«Осиное гнездо» под золотыми куполами
Несколько послушниц Спасо-Елеазаровского женского монастыря в развевающихся
монашеских одеждах сбежали в «самоволку» и скрылись у озера, где распили
бутылочку водки, курили и смеялись над «строгостью)» матушки Елисаветы. На
словах она сама неприступность, а на деле предстаёт совсем в ином образе, весьма
далеком от истово верующего человека. Ходят слухи, что поставляет их «крутым»
бизнесменам, взимая «за ночь любви» от 1,5 тыс. долларов. Почти всё идет в
«доход» монастыря, а сестрам достается мизер.
Сосны тихо шумели над девичьими
головами. Вдалеке раздавался веселый детский смех. Свистками сопровождались
заплывы ребят в открытых бассейнах в спортивном лагере «Нептун». Туда послушниц
не пускали.
Директор специализированной детско-юношеской школы по плаванию
олимпийского резерва «Барс» Виктор Калиниченко настроен резко против таких
поползновений. С настоятельницей
монастыря у него отношения натянутые. Даже
зимой его одолевают думы о лагере: «Многое можно сказать о неправильном
поведении этих сестёр из монастыря. Что они курят, выпивают и неприлично себя
ведут, мы видели. Я сам больше верующий, чем они. Всегда думал, что монастырь
должен помогать окружающему обездоленному населению, которое живет рядом в
трудных условиях. Но здесь с удивлением увидел, что, кроме сплошной агрессии по
отношению к рядом живущим или работающим людям, доброго отношения нет.
Большинство населения деревни Елизарово ходит молиться не в монастырскую
церковь, а в храм за три километра. Там батюшка приветливый и душевный. Сам
своими руками все строит и, конечно, таких денег не имеет, как
Спасо-Елеазаровский монастырь. Здесь же идет какое-то бредовое бросание
кошмарными деньгами, откуда-то взявшимися, что при тяжелом положении коренного
населения некрасиво.
Святотатство
Уже строят виллы. Хотя сама настоятельница кричала, что без ее ведома и без
министерства культуры нельзя ничего копать, строить, так как нарушится
культурный слой. А тут возводится резиденция, которая стоит минимум 200 тысяч
долларов Невдалеке растет еще более крупный дом стоимостью, быть может. 700
тысяч или миллион долларов. Я в строительстве понимаю и знаю расценки. Стена
вокруг монастыря стоит немереное количество денег! При нынешнем тяжелом
положении верующих - это пир на костях, наверно. Если восстанавливается
историческая территория монастыря, то на каком основании на этих святых местах
строятся резиденции?
Ведь этого раньше не было. Да, монастырь надо
восстанавливать. И мы за это ратовали.' Но руководство этого монастыря ведет
себя агрессивно по отношению к населению, бросается деньгами на строительство и
тут же скупает дома за бесценок.
На территорию монастыря мы не посягаем, в то
же время монашки заходят к нам, могут выгнать детей с поста, усесться в беседке
и курить.
Наш лагерь один из лучших в Северо-Западном федеральном округе.
Каждый сезон в нем набираются сил 180 детей. Эту территорию мы вместе с
родителями и их детьми освоили. Мы построили своими руками два бассейна с
системой отопления, рециркуляцией воды. Дети там учатся плавать с 8 утра до 20
часов. У нас в стране огромное количество детей тонут, так как не умеют плавать.
И, конечно, я сразу предупреждал о нашем лагере эту, э-э-э… - не хочу называть
её матушкой! Это беда для монастыря. Может быть когда-то будет в монастыре
настоящая матушка, и мы туда будем ходить, будем дружить и помогать друг другу.
Но сейчас происходит что-то не так. Я не понимаю руководство церкви, почему
держатся за этого человека, создающего ненависть у населения. Настоятельница еще
более усиливает тяжесть жизни людей. Мы с ней спорили. Говорю: «Почему так
поступаете, вы хотите ущемить детей?» А она: «Что же, дети главнее храма?» Как
же так? Бог создал человека, а дети - это святое! Что у нее за учение? Я просто
в шоке.
Мы больше верующие, чем послушники монастыря. Дети учатся бегать,
плавать, стрелять. Они постоянно участвуют в культурной программе лагеря. Наша
школа олимпийского резерва «Барс» готовит пловцов для сборной страны. Недавно
мастер спорта Дмитрий Соловьёв, серебряный призёр чемпионата России, на
чемпионате Европы представлял нашу страну. Сейчас он в составе сборной страны
готовится к чемпионату мира в Севилье в Испании. Мы при мизерных возможностях
находим средства для подготовки таких выдающихся спортсменов».
…Местный
магазин райпо, как бельмо в глазу у матушки Елизаветы По словам председателя
Псковского райпо Светланы Мельниковой, настоятельница монастыря ведет разговоры
грубо, некорректно.
- Она буквально кричит: «В Елизарово вашей торговли не
будет! Будет работать церковная лавка!» Неужели можно так утверждать? И это
говорит человек, несущий православную веру в народ, проповедующий духовность! -
с возмущением рассказывала Светлана Мельникова. - В ближайших деревнях
про-
живает 146 человек и каждый требует к себе внимания, пока шли
препирательства, матушка распорядилась обнести монастырь железобетонной стеной,
за которой оказался и магазин.
На сходе граждан окрестных деревень было
высказано «единогласное решение» чтобы магазин продолжал свою работу в д.
Елизарово». Заявление об этом направлено председателю Псковского райпо С В
Мельниковой. Под ним свыше пятидесяти подписей жителей деревень Елизарово.
Замельничье, Голова, Погорелка. Слобода, Новое Поле, Мухино, Ерехново. Но пока
что негласная победа на стороне настоятельницы монастыря. Руководство Псковского
района в это дело не вмешивается.
Рэкет матушки Елисаветы
Природные красоты в Елизарово неописуемые. Лес, речка, озера, чистый воздух,
от которого кружится голова. Понятно, что многие сюда стремятся и желают
приобрести дома. По-хорошему завидуют местным жителям. Правда, сегодня
завидовать особо нечему. Монастырь ведет мощнейшее строительство. Перед въездом
в деревню стоит большой деревянный крест. Несведущему человеку невдомёк, к чему
бы это? Местные жители быстро пояснили, что такими крестами матушка Елисавета
обозначила границы земель Спасо-Елеазаровского монастыря. Никто из власти не
отслеживал эти быстрые разграничения.
- Сейчас строятся дома и коттеджи для
церковных деятелей. Вон экскаватор котлован копает. Не знаю, зачем этот
монастырь сделали женским. Ведь он был мужским, так пусть бы и оставался. А
матушка ведет себя вызывающе. Бегает по домам и спрашивает, кто будет дома
продавать. К моей соседке пристала, а та ответила, что не будет сама и дети её
не будут, и внуки. «Ладно, живи-и-ите», - сказала матушка и ушла. Но проговорила
это таким тоном, что невольно закралась мысль о каком-то намёке на неприятности,
- возмущалась Татьяна Иванова. - Она многим угрожает, если дом не продадут
монастырю, то окажутся на Горе, а там у нас кладбище. Неправильно она себя
ведет. Нам говорят: «Пишите письмо Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию
Второму». Но будет ли положительный результат, если поддержка настоятельницы
монастыря идёт из Патриархии?..
В миру матушка Елисавета именуется Беляевой
Татьяной Ивановной. Обладает она сильной энергией и действует, как мощный
рэкетир. Примеров тому масса. Местного жителя Бориса Хохлова матушка просила
продать дом, на что он не согласился. В течение месяца-двух дом вдруг сгорел.
Она заставила написать завещание, что после его смерти все наследство, то есть
земельный участок и территория, занимаемая домом, достанутся Татьяне Ивановне.
Народ остался в окрестных деревнях малочисленный. Люди в основном престарелые, и
никто не в силах бороться с напористой матушкой Елисаветой, которая пугает
всякими жуткими вещами. А старики почти все верующие, но своим поведением
настоятельница монастыря подрывает их веру в Бога. Матушка Елисавета, не
стесняясь, может спросить пожилого человека, скоро ли он умрёт? Она как
инородное тело в святом Елизарове.
С рабочими строителями не расплачивается,
но те не могут подать на неё жалобу, поскольку находятся в России нелегально,
без паспортов с российским гражданством. Были здесь узбеки, армяне, украинцы, с
которых «снимала» по 30-35 тыс. рублей «на пожертвования монастырю».
В храме
работает молодой священник Герман. По словам местных жителей, отличается
запойным характером. Забрасывал свой крест на печку и, по его словам, «уходил
фестивалить»
недели на полторы-две Потом из запоя выходил, надевал крест и
вновь шёл В храм молиться за себя и людей. Он «под пятой матушки», поскольку
грешен.
Выступая по псковскому телевидению настоятельнице
Спасо-Елеаэаровского женского монастыря матушка Елисавета обронила фразу:
«Аппетиты у нас огромные!» и это действительно так. Вот только местные жители её
не жалуют.
- Лично я своего ребенка крестил в церкви в Толбице за три
километра от Елизарова, - говорил Александр Никитин. - Нет к матушке доверия.
Захватила она все в округе. Давила на моих родителей, да только пока по её
замыслам не вышло.
- Бывший заведующий сельским клубом Виктор Александрович
Матросов был кандидатом технических наук, приехал из Санкт-Петербурга, а сам
уроженец местный. Создал несколько кружков, где занимались дети, создал хор. Но,
когда прибыла сюда матушка Елисавета и начался этот разбой, он собирал подписи
жителей, чтобы все это прекратить и ввести в правовое русло. Однако это сделать
не удалось, - говорила одна из жительниц. (Свою фамилию назвать остереглась,
опасаясь гнева матушки.) - Бился он бился, да всё понапрасну. Так и ушел из
жизни. Здание клуба досталось монастырю. Здесь на холме синий дом, который
купили горожане. Она их запугала, что место это проклятое, что дети ослепнут. И
они испугались, и продали монастырю дом. Говорят и в Пскове в регистрационной
палате и в Бюро технической инвентаризации матушкой все запуганы, с трудом можно
получить документы на приобретение дома или новое строительство именно в наших
местах. Сейчас монастырь ведет строительство, где только заблагорассудится. А
настоятельница всем кричала, что прежде надо проводить археологические раскопки!
Они ведут расширение владений для паломников, которые приезжают ежедневно
полными автобусами.
- Моё первое знакомство с матушкой произошло с её
претензий на мою покупку этого дома, - рассказывал В.В. Шантуров. - Она сразу
заявила, что мне не удастся совершить эту сделку. Но я сказал, что если
регистрационная палата выдаст документы, то дом будет приобретен. Она сразу
закричала, чтобы я не вздумал этот дом покупать, потому что он находится на
монастырских землях, что она меня по судам затаскает. Начала пугать пресловутой
Горкой. Ну, тут я не выдержал и заругался. Она заверещала и убежала.
- За
моим сараем стройка идёт грандиозная. Хорошо, когда что-то возводят, но только
бы никуда не совались. К соседу настоятельница прибежала: «Дом продавай, а иначе
твое место на кладбище». Так как к ней относиться? - возмущались Валерий
Михайлович и Валентина Александровна Никитины, одни из старожилов Елизарова. -
Претензии были к нам по поводу земли Сразу её оборвали, чтобы на это не
рассчитывала. Территорию монастыря определили, обозначив деревянными крестами.
Купил монастырь здание клуба, и ничего в нем нет. Оно разрушается. А в деревне
нет медпункта, библиотеки, но это не заботит монастырь и его настоятельницу.
Зато привозили сюда детей каких-то депутатов Госдумы лечить от наркомании.
Родители платили по 5 тысяч долларов в месяц за каждого. Отношение людей к
матушке неприязненное. Она не вспоминает историю, что еще при царе Николае
монастырь этот был распущен за блуд монашеский. Читали, что своих новорожденных
младенцев топили монашки в озере. И по телевизору об этом рассказывали. Во
времена Гражданской войны стояли в монастыре банды Булак-Балаховича, которые
расстреливали красно-
армейцев и мирных жителей. Вот после этого монастырь
был советской властыо закрыт. Сейчас возрождение его идет, но опять неправедными
путями.
В перспективе матушка Елисавета рассчитывает получить в собственность
монастыря лесное озеро с оздоровительными лагерями отдыха, СПК «Верхолинский»,
где будут трудиться крестьяне за копейки, о чём с возмущением говорили начальник
управления сельского хозяйства Псковского района А.В. Иванов и глава
Верхолинской волости Псковского района р.и. Шумкина.
- Монастырь находится на
территории волости и должен способствовать поддержке жителей, но как-то
происходит все не так. Да, люди продают свои дома чаще всего за бесценок, так
как боятся мести и угроз матушки, -подчеркнула Р.И. Шумкина. Церковный криминал?
Российское общество находится настолько в зыбком состоянии, что этим активно
пользуется криминал. Криминальные структуры проникли в лоно православной церкви.
На острове Запита в Псковском озере жил знаменитый священник, старец отец
Николай, к которому стремились массы паломников. В Патриархии отдельные
представители быстро смекнули, что, не прилагая больших усилий, можно «сделать»
на старце большие деньги. В эту авантюрную операцию вовлекли некоторых
служителей православия.
В один из дней на остров имени Залита приехала
служительница Валентина, ставшая келейницей, вместе с дюжими молодцами, которые
вахтовый методом работали якобы охранниками.
Отец Николай быстро распознал
истинные цели приезжих. Одет он был всегда в простую рясу, поселился в глухой
каморке, которая напоминала келью. Он все так же принимал
паломников.
Приезжие создали своеобразную фирму «Старец Николай и К°»,
которая установила свои тарифы для паломников. Записки к отцу Николаю стоили от
200 до 300 долларов США, встречи - до 1000 долларов! Доставка желающих от
деревни Толбица до острова - 3 километра по озеру - обходилась в 300 рублей с
каждого. Буквально через год такой деятельности у фирмы появились два катера на
подводных крыльях, затем был изготовлен джип с баллонами шириной чуть ли не в
метр.
Умер отец Николай внезапно 24 августа 2002 года. И лопнул бизнес у
церковного криминала.
Святая вера…
Этот пример подтверждает что некоторые служители церкви вместо преданной
службы озабочены личным благополучием и получением личной выгоды. Матушка
Елисавета, по её словам, получила благословение старца отца Николая. Правда,
верится в это с трудом. Она из среды тех, кто диктует собственную волю. В
Москве, где в миру работала учительницей, в какой-то момент стала истово
верующей и прибыла в Псков.
Приехав в Елизарово, первым делом отметила
территорию монастыря. По словам первого заместителя
главы Псковского района
А.Г. Южно, власти в тот
момент за этим не следили и сколько земли она
«прихватила», поначалу неизвестно. Местное население поначалу относилось к
восстановлению монастыря положительно, но потом из-за неправедных действий
матушки ей не восприняли, потому как энергия от нее исходит недобрая Все, кто ей
противился настоятельницей проклинались и предавались анафеме.
Рядом с
матушкой Елисаветой идет недобрая слава но вместе с тем депутаты Псковской
городской Думы приняли решение передать в безвозмездное пользование
Спасо-Елеазаровскому монастырю два здания в центре Пскова -№ 4-а и № 4-6 по
улице Детской, где еще в XIX веке располагалось подворье монастыря
Энтузиазму
настоятельницы монастыря матушки Елисаветы можно позавидовать, да только
направлен он не в ту сторону, потому как не несет тепла окружающим людям.
Правда, на словах все выглядит по-иному. В марте 2007 года она высказала свое
суждение о власти: «У нас во власти довольно много людей корыстных и просто
безнравственных, но это не означает, что мы должны отгородиться от них и ничего
не делать. Среди власть предержащих есть и вполне разумные и верующие политики.
и я думаю, что это их трудами и усилиями происходит духовное и в культурное
возрождение нашей; страны. Наша задача молиться за них и трудиться там, где нам
дал Господь - в своих семьях и домах, в школах и детских садах, в храмах и
монастырях. Чем больше мы будем совершать молитву за власть и работать, тем
скорее разрешатся все наши сложности внутри России». В одной из местных
телепередач матушке
Елисавета говорила: «Филофей предвосхитил, прочувствовал,
что историческая миссия принадлежит России. Россия будет последним оплотом
православной веры в монастыре он написал московскому князю Василию III, чтобы не
растрачивал свои духовные богатства на сребролюбие, на мелочные страсти, чтобы
понимал высочайшую ответственность своего служения. А псковичам советовал
смириться перед промыслом Божиим, потому что Москва избрана Богом - быть
столицей православной России».
Однако не вяжутся воедино высказывания и дела
реальные. Можно предположить, что матушка Елисавета развивает учение Филофея и
стремится построить в Елизарово Четвёртый Рим, да такой, чтоб были в нем
крепостные, чтоб проходили бои мощнейших рабов, чтоб любовались этим сильные
мира сего. А с. была бы как владычица всего покоряла новые пространства благо их
немало на Псковщине.
Славные слова и перспективы не вяжутся с деятельностью
матушки Елисаветы, да простит её Бог!
Олег Дементьев
корреспондент газеты «Правда»
по Пскова области
PS: этот материал редакция направляет в прокуратуру
Псковской области для проведения тщательного
расследования.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 5572