Черти на кончике иглы
26.07.2007 СМИ/Конституция и религии
Телевизор и компьютер – это сатанинские предметы, а динозавры вымерли всего 6
тысяч лет назад. Такими "откровениями" порадовали недавно моего старшего сына:
угораздило же нас отправить его в бесплатный лагерь в Финляндию, где детям
обещали отдых в лесу у озера, экскурсии по стране, и заодно – немного изучения
Библии. Озеро, как выяснилось, находилось далеко в стороне, экскурсии
ограничились поездкой в аквапарк и походом по магазинам, зато Библии было в
избытке. Кончилось все это тем, что мой продвинутый ребенок, перешедший в шестой
класс, вступил в дискуссию с учителями, объясняя им, когда на самом деле жили
динозавры, когда возникла наша планета и как устроены компьютеры. Чем,
естественно, вызвал скандал местного значения...
К чему это автор? Да все к тому же: к беспрепятственно разрастающейся в России
опухоли клерикализма. Только что ее рост попытались остановить виднейшие
российские ученые, возмущенные резолюциями некоего "Всемирного русского
национального собора", который не только потребовал ввести в школах "Основы
православной культуры" в качестве обязательного предмета, но и ... включить
теологию в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии.
Действительно, с какого, собственно, бодуна набор религиозных догм надо
причислять к научным дисциплинам, если наука должны оперировать фактами, логикой
и доказательствами, а не верой? Или будем всерьез обсуждать, сколько чертей
уместится на кончике иглы, пытаясь установить их размер?
Характерно, что на сей раз беспокойство клерикализацией разделили даже в
странной организации, именуемой "Общественной палатой". Один из ее членов –
ректор института образовательной политики Александр Адамский, - заявил, что,
мол, "представители РПЦ дают понять, что пути проникновения церкви в образование
уже полностью открыты – причем при полной поддержке президента страны". Другой
член палаты – Вячеслав Глазычев – призвал "обратить внимание на защиту
светскости государства, ибо у нас сейчас распространяется ползучий клерикализм",
и заявил, что "бурное вмешательство церкви во все государственные дела, вместо
того чтобы заниматься приходскими делами, чрезмерно".
О реакции президента пока ничего не известно, но, скорее всего, все ограничится
очередным дежурным уверением в приверженности принципу отделения церкви от
государства – при том, что на деле этот принцип попирается постоянно. В том
числе – и экспансией упомянутых "основ православной культуры".
Некоторое время назад Общественный совет при министерстве образования и науки РФ
предложил не вводить в школах чисто "конфессиональные" предметы, а ограничиться
тем, что преподавать курс "Религии мира" по учебнику, специально разработанному
Российской академией наук. Председатель этого совета академик Александр Чубарьян
заявил, что, "учитывая, что у нас многоконфессиональное государство, нужно
добиваться, чтобы преподавание не содействовало расколу в школе между учащимися,
поскольку их родители могут придерживаться разного вероисповедания или вообще
быть атеистами". А член совета, упомянутый выше, Александр Адамский – что
"отдельные предметы одной конфессии должны быть исключены" и что "преподавание
основ православной или исламской культуры возможно только на факультативной
основе, по добровольному принципу или за пределами светского учебного заведения,
например в воскресных школах".
Казалось бы, все логично: кто-то хочет изучать, будучи в государственной школе
православие или ислам? Пожалуйте на факультатив, посещение которого не
обязательно. А заставлять всех детей, независимо от вероисповедания или
отсутствия такового у их родителей, учить основы православия (главный спор-то
идет, как известно, вокруг "Основ православной культуры") есть очевидное
нарушение принципа светского государства.
Но что тут началось (уже не в первый раз, заметим)! Главный "рупор" Русской
православной церкви, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата Всеволод Чаплин выступил с гневной отповедью ученым.
Оказывается, их рекомендации "нарушают право родителей на то, чтобы школьное
образование их детей не расходилось с их мировоззрением". Оказывается, "позиция
членов Общественного совета совершенно неправовая и является верхом циничного
беззакония". Оказывается, "Россия до сих пор остается одним из немногих
государств посттоталитарного мира, где в качестве обязательного мировоззрения
преподается материализм". И, мол, "если это будет продолжаться, верующие люди
вправе поставить вопрос об изъятии из государственных школ тех средств, которые
выделяются на образование их детей, и о передаче их в негосударственные школы".
Но, позвольте, при чем тут "беззаконие", если по Конституции Россия – светское
государство? И какое отношение к тоталитаризму имеет материализм, если многие
выдающиеся либералы были атеистами, а многие сторонники тоталитаризма –
напротив, глубоко верующими?
То, что господину Чаплину не нравится материализм – понятно. И, в общем, никто и
не заставляет его придерживаться этого мировоззрения.
Он имеет полное и ничем не ограниченное право веровать в то, что Солнечная
система не создана пять миллиардов лет назад естественным путем из газопылевого
облака, а сотворена около семи тысяч лет назад, как и весь окружающий мир, всего
за шесть дней сверхъестественным и всемогущим существом. Он имеет полное право
верить, что человек создан не путем биологической эволюции, а исключительно
волей этого же существа. Он имеет полное право верить, что динозавры жили шесть
тысяч лет тому назад, и чихать при этом на все научные доказательства и
радиоуглеродный анализ. Он имеет полное право верить, что все написанное в
Библии и житиях святых – полная правда. Он имеет полное право верить в чудеса,
воскрешение Христа, исцеляющую силу икон и мощей и так далее. Хотелось бы,
правда, понять: когда заболевает он сам или его родственники – он молится об
исцелении или обращается к воспитанному в духе "тоталитарного материализма"
врачу? А когда он включает в кабинете свет – не коробит ли его тот факт, что
электромагнитная теория полностью отрицает какой-либо божественный фактор в
генерации электрического тока? Но это так, к слову...
Господин Чаплин не имеет только одного права: заставлять верить в это остальных
граждан, требуя, чтобы в школах изучали основы православия, поскольку у нас,
видите ли, "православное государство", как очень любят заявлять его товарищи по
церкви, радостно подсчитывая число верующих.
Государство у нас, - как бы этого не хотелось протоиерею Чаплину, патриарху
Алексию и прочим митрополитам и епископам – не православное. И страна не
православная. Тот факт, что большинство граждан, отвечая на вопросы социологов,
называют себя православными, в данном случае не имеет никакого значения
(особенно, если учесть, что многие из них еще не так давно носили партбилеты или
прилежно изучали в школе научный атеизм). В России достаточно людей,
исповедующих иные верования: и католики, и протестанты, и мусульмане, и
буддисты, и (о, ужас!) не исповедующих вообще никакой веры, то есть неверующие,
как автор статьи.
Я с уважением отношусь с верующим, но требую, чтобы и они с таким же уважением
относились ко мне. И моих детей никто в государственной школе не будет насильно
учить "православной культуре". Если они сами заинтересуются этим курсом, как
факультативным – пожалуйста. Заинтересуются исламом – нет проблем. Иудаизм? Флаг
им в руки. Буддизм? То же самое.
Но если в гимназии, где обучается мой сын (впрочем, насколько я знаю, ей это не
грозит) начнут в принудительном порядке учить православию – именно такие
родители, как я, как раз и будут иметь полное право передать соответствующие
государственные средства в негосударственные школы. Потому что я не хочу, чтобы
мои налоги шли на обучение детей исключительно православию. Если детям будут
преподавать курс "Религии мира" - они вырастут образованными людьми. Но если их
будут учить православной, или какой другой культуре – они вырастут в убеждении,
что только эта вера есть истинная. А насчет этого, мягко говоря, есть разные
точки зрения. Впрочем, конечно же, РПЦ такой подход не приемлет – там-то
необходимо, чтобы именно "титульная религия" имела явные преимущества не только
в государстве (чего церковь уже давно добилась), но и в государственной школе...
Ну, а своему сыну, когда речь заходит о религии, я объясняю одну простую вещь:
все это – мифы. Такие же, как те, которые он регулярно читает и которые
относятся к разным странам и народам. Во времена Древней Греции существование
богов, описанных в соответствующих мифах, не подвергалось ни малейшему сомнению.
Но не приходит же сегодня в голову никому из современных греков думать точно так
же! И никому не приходит в голову всерьез объяснять исторические события,
имевшие место в древнем мире, вмешательством указанных богов.
С христианством и другими религиями – ровно та же история. Одни мифы сменились
другими – вот и все. А потому - кто хочет, пусть верит сегодня в Христа или
Аллаха точно так же, как две с лишним тысячи лет назад верили в Зевса, Афину
Палладу и Аполлона. И надо относиться к Библии, Корану, Торе и другим книгам
точно так же, как к "Мифам Древней Греции". То есть, как к книге, хранящей
сокровища мировой культуры – но вовсе не являющейся при этом собранием научных
знаний об окружающем нас мире...
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3552