют славу божию, и о делах рук его вещает הָרָקִיעַ" (Пс. 18:2)
  • "и שָׁמָיִם - дело твоих рук" (Пс. 101:26).
  • "Мои руки распростёрли שָׁמַיִם, и всему воинству их дал закон я" (Ис. 45:12).
  • "Моя десница распростёрла שָׁמָיִם" (Ис. 48:13).

Если все эти отрывки подчёркивают лишь иллюзию твёрдого купола, то библейские писатели уж слишком разошлись. "שָׁמַיִם" происходит от "שמה", подразумевающего превышение или возвышенность. Буквально означает "небо". Прочие пассажи дополняют описание неба как возвышенного и вещественного купола. Бог "восседает на ("עֵל". - К.Г.) сводчатой крыше ("חוּג". - Р.Ш.) земли, и живущие на земле - как саранча. Он распростёр небеса ("שָׁמַיִם". - Р.Ш.), как тонкую ткань, и раскинул их, как шатёр для жилья" (Ис. 40:22). "חוּג" - буквально "окружность", но можно применять слово шире, в значении округлости для свода-купола. Иов. 22:14 учит, будто бог "ходит по небесному חוּג". В обоих случаях речь идёт о вещественном теле, на котором можно сидеть и ходить. Дополнительно в них подразумевается возвышение. У Исайи возвышение отдаляет людей, делая их словно бы малыми, как саранча, а у Иова мешает богу разглядеть сквозь облака, чем занимаются люди внизу. Возвышение также имеется в виду в Иов. 22:12: "Не превыше ли שָׁמָיִם бог? Посмотри вверх на звёзды, как они высоко". ("New English Bible" переводит как: "Воистину бог на верхушке небес и сверху взирает на все звёзды - на той же высоте, что и они". - К.Г.)

Такая картина мира проиллюстрирована видением Иезекииля. Слово "רָקִיעַ" встречается в Книге Иезекииля 5 раз: четырежды в Иез. 1:22-26 и однажды в Иез. 10:1. И всегда речь идёт именно о своде-куполе. Он находился над "животными" и сверкал, "словно ледовица" ("קִּרַח" и в самом деле "лёд". - К.Г.). Над куполом же престол из сапфира или лазурита, на котором "подобие человека", излучающее "сияние" господне. Короче говоря, Иезекиилю привиделся бог на троне поверх небесного купола, как то описано в Ис. 40:22.

Форма земли

Помимо всего, что имеет отношение к небесному куполу, теория плоской земли крайне важна для понимания Книги Даниила. В ней царь "видел в центре ("גַו" переводится как "середина". - К.Г.) земли дерево весьма высокое... Высота его достигала до неба, и оно видимо было до краёв всей земли" (Дан. 4:7-8). Конечно, если земля плоская, то очень высокое дерево можно увидеть с самых отдалённых краёв её, однако на земном шаре ничего подобного не получится. То же самое и в сцене искушения Христа Сатаной: "Берёт его диавол на весьма высокую гору и показывает ему все царства мира ("κόσμου". - Р.Ш.) и славу их" (Мф. 4:8). Очевидно, что такое возможно лишь если земля плоская. Сказанное справедливо и в отношении Отк. 1:7: "Се, грядёт с облаками, и узрит его всякое око".

Небесные тела

У древних евреев небесные тела сравнительно малы. Книга бытия подчёркивает значительность и величину земли по сравнению со светилами двояко: во-первых, порядком их сотворения и, во-вторых, взаимным их расположением. Большим светилам не уместиться на внутренней стороне небесного купола, а уж тем более "в Гаваоне" и "в долине Аиалонской" (тот же предлог "בְּ". - К.Г.), как то предполагает Нав. 10:12.

Более того, Библия часто выставляет небесные тела своеобразными живыми существами. Так, "в них (в небесах. - Р.Ш.) шатёр ("אֹהֶל". - К.Г.) Солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его" (Пс. 18:5-7). Звёзды выступают некими низшими человекоподобными богами. Ведь краеугольный камень под землю клали "при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны божии восклицали от радости" (Иов. 38:7). Одной утренней звезде даже запрещают ставить трон выше тронов прочих звёзд: "А говорила в сердце своём: "Взойду на небо, выше звёзд божиих вознесу престол мой (перед словом "звёзды" стоит "לְ", означающее принадлежность, поэтому вся фраза такова: "Выше звёздам божиим принадлежащих вознесу престол свой". - К.Г.) и сяду на горе собраний богов (в обстоятельстве "בְּהַר־מוֹעֵד" боги не упоминаются. - К.Г.), на краю севера; взойду на высоты облачные, буду как самая высокая ("לְעֶלְיוֹן"? - К.Г.)"" (Ис. 14:13-14). Да и Втор. 4:15-19 подтверждает божественное положение звёзд, созданных для поклонения другим народам.

Если верить Дан. 8:10 и Мф. 24:29, звёзды могут сыпаться с небес на землю. Тому же учит и Отк. 6:13-16: "Звёзды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток... Говорят горам и камням: "Падите на нас и сокройте нас от лица сидящего на престоле"".

Всё это согласно с вышеизложенной древнееврейской космологией, однако крайне глупо с точки зрения современной астрономии. Если хотя бы одна, не говоря о прочих, звезда "падёт" на землю, говорить горам и камням будет уже некому. Библейский писатель действительно считает звёзды достаточно маленькими, чтобы засыпать землю и сохранить при этом жизнь на ней. И небо тут - всё то же вещественное тело, а звёзды внутри него и падают до того, как небо распахнётся, открывая сидящего над небом (см. Ис. 40:22).

(Необходимо добавить, что всё сказанное о небесных светилах ничуть не доказывает плосковатость земли. Предложенная аргументация справедлива, даже если бы речь шла о шарообразной земле. - К.Г.)

Слабые доводы

Плоскоземельщики также апеллируют к тем библейским доводам, которые неубедительны, неоднозначны, неверны и неуместны. Смешно то, что теми же пассажами их оппоненты пытаются отстаивать теорию земного шара. Такими слабыми и двусмысленными аргументами можно лишь дополнить готовую картину мира, но сами по себе они значат немного.

Среди самых слабых доказательств от Писания имеется упоминание отверстий-окон в небе, которые бог открывает давая водам на тверди выпасть дождём (см. Быт. 7:11, 8:2, Ис. 24:18-19, Иер. 51:15-16 и Мал. 3:10). Да, такое вполне уместно при плоскоземельном мироздании, однако почему бы не придумать сферическую скорлупу над земным шаром? Сказанное справедливо и в отношении достижения небес Вавилонской башней из Быт. 11:4.

Ещё плоскоземельщики часто цитируют ветхозаветные места, в которых речь об основаниях земли (см. 2 Цар. 22:16, Иов. 38:4, Пс. 17:16, Прит. 8:29, Ис. 24:18 и др.). Основания эти признаны и геоцентристами, так что их одних не достаточно, чтобы отстаивать плосковатость земли.

Для теории плоской земли не имеет решающего значения и аргумент, связанный с наличием у земли "углов". Взять, например, Отк. 7:1: "И после сего видел я четырёх ангелов, стоящих по четырём углам ("γωνίασ". - Р.Ш.) земли, держащих четыре ветра земли". Сторонники теории земного шара спешат заметить, что греческое "γωνία" может относиться и к месту, не только лишь к точке. Многие переводчики Библии останавливают свой выбор на последнем случае (в Библии короля Якова: "на четырёх углах земли"), внушая, будто библейский писатель видел жилую землю четырёхугольной площадкой. (Именно так считали многие ранние церковники вроде Козьмы Индикоплова. В современной теории плоской земли "углов" в буквальном смысле нет.) Однако "углами" могут быть те края или концы (и "края" и "концы" являются переводами одного и того же слова "קָצֵה". - К.Г.) земли, что упомянуты в Иер. 51:16: "Он возводит облака от краёв земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ своих". Т.о., всё сводится к концам земли.

В общем, библейская картина мира сравнительно проста и складна. Всё (возможно, за одним, ниже разбираемым исключением), что в Священном писании относится к мировому устройству, прекрасно гармонирует с древними плоскоземельными космологиями народов Ближнего Востока, разительно противореча данным современной науки. Что же возражают сторонники земного шара?

Доводы в пользу теории земного шара

Те, кто ищут в Библии земной шар, обычно закрывают глаза на стройный лес, зацикливаясь на паре кривых деревьев. Некоторые находят спасение в апломбе. Так, Генри Моррис, руководитель Института проблем креационизма, приводит один из самых отъявленных плоскоземельных отрывков Ветхого завета, вышеразобранный Ис. 40:22, в качестве доказательства шарообразности земли. Ухватившись за вариант перевода отрывка по Библии короля Якова ("Он восседает над кругом земли"), Моррис не обращает внимание ни на контекст, ни на "людей как саранча", провозглашая: "круг" есть "шар"! Политика "разделяй и властвуй" в данном случае выдаёт лишь недостаток образованности и неспособность рассуждать.

Были приложены поистине героические усилия, чтобы помириться с замыкающей светила твердью, полной воды на ней. Ныне покойный Гарольд Армстронг доказывал, будто она представляет собой пустое Ньютоново пространство, а "воды... над твердью" омывают границы дальнего космоса или, скорее, находятся там не в жидком состоянии. Не бойся, что называется, трудностей, а выдумывай очевидность! Джерард Боув старается видеть в тверди уже не вакуум, но "пленум" (судя по статье Боува "Does Bible teach flat earth?" он отождествляет "твердь небесную" с земной атмосферой. - К.Г.). На мой взгляд, глупо заставлять древних писателей выражаться по-современному, как это делают Г. Зуков и Ф. Капра, изучающие современную физику по высказываниям восточных мистиков. От всех подобных поисков весьма дурно пахнет.

Наибольшей популярностью у сторонников земного шара пользуется Иов. 26:7 из Библии короля Якова: "Он распростёр север ("צָפוֹן". - Р.Ш.) над пустотою, повесил землю ни на чём ("עַל־בְּלִי־מָה". - Р.Ш.)". ("New English Bible" перелагает как: "Бог раскинул балдахин неба над хаосом и подвесил землю в пустоте".) Не совсем ясно, о чём тут. Употреблённое в какой-то связи с северными странами слово "צָפוֹן" буквально означает "спрятанный". (Корень "צפן" связан с крытием чего-либо. Если в корень от глагола внести "וֹ", а под первую букву поставить огласовку "ָ", то получится существительное, обозначающее результат или объект действия, указанного глаголом. Итого слово "צָפוֹן" действительно может означать "нечто укрытое". - К.Г.) Слово "בְּלִי־מָה" переводится как "ничто", и это грозит противоречием между Иов. 26:7 и местами Библии, в которых земля стоит на основаниях (на самом деле "עַל־בְּלִי־מָה" можно перевести не только как "ни на чём", но ещё и как "над ничем", ибо предлог "עַל" имеет также значение "напротив". - К.Г.). К этому месту в Книге Иова мы ещё вернёмся.

Говоря же об основаниях земли, Д. Боув в сочинении "The form of the earth" просто рассыпается библейскими цитатами, подтверждающими шарообразность земли упоминаниями земных оснований. Все или почти все эти цитаты давно уже служат плоскоземельщикам. Если взглянуть на землю как на архитектурное произведение с полом, перегородками и крышей, вполне естественно ожидать под ней основания и краеугольные камни. Однако зачем основания шару - это я в толк никак не возьму. Заверения,  будто речь идёт не о всей планете, а лишь о земной коре, уж совсем притянуты за уши. Не лучше выглядит попытка Боува увидеть "концы земли" в наиболее удалённых от Иерусалима пунктах; "четыре угла земли" - в Чукотском полуострове, Аляске, мысе Горн и в юго-восточном побережье Австралийского континента.

Самое интересное у Боува - это обоснование теории земного шара Евангелием от Луки. Он сопоставляет Лук. 17:31 и Лук. 17:34 из Библии короля Якова. Первая ссылка приводит к: "В тот день, кто будет на кровле...", а последняя - к: "В ту ночь будут двое на одной постели..." Затем Боув напоминает о 1Кор. 15:52, чтобы доказать, будто те два события происходят в одно и то же время, и готово: день и ночь могут быть одновременными лишь на шарообразной земле. Прежде всего нужно сказать, что последнее рассуждение ошибочно, ибо современная, не в пример древней, теория плоской земли предусматривает возможность одновременности дня и ночи в разных странах. Во-вторых, греческое слово "ἡμέρα" подобно английскому слову "day": им можно обозначать и полуденные часы, и все 24 часа суток, и целую эпоху неопределённой продолжительности (что нашло отражение в фразеологизмах "men of the day" или "to have had one's day". Что касается греческого, то в Мар. 2:20, например, по отношению к одному и тому же промежутку времени употребляется как "αί ἡμέραι" во множественном числе, так и "τῇ ἡμέρα" в единственном. - К.Г.). В-третьих, Лука выражался иносказательно и цитирование апостола Павла снимает вопрос.

Ещё один библейский аргумент в пользу земного шара заслуживает внимания. Национальная креационистская конференция 1985 г. в Кливленде завершилась обычными дебатами по поводу преимуществ гео- и гелиоцентрической картин мира. Ричард Ниссен из Училища христианского наследия, отстаивая коперниканство, отметил, что сферичность земли в Библии видна из абсолютности в ней севера-юга и относительности в ней же запада-востока. В доказательство привёл строчку: "Как далеко восток от запада, так удалил он от нас беззакония наши" (Пс. 102:12). Опять же, современная теория плоской земли тоже учит, что север и юг абсолютны, а восток и запад - относительны. Что же касается древних плоскоземельных космологий, то там восток и запад не разнесены настолько, чтобы расстояние между ними нельзя было преодолеть, что внушает и Пс. 102:12.

Как по мне, все эти доводы не доказывают, что земля - шар, они слабы, если вообще справедливы. Что же касается теории плоской земли, то она вполне вписывается в исторические рамки и не нуждается в особых библейских оправданиях, подобных оправданиям земного шара.

Книга Еноха

Весь путь, который мы проделали до сих пор, мы прошли вслед за плоскоземельщиками 19 века, основываясь исключительно на Библии. Как мы увидели, приведенные доводы всё же оставляют много пространства для обиняков. Двусмысленности в древних документах обычно устраняют сличением с прочими первоисточниками их эпохи. Самым же важным документом по древнееврейской космологии является Книга Еноха.

Обширная разрозненная компиляция, столь любимая древними переписчиками, около десятка веков интриговала европейских книжников, знавших о ней из многочисленных упоминаний в патристике. Лишь в 1773 г. шотландский искатель приключений Джеймс Брус обнаружил несколько экземпляров в Эфиопии. С тех пор из тайников эфиопских монастырей было поднято множество списков книги. Через столетие работы учёные пришли к выводу, что некоторые части книги датируются до-Маккавейскими временами, а некоторые были составлены не позднее 100 г. до н.э. Оценки подтвердились обнаружением Рукописей Мёртвого моря в Кумране, содержащих множество выдержек из Книги Еноха.

Было сделано два главных переложения Книги Еноха на английский: Чарльза (1913) и Айзека (1983). Все цитаты из Книги Еноха буду приводить из нового перевода.

Важность документа сильно недооценивается за пределами академической науки. Простое сопоставление его текста с Новым заветом выявляет многие заимствования Еноховых доктрин ранними христианами. Как пишет Айзек, "мало места для сомнений, что Книга Еноха повлияла на становление новозаветных учений о Мессии, Сыне Человеческом, Царствии Небесном, демонах, будущем, воскресении из мёртвых, последнем суде, всего эсхатологического спектакля и символизма. Неудивительно, что книгу признавали и апостолы, и отцы Церкви".

Космология Еноха

Прежде всего, Книга Еноха вдохновила на евангелия Матфея и Луки, Деяния апостолов, Послание к римлянам и некоторые другие новозаветные книги. Наказание падших ангелов во 2-м Послании Петра, видимо, перекочевало туда прямёхонько из Книги Еноха, как и многие картины (даже лексика) - в Книгу откровений. Послание Иуды содержит самое поразительное доказательство Енохова влияния в клеймлении апостолом врагов веры: "О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "Се, идёт господь со тьмами святых ангелов своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на него нечестивые грешники"" (Иуд. 1:14-15). Приводимая апостолом цитата из Ен. 1:9, была обнаружена на оригинальном еврейском языке в отрывке из Кумранской рукописи, недавно изданном Г. Шэнксом. Ссылаясь на пророчество Еноха, Иуда признаёт боговдохновенность Книги Еноха.

Книга важна и из прочих соображений. Не в пример канонической Библии, которая, по-моему, никогда не предназначалась для популяризации данных науки, целые разделы Книги Еноха посвящены разъяснению мирового устройства. Автор подчас выступает своеобразным дохристианским Карлом Саганом, сообщающим восторженной публике сведения о небесах и земле. Енохова космология полностью плоскоземельна и выведена из канонических книг.

Концы земли

Ангел Уриил водил Еноха во многих его путешествиях. Вместе они несколько раз сходили к концам земли, где купол неба достигает поверхности земли. Например, Енох рассказывает: "Я пошёл к пределам земли и увидел там великих зверей, из которых каждый был отличен от другого, а также птиц, разнообразных по наружной красоте и по голосу, из которых каждая была отлична от другой. И на востоке от тех зверей я видел пределы земли, на которых покоится небо, и открытые врата неба" (Ен. 5:62-63). (Внимательный читатель обратил внимание, где я подозреваю ошибку в Айзековом переводе. Земля, покоящаяся на небе, - это нонсенс. Недаром же Чарльз пишет: "пределы земли, на которых покоится небо".)

Далее Енох повествует: "Я пошёл к северу, к пределам земли, и там я видел великое и славное седалище на пределах всей земли. Здесь я видел трое открытых небесных врат на небе; из них выходят северные ветры; если там (из них) дует, то бывает холод, град, иней, снег, роса и дождь" (Ен. 5:66-67). Всё это прекрасно сходится с Иер. 51:16, где бог "возводит облака от краёв земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ". Аналогичным образом Енох побывал на западных, южных и восточных "пределах земли".

На концах земли было ещё на что посмотреть. Помните, мы прервали обсуждение Иов. 26:7 из Библии короля Якова? "Он распростёр север над пустотою, повесил землю ни на чём". Так вот, когда Енох с ангелом заходят за пределы небесного купола, действительно оказывается, что дальше ни внизу, ни вверху ничего нет: "Я обошёл кругом до одного места, где не было никакой вещи. И я видел там нечто страшное: ни неба вверху и ни земли внизу, но одно пустое место, хаотичное и страшное" (Ен. 4:28-29). Не то ли самое подразумевается в Книге Иова?

Ещё ангел показывал Еноху "хранилища всех ветров" (Ен. 4:9, 7:34) и "краеугольный камень земли" (Ен. 4:10).

Солнце и Луна

Как насчёт Солнца и Луны? Вышеразобранный Пс. 18:5-7 внушает, будто Солнце прячется на краях земли, пока не придёт время восхода. Но Енох пошёл ещё дальше: "Я видел хранилища Солнца и Луны, откуда они выходят и куда возвращаются", а в режиме восхода-заката они "соблюдают верность между собой, сохраняя клятву" (Ен. 7:35).

Енох не упускает подробностей движений светил, объясняет, почему азимуты точек их восхождения и заката меняются в течение года. Этому посвящена "Книга об обращении светил небесных".

"И вот первый закон светил: светило Солнце имеет свой восход в восточных вратах неба и свой заход в западных вратах неба.

И я видел шесть врат, в которых Солнце заходит, и шесть, в которых заходит. Луна также восходит и заходит чрез те же врата. Путеводителями звёзды у них вместе со своими путеводными. Шесть врат на востоке и шесть на западе, следующих друг за другом в строго соответствующем порядке, а также много окон направо и налево от тех врат. Прежде всего, выходит великое светило, называемое Солнцем, его окружность как окружность неба, и оно совершенно наполнено блистающим и согревающим огнём.

Колесница, в которой оно поднимается, гонит ветер, и Солнце, заходя, исчезает с неба и возвращается назад через север, чтобы достигнуть востока; и оно направляется таким образом, что приходит к соответствующим вратам и светит на небе" (Ен. 13:2-4).

Отверстия в небесном куполе попарно связаны для каждого времени года. Когда самый длинный световой день года, Солнце восходит и садится через самую северную пару. Когда день самый короткий, оно проходит через пару самых южных отверстий. Возвращаются Солнце и Луна снаружи купола, а может даже и отдыхают в своих "хранилищах".

Звёзды

Подобно Библии, Книга Еноха усматривает звёзды живыми человекоподобными существами. Сыны божии часто мелькают на страницах Книги Еноха и связаны со звёздами же. Всё сходится с Иов. 38:7, где краеугольный камень подложен под землю "при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны божии восклицали от радости".

Как упоминалось, Мф. 24:29 и Отк. 6:13 рисуют падающие наземь звёзды. Этот сюжет позаимствован из Книги Еноха, хоть и не без купюр. В Ен. 17:20 звезда упала с неба и была пленена, связана по рукам и ногам и брошена в пропасть. Через строчку и другие звёзды, "срамные члены которых были как срамные члены коней", были так же связаны и некто "положил их в ущелье земли" (Ен. 17:22).

Некоторые звёзды никогда не восходят - Енох "видел на небе колесницы" их (Ен. 14:33). Многие же проделывают своё движение ночь за ночью. Такие встают и садятся через отверстия в небе, как Солнце или Луна. По Книге Еноха, бог обегает тесное мироздание и те звёзды, что опоздали на своё восхождение, сбрасываются в небесную тюрьму. Как пояснил Уриил, "это то место, где оканчивается небо и земля; оно служит темницей для звёзд небесных и для воинства небесного. И эти звёзды, которые катятся над огнём, суть те самые, которые преступили повеление божие пред своим восходом, так как они пришли не в своё определённое время" (Ен. 4:21-22). Каковы санкции за халатную медлительность, Енох не сообщает, однако Уриил показал другие "звёзды, которые преступили повеление всевышнего бога", которым быть наказанным по числу дней их вины (Ен. 4:33). Самое страшное место - пламенная темница для навечно осуждённых падших ангелов (Ен. 4:34-37).

Книга Еноха заслуживает изучения не только лишь за её космологию, в ней также видна христианская эсхатология. Книга обязательна для прочтения всем, кто изучает еврейскую религиозную мысль начала н.э.

Выводы

Из географической и исторической обстановки можно ожидать, что древние евреи придерживались плоскоземельной космологии. Да и традиционалистски настроненные ранние христиане с самого начала также были плоскоземельщиками, заявляя, что буква Писания не потерпит иной точки зрения. Плоскоземельный подтекст Библии был заново открыт и популяризован англоязычными протестантами в середине 19 века. Свободомыслящие библеисты позднее пришли к тому же мнению. Т.о., исследователи, стоящие на совершенно непримиримых позициях, независимо друг от друга сделали один-единственный вывод: древние евреи верили в плоскую землю. Заключение сделано на основании Священного писания. Вновь обретённая исследователями Книга Еноха решительно подтвердила этот вывод.


Посмотреть и оставить отзывы (14)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Читая книгу «Левит»
  • Блуждая по Библии. Книга вторая «Исход»
  • Библия – идейная основа атеизма и совершенного общества
  • Читая книгу  «Бытие»
  • Библия – исторический феномен под грифом «секретно»

    Пришествий на страницу: 6083