РОССИЯ НЕ ДОЛЖНА СКАТЫВАТЬСЯ В КЛЕРИКАЛЬНОЕ БОЛОТО
Уже более десяти лет назад наша страна избавилась от большевистского тоталитарного режима и, казалось бы, вступила на цивилизованный демократический путь развития. На этом пути имеются немалые успехи, и я не хочу их преуменьшать. Так, появилась свобода слова (отменена цензура), свобода совести (свобода религиозных отправлений или атеистических взглядов), свобода передвижения (можно поехать за границу без чрезмерных усилий и согласия КГБ); появилась выборная власть, пусть и несовершенная, но все же несравнимая с бутафорским Верховным Советом СССР. К великому сожалению, однако, почти по всем упомянутым пунктам действительное далеко отстает от ожидавшегося. Например, на место цензуры в СМИ пришли вседозволенность и произвол - свободно печатают всякий бред и лженауку [1] , а добиться опровержений обычно практически невозможно. Возмутительно возникшее огромное имущественное неравенство - достаточно сказать, что доход 5% наиболее обеспеченных в 100 раз больше дохода наименее обеспеченного слоя населения (конкретно, речь идет о 30 и 3000 долларах в месяц [2] ). Коррупция достигла размеров, в которые прямо трудно поверить, но она не пресекается должным образом (см., например, [3] ).
Остановлюсь подробнее лишь на вопросе о свободе совести. Казалось бы, в принципе все ясно: согласно Конституции Российской Федерации, вступившей в силу 25 декабря 1993 г., Россия является светским демократическим государством, в котором "никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной", а "религиозные объединения отделены от государства". Далее, "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать... любую религию или не исповедовать никакой..." (статьи 14 и 28 Конституции). На деле же происходит явная клерикализация страны. В условиях нехватки домов для престарелых и беспризорных, да и очень низкого уровня жизни весьма широких слоев населения, тратятся огромные иногда деньги на восстановление церквей и монастырей (один храм Христа Спасителя чего стоит * ), и вообще на материальную помощь церкви. На экранах телевизоров сплошь и рядом идут религиозные передачи или сообщается о религиозных событиях, а атеистическое просвещение совсем забыто. Дошло до того, что даже в Государственном Гимне нашей светской страны фигурирует слово Бог, что я считаю просто чудовищным. Не могу не отметить, что и Гимн в целом вызывает возмущение у очень многих своим сталинско-михалковским текстом и музыкой советского периода (об этом мне уже приходилось писать) [4] .
Чем же объясняется поддержка религии современными российскими властями? В СССР официальной идеологией был марксизм-ленинизм. Основные, если не на бумаге, то на деле элементы этого "учения" демократы решительно отвергают. Это так называемая диктатура пролетариата, а на практике диктатура верхушки компартии или даже одного ее вождя. Это вопиющее нарушение прав человека и различных свобод. Это, наконец, несостоятельная экономическая политика. В отношении же к религии были две стороны - был провозглашен атеизм и вместе с тем религия угнеталась, поддерживались так называемые воинствующие безбожники. Между тем, атеизм полностью совместим со свободой совести. Более того, воинствующие безбожники своими иногда хулиганскими и даже бандитскими действиями дискредитировали атеистические взгляды в среде не слишком-то образованных людей. По существу деятельность воинствующих безбожников аналогична действиям инквизиции в рамках католицизма или гонениям на староверов в православии. Очевидно, что существование инквизиторов и гонителей староверов и других "еретиков" не является аргументом против самой религии и, конкретно, христианства.
Точно также деятельность воинствующих безбожников и, вообще, гонения на религию и верующих людей заслуживают всяческого осуждения, но по существу дела не являются доводом против атеистических взглядов. Однако на практике, в условиях сегодняшней России, проводившаяся около 70 лет большевистская политика в области религий, в результате реакции на нее, привела только к укреплению и популярности церкви. А тут к тому же исчезла "национальная идея", которую коммунисты (большевики), по крайней мере, на словах видели в построении социалистического, а затем и коммунистического общества. Не найдя никакой замены этим соблазнительным утопиям, наше руководство (не берусь судить на каком уровне и сколь единодушно) решило опереться на религию и в особенности на православие. Нужна ли и возможна ли вообще какая-то особая национальная идея для современной России? Думаю, что речь должна идти просто о стремлении создать, наконец, для россиян (всех жителей России) хорошие условия для жизни и работы, хотя бы на уровне, уже достигнутом в передовых странах. Это, конечно, очень трудно. Гораздо проще строить и восстанавливать церкви, кропить все что придется "святой водой" (из водопровода) и без всякого толка и смысла "освящать" и благословлять различные здания, подлодки, казармы и, например, ракеты, которые, как мы не раз видели, тем не менее, взрываются после молебнов столь же часто, как и без них. Прошу читателей не принять эти саркастические замечания как насмешку над истинно верующими людьми. Я во многом их понимаю. Понимаю, когда обездоленные люди, да и просто тяжело живущие, уповают на Бога, видят в богослужениях и посещении церквей, мечетей и синагог какой-то просвет в своей тяжелой жизни. Известные формулировки: "религия - опиум народа" или "религия - опиум для народа" (здесь имеется некоторое различие) отражают объективную ситуацию, и с ней нужно считаться. Поэтому, в частности, недопустимы какие-либо преследования верующих, нарушения их права свободно выражать свои религиозные чувства (я, конечно, не говорю об изуверских сектах или тех, кто под флагом религии осуществляет террористические преступления). К тому же большинство вероучений призывает, по крайней мере, так сказать, официально, к добру и соблюдению определенных справедливых этических норм (заповедей). Поэтому, опять же, с религией не нужно бороться, к чему призывали воинствующие безбожники. Задача атеистов заключается в атеистическом просвещении и, в частности, в разоблачении лженаучности креационизма. К сожалению, как я уже отмечал, мы не встречаем или почти не встречаем соответствующих материалов в наших сегодняшних СМИ.
Как приходилось уже не раз подчеркивать (см., например, [5] ), нужно отличать людей религиозных и принадлежащих к каким-то конфессиям, например, теистов (христиан, мусульман, иудеев) от людей, верующих в Бога на каком-то более отстраненном и абстрактном уровне. На вопрос, верят ли они в Бога, получаем утвердительный ответ, но во что же они более конкретно верят, мне выяснить не удавалось. В общем, они считают, что имеется нечто за пределами природы, создавшее ее. На философском уровне таковы деисты. ** Такую позицию до какой-то степени можно понять, ибо современная наука еще не выяснила с должной ясностью, как возникают жизнь и сознание (о современном состоянии проблемы см. [6] ). Атеисты же считают, что кроме природы нет ничего, и никакого Бога не существует. Но это так называемое "интуитивное суждение" (подробнее см. [5] и, главное, указанную там литературу), которое нельзя строго ни доказать, ни опровергнуть. Интуитивным суждением является и вера в существование Бога, хотя характер обоих этих интуитивных суждений и глубоко различен (подробнее см. [5] ). Обсуждение взглядов деистического и агностического типа относится скорее к философии, о них можно спорить. Что же касается религии (теизма), неразрывно связанной с верой в чудеса (то есть в мнимые факты и утверждения, не допускающие проверки и, вообще говоря, совершенно противоречащие научным фактам, вроде непорочного зачатия, воскрешения из мертвых и т.п.), то по сути дела она не отличается от лженауки вроде астрологии. Разница лишь та, что религиозные чудеса обычно, так сказать, более или менее безвредны - ну, в самом деле, не очень-то существенно, казалось бы, как произошло зачатие Иисуса Христа и воскресал ли он около 2000 лет назад. Кроме того, как уже упоминалось, и это более важно, религия в известных условиях и пределах призывает к добру и соблюдению определенных позитивных этических норм. Вместе с тем, нельзя не подчеркнуть, что широко рекламируемое утверждение, что "если Бога нет, то все дозволено" по сути дела совершенно несостоятельно. Откуда следует, что атеизм в какой-то мере оправдывает убийство, воровство и т.п.? Религия, да и то далеко не всякая и далеко не всегда осуждает упомянутые злодеяния, но это убеждение отнюдь не является ее монополией и ни в малейшей степени не свидетельствует против атеистических взглядов.
Стремление к возрождению религии в России представляется в целом реакционным, шагом назад, в прошлое, особенно на фоне блестящих достижений науки в наше время и, собственно, уже достаточно давно. Между тем, именно такое стремление к укреплению церкви ясно видно не только со стороны РПЦ, но и в действиях властей, призывах модных политологов [7] , и даже деятелей КПРФ. Вполне согласен с характеристикой последних, которую дал А.Н.Яковлев в своей замечательной книге (см. [8] с.267): "Особенно грязными и циничными являются клятвы нынешних лидеров компартии в верности христианским заветам. Разрушив тысячи храмов и уничтожив сотни тысяч священнослужителей, большевики сегодня преподносят себя носителями духовности". И затем автор справедливо спрашивает ([8] с.268): "Почему почтенные и высокочтимые иерархи нынешней церкви не предадут анафеме антипатриотическую и антихристианскую партию, разрушавшую церковь, объявившую религию злом, подлежащим искоренению?".
Но РПЦ не до того, она пытается внедряться в армию [9] , в высшие учебные заведения и в общеобразовательные школы (см., например, [10] ). Между тем, очевидно, что в светском государстве школа должна быть совершенно отделена от религии. Если родители хотят обучать своих детей чему-то религиозному, это можно делать при молельных домах (церквях, мечетях, синагогах и т.д.), но ни в коем случае не в общеобразовательной школе. Дети ведь должны получать образование, в частности, в области физики, биологии и т.д. Наука же совершенно несовместима с теизмом и его легендами библейского типа [5] . Религия - продукт прошлых, далеких веков. Проповедовать религию в школах означает толкать Россию, ее население, буквально в клерикальное болото, обучая детей не современной науке, а обветшалой лженауке креационистского типа. Кстати, ревнителям возрождения православия в России в качестве чуть ли не руководящей идеологии полезно вспомнить, что "мы это уже проходили". Действительно, православие было официальной и доминирующей идеологией в царской России. Как хорошо известно, это обстоятельство не помешало зверским "разборкам" гражданской войны, а затем бесчинствам большевистского террора в СССР. Его в особенно зверских формах возглавлял бывший слушатель православной духовной семинарии, а проводниками и жертвами были в первую очередь крещеные люди.
Будущее человечества и в том числе и россиян лежит на путях гуманизма, на пути международного гуманистического движения [11] . Идеалы этого движения кажутся утопией на фоне реалий сегодняшнего дня с его разгулом бандитизма, наркомании и терроризма. Однако мне не кажется, что современный исламский терроризм страшнее и сильнее фашизма-гитлеризма и коммунизма-сталинизма, с которым все же справились в прошлом веке. Существование ужасного ядерного и бактериологического оружия не дает населению Земли гарантии того, что трудности будут преодолены и человеческий разум не деградирует. Тем не менее, имеются основания надеяться на торжество прогрессивных сил, на спасение цивилизации. Конечно, преодоление голода, нищеты, болезней и террора потребует колоссальных усилий. Впереди при этом могут маячить лишь гуманистические цели, и можно надеяться, что еще в XXI веке в этом направлении будут достигнуты существенные успехи. Это неизбежно приведет к отказу от обветшалых религиозных верований в пользу торжества научного мировоззрения.
Примечания
- Гинзбург В.Л. "Демагоги и невежды против научной экспертизы". "Литературная газета>, 16-22 октября 2002 г.
- Газета "Век" № 30 (2002)
- Резник Б. "Мафия и море". Газета "Известия" 18, 19, 20 июля; 9 октября 2002 г.
- Гинзбург В.Л. "Внутренняя слабость". "Литературная газета" 17-23 октября 2001 г.; эта статья с комментариями помещена в 3-ем издании книги: В.Л.Гинзбург. "О науке, о себе и о других". М. Физматлит (2003)
- Гинзбург В.Л. "Наука и религия в современном мире"., "Еще раз о науке и религии в современном мире". Журнал "Здравый смысл> № 2, 33; № 3, 23 (2002). Эти статьи с некоторыми сокращениями были также опубликованы в газете "Известия-наука" от 1 февраля, 24 и 31 мая (2002), но этого пришлось специально добиваться. {Оригиналы публикаций: УФН, Трибуна УФН, http://www.ufn.ru/tribune/nirvsm.html, http://www.ufn.ru/tribune/Science_And.pdf, http://www.ufn.ru/tribune/Izvestiya.pdf}
- Чернавский Д.С. "Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики". Успехи Физических Наук 170, 157 (2000)
- Интервью с Г.Павловским. "Независимая газета-религия" от 26 декабря 2001 г. {http://religion.ng.ru/concepts/2001-12-26/1_war.html.}
- Яковлев А.Г. "Омут памяти". М. Вагриус (2000)
- Мозговой С. "Клерикализация российской армии: опасные тенденции". Альманах "Светский союз" (2002)
- "Пастыри на потоке". Газета "Известия" от 11 октября (2002)
- Журнал "Здравый смысл" № 1 - № 24 (1996-2002); Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. "Основы современного Гуманизма". М. РГО (2002), {См. также: Анна Кудишина, Гуманизм в советской и постсоветской России (фрагмент учебника "Основы современного гуманизма"), Сайт "Светский гуманист", http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000099}
* По некоторым данным, израсходовано 500 000 000 долларов. Известия, 13 января 2003 г. {см http://www.izvestia.ru/community/article28641}
{Указанная сумма представляется существенно заниженной. Руководитель Координационного совета по воссозданию художественного убранства ХХС г-н Л.Калинин называет цифру $600 млн. ("НГ", 22.12.99, http://religion.ng.ru/art/1999-12-22/6_cathedral.html). При этом, г-н Л.Калинин "постеснялся" явно указать, что же это за сумма: стоимость только отделки и убранства или полная стоимость воссоздания ХХС? Однако он не стесняется посетовать, что художники (около 400 человек), под руководством небезызвестного З.К.Церетели, работали "практически бесплатно". Для справки: полная стоимость 150 кг золота, израсходованного на отделку, составляет (при цене $10 за 1 г) всего $1,5 млн., т.е. - 0,25% от приведенной им суммы.
Интернет-издание "Газета.ru" от 09.04.2001 (http://195.2.70.250/2001/04/09/hramhristasp.shtml) приводит официальную сумму затрат $700 млн. только на строительство ХХС и плюс, ссылаясь на данные Фонда поддержки храма, $500 млн. - на убранство. Неофициально, полную стоимость воссоздания ХХС газета оценивает в $2 млрд., т.е. сумму равную 5-7% годового бюджета всей страны! (Дополнения к сноске в фигурных скобках - А.М.Крайнев.)}
** Деизм - это религиозная философия (или, если угодно, верование), признающее существование Бога в качестве некоего мирового разума, который создал и "сконструировал" природу и определил управляющие ею законы. Вместе с тем, деисты отвергают дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы, в частности, в человеческую жизнь. Деисты не допускают также иных путей к познанию Бога, кроме разума.