Авторство: Рослов Владимир
Посмотреть и оставить отзывы (306)
Пять главных грехов митрополита Илариона Комикс про деньги РПЦ В деревне Мучкапского района открыли молитвенную комнату РПЦ вторглась в Африку США внесли Россию в черный список по свободе вероисповедания
Не любят – так, значит, есть за что
В третьем номере журнала «Москва» за текущий год напечатана статья игумена
Нектария (Морозова) со странноватым для церковных публикаций заголовком «За что
не любят Церковь». Имеется в виду не вообще Церковь, понимаемая в христианстве
как совокупность искупленных Иисусом Христом грешников всех времён и народов,
а конкретная религиозная организация – Русская Православная Церковь (РПЦ) и,
прежде всего, её священнический состав.
Одним названием странности текста отнюдь не ограничиваются. Необычно,
в первую очередь, то, что автор, церковный служитель достаточно высокого ранга
(настоятель Архиерейского подворья и храма в честь иконы Божией Матери «Утоли
моя печали»), проявляет постыдную забывчивость относительно начертанной Господом
судьбы Церкви, обречённой, по евангельским словам, на вечные гонения и преследования
со стороны мира. Забывая о том, что между Церковью и миром никогда не может быть
ничего общего, настоятель жалуется на плохое отношение огромных масс людей к
Церкви. Кому жалуется – непонятно, но жалуется с чувством огромной обиды, если
не сказать горя. Мир, по его мнению и чрезвычайно богатому воображению, не
просто не любит Церковь, что само по себе для христианского сердца горько и обидно,
но обязательно сопровождает эту нелюбовь «непрестанными обвинениями, клеветой,
требованиями «запретить», «упразднить», «не пущать». Неосведомлённому и жалостливому
читателю, если он живёт на другой планете, может показаться, что совсем не стало
житья церковникам на Руси-матушке. Несть числа гонениям и преследованиям. Объединились
все кому ни лень. Все: и периодические издания, и «радиоэфир», и уж, конечно,
телевидение, - не любят Церковь и обижают её, бедную и несчастную, как только
могут. Читаешь – и плакать тянет. Гоголевская «Шинель» ни больше, ни меньше. Или
«Му-му» Ивана Тургенева.
И что особенно интересно, по мыслям и чувствам отца-настоятеля, люди
и сами не понимают, почему и откуда в их сердцах такая нелюбовь поселилась. (О
дьявольских происках, речь на этот раз не идёт). А коль не понимают - не разумеют,
то им надо доходчиво по-человечески объяснить суть явления. Наставить на путь
истинный. Надеть на близорукие, затуманенные глаза людей духовные очки. Глядишь
- и полюбят. А заодно при этом и оправдаться можно. Двух зайцев, так сказать,
– одним выстрелом. Словом, судили как-то бутылку, а бутылка-то оказалась не
винная.
Но шуточки в сторону. Дело – серьёзное. Свой оправдательный текст игумен
Нектарий разбил на отдельные главки, в которых он перечисляет конкретные обвинения,
звучащие в адрес Церкви, и сразу по каждому из них выдаёт опровержение. Всю статью
– не перескажешь, не проанализируешь, но на отдельных её частях есть смысл задержать
наше гражданское внимание. Открытия ожидают и верующих и неверующих. Никому
не обидно будет потратить время. Нелюбовь, как и любовь, заслуживают к себе особого
отношения, а уж тем более, когда церковный владыка признаёт тот факт, что народ
не любит свою родную Церковь и обижает её. Вообще, никого нельзя обижать, и Церковь
– не исключение. Справедливость – превыше всего. Она – сам Бог. Тут и смысла
нет спорить.
Среди всех обвинений в адрес РПЦ главным и наиболее несправедливым,
с точки зрения видного клирика, является обвинение в том, что она присвоила себе
статус «господствующей религии» и гнёт линию на «продолжение традиций тоталитаризма».
Ничего подобного, по мнению о. Нектария, не наблюдается и наблюдаться не может.
А коль нет этого, то и нет ничего. Логика простая, как хлопчатобумажный носок.
Как автор стопроцентно уверен, всё дело, оказывается, в том, что в России
«процессы деструктивные преобладают парадоксальным образом над созидательными».
Вот именно такое преобладание, подпитываемое либералами, является основной причиной
существования в стране вообще всякой критики, и в частности, того её массива,
что направлен сугубо по церковным адресам. А ведь Церковь – это Тело Христа,
Который Сам ею управляет. И никакая критика Церкви изначально не может быть допущена.
Что бы там ни делалось в этой самой Церкви. Что же касается сотрудничества Церкви
и государства, то, «в силу того влияния и доверия, которыми пользуется в обществе
Церковь, государство всё чаще прибегает к её помощи (так что даже возникло такое
выражение, как «социальное партнёрство» между государством и Церковью)». Вот так
вот! Как при гадании на ромашке, то - «не любит», а то - «в силу того влияния
и доверия». Поди разберись! Главное же, что улавливается однозначно, так это то,
что государство, каким бы оно ни было, хотя бы иродовым царством, вправе устанавливать
«социальное партнёрство» с Церковью и действовать, как ему заблагорассудится.
Таково железное мнение настоятеля Архиерейского подворья. Пусть само государство
отвечает за свой политический и экономический строй. Церковь же, хотя и «социально
с ним партнёрствует», никакой ответственности не несёт. Абсолютно ни за что.
Она же святая! Так что и обвинять её не следует. О том же, что государство, с
которым Церковь сотрудничает, должно служить инструментом, обеспечивающим справедливость
для своих граждан, автор даже и не заикается. А зачем? И так хорошо. Государство
помогает Церкви, как сотруднице. А в российских политических реалиях, можно сказать,
и содержит её.
Далее игумен выражает несогласие с тем, что церковников называют «современными
мракобесами». Как тут, действительно ни обидеться, ни возмутиться! Никаких сказок
Церковь сроду не придумывала, не рассказывала. Никакой мифологии. Одна живая правда
и только правда из Церкви исходит и исходила во все былые времена. Более того,
как заявляет иерарх, «в своё время именно Церковь была весьма действенным «двигателем
культуры и прогресса». Обратим внимание на «в своё время». Когда уж оно было
это «своё время», не будем сейчас уточнять. Оно для нас туманом покрыто. Возможно,
святой отец имеет период существования в России церковно-приходских школ, которые
содержались, между прочим, за счёт государственной казны и попечительских денег.
Главное, в чём, вольно или невольно, признаётся священнослужитель, так это в том,
что славное для Церкви время «двигателя культуры и прогресса», как по песне,
«было и прошло». Конечно, оговорки церковного защитника можно объяснить его
языковыми проблемами. Может, в семинарии, которую он заканчивал, не было хороших
учителей русского языка. Но это с нашей стороны было бы допущением бестактности
в адрес персоны весьма высокого ранга. Да и журнал, в котором он печатается, является
литературным и строжайше следит за грамотностью публикуемых в нём работ. Короче,
была Церковь «двигателем прогресса» и точка. И за это её надо нежно любить.
Следующее публичное обвинение по адресу Церкви, которое рассматривается
батюшкой-писателем, заключается в том, что она занимается бизнесом. Да, соглашается
церковный публицист, занимается. А куда деваться? Все занимаются. А что порой
нечестно занимается, так и то всем ясно, что у нас воровать любят. Все воруют,
кому ни лень, и при любом удачном случае. А священники, – рыжие разве? Они
тоже люди. Тоже есть и пить хотят сладко и кататься на «Мерседесах», а не на телегах
расхристанных. И семьи у них имеются, полного целибата пока в Православии не существует.
А детишек нужно кормить. Пустую лжицу им не дашь облизывать. И. естественно,
что священники тоже стремятся «получить за оказанные «услуги» максимально высокую
оплату». «Почему же, - восклицает оскорблённый пастырь, - именно эти негативные
примеры становятся определяющими при оценке православного духовенства?» Кто давал
право людям «обвинять озабоченного поиском необходимых средств настоятеля в грехе
сребролюбия?» На себя пусть эти люди смотрят. Сами они - рвач на рваче. Вот так
вот, и никак иначе. Никакого намёка на то, что основатель Церкви лютым образом
ненавидел храмовый бизнес, и все верующие да и неверующие люди, читавшие Евангелие,
знают, как он ретиво расправлялся с «озабоченными поиском необходимых средств»
на площадях Божьего дома. Сам Иисус не любил церковный бизнес. И если люди проявляют
такую же нелюбовь к Церкви за её торгашескую суть, то они в этом только подражают
главному христианскому богу. Всем это ясно, и одному только главному саратовскому
батюшке невдомёк.
Следующая подтема касается морального облика священников. Народ всё больше
уверяется в том, что происходит «процесс нравственного разложения клириков». Суровое
обвинение. Есть и в самом деле от чего расстроиться. Уважаемый иерей приводит
и примеры этого разложения. Упоминаются «крутые иномарки», злоупотребление служебным
положением, «грехи против целомудрия». Наличия всего этого у православных служителей
о. Нектарий вовсе не отрицает. Что есть, то есть. Но почему же за всё это надо
не любить? Священники – не от мира сего. Им это всё надо прощать, и их нужно
любить, невзирая на все грехопадения. Напротив, самый большой грех совершает тот,
кто замечает падения церковников и позволяет себе критику по их адресу. Такой
человек стреляет по Телу Христову, поскольку церковь именно так и нужно себе представлять.
И тут игумен с горечью признаётся, что эти выстрелы достигают цели, формируя у
населения ложное отношение к духовенству. И ему невдомёк то, что первыми стрелками
по Божьему организму являются сами Божьи служители. В случае же обнаружения их
крайнего грехопадения автор журнальной публикации предлагает использовать слова
апостола Иоанна Богослова: «Они вышли от нас, но не были нашими». Правда, к этим
словам дано прибегать лишь высшим церковным лицам. Простые миряне никакой себе
критики позволять не имеют права. Видимо, памятуя о той формуле, что сначала нужно
расправиться с тем бревном, что застряло в собственном глазу. Соринки в священнических
органах – не их ума дело.
Затем следуют саратовские страдания по прошлому времени, когда не было
принято говорить об интимных сторонах жизни. «Грехи против целомудрия, - пишет
владыка, - считались чем-то постыдным». (Будто бы и воровать не считалось «постыдным»?)
Всё делалось, как и сейчас, но тайно – не подкопаешься. А теперь люди хвалятся
своим блудом. Факт, как говорится, налицо. И Церковь осуждает блудодеев разных
мастей, которых с каждым днём становится всё больше и больше. Вот они-то, блудодеи,
и не любят Церковь за справедливую критику, хотя никакой вины её нет в этом.
Церковь просто, исполняя свой профессиональный долг, называет вещи своими именами.
Вывод простой: блудить – блуди, но не откровенничай на этот счёт. Не выставляйся.
Тогда и Церкви не о чем будет говорить. И любовь к ней не пострадает.
А ещё саратовскому духовному лицу очень не нравится, что народ причисляет
православных священников к отряду «фарисеев и лицемеров». И ведь не просто причисляет,
а аргументировано это делает. Оказывается, народ-то не совсем ополоумел. По мнению
народа, не похожи русские батюшки на безумцев, чтобы верить во всякие бредни,
особенно, когда дело касается их выгод и отношений с реальным миром. Не хочет
народ верить в жития святых, повествующие «об удивительных… обстоятельствах, о
совершавшихся ими силой благодати Божией чудесах». Не хочет, и всё тут. А стало
быть, лишает Церковь значительной доли доходов. Логика простая: если чудесами
Церковь не владеет, то разумнее за лечением обращаться к специалистам. Что тут
противопоставишь? Да ничего. Только и остаётся лишний раз сказать: «Верим мы
в то, чему учим». Да и фарисеи с книжниками неплохие, в общем, были люди – учение
их было верным. Так что, уважаемые граждане, не наводите тень на плетень. Любите
свою Церковь и несите ей дары от трудов праведных.
Заключает своё писание о. Нектарий риторическим вопросом: «И всё-таки
за что?!» Имеется в виду «не любит». Сам спрашивает и сам же поспешно отвечает:
«Да, по сути – ни за что». Не любит и всё! Да ещё, может быть, по той причине,
что плохо знает Церковь.
Что тут нам остаётся добавить? Насильно мил, конечно, не будешь. Но и
обвинения, перечисленные игуменом, не с бухты-барахты придуманы. Со всеми, без
исключения, приходится согласиться. А вот оправдания священника – неубедительны.
Хороший суд их тут же отметёт. И не только потому, что уж больно слабым адвокатом
выглядит саратовский иерарх, а, прежде всего, в силу того, что эти обвинения построены
на истинных фактах. Против них, как горят, не «попрёшь». И грешить на либералов,
телевидение и журналистов тут не приходится. Баснописец давно заметил, что пенять
на зеркало, когда рожа крива, занятие не из разряда умных. Да и народ российский
тоже глупить бы не следовало. Думать люди ещё не разучились и свои суждения строят
не на пустом месте. Не любят – так, значит, есть за что.
Владимир Рослов
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 4430