Проф. ДУЛУМАН Е.К. –
доктор философских наук,
кандидат богословия.

Смысл жизни:

(Ответ на письмо)

Боятся надо не смерти, а пустой жизни
(Бертольд Брехт)

 

Посетитель “А-сайта” Евгений КАРСАКОВ, “наткнувшись” в Интернете на статью “Теорема о смысле жизни”, прислал ее автору следующее письмо:

Здравствуйте, многоуважаемый Евграф Каленьевич!

Меня зовут Карсаков Евгений. Очень рад, что попал на вашу страничку и познакомился с вашей теоремой о смысле жизни. Попал к вам так, в Апорте (поисковая система) набрал "Смысл жизни" и кликнул "Искать".

Да, я ищу смысл жизни, думаю о нем. Задача не из простых. Ваша теорема понравилась мне особой структурированностью, стиль математической теоремы оценен. Начало было очень хорошим. Потом ответ скрывается за формулировкой индивидуальности смысла жизни, и все заканчивается кратким (очень) обзором смыслообразующих идеалов (ваше словосочетание) христиан, хотя вы как я понял потом из биографии - атеист. Т.е. о смысле жизни атеистов сказано было лишь то, что он индивидуален. Надеюсь, что у вас есть еще что-то, что вы могли бы сказать по этому вопросу. Интересно вот что. Я подумал, а почему бы не создать каталог смыслов (возможно и (или) целей) жизни человека, как декларируемых (философских), так и реальных (согласитесь, что практика, иногда разительно отличается от породившей ее теории). Этот труд был бы монументальным. Каталог можно было бы пополнять с течением времени. Я понимаю, что для предварения этой идеи жизнь необходимы значительные ресурсы (информационные, человеческие, временные). Можно сравнить этот труд с толковым словарем, только объяснять он будет не значение слов, а смысл конкретной жизни (жизней). Я подумал, что вы, обладая вашими Знаниями и опытом, прочитав множество книг (ведь годы шли не даром) можете "изобразить" фрагмент такого каталога, поскольку вы знаете много конкретных смыслов. ( в разных религиях, в разных направлениях философии, просто у разных людей, народов и т.д.). Может быть, кто-нибудь когда-нибудь проводил что-то вроде социологического исследования, хотя бы в рамках какой-то социальной группы, о том, кто из людей, в чем видит смысл своей жизни, ее цель, о том какие цели люди ставят перед собой реально (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные)? Или о том, кто на что расходует свое время (по часам, дням)? Тогда к проблеме можно было бы подойти количественно, хотя бы к прикладной ее части.

Вот, то, что я хотел сказать. Жду ответа.

Карсаков Евгений.

Уважаемый Евгений!

Рад, что вы случайно попали на мою статью “Теорема о смысле жизни”, рад, что она, по вашему же признания, в определенной мере удовлетворила ваш интерес, дала направление лично вашим теоретическим размышлениям в этом плане.

Вы предлагаете мне написать хотя бы каталог смысложизненных идеалов. Я эти смысложизненные идеалы (категории) перечислил в теме “Философская пропедевтика”, которую предпослал своему курсу по философии. Эти смысложизненные идеалы я не выдумал, не придумал и не пришел к ним в результате философского размышления. Я их извлек из систем общечеловеческой жизнедеятельности, в частности: из идеалов древнегреческой мысли, из системы идеалов христианства, из идеологической системы свободного буржуазного и прогнозируемого коммунистического обществ. Таких идеалов 22, которые я распределил по трем группам:

  1. Философские смысложизненные идеалы: Истина, Добро, Красота и Справедливость;
  2. Личностные смысложизненные идеалы: Вера, Надежда, Любовь и
  3. Житейская мудрость (София); Достоинство, Честь, Совесть, Долг;

    Активность, Смысл жизни, Счастье.

  4. Общественно-гражданские смысложизненные идеалы: Справедливость; Свободу Равенство и Братство; Гуманизм, Альтруизм, Коллективизм; Деятельность.

В своей вступительной к курсу философии лекции я вкратце описал содержание этих смысложизненных идеалом. Согласен с Вами, что детальное раскрытие содержания этих смысложизненных идеалов, анализ взаимодействия их между собой было бы солидным теоретическим вкладом в описании сущности такого сложного комплекса исследования, которым является проблема смысла жизни. Как вы сами понимаете, для написания подобного труда нужно участие ряда высококвалифицированных специалистов в области философии, этики, эстетики, истории, психологии, политологии, права и так далее. Если внимательно присмотреться к жизнедеятельности каждой отдельной личности и всего человечества в целом, то можно заметить, что все шаги личности и общества направлены в сторону поисков смысла своего существования, в обеспечении этого смысла. Человек приходит в мир только для того, чтобы сделать свою жизнь осмысленной. Вот в чем смысл жизни человека! Даже прибегая к суициду (самоубийству) и евтаназии (легкой смерти), человек приходит к ним в результате того, что он нашел в этом смысл своей жизни. Учтите, вопрос о смысле жизни никогда не остается безответным. Даже если кто-то решил, что жизнь человека не имеет смысла, то это тоже его ответ на вопрос о смысле жизни.

Должен сказать, что ответ на вопрос о смысле жизни в личностном плане – это ответ для себя, для своего “Я”. С точки зрения другого “Я” ответ первого “Я” может быть признан неверным, что не меняет сути дела: Как писал известный немецкий писатель середины 20 столетия Гофман: “Eder stirbt fur sich alein” (“Каждый умирает за себя сам”. Под таким названием Гофман написал роман о подпольной борьбе немцев против гитлеризма. – Прочтите. Очень показательный и необычен роман! Роман о смысле жизни простого, задавленного фашизмом человечка.)

От чтения моей “Теоремы о смысле жизни” у вас сложилось неверной впечатление, что я подробно написал о религиозной концепции смысла жизни, а об атеистическом понимании смысла жизни сказал только то, что он имеет индивидуалистическое содержание. Здесь, как сказал бы Гитлер, “есть два выхода”: или я не совсем четко выразился, или вы не до конца меня поняли. Причины и первого и второго “выхода”, по моему мнению, заключаются в том, что вы не знакомы с содержанием других моих выступлений на “А-сайте”. Там, в дискуссиях с профессором Православно-богословского института диаконом Кураевым, с его учеником Королевым, Худиевым, редакцией журнала “Радонеж” та представителями других вероисповедных и религиозных течений (Довид, Крот, Пардон, членами джихадисткого похода против Дулумана) резко противопоставлялось религиозное и атеистическое понимание смысла жизни. Опубликовано более 40 выступлений, написано свыше 20 печатных листов текста (объемом в добротный том). А по всему по этому я не счел нужным В Теореме подчеркивать, что атеисты понимают смысл жизни так, как им диктует природа, как требуют интересы общества и что соответствует внутреннему моральному убеждению. А поэтому, все то, что я говорил об обусловленности смысла жизни человека естественными (матушкой Природой), общественными и духовными факторами, все это относится к атеизму и к атеистам. Более того, я в Теореме показываю, что эти же (природные, общественные и духовные) факторы определят концепцию смысла жизни и в религиозном мировоззрении. Это я сделал, как вы должны были заметить – в приложении, в дополнении, для иллюстрации, чтобы косвенно развенчать церковные легенды, что их мораль, их понимание смысла жизни якобы даровано им в откровении (Библии, Коране, Торе) самим Господом Богом. И я, как мне представляется, развенчал это. К тому же, там я показал, что религия превратно изображает и смысл жизни человека и его смысложизненные идеалы. Религия, подсовывая человеку свое понимание смысла жизни, опустошает смысл жизни человека, она, фактически, отбирает у человека единственную и неповторимую для него жизнь и сливает ее в пустой резервуар несуществующего Бога. Вот так!

Мне приятно было читать, что вы оценили форму и логику изложения мною проблемы о смысле жизни. Я назвал свое изложение Теоремой. Так называл изложение своих философский мыслей Бенедикт Спиноза, а философ Гоббс плодотворно использовал геометрический метод философствования.

После публикации моей Теоремы прошел год. И никто из моих богословских оппонентов не набрался мужества, чтобы как-то поколебать мои “геометрические” рассуждение. Математика – она и в атеизме, и в религии математика. Против нее не попрешь!

Знаю, что не совсем удовлетворил ваш запрос. Но я надеюсь, что вы прочтете на “А-сайте” по адресу:

http://atheism.websib.ru/duluman/index/html

мои статьи “Философская пропедевтика”, “Философская Антропология”, “Гносеология” - все по курсу философии, а также прочтете ряд близких к проблеме смысла жизни дискуссий между мной и богословами на этом же сайте. Очень советую вам прочитать на А-сайте статьи современного английского писателя Адриана Барнетта и современного американского общественного деятеля Дана Беркера в моем переводе с незначительными коментариями. (С обоими из них я наахожусь в личной перепискею). Уверен, что вам очень понравятся статьи, вы примете мой коментар. Думаю, что на оставшуюся часть своих вопросов вы там найдете для себя исчерпывающие ответы, но одновременно с этим у вас появятся свои собственным оригинальные (свои - всегда оригинальны) мысли, которыми вы поделитесь с посетителями атеистического сайта. У вас, определенно, появятся и новые, более высокого порядка, вопросы о смысле жизни.

Вы, конечно, понимаете, что жизнь каждого человека единственная и неповторимая. Она неповторима, прежде всего, содержанием того смысла жизни, которого индивид ищет и который он вкладывает в свою жизнь. А поэтому дать конкретное описание смысла жизни для каждого человека в принципе и никогда конкретно не возможно. Да и не надо. Каждый должен творить свою неповторимую личную жизни, осуществлять свой неповторимый личностный смысл жизни. По интересующим вас вопросам в мире и в нашей стране проводились социологические исследования, но они имеют частное значение. Хотя, все же, имеют значение. Они мне известны, они мне доступны. Но в ракусе своего осещения проблемы смысла жизни я не мог ссылаться на них, но имел и их в виду.

Впрочем, авторы художественные произведений всегда (от авторов детских сказок – до авторов пухлых романов) стараются нам на конкретном примере своих героев показать нам свое понимание смысла жизни. Вся классика художественной литературы говорит нам о смысле жизни в наиболее изящной, наиболее доходчивой и наиболее доказательной форме. Читайте классиков художественной литературы: Льва Толстого, Лермонтова, Тургенева, Белинского, Писарева, Шолохова, Твардовского, Т.Г.Шевченко, Шота Руставели, Сервантеса, Бальзака, Николая Островского, Анну Коптяеву, Бондарева, Полевого, Джека Лондона, Биль-Белоцерковского, Распутина, Константина Симонова, Гете, Шиллера, Байрона, Шелли, Мориака, Веркора, Никоса Казандзакиса, Кавафиса, Мигель де Унамуно, Мориака, Золя, Ницше, Фета, Сартра, Камю,… Словом, читайте классику, лучше которой я конкретно не скажу. Мое дело – философское: обобщил, отобразил в понятиях – и на том спасибо. “Философствовать, – писал Гегель, - это значит: путем движения категорий показывать необходимость становления вещи”.

С уважением –
Евграф Дулуман.