Евграф Дулуман

День святого Валентина

По евангелию от Луки (глава 2), Иисуса Христа на сороковый день после рождения принесли в Иерусалимский храм для посвящения Господу и для очищения его матери, Богородицы Марии. Там Иисуса и Его родителей встречали (отсюда и название этого события – Сретение) Симеон, “муж праведный и благочестивый” и пророчица Анна. (Лука, глава 2) Православная церковь отмечает это событие как двунадесятый праздник 2 февраля по юлианскому календарю.

2 февраля юлианского календаря соответствует 14 февраля по календарю григорианскому. И в то время, когда православные отмечают праздник Сретения Господня, католический мир 14 февраля празднует день святого Валентина.

Но в обыденной жизни католических и протестантских стран День Валентина отмечается как праздник влюбленных. С конца 90-х годов прошлого, 20-го, столетия этот праздник все более широко и все более “прочувствованно”, что ли?, отмечается и населением стан бывшего Советского Союза. Это становится Днем молодежи, днем Влюбленных, днем Любви.

Следует сказать, что Православная церковь неодобрительно относится к стающими народными празднествам Валентина (у нас – Валентины). Во-первых, она призывает праздновать Сретение Господня, память о котором никак не связана с любовью. Ведь старый праведный Иосиф из сожаления держал при себе Богородицу, которая еще до бракосочетания не от него “имела во чреве” (Матфея, 1:18). Во-вторых, христианство, вообще, учит любить “врагов своих всем сердцем твоим, всею душею твоею и всем разумением твоим” (Матфея, 5:44; Луки, 6:27,35; Матфея, 22:37; Марка, 12:30; Луки, 10:27) и в тоже время считает большим непростительным грехом, если кто-то “посмотрит на жену с вожделением” (Матфея, 5:28). В последнее время к осуждению всенародного празднования Дня Валентина/Дня Валентины, как и празднования Хэллоуин, присоединилась и церковь католическая.

Ученые и богословы Запада последнее время заинтересовались происхождением праздника Валентины и после принципиальных дискуссий пришли к единодушному заключению… Впрочем, начну в хронологическом порядке.

Светское празднование Дня Валентина и День католического святого Валентина связаны между собой, можно сказать, конъюнктурно. По своему существу – это два разные праздники. Первый из них входит в быт Древнего Рима, а второй - постарался затмить его.

Общеизвестно, что римляне 14 февраля посвящали празднованию в честь Юноны Плодоносящей (Juno Fructifier) – матери всех богов римского пантеона. А 15 февраля отмечались празднованием Луперкалий – в честь Бога-волка (Луперкус), который почитался как страж пастухов и овец. В эти два дня римляне, в ожидании грядущей весны, отмечали все то, что было связано с плодоношением. Так, мужчины шли к волчьему гроту (к Луперкалу), который расположен у подножья Палатинского холма, где, по преданию, волчица вскормила своим молоком основателей Рима – Рема и Ромула. Здесь они приносили в жертву богам козла, а потом одевались в его шкуру, брали кнут и начинали бегать за женщинами и хлестать их. Считалось, что это хлестанье гарантировало зачатие и рождение ребенка в этом же году.

В эти два дня практиковался еще и такой обычай. Молодые девушки записывали свои имена на кусочках пергамента или папируса и бросали их в общую копилку. Холостые ребята вытягивали свой жребий и на два дня становились мужем таким образом избранной жены.

С победой христианства римская религия была уничтожена, а сформировавшиеся на ее мировоззрении обычаи запрещены. Но запрещение обычаев – дело бесперспективное. В таких условиях церковь решила неискоренимые обычаи наполнить христианским содержанием. Правда, все это происходило диалектически: противоречиво, с видоизменениями и длительное время. Исследователи еще не прошли по всей цепочке изменений от луперкалий до современного Дня Валентины. Но вот какая картина уже прорисована.

Прежде всего, исследователи заинтересовались: к каким именно церковным Валентином можно связать современные народные празднества 14 февраля?

В опубликованном в Интернете индексе всех святых католической церкви насчитывается 23 Валентина и Валентины. Но подавляющее большинство из них это поздние или малоизвестные местные святые, не имеющие никакого отношения к Любви. Только три из них как-то связаны с любовью, семейной жизнью, бракосочетанием. Эти святые почитаются и в православной церкви. Перескажем вкратце их, составленные церковью, жития.

1.Римский император Клавдий Второй для пополнения армии отборными воинами запретил юношам жениться. Христианский священник по имени Валентин проигнорировал указ императора и тайно обвенчал молодых. Священника бросили в тюрьму, возле которой начала собираться молодежь и говорить о том, что любовь лучше войны. Церковь объявила, что мученика Валентина казнили в 269 году. Это были первые “Валентины”.

2.Второго святого Валентина бросили в тюрьму за помощь христианам. В заключения он влюбился в дочь начальника тюрьмы и посылал ей записки, которые подписывал “От Вашего Валентина”. Он был обезглавлен и похоронен при дороге в Фламинию. Впоследствии на месте его погребении христиане по указанию папы Юлия І построили базилику.

3.Третий Валентин был женатым епископом в Терни (в Турине?) прославился как благочестивый семянин. Мощи его сохраняются до сих пор в виде католической реликвии.

В Средние века в католическом мире от римских луперкалий остался только обычай вынимать из копилки имя новорожденного. На вынимаемых фантиках писались только имена святых мучеников и мучениц. Вплоть до 14 столетия церковь учила и требовала культивировать веру и мысли о смерти, а не любовь и секс.

Только во времена Возрождения, с 15 столетия, люди начали освобождаться от религиозного бремени и постепенно обращаться к гуманистическим взглядам на природу, общество и личность. Появилось много просветителей, которые начали воспевать радость жизни и чувственность. В русле этого возрождались Луперкалии, которые привязывались к 14 февраля. Как и другие народные празднества, Луперкалии, приняв христианизированное названия Дня Валентина, имели народные и языческие корни, игры, обряды и посвящение в которых занимали все более важное место…

А далее мне рассказывать нечего. В каждом народе, в каждой местности День Валентина/Валентины наполняется своим содержанием, своими народными обычаями и народным пониманием. Конечно, в этот день не обойтись без взаимных подарков: цветов, шоколада, угощений, обнимкою, поцелуев…

Кстати. Латинское слово “Valentia” означает – сила. Из-за того, что 14 февраля стало особым народным праздником, в культуре западноевропейских народов слово “Валентин” означает - “Влюбленный”, “Возлюбленный”… “Любовник”.