Авторство: Дулуман Е.

Место религии в решении моральных проблем


11.11.2009 Статьи/Религии

Дулуман Е.К. –
доктор философских наук, кандидат богословия,
профессор Донецкого национального Университета
информатики и искусственного интеллекта
 
Место религии в решении моральных проблем
[Тезисы на XXVI Міжнародную науково-практическую  конференцию: 
“Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості”]
  
I.
Человек, и его общество вместе с ним, стоит перед радужным   и одновременно с этим и в силу этого ужасающим его будущим. Перечислим только четыре, по моему мнению, главные из этих радужно-угрожающих явлений.
Во-первых. Только 5% трудового населения Земли , будучи вооружены высшими достижениями производительного труда, могут обеспечить все человечество всеми необходимыми ему материальными благами. В США уже сейчас 3% трудового населения обеспечивают свою страну всеми аргопродуктами и столько же вывозят на экспорт. Предстоит решать проблему: а чем будет заниматься 95 процентов праздных людей? В свое время Карл Маркс говорил, что свободное от труда время даёт возможность каждому человеку  проявить свою подлинную сущность. В нашем трудовом обществе мы видим, что все порочные поступки люди совершают именно в праздное время, а выходцы из так называемых благополучных семей совершают их от праздности, от безделья, от нечего делать.  Макаренко перевоспитывал испорченных детей трудом. А чем и каким образом мы будем занимать 95% бездельников? Недавно группа единомышленников, опираясь на марксизм, опубликовала «Манифесте против труда», где написала:: «Вследствие микроэлектронной революции производство общественных богатств все больше отрывалось от применения рабочей силы людей, причем в таких масштабах, какие еще всего несколько десятилетий назад могла представить себе только научная фантастика. Никто не может всерьез утверждать, что этот процесс можно снова остановить или тем более повернуть вспять. Продажа товара «рабочая сила» будет в XXI веке столь же выгодным делом, как в ХХ веке – продажа почтовых карет. Но тот, кто в этом обществе не может продать свою рабочую силу, считается «лишним» и выбрасывается в социальную мусорную кучу».
Во-вторых. Во имя всеобщего блага и с беспощадной злостью глобализации все страны и народы volens-nolens (по согласию или по принуждению, по добру или по злу) движутся к объединению в единое вселенское человечество. Духовные менталитеты народов упростятся и сольются в примитивное единообразие. В результате, все без исключения цивилизации во имя этих, с позволения сказать,  «достижений»  понесут безвозвратные потери и заплатят морем своих слёз и крови.
В-третьих. На протяжении ближайших 60-80 лет, по расчётам демографов, народонаселение Земли достигнет 8-10 миллиардов человек. Наша матинка Земля, которая нас произвела, путём естественного воспроизводства условий человеческого существования может без ущерба для всей среды нашего обитания бесконечно взять на полное обеспечение 500 миллионов человек. Для поддержания нормального всестороннего развития и бесконечного прогресса социально-культурного развития человеческой ойкумены достаточно будет существования 50 миллионов человек. Таким образом, по ресурсам Земли и по потребностям развития человечества народонаселение Земли должно быть в рамках от 50 до 500 миллионов человек.  Исходя из современного количества людей на Земле (6 миллиардов человек) их численность необходимо сократить минимум в 12 раз. Это «сокращение» будет сопровождаться огромным насилием и трагедией.[1]
В-четвёртых.  Усовершенствование вооружений, небывалое увеличение производства и продажи всем и вся оружия,  распространение ядерной раковой опухоли, поставило человечество на грань самоликвидации. До недавнего времени считалось, что наличие ядерного оружия и страх перед уничтожением всего человечества, а вместе с ним и всего живого на Земле, является гарантией от начала третьей мировой войны. Сейчас так не считается.[2]
 
II.
Решение перечисленных, подобных им и рядом с ними проблем зависит, прежде всего и только, от человеческого фактора, в котором должно  доминировать, как указывал Альберт Швейцер, «благоговение перед жизнью» или как более близко и конкретнее записано в известном партийном лозунге: «Всё – для человека; всё – во имя человека!». В наиболее полной, развёрнутой форме этот фактор воплощается и проявляется в морали.
О сущности и роли морали во всей жизнедеятельности личности и общества известный современный московский  философ, историк, этнограф, социолог и моралист Юрий Иванович Семёнов пишет:
«Мораль — самая важная форма общественной воли. Чувства долга, чести и совести образуют костяк морального облика человека и тем самым ядро человека как общественного существа. Совесть — стержень человека. Она не только не в меньшей, но, напротив, в еще большей степени родовой признак человека, чем наличие у него разума, мышления. Человек, лишенный разума, не человек. Это — человекоподобное животное. Человек, не имеющий совести, тоже не человек, даже если он сохранил разум. Он в таком случае — пусть рационально мыслящее, но животное. Он тогда — рационально мыслящий и поэтому особенно опасный зверь».
Забота о воспитания человека в духе гуманистической морали – это забота о благополучии нашего современного, это забота о будущем всего человечества, в том числе, - наших детей и в обозримой дали наших потомков.
Первоначальное моральное воспитание каждый приходящий в мир человек получает в семье, а потом в школе, а потом в коллективе. А потом?  А потом  мораль человека  взрослого под влиянием различных окружающих условия и факторов  или укрепляется и возрастает, или деформируется и разрушается. При этом самовоспитание, конечно, много значит. Но в большей мере имеют значение те каналы, по которым до человека доходит и воспринимаются те или иные принципы и элементы морали. Таким образом, для мораль, какой бы высокой и устойчивой она не была, для соответствующего  формирования и функционирования нуждается в постоянной, так сказать, «в подпитке».
В условиях советской действительности нужная тому обществу мораль активно и настойчиво формировалась через семью, дошкольные, детские, юношеские учебные заведения.
Со взрослым населении моральное воспитание велось силами комсомольских, профсоюзных и партийных организаций. Даже во время скорбных похорон соответствующая мораль ненавязчиво проводилась через соответствующий советский ритуальный обряд. И, оглядываясь назад, можно сказать, что уровень морали советского народа по общечеловеческим меркам был высок.
С распадом Советского Союза, идеи коммунизма и его морали словами и делом дискредитировались. Без такой дискредитации в постсоветских странах нельзя было бы реставрировать, «возродить», капитализм, либерализм и рыночную экономику. Сейчас отдельными Постановлениями и циркулярами даже запрещено вести морально воспитательную работу в учебных заведениях. Преподавателям,  по образцу развитых капиталистических стран и по злополучной Болонской системе, не рекомендуется вести воспитательную работу среди учащихся, а рекомендуется сообщать им только те знания, которые пригодились бы им для выполнения хорошо  оплачиваемой работы.
 С распадом Советского Союза брошенное на произвол моральное воспитание подобрали религиозные организации. Именно поэтому около 70% граждан Украины, как и всех других постсоветских государств, считают, что в их глазах именно церковь пользуется самым высоким моральным авторитетом. А за ней, после значительного разрыва, в убывающем порядке идут: школа,  армия, правительство, парламент, президент, милиция и далее вплоть до увеличивающегося отрицательного мнения о морали торгашей, спекулянтов, бизнесменов, банкиров, олигархов, мошенников, насильников и бандитов.
Правда, то очевидное катастрофическое падение нравов в Украине, за последние 20 лет нашей незалєжности относить за счёт неумелой моральной пропаганды церковников будет несправедливо. По моему мнению, у религиозных организациях есть солидный резерв    для усиления положительной эффективности своей моральной деятельности. Но сначала несколько слов о соотношении религии и морали.
 
ІІІ.
 
Религия в обществе появляется значительно позже морали. Истоки морали находятся  в мире животных, а религии – только в уже зрелом человеческом обществе.
Человек – животного происхождения. Если судить по его сапиентным показателям (показателям разумности), то переходным видом от животного к человеку было существо которое жило 3,5 миллиона лет тому назад. Остатки этого переходного звена были обнаружены в этом году. Исследовав и описав это существо, ученые биологи 47 стран мира назвали его Арди и  совместно заявили: Найдено переходное звено от животных семейства гоминид к Homo Sapiens (к человеку разумному)[3].
Уходя из животного миру, человек унёс из него с собой  все присущие его животным предками  инстинкты. Ближайшие предки человека из семейства Гоминид или человекообразных, как и более древние животные млекопитающие, жили семействами, родами, стадом. В стаде зоологический индивидуализм обуздывается и дрессируется  выработанным в стаде образом поведения. Таким образом  член коллектива обучается охоте, защите от врагов, получает «бескорыстную» помощь в трудных для него моментах жизни. У человека же обуздание зоологического индивидуализма, взаимопомощь, в конечно счете, - воспроизводство своего рода произросло таким явлениям как общество и мораль. И этому было ряд биологических, физиологических, психологических вполне естественных предпосылок исключительно материального порядка.
В первую очередь надо сказать о том, что биологический вид Homo sapiens sapiens (человек разумный-разумный) в сравнении с любым видом и родом животного мира обладает сверхразвитой нервной системой коры головного мозга. В ней находится, примерно, 14 миллиардов нейронов, благодаря которым у человека отражение действительности приобретает наивысшего уровня – сознания (Ведь сознание – это не что иное как высшая форма отражения действительности).  Благодаря этому в стаде существа разумного-разумного начинает формироваться индивидуальное и общественное сознание.
Ставши человеком, сам Homo sapiens sapiens как биологическое существо до сих пор  остается существом с  унаследованными из животного мира инстинктами. Но в обществе человек в определенной мере обуздывает или маскирует свои инстинктивные побуждения. Он уже удовлетворяет свои потребности по насыщению, по опорожнению кишечно-желудочного тракта, по воспроизводству  себе подобных, как и животные, но не по-животному, а по-человечески. Вот это «по-человечески» и есть проявлением морали.
Мораль является самой первой формой общественного сознания. Она возникла в процессе становления общества и утверждалась в меру становления общества. Мораль также была фактором и мерою становления человеческого обществ. На сколько Homo sapiens sapiens ставав моральным существом, на столько он переходил от Человека разумного-разумного до человека современного типа и современной культуры. Последний ведет себя не в соответствии с присущими ему инстинктами, а в соответствии с общественным мнением.
 
От Homo sapiens sapiens вплодь до человека современного типа развитие морали прошло ряд этапов своего становления. По нашему мнению, которое опирается на систему научных знаний, развитие и становление морали в логическом плане можно изложить в такой последовательности. Сначала первобытным человеком были только осознаны привычки поведения, которми стадо Homo Sapieens Sapiens  накладывает ограничения на зоологический индивидуализм. Таким образом, осознание уже раньше ставшим привычным поведения, было первым шагом перехода стада Homo sapiens sapiens к человеческому обществу. Вторым шагом было обуздание полового инстинкта и упорядочение отношения к женщине. И наконец, начало искусственного выращивания растительной пищи и приручение сначала съедобных, а потом и полезных животных обеспечило достаточное материальное благосостояние общества, чтобы можно было содержать не только работоспособных членов и детей, но и родителей, стариков. Отсюда пошла библейская заповедь: «Чти отца твоего и мать твою, чтобы и тебе жить так долго, как жили твои родители». Родители и опытные старики стали первыми учителями, в лице которых передавали накопленный всем обществом ( потом – всем человечеством) опыт борьбы человека за выживание (по Дарвину – Struggle for life -  борьба за жизнь). Только после этого (всего  20-15 тысяч лет тому назад) появляются свободные от физического труда люди, которые получили возможность заняться общественной духовной работой. Из их среды вышли жрецы, которые  почти стихийно, «по таланту и вдохновению», создавали мировоззренческие мифы, оформляли  ритуалы, налаживали отношение с мифологическими, сверхъестественными существами и, что самое главное, - приводили в словесно-речевой порядок элементы общественного поведения, систематизировали и кодифицировали уже усвоенные обществом и оправдавшие себя на практики правила общественно бытового, можно сказать, морального поведения. С появлением письменности – это, примерно, две-полторы тысячи лет тому назад - эти правила издаются в письменном виде как указания самих богов (Кодекс Хамураппи, Законы Ману, Синайское законодательство с его знаменитыми 10 заповедей Моисея).
 
IV. 
Вне всякого сомнения, что церковь и религия может морально  воспитать и воспитывает своих верующих в рамках семейных и замкнутого круга верующих. Американский психолог и педагог  конца прошлого столетия Оллпорт  пишет: «Если мы сталкиваемся у взрослого человека со страхом Божьей кары как с единственным мотивом правильного поведения, можно быть уверенным, что перед нами детская совесть, случай задержки развития». 
Не отрицая значения морального потенциала религии, надо все же трезво видеть, что религиям и церквям не под силу сейчас решать совокупность всех тех моральных проблем, которые стали вызовом существования всего человечества. Груз всей системы моральных проблем современности религии и церквям не по плечу.  Эта «детская», основанная на страхе божьем, мораль не может больше справиться с теми задачами воспитания так, как религия справлялась в прошлом. Более того, в масштабах глобализма религия становится фактором дестабилизирующим. Происходящая в настоящее время цивилизационная война (ислам – христианство; индуизм – ислам, буддизм – индуизм, индуизм - христианство, православие – протестантизм, шииты – сунниты, православие - «штундизм», каноническое православие – православие неканоническое и так далее) до сих пор служат угрозой и на региональном, и на глобальном уровне. Религия, в целом, отрицательно влияет на бытовую, социальную и политическую культуру, на уровень материального благосостояния всех граждан страны. Вот что об этом в снятом виде свидетельствует действительность.
Ренессанс религии в странах бывшего Советского Союза повсеместно идет нога в ногу с падением нравов, ростом нищеты и бескультурья по сравнению с тем,  что наблюдалось в условиях социалистической действительности. Но такие показатели характерны для всего мира. Чем выше в стране религиозность, тем хуже там с моралью. Если посмотреть на соотношение религиозности, благопристойности и благополучия  в мире, исключая наши постсоветские, нетипичные и ненормальные страны, - то по сводным статистическим показателям вырисовывается такая картина.
Наиболее религиозные страны оказываются вместе с тем и наиболее бедные, убогие и несчастные. Доминиканский священник из Бурунди, отец Эммануэль Нтакарутимана сказал, что «четыре африканские страны – Бурунди, Руанда, Демократическая Республика Конго и Конго-Браззавиль – с наибольшим процентом верующего населения, в том числе католиков,  пережили за последние 20 лет самые кровавые религиозные конфликты, результатом которых стали сотни тысяч убитых и десятки миллионов беженцев».
Уровень безрелигиозности в подавляющем большинстве развитых стран начисто опровергает любые утверждения о том, что религия является основой моральности своих граждан. Япония, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия, Австралия, Канада, Швейцария, Бельгия, Дания, Нидерланды, Англий, - все эти старны принадлежат к числу наименее религиозных в мире. По данным ОНН за 2005 год эти же страны по таким показателям, как продолжительность жизни, всеобщая грамотность, годовой доход на душу населения, уровень образования и просвещенности, равенство полов занимают первые места, а по самоубийствам, детской смертности и бандитизму – последние места в мире. Напротив, 50 наименее развитых и беднейших на планете стран в высшей степени религиозны. Все до единой! Такую же картину рисуют и другие исследования.
Среди богатых демократических государств Соединённые Штаты уникальны своим уровнем религиозности и, добавим, религиозного фундаментализма. Американские религиозные организации до сих пор наиболее упорно противятся  дарвинизму и современному учению о естественном происхождении Вселенной. В общественном мнении США атеизм пользуется наихудшей репутацией. Авторитет атеиста находится ниже гомосексуалиста, мошенника и потенциального преступника. Наряду с этим США также уникальны высокими показателями убийств, абортов, подростковых беременностей, венерических заболеваний и детской смертности. Та же зависимость прослеживается и в самих Соединённых Штатах: штаты Юга и Среднего Запада, где религиозные предрассудки и враждебность к эволюционной теории наиболее сильны, характеризуются самым высоким уровнем перечисленных выше отрицательных показателей; в то время как относительно светские штаты Северо-востока ближе к европейским нормам. Всё это убедительно доказывает, - без каких-либо оговорок, - что религиозная вера не приносит никакой пользы моральному здоровью общества.


[1] Реэмигрировавшийся назад в Советский Союз диссидент, доктор философский наук профессор А.А. Зиновьев доказывал, что навалившееся сейчас на нас горе социально-экономического кризиса объясняется тем, что человечество «пропустило» очередную мировую войну, которая  «по расписанию» должна была случиться на рубеже 70-х  - 80-х годов  прошлого столетия. Американский футуролог Тэд Тернер доказывает: "Мировое население в размере 250-300 миллионов человек, снижение на 95 процентов от существующего уровня, было бы идеально". Видный биолог, профессор Эрик Пианка в своем специальном исследования пишет: "И я, действительно, считаю, что Мир станет намного лучше, когда останется только 10 или 20 процентов из нас". При этом он говорит о том, что для достижения этого  вирусов Эбола,  ВИЧ-инфекции и собачьего гриппа оказываются недостаточными.
 
[2] Специалисты подсчитали, что за  последние пять тысяч лет только 290 лет племена, народы и государства не воевали между собой. Во всех войнах было уничтожено 5,5 миллиардов человек, что почти равно современному количеству населения всей земли.
[3] Сообщение об этом можно прочитать на сайте www.sotref.com  от 04 ноября 2009 года.

Посмотреть и оставить отзывы (13)


Последние публикации на сопряженные темы

  • О жертвоприношениях
  • В квартире в городе бесов, где находились могильные кресты, нашли девочку-маугли
  • РПЦ выступила против строительства мечети в Москве
  • Битва Зевса и Христа продолжается
  • Боги славянской мифологии

    Пришествий на страницу: 3346