Авторство: Гордиенко Н.С.
Посмотреть и оставить отзывы (95)
Учение Христа и христианское учение. В чём различия? Авторитарный аспект христианства Дата Великого раскола в христианстве Легко ли быть голубем и нести тяжкую ношу? Странное отношение у людей к святым
Все ли христианство уважаемо в России?
10.03.2011 Статьи/Христианство
Гордиенко Н.С.
доктор философских наук,
профессор (Санкт-Петербург)
В Преамбуле Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"
продекларировано уважение Федерального собрания РФ к "христианству, исламу, буддизму
и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического населения народа
России". Оставим без комментария некорректность термина "уважение" в правовом
документе и неопределенность содержания понятия "другие религии", а также несоответствие
сказанного сути статьи 14 Конституции РФ, гарантирующей равенство религиозных
объединений (без выделения в их среде "уважаемых" перед законом) и обратим внимание
лишь на содержание и объем понятия "христианство".
По своему содержанию, христианство – религия, названная по имени её создателя
и главного объекта поклонения Иисуса Христа, а по объему – совокупность более
600 разномасштабных религиозно-церковных структур, относящих себя к католицизму
(50), православию (80), протестантизму (470), и пр., объединяющих около 2 млрд.
населения Земного Шара. Все эти структуры представлены в нашей стране хотя бы
несколькими общинами, в том числе и существующими и не одно столетие. Полнее всего
представлено в РФ православие. Ведущее положение занимает в нем Русская православная
церковь Московского Патриархата (РПЦ МП), но с ней конфликтуют за этот бренд несколько
десятков т.н. альтернативных православных церквей[1].
Между тем, как в правоприменительной практике, так и в церковном обиходе (разумеется,
в нашей стране) под христианством подразумевается православие, представленное
исключительно РПЦ МП. Все остальные модификации христианства стали квалифицироваться
как "ереси", "расколы", "лжецеркви", "секты", непременно "деструктивные", "тоталитарные",
"авторитарные" и тем самым автоматически выведенные за рамки "уважаемых". Они
стали объектом не просто резкой, а уничтожительной критики со стороны богословов,
священнослужителей и активистов-мирян РПЦ МП, не гнушающихся самыми оскорбительными
выпадами в адрес "отступников" от "истинного христианства" – православия.
Пожалуй, наиболее ярким образцом такой критики следует признать поношение приверженцами
РПЦ МП учения и культовой практики позднепротестантского христианского объединения
– церкви Свидетелей Иеговы. Не останавливаясь на обстоятельствах возникновения,
трансформации и нынешнего функционирования этой организации, освященных в отечественной
религиоведческой литературе[2], я лишь в самых общих чертах охарактеризую как верования Свидетелей Иеговы,
так и их культовую практику.
Это объединение, созданное в середине позапрошлого века в США как группа ревностных
почитателей и скрупулезных исследователей Библии, впоследствии преобразовалось
в самостоятельную модификацию христианства, поименованную церковью Свидетелей
Иеговы. Рассматриваемая с чисто религиоведческой позиции, она не является чем-то
уникальным, а тем более, экстраординарным, выходящим за рамки собственно религиозного
формата.
Действительно, у неё наличествует религиозная догматика, предусматривающая безоговорочную
веру в Бога, именуемого Иеговой, беспредельное поклонение Иисусу Христу как сыну
Иеговы и главе небесной Церкви, ожидание второго происшествия Христа, упование
на грядущее всеобщее воскресение умерших, надежду на обретение райского блаженства
в загробном мире и т.п.
Своим священным писанием свидетели Иеговы считают Библию, которую они многократно
перечитывают, находят самодостаточной, не нуждающейся в дополнении в виде Священного
предания – решений соборов, трудов богословских авторитетов (т.н. «отцов церкви»
или «святых отцов»).
Имеется у Свидетелей Иеговы и обязательная для любой религии обрядность, правда,
предельно минимализированная. Проходят богослужения («собрания») в молитвенных
домах («залах царств»). Профессионального духовенства нет, но его заменяют добровольные
служители разных рангов.
Социальная позиция церкви предельно ясна и последовательна: лояльное отношение
к власти, законопослушность, отказ от участия в политической деятельности, а также
в протестных акциях: забастовках, пикетах, демонстрациях, революциях и мятежах.
В культовом обиходе и в повседневной жизни руководствуются библейскими моральными
нормами, соблюдение которых строго контролируют и они сами и церковь в целом.
Высоко котируются трудолюбие, честность, порядочность, супружеская верность, забота
об обучении и воспитании детей и т.п.
Координирует деятельность общин на территории России Управленческий центр, расположенный
в пригороде С.-Петербурга поселке Солнечное в т.н. Вефиле – своеобразной модификации
монастыря.
Как по мировым меркам, так и по общероссийским, объединение Свидетелей Иеговы
является чем-то вроде нано-величины. Хотя его члены имеются в 236 странах и территориях,
их общее число достигло всего лишь 7.313.173 человек, объединившихся в 105.298
собраний. В России их 157.175 человек при 2.235 собраниях[3].
Критические выпады против Свидетелей Иеговы приверженцы православия повели сразу
же по трем направлениям. Во-первых, заявил, что вера Свидетелей Иеговы не может
признанной христианской, так как ею отрицается догмат о Троице, Иисус признается
всего лишь Сыном Бога, отрицается бессмертие души и существование ада, не почитается
Богородица, отвергнут культ святых и т.п. Во-вторых, объединению Свидетелей Иеговы
отказывают в праве именоваться церковью, поскольку в нем не признаются христианские
таинства, отсутствуют профессиональные священнослужители и пр. В-третьих, Свидетелей
Иеговы клеймят за отказ отмечать христианские праздники.
Нетрудно заметить, что при всей серьезности вышеприведенных критических эскапад
они не выходят за рамки межконфессиональных споров и не содержат ничего такого,
что компрометировало бы Свидетелей Иеговы перед общественностью. А нужен был именно
компромат. И его нашли, вернее, сфабриковали. Известно, что практически все взрослые
и хорошо подготовленные Свидетели Иеговы охотно участвуют в активном миссионерстве:
общаются с незнакомыми людьми на улице, в общественном транспорте и местах массового
отдыха, предлагая совместно поразмышлять о жизни с позиции Библии и одаривая библейской
литературой тех, кто желает её принять. Посещают они жилища горожан и сельчан,
соглашающихся на контакты с миссионерами, предлагая посодействовать ознакомлению
с Библией прямо на дому в удобное для хозяев время. Эти действия фальсифицируются
недоброжелателями Свидетелей Иеговы и преподносятся общественности как свидетельства
психологического давления, акты зомбирования, призванные насильно вовлечь наивных
и беспечных сограждан в «деструктивную секту» и принудительно удержать их там,
не останавливаясь перед провоцированием конфликтов между родителями и детьми,
содействием разрушения семей.
Эту явно провокационную клевету дружно подхватили отечественные СМИ, заполнив
полосы газет, страницы журналов и программы телепередач ужастиками, от которых
у учителей и телезрителей волосы вставали дыбом, а сердца наполнялись гневом.
Ещё бы: Свидетелей Иеговы ставили в один ряд с сатанистами, уподобляли отравителям
из Аум-синрике и при этом не приводили ни одного факта, который оправдывал бы
такое уподобление. Особый цинизм описанной ситуации в том, что в отличие от церковных
деятелей, которые клеймили Свидетелей Иеговы, фактически ничего не зная о них
(литературу своих оппонентов они гнушались читать, а посещение их собраний почитали
за смертный грех), функционеры СМИ и читали и посещали, и, тем не менее, потчевали
читателей и телезрителей заведомыми фальшивками.
Волны фальсификации, поднятые церковными деятелями в СМИ, достигли в конце-концов
властных структур. Претензия РПЦ МП на монопольное воплощение «подлинного», «истинного»,
а стало быть, достойного «уважения» христианства, нашла высокую поддержку. Одновременно,
политика целенаправленной дискредитации относительно мелких соперничающих между
собой христианских движений и объединений оказалась востребованной в полную меру.
Дело в том, что эти структуры уже не один год сидели у разбитого «идеологического
корыта». В общем-то, легко и сравнительно быстро сокрушив советскую атеистическую
идеологию, которая скрепляла и подпитывала Советский Союз, создатели постсоветской
России, взбодренные духом нигилизма по отношению к недавнему прошлому, пришли
к выводу о принципиальной ненужности государственной идеологии как таковой. В
Конституции РФ этот вывод оформлен статьей 214.1: «Российская Федерация – советское
государство 3.2: «Никакая идеология не моет устанавливаться в качестве государственной
или обязательной». Но довольно скоро власти осознали, что государство без идеологии
– фикция, реального воплощения не имеющая, что без идейной опоры здание новой
России если не рухнет, то наверняка перекосится. Логично предположить, что для
светского государства и идеологию надо подбирать светскую. Подбор, проведенный
с размахом, результатов не дал: проекты «Имя России» и «Национальная идея» своей
цели не достигли. Да и достигнуть не могли в принципе, поскольку постсоветское
общество раскололось на враждебные слои и группы с полярно противоположными социальными
запросами и интересами, состыковать которые было не под силу светской идеологии.
Оставалась надежда на церковь, тем более что у одной из них (все у той же РПЦ
МП) уже был в досоветской России статус государственной церкви, а стало быть,
прерогативы государственной идеологии. Но для реализации этой надежды надо было
преодолеть две преграды, содержащиеся в ст. 14.1 Конституции РФ и ст. 4.1 Федерального
закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», где сказано одно и то
же: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Однако российским властям преграды такого рода не кажутся непреодолимыми: в нужный
момент она их просто не замечает. За примерами далеко ходить не надо.
Не заметили же они той части статьи 4.2 Федерального закона «О свободе совести…»,
где вполне недвусмысленно сказано: государство не возлагает на религиозные объединения
выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов,
государственных учреждений и органов местного самоуправления». А, не заметив,
возложили на РПЦ МП функцию воспитания солдат и матросов Российской армии, заключенных,
детей-сирот, школьников и студентов светских вузов.
Остается незамеченной статья 4.4, гласящая: «Должностные лица органов государственной
власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также
военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования
того или иного отношения к религии». И только благодаря этой незамеченности первые
лица Российской Федерации, а за ними и весь чиновный люд публично демонстрируют
свою приверженность православию, отстаивая у алтаря многочасовые праздничные православные
службы.
Так же повсеместно не замечаются не афишируемые отклонения от статьи 6.3, которая
отчетливо предупреждает: «Создание религиозных объединений в органах государственной
власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах
местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях
запрещается».
Наблюдая за этими и им подобными проявлениями чиновничьей антиконституционной
амнезии, я не исключаю, что дело может завершиться мнимым забвением, а то и реальным
изъятием неудобных для клерикалов статей 13 и 14 Конституции РФ. Но это проблема
будущего и возможно неблизкого.
А в настоящее время власти благодарят РПЦ МП за сотрудничество и помощь предоставлением
ей всевозможных преференций, о которых другие христианские конфессии и деноминации,
прозябающие в нашей стране, не смеют даже мечтать, и всячески содействуют её деятельности
по ослаблению христиан-конкурентов, которых Федеральный закон «О свободе совести
и о религиозных объединениях» обязан «уважать» реальности вопреки.
Вот как выглядит и само «содействие» и его результаты в акциях властей (в первую
очередь силовых структур и судебных органов), примененных к Свидетелям Иеговы
и их объединению, управленческий центр которого официально зарегистрирован 29
апреля 1999 г.
- Только в феврале 2009 г. по всей стране было проведено более 500 прокурорских
проверок религиозной деятельности Свидетелей Иеговы.
- 8 декабря 2009 г. Верховный суд РФ признал ряд публикаций Свидетелей Иеговы
«экстремистскими материалами», что противоречит выводам независимых экспертов-религиоведов.
- В различных регионах страны судебные инстанции предпринимали попытки признать
деятельность Свидетелей Иеговы незаконной и ликвидировать их местные организации.
- Многократно срывались богослужения в религиозных зданиях и частных домах.
Эти противозаконные действия не принесут дивидендов ни местным, ни центральным
властям. Они осуждены отечественными правозащитниками как свидетельства открытого
попрания свободы совести, продекларированной Конституцией РФ и федеральным законодательством.
На их незаконность обратил внимание наших властей Европейский суд. Как рецидивы
средневекового вандализма воспринимают их в 46 странах Европы и СНГ, где церковь
Свидетелей Иеговы нормально функционирует, находясь под защитой закона.
У меня нет уверенности в том, что РПЦ МП не только в обозримом будущем, но и
в отдельной перспективе примирится с тем, что современная Россия не сугубо православная,
а поликонфессиональная страна, в которой уважительного отношения заслуживает не
только православие, но и остальные модификации христианства, действующие в рамках
российского законодательства (в том числе, разумеется, и христианская церковь
Свидетелей Иеговы). Скорее всего, она и дальше будет претендовать на монопольный
статус «истинного христианства».
Но я твердо уверен, что новая генерация обладателей власти всех уровней примет
оптимальную для поликонфессиональной России идею равенства всех религий перед
законом и принцип уважительного отношения к каждой их них, сколь бы малочисленными
и экзотическими они не были.
[1] См.: Альтернативное православие //Энциклопедия религий. М., 2008, с. 61
[2] См.: С.Иваненко. О людях, никогда не расстающихся с Библией. М., 1999; Н.С.
Гордиенко. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. СПб, 2002; И.Кантеров.
Новые религиозные движения в России. М., 2007; А.Артемьев. Свидетели Иеговы Казахстана
и Средней Азии: историко-религиоведческий анализ. Алматы. 2010.
[3] Ежегодник Свидетелей Иеговы 2010. Всемирный отчет за 2009 год.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3804