Авторство: Баркер Д.
Посмотреть и оставить отзывы (7)
Как можно верить в ложь? Проголосуйте за атеизм и против клерикализации на правительственном форуме «Сильные идеи для нового времени» В чем разница между неверующим и атеистом? Связь бедности стран с религиозностью граждан Избранные работы по философии науки, атеизма и религии (2009-2019)
Атеисты в Копенгагене
02.12.2010 Поговорим о боге/Атеизм
Свободомыслие сегодня - Vol. 27 № 6, август 2010
Опубликовано обществом «Свобода от религиозного фундаментализма»
Атеисты в Копенгагене
Прибытие в Данию, 17 июня
Дэн Баркер на фоне статуи короля Фредерика V перед дворцом Амалиенборг в Копенгагене.
«Если вы зайдёте на мою страницу на Facebook, то увидите более 20-ти таких моих
фотографий со всего мира, - говорит он. Мой жест о/ означает: «Я объявляю эту
планету зоной Свободомыслия!»
Это моя первая поездка в Данию. Я приехал в Копенгаген для участия в конференции
«Боги и политика», которую проводит здесь Датское атеистическое общество совместно
с Международным атеистическим альянсом. Из книги Фила Цукермана «Общество без
бога» я узнал, что большинство жителей этой страны нерелигиозны, и был этому очень
рад.
По дороге в город, куда мы ехали вместе с Полом Захари и Мэри Майерс, я спросил
у водителя такси, знает ли он кого-то из прихожан, и он ответил, что да, его бабушка
иногда ходит в церковь. И он считает, что она и в самом деле может быть верующей.
Сразу по прибытии я отправился в Королевскую библиотеку Дании, здание которой
«Чёрный алмаз» находится рядом с парламентом. Здесь я дал интервью Лоре Шнабель
из газеты «Христианский ежедневник» (Kristeligt Dagblad). Меня несколько раз сфотографировали,
один из снимков будет опубликован вместе с интервью в субботнем выпуске, июня.
Правда, не владея датским языком, я не смогу прочесть, что там будет написано!
(На одной из фотографий я стою перед круглой библиотечной лампой, и это выглядит,
словно у меня над головой громадный нимб, что довольно забавно - надеюсь, они
напечатают именно этот снимок).
Госпожа Шнабель была весьма любезна, во время беседы она признала, что очень
немногие датчане действительно ходят в церковь. Она спросила меня, почему на конференцию
не был приглашён ни один епископ или религиозный лидер - для придания конференции
большего равновесия. Я сказал, что не могу отвечать за организаторов, но не могу
также вспомнить, когда в последний раз кто-то из епископов или религиозных лидеров
приглашал нас, атеистов, на свои заседания для «равновесия». Христианство существует
уже давно, сказал я ей. А атеизм это нечто новое, свежее. Когда она заметила,
что нас здесь собралось всего несколько сотен, в то время как в церковь ходят
тысячи, я напомнил ей, что и христианство началось всего лишь с дюжины приверженцев.
В книжном магазине Королевской библиотеки я купил книгу о Сёрене Кьеркегоре,
который жил и работал в Копенгагене. Я уже лет 40 не читал его книг, и, возможно,
я что-то пропустил, но впечатления на меня не произвело. Похоже, он был христианским
поп-психологом или Офрой Уинфри своего времени. Я целиком за «переход к существованию»,
за выбор «или-или», и всё такое, но почему надо обязательно увязывать существование
с «истинно христианским посланием»? При этом, если отбросить его рассуждения о
религии, то он и в самом деле говорил довольно глубокие вещи, хотя не знаю, были
ли они интересны тем, кто их понял. Ну а те, кому это было бы интересно, никогда,
мне кажется, их не поймут.
После этого я отправился в Тиволи, известный парк аттракционов, расположенный
всего в двух кварталах от гостиницы «Дания», где разместились участники конференции.
В Тиволи очень весело, он немного напоминает Диснейленд, но всё очень по-копенгагенски,
и там отличные рестораны. К тому же все прекрасно говорят по-английски. Я даже
не успевал рот открыть. Во мне с первого взгляда узнавали американца (неужели
это настолько очевидно?) и сразу начинали говорить на английском.
Первый день конференции, 18 июня
Всемирная атеистическая конференция, на сцене - 21 свободомыслящий (докладчики
и организаторы). Дэн Баркер - четвертый справа
Утром я спустился в ресторан, где встретил Джеймса Рэнди, и мы завтракали вместе.
Он рассказал мне, что его дедушка жил в Копенгагене, когда был ещё ребёнком -
не буду всего пересказывать, это слишком долгая история. Некоторое время назад
Рэнди перенёс серьёзную операцию на сердце, и у него была очень строгая диета,
которая, по его словам, заключалась в том, что всё вкусное следует выплёвывать,
а съедать можно только то, что по вкусу похоже на картон. Я спросил его, не может
ли он, будучи фокусником, сделать так, чтобы Церковь исчезла, и он сказал: «Да,
я мог бы, но это будет вам не по карману».
В самом начале конференции Рой Браун выступил с предложением принять по её итогам
нечто вроде «Копенгагенской декларации», и призвал всех участников уже начать
работать над этим документом. Браун представил широкий обзор, посвящённый влиянию
религии в Европе: соглашениям с Ватиканом, влиянию денег, власти Святого Престола,
религиозному воспитанию в государственных школах, усилению влияния ислама и растущей
необходимости укрепления критического мышления и гуманистической этики.
Грегори Пол привёл различные статистические данные, касающиеся положения дел
в области веры и неверия. Многие из этих данных были получены на основе его собственных
исследований. Он поставил под сомнение тезис о том, что религия универсальна и
является чем-то хорошим. Религию, как он заключил, легко изменить, если не для
отдельного человека, то для общества в целом. Она не является чем-то врождённым.
Достаточно взглянуть на Европу, чтобы в этом убедиться. Самая важная вещь, которая
может изменить мир и уменьшить влияние религии, - это система всеобщего здравоохранения.
Моё выступление было посвящено победе общества «Свобода от религиозного фундаментализма»
(FFRF) в деле о Дне национальной молитвы. Меня приятно удивило, с каким энтузиазмом
это было воспринято в мире, когда мы выиграли дело в суде. «Когда все сказано
и сделано, - заметил я, цитируя Эзопа, - обычно больше сказано, чем сделано».
Этот трюизм - движущая сила философии FFRF: действуй!
Демократия сама по себе не гарантирует свободы. Ведь если большинство в стране
теократы, то они могут покончить с демократией вполне демократическим путём. Поэтому
нам нужна демократия, подкреплённая законами, которые железно гарантировали бы
права и свободы граждан и ограничивали возможность властей влиять на вопросы религии.
Мне запомнились несколько замечательных высказываний философа А. С. Грэйлинга:
«Вера - это интеллектуальное преступление», «Наука – это просто прикладной интеллект»,
«Большая ошибка Берни Мэдоффа состояла в том, что он обещал людям дивиденды ещё
в этой жизни». Грэйлинг рассказал о забавном случае на конференции, посвящённой
влиянию ислама в странах Запада. Когда одной из участниц сказали, что женщины
должны носить паранджу по той причине, что мусульманские мужчины испытывают сильное
искушение при виде их лиц и тел, она ответила: «Возможно, лучшим решением было
бы держать мусульманских мужчин под замком, до тех пор, пока они не научиться
себя контролировать».
Пол Захари Майерс (PZ Myers) выступает всегда очень остроумно и сразу переходит
к сути дела, он приводит большое количество научных данных и не скрывает презрения
к иррациональному. Своих студентов он просит «побыть атеистами хотя бы в течение
часа, пока идут его занятия», а когда они уходят с лекции, они могут вернуться
к любым угодным им убеждениям. Он считает, что атеистам следует открыто говорить
о своих взглядах, потому что атеизм это единственное мировоззрение, согласующееся
с наукой. «Кроме того, - сказал он, - религия это попросту глупость».
Этот вечер мы провели в PH Caféen, где предавались «безбожным развлечениям». Среди прочего, в программе было очень
весёлое выступление британского юмориста Робина Инса. Мне особенно понравились
его слова: «Изречение Декарта "Я мыслю, следовательно, я существую" неверно. Многие люди хоть и не думают, но существуют». Там также выступал Рэсмо
Финбоу со своей группой «Carbon Traders», они много чего исполнили, в том числе
мощную свободолюбивую песню «Конец веры», написанную Финбоу. Это было потрясающе
- находиться в этом зале, полном атеистов со всего мира, которые веселились и
наслаждались жизнью.
Второй день конференции, 18 июня
В сегодняшнем выпуске «Kristeligt Dagblad» напечатана обо мне статья, но я не могу её прочитать. Если вы знаете датский,
можете найти её в интернете, вот название: Fra overbevist kristen til ateistisk bannerfører.
Я проспал! Из-за смены часовых поясов, я встал только в 10 утра (у меня дома,
в Висконсине, это 3 часа ночи). Я помчался на конференцию и успел как раз к выступлению
Ричарда Уайзмана - это было просто потрясающее шоу. Он говорил о скептицизме,
ходьбе по раскалённым углям, и о том, что такие вещи, как «удача» - всего лишь
вопрос восприятия. Его метафора «мальчик на слоне» о сознании и подсознании запомнится
мне надолго.
Ребекка Ватсон (сайт Skepchick.org) дала несколько полезных советов о том, как
отвечать на слова «я буду за вас молиться», и что говорить, когда кто-то чихает.
Она также продемонстрировала несколько забавных видеороликов, где обыгрываются
подобные ситуации из «реальной жизни», в которых приходится оказываться атеистам.
Выступление Арупа Чаттержи о «настоящей матери Терезе» представило её в новом
свете. Этот врач из Колкаты (бывшей Калькутты) представил свою книгу, полную фактов
о раскрученной «полубогине» (как он её называет), которую гораздо больше интересовали
политика и деньги, чем оказание помощи людям.
Вечером выступали два ярких участника: Ричард Докинз и Джеймс Рэнди. Выступление
Докинза называлось «Религия ни на что годится?», и он убедительно демонстрировал,
что религия является своего рода «благодарностью в никуда», и что мы унаследовали
её как часть социального распорядка от наших предков, которые нуждались в «долговом
калькуляторе», чтобы отслеживать, кто кому и что должен.
Рэнди, казалось, стал меньше ростом из-за своей болезни, но он совершенно не
утратил свойственных ему энергии и юмора. Он рассказал нам о некоторых эпизодах
из своей «жизни в скептицизме», в частности, показал выдержки из телепередачи
Джонни Карсона, в которой он принимал участие, где разоблачались религиозные целители-мошенники
(не все ли они таковы?). Рэнди также продемонстрировал нам один «паранормальный»
фокус, который я теперь добавил и в свой репертуар.
После этого большинство из нас отправились ужинать в ресторан Harbour, где предлагалось
«безбожные» сорта пива (Gudeløs и OriginAle), его производят братья-атеисты, которые принимают участие в конференции. Во
время ужина я сидел за столиком с Докинзом и парой датских студентов. Мы с ними
обсуждали возможные планы наших будущих действий, чтобы «выкупить духовенство»
(следите за новостями).
Наибольшее удовольствие на этой конференции доставляет общение с людьми со всего
мира, самыми разными людьми - студентами, преподавателями, учёными и активистами
- атеистами и свободомыслящими. После ужина нам раздали проект «Копенгагенской
декларации», чтобы все желающие могли внести свои поправки и предложения. Завтра
декларация будет поставлена на голосование и оглашена.
Заключительный день, 20 июня
Сегодня утром было три заключительных выступления, а затем состоялась церемония
закрытия. Писатель и профессор философии Ребекка Ньюбергер Гольдштейн прочитала
прекрасную лекцию о жизни и взглядах Баруха Спинозы. Именно стремление «исключить
случайность», считал он, «толкает людей к Богу». В качестве альтернативы Спиноза
предложил принцип достаточного основания. «Мы не можем бороться с религией, -
сказала Ребекка, - не предлагая альтернативного величественного мировоззрения»,
- и отметила, что именно такое мировоззрение предлагает наука.
Ирландский писатель Майкл Нугент из «Атеистической Ирландии» страстно и вдохновенно
говорил о проблемах секуляризма в Европе. В частности, он упомянул готовящийся
в Ирландии референдум по вопросу исключения из конституции Ирландии такого преступления,
как богохульство. Такого рода определения «преступлений» используются рядом стран,
среди которых Пакистан, для оправдания дискриминационных религиозных законов.
Последним на конференции выступил физик Виктор Стингер, он рассказал о подготовке
своей новой книги «Ошибочность концепции тонкой настройки: насколько Вселенная
не предназначена для человечества». На основе научных данных, с математическими
выкладками, он продемонстрировал несостоятельность аргументов, которые используют
недалёкие апологеты «разумного замысла». «Вера - это глупость, - сказал он, -
и не заслуживает уважительного отношения».
Затем была поставлена на голосование «Копенгагенская декларация о роли религии
в общественной жизни». Я проголосовал «за», так же, как и другие участники из
неевропейских стран, так что это действительно международный документ (см. текст
декларации ниже).
После групповой фотографии многие из нас отправились на экскурсию по рекам и
каналам Копенгагена. Мы пообедали прямо на пароходике, а затем была полуторачасовая
прогулка по историческому центру города. Одна из старых церквей здесь давно уже
не используется по прямому назначению: когда-то в ней был рынок, затем склад,
а теперь тут ресторан, и это, кажется, совершенно устраивает Gudeløs (безбожных)
датчан.
Завтра я лечу домой в США, где нас ждёт трудная задача - попытаться догнать Европу.
Декларация о роли религии в общественной жизни
Мы, участники Всемирной атеистической конференции «Боги и политика», состоявшейся
в Копенгагене с 18 по 20 июня 2010 года, заявляем следующее:
• Мы признаём неограниченное право на свободу совести, религии и убеждений, и
признаём, что свобода исповедовать свою религию должна быть ограничена только
необходимостью уважения прав других лиц.
• Мы считаем, что общественный порядок должен основываться на фактах и разуме,
а не на догме.
• Мы отстаиваем необходимость общества, основанного на демократии, правах человека
и верховенстве закона. История показала, что общества, основанные на принципе
светскости, наиболее успешны.
• Мы утверждаем, что справедливая система власти в демократическом обществе может
быть основана только на секуляризме: нейтралитете государства в вопросах религии
и веры, когда ни одной не оказывается без предпочтений, и ни одна не подвергается
дискриминации.
• Мы утверждаем, что частная жизнь тех, кто уважает права других, не должна быть
основанием для правовых санкцией или предметом интереса со стороны правительства.
• Мы подтверждаем право верующих и неверующих на равных участвовать в общественной
жизни и их право на равное обращение при участии в демократических процессах.
• Мы отстаиваем всеобщее право на свободу самовыражения - свободу без каких-либо
ограничений, помимо предусмотренных международными законами, которые всем правительствам
следует уважать и соблюдать. Мы отвергаем все законы о богохульстве и ограничения
на право критиковать религиозные или нерелигиозные взгляды.
• Мы отстаиваем принцип: закон для всех один, без поблажек общинам меньшинств,
и никакой юрисдикции у религиозных судов для разрешения гражданских дел или семейных
споров.
• Мы считаем, что при приёме на работу (если речь не идёт о религиозных лидерах)
и при предоставлении социальных услуг недопустима любая дискриминация по расовому,
религиозному или половому признаку, а также в связи с принадлежностью тому или
иному классу или касте, или на основе сексуальной ориентации.
• Мы считаем неприемлемым придание особого значения религии в политике и общественной
жизни, и выступаем против предоставления статуса благотворительной организации,
освобождения от налогов и выделения государственных грантов в пользу какой-либо
религии, поскольку это противоречит интересам неверующих и представителей других
конфессий. Мы выступаем против государственного финансирования религиозных школ.
• Мы выступаем за право на светское образование. Мы настаиваем на необходимости
того, чтобы в процессе образования прививалось критическое мышление, разъяснялось
различие между верой и разумом, ведущим к знанию, и рассказывалось о разнообразии
религиозных верований. Мы поддерживаем дух свободного исследования, считаем, что
преподавание наук должно вестись без религиозного вмешательства, и выступаем против
религиозной и любой другой идеологической обработки.
Перевёл Лев Митник
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3408