Руководство и сотрудники Ленинградской духовной академии. В центре сидят (слева
направо): ректор ЛДА епископ Лужский Симеон (Бычков), митрополит Ленинградский
и Новгородский Григорий (Чуков), инспектор ЛДА протоиерей Александр Осипов. 1949
год. Фото с сайта www.spbda.ru
В декабре 1959 года профессор Ленинградской духовной академии (ЛДА) Александр Осипов (1911–1967) публично заявил об отречении от религии. Объясняя этот поступок,
в своей книге «Путь к духовной свободе» он писал: «Все яснее и яснее я стал сознавать,
что только полный разрыв с религией может примирить меня с совестью и дать право
считать себя честным человеком». Но именно нравственный аспект его решения многими
был поставлен под сомнение. Столетний юбилей Осипова дает повод заново разобраться
в непростой судьбе этого человека.
За сравнительно недолгий свой век Александру Александровичу довелось повидать
немало: жизнь в России до и после революции, затем в буржуазной Эстонии, где,
будучи членом местного кружка Русского студенческого христианского движения (РСХД),
он слушал выступления философов, представлявших цвет русской религиозной мысли:
Николая Арсеньева, Николая Бердяева, Бориса Вышеславцева, Василия Зеньковского,
Ивана Ильина. Затем – учеба в Тартуском университете; служение священником-миссионером
в тюрьмах и домах умалишенных; во время Великой Отечественной войны – служба в
советских инженерных войсках; послевоенные скитания в поисках семьи; потрясение
от известия о бегстве жены с детьми; участие в Поместном Соборе РПЦ 1945 года
и выборах нового Патриарха; многолетнее профессорство в ЛДА, где в течение нескольких
лет Осипов был инспектором (проректором) и около года исполнял обязанности ректора,
а в числе его студентов были такие персоны, как будущий митрополит Никодим (Ротов)
и будущий Патриарх Алексий II (Ридигер); наконец, в возрасте 48 лет – радикальный
поворот, уход из Церкви и самореализация в новом качестве специалиста по атеизму,
а в последний год жизни – защита кандидатской диссертации по философии.
Корыстолюбие или донкихотство?
Разумеется, демарш Осипова вызвал наибольший резонанс именно в церковной среде,
где появились разнообразные критические версии его поступка. Первым делом Осипова
обвинили в корыстном расчете, припоминая ему даже такие подробности, как взимание
денег за пересдачу зачетов со священников-заочников: по 37 руб. 50 коп. Но, уже
судя по фиксированности и «некруглости» суммы, речь идет об официально установленной
таксе, а не о каких-то произвольных поборах.
В действительности же после «ухода из религии» благосостояние Осипова лишь сократилось,
причем заметно. Ведь в ту пору РПЦ уже была организацией небедной и притом не
скупилась на содержание духовно-академической профессуры. А вот для бывшего профессора
богословия трудоустройство в новом качестве оказалось нелегкой задачей. На первых
порах ему пришлось работать в отделе фондов Государственной публичной библиотеки
в Ленинграде, затем он смог устроиться на более интересную для себя должность
научного сотрудника Музея истории религии и атеизма. И если прежде он ездил на
работу на такси, то после ухода из академии, чтобы просто сводить концы с концами,
ему приходилось подрабатывать лекциями по всему СССР, несмотря на проблемы со
здоровьем. Вдобавок с версией о корыстолюбии Осипова плохо вяжется то, что он
не раз безвозмездно помогал нуждающимся собратьям (например, семье священника
Игоря Ранне), что во время войны он усыновил мальчика-сироту.
Правда, Осипов все-таки был по-своему небезразличен к денежному вопросу, поскольку
не желал закрывать глаза на проявления алчности русского духовенства и связанную
с этим ложь. По его наблюдениям, для многих священнослужителей РПЦ «постоянный
обман фин<ансовых> органов стал законом». В бумагах Осипова сохранилось описание
эпизода, как «сам Патриарх со смешком рассказывал у себя за столом: «Рассказывал
мне один владыка: был я в гостях в одном доме и повстречался с «фином». Тот жалуется:
обманывают меня ваши батюшки… Вот один показал две тысячи дохода в месяц, а я
чую, что он не меньше трех получает. А я ему в ответ: что вы, откуда ему столько
заработать? А сам думаю: дурак ты, дурак… Да он тридцать тысяч в месяц в карман
кладет, а ты – три тысячи…» И Патриарх и архиереи весело смеялись», – писал Осипов.
Вторая версия его отступничества – классическая: сherchez la femme. Действительно,
«женский фактор» сыграл не последнюю роль в судьбе Осипова и его отдалении от
религии. Огромным потрясением для отца Александра, когда он вернулся в конце войны
в родной Таллин, стало известие, что жена с детьми не дождалась его и эмигрировала
на Запад, выйдя замуж за другого. Личная драма Осипова усугублялась тем, что по
церковным канонам он не мог рассчитывать на повторный брак. Овдовевший или разведенный
священник оказывается перед дилеммой: либо продолжать служение целибатом, обрекая
себя на одиночество, либо жениться и навсегда отказаться от священства. В то же
время авторитетные вдовые священники, приняв монашество, могут рассчитывать на
получение архиерейского сана – что активно практиковалось в РПЦ как раз в послевоенные
годы. Имел такую возможность и Осипов, который уже занимал епископскую должность
ректора ЛДА, но отказался от этой заманчивой перспективы.
Осипов никогда не мечтал о церковной карьере, его идеалом был не высокий социальный
статус любой ценой, а гармоничная семейная жизнь с любимым человеком. Не случайно
воспоминаниям о супружеской жизни и размышлениям на эту тему посвящена значительная
часть его мемуаров. Подобно философу Василию Розанову, он осмысляет семью как
самое драгоценное в жизни человека. По мысли Осипова, главное в супружестве –
«взаимное уважение и огромная взаимная заинтересованность в каждодневной жизни
каждого члена норы».
Неудивительно, что Осипов склонил выбор в пользу супружества. Тем более что служить
священником он и так уже не мог после травмы, полученной при падении со строительных
лесов в ЛДА, явившейся также одной из причин его ухода с административных постов
в академии. В январе 1951 года Осипов женился на Ирине Пономаревой. Примечательно,
что она была одной из невест Алексея Ридигера (будущего Патриарха Алексия II),
который весной 1950 года женился на другой девушке – вопреки мнению матери, Елены
Иосифовны, считавшей «лучшей невестой» для своего сына именно Пономареву. Впрочем,
оба супружеских союза просуществовали недолго. После вступления во второй брак,
в соответствии с требованиями канонов, Осипов направил Патриарху Алексию I прошение
о сложении священного сана. Своей наивной прямолинейностью такой шаг вызвал недоумение
церковных собратьев: «К чему вам брак! Живите с кем хотите. Дело житейское. Вы
же не старик. Это вам простят. Только чтобы все было без шума. Но канонов не нарушайте».
Недоумение возникло и в самой Патриархии, где прошение Осипова рассматривалось
четыре с лишним года (!), и в итоге он был отстранен от священнослужения с предписанием
по-прежнему носить рясу.
Александр Осипов прошел путь от профессора ЛДА (середина 1940-х годов) до убежденного
атеиста (1960-е годы).
Фото из книг: Фирсов С.Л. «Апостасия» (СПб., 2004); Осипов А.А. «Страдание и
христианство» (Л., 1968).
Конфликт Церкви и культуры
Православный диссидент Анатолий Краснов-Левитин на страницах «самиздата» утверждал,
что Осипов – псевдоученый, не создавший никаких «великих трудов» и вообще «посредственный
человек», способный лишь на подлые ренегатские поступки. Рассуждение Краснова-Левитина
– образчик той интеллигентской логики, согласно которой особые интеллектуальные
способности человека – высший критерий добродетели. Однако подобный культ интеллектуализма
странен для апологета религии, которая учит, что «Бог избрал немудрое мира, чтобы
посрамить мудрых»...
Да и сама характеристика Осипова в качестве «посредственности» несправедлива,
ведь он был человеком творчески устремленным и разносторонним. По сути дела, Осипов
– настоящий русский интеллигент. Он активно посещал выставки, концерты, театральные
и кинопремьеры, прекрасно знал и любил современную поэзию. Сам писал стихи и пьесы,
понимая, что в СССР художественные произведения священника обречены оставаться
«в столе».
Трудно принять и обвинение в псевдоучености. Осипов получил прекрасное образование
в Тарту, где как один из лучших студентов-магистров был оставлен в докторантуре,
но после прихода к власти националистов отказался сменить русскую фамилию на эстонскую
(Ossep) и был вынужден покинуть университет. После войны был принят профессором
в ЛДА как единственный в СССР квалифицированный библеист. Среди коллег он обладал
авторитетом, а у студентов был любимым преподавателем.
Осипов также активно стремился приобщать студентов к знанию и пониманию ценностей
мировой культуры. В бытность ректором и инспектором ЛДА он постоянно устраивал
внеурочные просветительские лекции, киносеансы, походы в театры и в филармонию.
По его собственному признанию, эту культуртрегерскую деятельность он воспринимал
как вдохновляющую миссию, наполнявшую его жизнь «пафосом… почти экстазом».
Его усилия обогатить кругозор будущих священников и актуализировать культурные
ценности для религиозного сознания встретили резкое неодобрение церковного начальства.
Патриарх Алексий I в своей речи при посещении ЛДА в 1949 году специально обрушился
на «попытки ввести мирские обычаи и развлечения в духовной школе». И это заставило
Осипова окончательно осознать конфликтность культуры и религии, несовместимость
последней со свободным, живым творчеством.
Еще одно обвинение – в том, что Осипов был человеком двуличным, задолго до ухода
из Церкви потерял веру или даже вообще никогда не верил по-настоящему. Однако
есть свидетельства, указывающие, что в период служения (до 1951 года) он был добросовестным
священником, выполнял все предписания, пользовался популярностью у верующих как
блестящий проповедник, внимательный духовник, хороший «молитвенник» и даже успешный
экзорцист, хотя феномен «беснования» уже тогда вызывал у него серьезные сомнения.
Испытания «поповки»
К сознательной вере Александр Осипов пришел уже в юношеском возрасте, в кружке
РСХД, где представление о религии формировали идеи Бердяева и Ильина, однако жизнь
приготовила его вере серьезные вызовы. Став членом духовной корпорации, он на
практике столкнулся с тем, что тот же Бердяев в теории называл «недостоинством
христиан». «Как не сломила моей веры, – удивлялся Осипов впоследствии, – та затхлая
атмосфера «поповки», в которую я попал? Полное отсутствие всяких интересов, кроме
выпить, поесть, поспать, посплетничать. Взаимоподсиживание, зависть, взаимоподглядывание…
Пьянство, разгул и разврат, мания величия и погоня за роскошью, жадное накопление
богатства… Темные случаи вроде гаремов «отцов духовных»… Все прощается – было
бы «шито-крыто».
Всерьез поколебаться в вере его заставило происшествие 1947 года. Тогда во время
пасхального богослужения в храме ЛДА рухнула лестница, где стояли молящиеся, многие
из которых получили серьезные увечья. «Тяжелые это были испытания, – вспоминал
Осипов, – один сплошной вопрос Господу Богу: «Через блокаду провел? – провел.
Мир даровал? – даровал. Так что же Ты над этими, самыми верными детьми Твоими,
пришедшими в эту ночь на поклонение Тебе, надругался?»
Осипову также ставят в упрек, что задолго до отречения он являлся осведомителем
государства, на что указывает его доклад «О положении в Московской Патриархии»,
адресованный Ленинградскому уполномоченному по делам РПЦ Кушнареву. Но что из
этого следует? Не секрет, что в СССР вся церковная верхушка, включая сотрудников
синодальных отделов и преподавателей духовных школ, обязана была отчитываться
перед соответствующими органами. К тому же если бы Осипов действительно являлся
каким-то серьезным агентом, то государственным кураторам было бы выгоднее сохранять
его в рядах РПЦ и обеспечить его дальнейшую духовную карьеру, а в 1951 году не
допустить регистрации им второго брака и снятия с себя священного сана.
Дополнительный упрек вызвала публичность его отречения. «Прошу Вас… не быть вместе
с атеистами, антирелигиозниками», – убеждал доцент ЛДА Георгий Миролюбов, стремившийся
наставить бывшего коллегу на «путь истинный» и предостеречь от сомнительной роли
перебежчика. Из дневника Осипова видно, что, уже приняв решение уйти из Церкви,
он колебался, как это сделать – с «закрытым забралом» или с «открытым»? В итоге
было решено «кулаком по столу треснуть и в глаза сказать, что думаю». Ведь Осипов
осознавал свое отречение как мировоззренческое открытие и испытывал потребность
поделиться им с другими, к чему побуждала сама его натура – миссионера, лектора,
культуртрегера.
Учительница из Элисты Раиса Лунева – одна из тех верующих, что вступили в переписку
с вероотступником в надежде заставить его одуматься – писала Осипову: «Какой это
нормальный человек начинает [заново] формировать взгляды в 50 лет?» Перед нами
– аргумент от «здравого смысла», с точки зрения которого решение Осипова действительно
выглядит непонятным, абсурдным. Неудивительно, что большинство людей, которые
оказались не в состоянии понять поступок Осипова, начали подозревать его в корысти
или неадекватности. Но разве не «здравый смысл» используется зачастую для оправдания
безнравственности, а многие честные поступки не совершаются ли как раз вопреки
«здравому смыслу»?
Непростые задачи ставила жизнь перед Александром Осиповым, и он стремился подходить
к их решению максимально честно. Как видим, попытки поставить под сомнение нравственную
честность его решения разорвать с религией безосновательны. Зато налицо достаточно
оснований для такого поступка. Подробно они раскрыты в книгах Осипова, посвященных
обличению безнравственности в церковной жизни, критике источников и содержания
вероучения, анализу «плодов христианской культуры».
Пожалуй, ведущим мотивом отречения Осипова послужило неприятие лицемерия и лжи,
с которыми он сталкивался в Церкви на каждом шагу – от бытового до доктринального
уровня. Как показывают его дневники и воспоминания, он всегда чутко и болезненно
воспринимал любые проявления лицемерия и неискренности. Вот, например, какие впечатления
оставила у него послевоенная поездка к родственникам: «Я провел в Иваново неплохую
неделю. А в итоге ее вынужден был констатировать себе, что в семье отца получил
приторно неискренних знакомых, отнюдь мне не нужных».
Решение Осипова «порвать с религией» было глубоко выстраданным. Его поступок
не только диктовался требованиями совести, но и был сопряжен с преодолением себя
– с отказом от стабильного и благополучного положения, с необходимостью почти
в пятьдесят лет начинать все заново, с риском оказаться непонятым и осуждаемым
окружающими людьми. Практически это решение состояло из двух этапов. Сначала Осипов
честно признался себе, что должен отказаться от религии, к чему привел его долгий
путь добросовестных сомнений и раздумий. Затем он понял, что, отказавшись от религии
внутренне, обязан быть последовательным и засвидетельствовать свой отказ перед
людьми, каким бы трудным ни казался такой поступок. Главное – чтобы он был честным.
К сожалению, не каждый способен позволить себе такую роскошь – быть честным в
своих убеждениях.
Сайт функционирует в соответствии с 28-й статьей конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Атеизм – это умение и желание относится к людям по-человечески – к очень разным: родным и близким, знакомым и незнакомым, великим и рядовым, верующим и неверующим… Но относится по-человечески не потому, что «так велел Бог», или «так Богу угодно», или так написано в Библии, в Коране или в Книге любого другого вероучения… А потому, что – это люди, которые окружают нас, живут рядом с нами, любят нас, не любят, равнодушны к нам, а иногда и ненавидят… Но – это люди… такие, какие они есть. И если человек умеет относиться к людям по-человечески без всякого Бога, то он и есть атеист.
Варварские законы Российской империи, насильственно поддерживавшие православие:
Статья 182 Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.
Вы, конечно, понимаете, что жизнь каждого человека единственная и неповторимая. Она неповторима, прежде всего, содержанием того смысла жизни, которого индивид ищет и который он вкладывает в свою жизнь.