Авторство: Илья Владимирович
Посмотреть и оставить отзывы (60)
Религиозное убийство в Екатеринбурге Снова пьяные священники за рулем Педофилический скандал во Франции обнажил главную проблему христианства РПЦ не советует православным девушкам выходить замуж за неверующих мужчин ЯжеМать против ЯжеБога
Наказание трупа
18.10.2011 Церковные разборки/Осторожно! Попы!
Как мы чтим традиции! Мы готовы им следовать, оберегать их от забвения и даже
защищать. И вовсе не беда, если традиция многовековая и в защите не нуждается.
Мы всё равно её защитим. Нам виднее.
Взять, например, православие. Двухтысячелетняя религиозная и историко-культурная
традиция. И при этом наша. Ну как её не защитить? Не от кого? Не беда. Были бы
защитники, а от кого защищать – найдём!
А защитники есть. Причём в избытке. И все готовы к борьбе. И не говорите, что
не с кем.
Вот, к примеру, в Новосибирске. Местный архиепископ Тихон (Емельянов) уж полтора
десятка лет борется за православие. С кем? С духовенством.
А с кем ещё прикажете бороться? Духовенство всегда под рукой, в силу своего положения
оно безответно и никогда не даст отпор. Ну и что, что духовенство никак не угрожает
православию. Ему никто серьёзно не угрожает, так что, из-за этого прекратить борьбу?
Ни в коем случае!
Не так давно новосибирский архиерей показал пример того, что бить своих можно
даже в условиях непрекращающегося оттока кадров.
Казалось бы, священники уезжают из епархии один за другим, с кем же теперь воевать?
С покойниками!
И не нужно удивляться. В истории есть примеры. Например, в средневековье покойников
даже судили. В Риме, в конце IX века, был даже созван так называемый «Трупный
синод», на котором судили умершего за девять месяцев до этого папу Формоза. Труп
понтифика предусмотрительно выкопали, облачили в папские одежды, усадили на скамью
подсудимых и провели настоящий судебный процесс. С допросом обвиняемого, выступлением
обвинителя и вынесением приговора. Закончилась история глумлением над трупом и
попыткой утопить многострадальные останки Формоза в Тибре.
Кто бы мог подумать, что судивший Формоза папа Стефан VI, через одиннадцать с
лишним столетий найдёт продолжателя своего дела в лице Новосибирского архиепископа
Тихона?
Нет-нет. Новосибирский архиерей не откапывал никого из своих предшественников
и не устраивал над ними суда. Он остался верен себе – воевать с приходским духовенством
проще и безопаснее.
В начале весны владыка Тихон (Умульянов) вознамерился отправить на служение в
деревню пожилого священника Владимира Левченко, многие годы прослужившего в Новосибирске.
И всё бы ничего, но на руках у батюшки была тяжело больная супруга, о которой
он заботился в одиночку. Волей-неволей, а от архиерейского назначения пришлось
отказаться.
Нарушение, не абы какое, особенно если учитывать ситуацию, в которой оказался
отец Владимир. Но «борьба за православие» требует жертв. Впавшему в немилость
священнику было запрещено священнодействовать.
Стоит ли удивляться тому, что, оставшись без средств к существованию, с парализованной
женой на руках, лишённый возможности заниматься тем, чему посвятил всю жизнь,
отец Владимир вскоре скончался…
И вот тут, весь церковный Новосибирск получил уникальную возможность соприкоснуться
со стариной и ощутить дух древности. Дух «Трупного синода», витавший одиннадцать
веков назад в Латтеранском дворце.
То ли архиепископ был возмущён очередным своеволием опального клирика (умер-то
без архиерейского позволения), то ли вдохновился примером папы Стефана, но так,
или иначе, похоронить усопшего по-священнически он не позволил.
Евангелие, которое по правилам должно читаться над умершим священником, отдельные
смелые батюшки читали над телом отца Владимира тайком. Облачить покойного в священнические
одежды не разрешили. И в конце концов, в нарушение всех правил, но в угоду архиерею,
отпели усопшего как мирянина…
Конечно, можно возмутиться нарушением церковных правил, в соответствии с которыми
священник, умерший в состоянии запрещения, должен быть похоронен по-священнически
– ведь, несмотря на запрет, он всё же остаётся священником.
Можно попенять на архиерейский произвол, делающий подобные безобразия возможными.
Но мне кажется, что это лишь следствия. Причина глубже. Причина в сердце человека,
который не стыдится враждовать с ближним, даже перед лицом смерти, способной мирить
самых заклятых врагов. Причина в системе, которая взращивает именно таких людей
и даёт им не только власть над душами и судьбами сотен людей, но и создаёт условия,
в которых эти люди без зазрения совести культивируют в себе пороки, не будучи
сдерживаемы ничем. Причина в сознании, позволяющем с лёгкостью совмещать наружность
верующего с нутром негодяя.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 2902