Авторство: Богословский М.М.

Время собирать камни...


17.03.2010 Статьи/Христианство

“Везде, где признают бога, существует культ,
 а где есть культ, там нарушен естественный
 порядок нравственного долга, и нравственность
 падает” (Д. Дидро).
 
Слава, взятые в качестве заголовка этой статьи, известны всем, кто читал Библию. Смысл их очевиден: однажды наступает момент или время, когда приходится оглянуться назад, чтобы оценить путь, который прошел человек или общество. Самая крупная религиозная организация мира – христианская  Церковь существует  уже более двух тысяч лет. Это достаточно серьёзный повод для того, чтобы  трезво оценить роль христианства в мировой истории - в истории становления и развития государств, в истории культуры и искусств, в   межрелигиозных отношениях, его вклад в моральное совершенство человека. Всё это нужно не столько для оценки прошлого христианства, сколько для его будущего.
Влияние христианства на мир огромно и это никто оспорить не может. Другое дело, насколько оно благотворно. У христиан, несомненно, есть немало добрых дел. Были и есть у них пастыри и простые верующие, которые прославились высокими нравственными  качествами и своей добродетелью. О них говорят легенды, о них написаны книги. Но, увы, среди христиан немало и таких людей, о которых ничего хорошего сказать нельзя. Спасая свои нравственные ценности, христиане  пытаются внушить, что сам Христос - идеален и безупречен, поэтому плохие последователи Христа всего лишь досадное исключение, что подавляющая часть христиан - люди которым должны подражать всё человечество. Чтобы понять, как возможно сочетать веру в доброго Бога с аморальным поведением его последователей, обратимся к истокам христианского учения.
 Христиане очень любят цитировать свою главную книгу – «Новый завет». Оттуда они черпают все основные представления о Боге, мире, а также о добре и зле, составляющих основу нравственности. Заглянем туда и мы и посмотрим, насколько нравственным является учение Иисуса Христа.
В словах Христа и поучениях его последователей есть немало добрых мыслей и здравых суждений. “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как я возлюбил вас, так и вы любите друг друга” (Иоан. 13: 34); “..будьте все...сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбивы, смиренномудры; не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство... (1 Петра 3: 8-9); “Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся” (Мф. 5:43). К ним относится и так называемое золотое правило нравственности, сформулированное ещё древними греками: “И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними” (Луки 6: 31), а также призыв прежде чем критиковать другого, посмотреть на себя: “Что ты смотришь на сучек в глазу брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь (Луки 6: 41). Ко всем эпохам и народам подходит следующая здравая мысль: “Всякая неправда есть грех” (1 Иоанна 5: 17). Но у Христа, к сожалению, эти хорошие наставления и призывы относятся только к христианам и распространяются только на них.  К остальным отношение не только не доброе, но злое и даже враждебное. На них христианские нормы нравственности не распространяются. В этом Христос повторяет иудеев, у которых мораль также была двойной - одна для себя, любимых, другая - для гоев, т.е. не иудеев.  
     Христиане говорят, что  Бог-отец настолько возлюбил людей, что послал им своего сына единородного, который, в свою очередь, настолько полюбил людей, что принёс себя в жертву  - погиб на кресте, чтобы своей смертью искупить все грехи всех людей (1 Тим. 2:5-6; 1 Иоан. 1:7). Причем грехи не только настоящие, но и прежние (Рим. 5:25), в том числе грех первородный (Рим. 5:15), да ещё и  все грехи будущие (Иоан. 2:1-2). Иначе говоря, своей смертью он спас людей и обеспечил им райское будущее. Звучит красиво и очень трогательно... Но так говорит Церковь, т.е. её служители - лица, безусловно, заинтересованные в создании рекламы своему Богу. Однако совсем другой облик Христа складывается при чтении евангелий, описывающих его жизнь и деяния.
            Характер и нрав Христа раскрылись уже в детские годы. В апокрифическом евангелии от Фомы рассказывается, как он  часто одним лишь проклятием убивал насмерть всех не угодивших ему - в том числе и своих собственных учителей. Там же приводится миленькая история о том, как однажды один мальчик, взяв ивовый прут, вылил ту воду, которую собрал Иисус, с которым они вместе играли на берегу реки. Иисус назвал его “бессовестным, нечестивым безумцем” и повелел ему “высохнуть как дерево”, каковая участь обидчика немедленно и постигла. В назидание другим нехорошим детям.
            Став взрослым, Христос отнюдь не стал кротким и скромным. Его слова и поучения всё чаще расходились с его делами и поступками. В нём всё больше проявлялось тщеславие и горделивость: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня...” (Мф. 10:37). Удивительно, но отношение его к близким и родным назвать добрыми нельзя никак: “...я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её” (Мф.10: 35). И ещё: “И враги человеку - домашние его” (Мф. 10: 36). Смысл этих высказываний один - кто не с  ним, тот ему враг.
       Да и к своей матери и братьям он относится плохо, публично отрекся от них (Мф.12: 47-50). Он не отпустил своего ученика, желающего исполнить свой семейный долг - похоронить своего отца (“Но Иисус сказал ему:  иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.” Мф. 8:22). Он ставит всем в пример жулика-управляющего, ловко избежавшего заслуженного наказания, и по этому поводу совершенно серьёзно, без иронии даёт такой любопытный совет: “...приобретайте себе друзей богатством неправедным...” (Лука 16:1-9). 
     Когда он исцелил от проказы десять прокаженных и только один из них вернулся его поблагодарить, Христос обличил  остальных (Лк. 17: 17-18). Не стал он более добрым и терпимым к людям: “Не думайте, что я пришел принести мир на земле; не мир пришел я принести, но меч” (Мф. 10: 34). Это ключ к пониманию того, почему он сам, его ученики и последователи распространяли его учение напористо и даже агрессивно, уничтожая тех, кто был с ним не согласен. В послании Павла к римлянам (точнее - к римским евреям) говорится о задаче христиан: “покорять вере все народы” (Рим. 1:5). Завербовав себе учеников - апостолов, он направлял их по весям и городам для распространения своего учения. Однако денег на их пропитание  он им не давал, да и сам кормить их не собирался. Успокаивая их, он говорил, что их будет кормить народ, причём если кто-нибудь их не примет и не накормит, то этих людей ждёт ... наказание. А вот буквально: “...кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отряхните прах от ног ваших”.  “...Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому” (Лук.10: 10-12). Вот вам и свобода совести в христианском понимании! Просто блеск!
      Отношение к неверующим в него и вообще всем тем, кто не разделяет его учения, у “доброго пастыря” было просто нетерпимым и крайне жестоким. В известной притче о плевелах на поле Христос приравнивает верующих в него и угодных Богу (т.е. опять-таки ему) к пшенице, а неверующих - к плевелам, т.е. сорнякам. И как после жатвы плевелы отделяются от зерна и предаются сожжению, так будут сожжены  “при кончине века сего” и грешники. “Пошлёт Сын человеческий ангелов своих, и соберут из царства его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную.” (Мф.13: 38-42). Под плевелами, как легко догадаться, Христос имел в виду всех тех, кто не уверовал в него. Совсем, как у ненавистных ему язычников - кто не с нами, тот против нас! И это говорит тот, о ком христиане говорят, что Бог - это любовь! Но если это любовь, то что же такое ненависть?
     Не  видно было проявлений милосердной любви и к другим своим соплеменникам и единоверцам - фарисеям, которые блюли чистоту религии его предков - иудаизма. В  разговоре  с ними Христос произносил такие крепкие слова, что за него становится неудобно (ведь бранился не кто-нибудь, а  сын Бога, к тому же и сам Бог): "Змии, порождения ехидны! Да падёт на вас вся кровь праведная!  Падёт на ваши головы гнев Отца моего! Гореть вам в геенне огненной, и будет там плач и скрежет зубовный".
     Сурово и беспощадно борется Христос не только со своим врагами, с теми, кто пытается посеять недоверие к нему. “Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской”, - грозит этот “добрый” Бог (Мф.18: 6).
       Но если ещё можно понять, почему Христос не любил тех, кто за ним не последовал, то уж никак не укладывается в понятие “добрый Бог” его жестокое отношение к рабам, причём даже к тем, кто в него верил. Так, однажды он перечислял различные формы наказания, которые ждут рабов, проявляющих непослушания: один будет просто рассечён, другой “бит будет много”, третий “бит будет меньше” (Лук.12: 46-48). Какой же он после этого защитник угнетённых и обездоленных! Большевики явно переоценивали его гуманность, когда говорили, что на ранних этапах христианство было религией рабов.
            Судя по евангелиям, Христос позволял себе подчас поступки безнравственные не только с точки зрения обывателя, но и с точки зрения верующего. Примером тому может служить его поведение в Иерусалимском храме - святыне всех иудеев. Будучи по рождению и вере иудеем (хоть и родился он от “святого духа”, но его мать была истинной иудейкой), Иешуа Машиах (подлинное имя того, кого его последователи называют Христом) прекрасно знал, что в храме всегда торговали и сидели менялы, обменивавшие светские деньги на сикели - храмовые деньги (в XX веке это название получила национальная денежная единица Израиля - шекель). Только на сикели можно было купить жертвенных животных и птиц. Кроме того, обмен денег был последним актом очищения и первым актом религиозного таинства. Такой порядок был установлен первосвященниками иудейской Церкви и одобрен самим Яхве, которого Иешуа почтительно называл своим отцом. Однажды зайдя в храм, он устроил в нём настоящий погром: “И вошел Иисус в храм божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинув столы меновщиков и скамьи продающих голубей...”(Мф.21: 12). Тем самым, Христос совершил акт величайшего неуважения к нормам поведения и традициям иудаизма, по сути акт вандализма и святотатства. Не это ли бесчинство настолько рассердило строгого и весьма жестокого бога Яхве, что повлекло за собой казнь Христа на бревне с перекладиной, по недоразумению (невежеству) называемому крестом?
            Вершиной же христианской нравственности можно считать призыв доброго отношения к своим врагам: “...если враг твой голоден - накорми его, если жаждет - напои его...”. Но за этим следует продолжение, раскрывающее всю суть христианской морали: “...ибо делая сиё, ты собираешь ему на голову горячие угли!...”. Найдутся ли слова, которые описали бы эту крайнюю степень её двуличия ?
Среди заповедей Христа есть немало таких, которые самими христианами никогда не выполнялись. В Нагорной проповеди в противовес морали Ветхого завета он говорит: “Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду” (Мф.5: 38-40). И далее: “Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас” (Мф.5: 43, 44). На деле же, христиане своих врагов не любили и ничего им не прощали. Вот только один пример. Моментально забыло об этой заповеди руководство Русской Православной Церкви, когда большевики своим декретом о земле отняли у них обширные земельные угодья. Оно тут же объявило им анафему, т.е. церковное проклятие. С этого-то и началось противостояние Православной Церкви и советской власти.
Вот что писал о христианских добродетелях Амман Марцеллин: ”Дикие звери не проявляли такой ярости к людям, как большинство христиан к своим несогласным единоверцам”. Что же тогда говорить о тех, кто верил в других богов?...
На протяжении двух тысяч лет христианские проповедники гордились поучением непротивления злу, считая его вершиной христианской нравственности: “А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” (Мф.5: 39); “И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф.5: 40). Однако вся история христианства свидетельствует, что этот призыв христианами оказался не услышан. Потому что он был и остаётся противен природе человека, кого бы он ни представлял - раба, свободного, аристократа, священника или царя.
Христиане не только с оружием в руках отстаивали и продолжают отстаивать свои интересы перед светскими и религиозными властями (в Африке, Индии, мусульманских странах), но и постоянно воюют друг с другом - католики с протестантами и православными, протестанты с католиками и православными и т.д.  А православные, к тому же, воюют ещё и  друг с другом - Русская Православная Церковь с Истинно Православной Церковью (ещё недавно она называлась Катакомбной) , со старообрядцами и т.д. Не работает и другой благой призыв: “Не судите, и не будите судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете” (Лук. 6: 37). На протяжении всей своей истории христиане осуждали, судили и не прощали. “Не любите мира, ни того, что в мире” (1 Иоанна, 15), “Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от отца, но от мира сего” (1 Иоанна, 16). На деле христиане любили и продолжают любить этот грешный мир. Они стремятся получить в этой жизни всё, что только можно - власть, богатство, славу.
Вопреки другому христианскому поучению - “блаженнее давать, нежели принимать”, охотно брали земельные дары верующих “за упокой душ”, причём не обходилось без насилия и обмана, чинимых епископами и аббатами.   В царской России Православная Церковь была крупнейшим землевладельцем после царя. Огромные земляные угодья имела (и имеет сегодня) Католическая Церковь.
“...Отвращайтесь зла, привлекайтесь к добру, будьте братолюбивы, в почтительности друг к другу предупреждайте”, - призывал апостол Павел  (Посл. Павла к римл., 1:2). О каком братолюбии может идти речь, когда вся история христианства - это история расколов и непрерывной борьбы за власть. Назову только два крупнейших раскола: в 1054 году христианская Церковь раскололась на две крупные Церкви - католическую и ортодоксальную (православную). В XVI веке от Католической Церкви отпала Протестантская Церковь. Эти расколы сопровождались преследованием и даже уничтожением друг друга. В 1572 г. в Париже произошла печально знаменитая резня протестантов, известная под названием Варфоломеевской ночи. В течение нескольких часов там было убито свыше 2 тысяч протестантов! Расправа с протестантами происходила и в других местах Франции. Всего же  в течение двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов ! Конечно же, во славу доброго бога Иисуса Христа... 
Католическая Церковь напрочь забыла призыв к братолюбию, когда она в XI - XIII веках организовывала и направляла крестовые походы по пути к “гробу господню”, разорявшие и грабившие христианские же города. Всего было организовано восемь (!)  крестовых походов. О том как крестоносцы  распространяли “святую веру”, можно судить по примеру их похода в Южную Францию, куда они направились по призыву папы Иннокентия III (1206 год). Только в замке Минерва “благочестивые служители бога” нашли 140 “еретиков” и почти всех их сожгли на огромном костре. Такие же походы были организованы католической Церковью против славянских народов и народов Прибалтики.
Мало кто знает, что католическая Церковь не только организовывала крестовые походы. Крестоносные священнослужители, которые, по словам Анны Комнин (жены византийского императора) отличались от закованных в железо рыцарей лишь длинной сутаной до тонзурой, принимали в грабежах и насилиях самое активное участие.
Помимо крестовых походов, в которых принимали участие взрослые, католическая Церковь организовывала и крестовые походы с участием детей. Они так и называются “детские крестовые походы”. Во время только одного такого похода в 1212 году участвовало 30 тысяч детей. По пути к ним примкнули и взрослые, которые отнимали у них продукты и деньги. В Марселе детей погрузили на 7 больших кораблей, два из которых пошли ко дну в районе о-ва Сардиния, а остальные были доставлены в Египет, где дети были проданы в рабство....Конечно же, во славу Господа Бога!
Христианская Церковь призывала к подчинению властям: “...всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от бога” (Посл. Павла к римл. 13:1). Однако, на протяжении всей двухтысячелетней истории христиане не покорялись той власти, которая не проявляла покорности христианской Церкви, которая её притесняла. Между руководстом христианских Церквей и светскими властями шла непрерывная борьба за власть. В нашей стране православная Церковь  (а также и другие) смирилась лишь под давлением силы. Но смирилась (притом, только внешне) не вся Церковь, часть её ушла в подполье (Катакомбная Церковь), другая её часть обосновалась за границей (Карловатская Церковь). Обе эти Церкви вели с советской властью борьбу всеми доступными им способами.
     Несмотря на то, что среди первых христиан было много рабов, которые видели в новом учении надежду обрести свободу и равенство, христианство изо всех сил защищало рабство и много веков унижало человеческое достоинство. Христианство призывало верующих повиноваться властям и господам: “Рабы, повинуйтесь господам (своим) по плоти со трахом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу” (Еф. 6: 5, 9).  Христианство не только оправдывало рабство, но и обезоруживало тех, кто пытался оказать сопротивление: “Слуги, со всяким страхом повинуйтесь  (своим) господам, не только добрым, и кротким, но и суровым” (1 Пет. 2: 18). По свидетельству “IV Капитулярия” (VI век), раб рассматривался как вещь, за него брался залог в качестве стоимости. Киево-Печерский патерик (XI - XIII век) содержит неоднократные упоминания о церковных и монастырских рабах. В Западной Европе церковные соборы VI - VII веков запрещали аббатам освобождать рабов, чтобы самим монахам не заниматься земледелием.
            Огромное число людей пострадало во времена христианизации Европы, Центральной и Южной Америки. Особенно отличился своими зверствами в Юкатане и Гватемале провинциал ордена францисканцев Диего де Ланда, истребивший в 60-х годах XVI столетия под предлогом обвинения в ереси тысячи индейцев. Только за неполных десять месяцев, по свидетельству современников, Ланда подверг истязаниям 6.330 индейцев, мужчин и женщин, из которых 157 умерло от пыток, а большинство других остались калеками на всю жизнь. 12 июля 1562 года Ланда отпраздновал в г. Мани торжественное аутодафе. На его кострах погибли последние реликвии древней культуры майя - рукописи, статуи, художественные сосуды с изображениями. Монахи вырыли из могил 70 трупов и бросили их в костёр.  Не следует думать, что описанное - это преступление только той части католиков, которая действовала в Латинской Америке. Нет, это преступление всей католической Церкви: семь высших духовных сановников в Толедо оправдали действия Ланды !
            Такими же методами привлечения к вере в “истинного и доброго“ бога пользовалась и Русская Православная Церквь (РПЦ). Даже в XIII-XIV веках в Вятском крае христианство насаждалось огнём и мечом.  Грамота 1452 года митрополита Ионы вятскому духовенству красноречиво рассказывает как христианство насаждалось среди нерусских народов. Священники перемучили многих людей, переморили, в воду “пометали”, сжигали в избах - мужчин, старцев и малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли. При этом митрополит не осуждал духовенство за зверскую расправу, а только предостерегал, что такой кровавый террор может вызвать ненависть к духовенству и нанести ущерб Церкви.
     Государственная православная Церковь  расправлялась не только с язычниками, но и с еретиками (инакомыслящими). После никоновских реформ государством были начаты страшные гонения на старообрядцев. Именно РПЦ была инициатором издания в годы правления царевны Софьи “12 статей о раскольниках” (1685 г.), в которых было сказано, что даже если некоторые “особо опасные” старообрядцы и присоединятся к господствующей Церкви, исповедуются и примут причастие от официального священника, то всё равно их надо “казнить смертию без всякого милосердия”. Причём казнить  через сожжение.
     На совести христиан уничтожение многих народов мира, произошедшее при полной поддержке своего бога. Так, они полностью истребили племена Центральной и Южной Америки, Вест-Индии, Юго-Восточной Азии и примерно две трети индейского населения США, а также аборигенов острова Тасмания, прибрежные племена Австралии, бушменов Африки. При попустительстве своего бога христиане занимались работорговлей. В результате одних только последствий работорговли погибло по оценкам  учёных около 100 миллионов африканцев. 
            Для борьбы с инакомыслящими, по церковному с еретиками, католическая Церковь создала “святую инквизицию”. Особой жестокостью прославился Верховный инквизиционный трибунал в Испании - Супрема, кровавая деятельность которого продолжалась три с половиной столетия. О том как христианская Церковь расправлялась с неугодными ей людьми можно судить по деятельности Торквемады - духовника короля и королевы Испании, совмещавшего эту должность с должностью генерального инквизитора. За 18 лет этот слуга Бога 10.220 своих жертв сжег живьём, 6.860 сжег фигурально после их смерти и 97.321 человека подверг опозоренью и исключению из службы на общественных и почётных должностях. Общий итог этих варварских казней доходит до 114.400 навсегда погибших семейств. Всего же, по данным историка Хуана Антонио Льоренте, Супрема погубил в Испании сотни тысяч человек: сожжено живьем - 31.912 человек, сожжено в изображении 17.659, приговорено к другим видам наказания 291.450, а всего 341.021 человек.
            Мало кто знает, что святая инквизиция была не только у католиков, но и у православных. В частности, у РПЦ. В 1721 году был издан указ Синода, по которому в каждой российской епархии вводились “епархиальные инквизиторы”, а над ними были поставлены и “протоинквизиторы”. Свою инквизиторскую деятельность РПЦ осуществляла через судебные органы, находящиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она располагала и специальным  органами, созданными для расследования дел против религии и Церкви - Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольническим и Новокрещенскими конторами и др. Уже в XI веке РПЦ сурово расправлялась со своими противниками и требовала того же от светской власти. Новгородского архиерея Луку Жидяту, жившего в XI веке, летописец называет “звероядивым”. “Сей мучитель, - говорит летописец, - резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям”. Церковных противников сжигали на кострах и в  раскалённых железных котлах.
Христиане ставят себе в заслугу укрепление государственности многих народов мира. Не составляет исключения здесь и РПЦ. Однако на деле, она не всегда поддерживала государственные интересы России.   Так, когда со второй трети XII века в Киевской Руси начали крепнуть центробежные тенденции, когда интересы многочисленных удельных князей возобладали над соображениями национального единства, Церковь не только не смогла противостоять им, но нередко и поддерживала их. В истории РПЦ были и периоды, когда она выступала на стороне врага. Так, в середине XIII века священнослужители призывали смириться с татарским игом, отнестись к нему, как к заслуженной божьей каре.
Христиане приписывают себе особую роль в развитии культуры. При этом подразумевается только  одна культура - христианская. О какой высокой нравственности христиан вообще может идти речь, если они уничтожали храмы и капища других богов. Наиболее красивые храмы разрушали лишь частично и использовали для своих нужд, переделывая и перестраивая их в соответствии со своими канонами. Так, древнеримский храм Аполлона в Ватикане превратился в церковь апостола Петра, храм Кастора и Поллукса на одной из площадей Рима в церковь Козьмы и Дамиана, римский пантеон стал храмом девы Марии и всех святых. То же самое происходило во всех частях бывшей Римской империи.  На Руми, на месте священных рощ, деревьев, капищ,  источников, камней и т.п. строились христианские храмы. Была уничтожена древняя языческая культура Западной Европы и Руси. Построенный в Риме при Флавиях амфитеатр был варварски разграблен христианами-мародерами. Тот, кто видел сегодня это сооружение поражается тому, в каком виде он дошел до нас. Христиане в своей ненависти ко всему языческому не просто разграбили это замечательное строение, они его просто испоганили. Современному туристу  предстаёт жуткий результат мародёрства - в нём разрушено и украдено всё, что можно было унести - со стен содрана украшавшая  их плитка, из ниш украдены статуи, украдены сидения, на которых сидели зрители и даже пол сцены. В результате наши современники видят не прекрасный амфитеатр, а жалкие, ободранные руины, называемые сегодня Колизеем.  За итальянцев стыдно… 
Была сожжена Александрийская библиотека, Пергамский дворец, разрушен знаменитый храм Артемиды Эфесской, Парфенон в Афинах. Уничтожена почти вся языческая керамика и настенная живопись Европы! Не перечесть всех замечательных произведений архитектуры, живописи, скульптуры и т.д. которые были уничтожены христианами, теми, кто и сегодня утверждает, что христианская культура - это высшая культура, которой достигло человечество.
Церковь стремилась подчинить себе живопись и музыку, что, впрочем, ей не всегда удавалось.  Католическая Церковь в прошлом запрещала инструментальную музыку, а Русская Православная Церковь не признаёт её и сегодня.
Когда поборники христианства у нас говорят о том, что РПЦ является хранительницей древней русской культуры, то они заведомо говорят неправду. Ведь вся действительно древняя русская, славянская культура до христианской поры (VI - X веков) была уничтожена. И уничтожена именно христианами. Уничтожена безвозвратно! Погибли все ранние произведения древнерусского зодчества - древнерусские храмы, святилища и капища, вся скульптура, вся древняя церковная утварь, все произведения прикладного искусства. А та культура, которую сторонники христианства называют древнерусской, в основе является привнесённой, чуждой русскому народу. Лишь постепенно, с веками произошло частичное обрусение этой чуждой христианской культуры. 
Во многих случаях ненависть христиан к языческим храмам и языческой культуре искусственно разжигалась их наставниками - “святыми отцами”. По приказанию епископа Теофила в Александрии был уничтожен древнейший храм Сераписа и все произведения искусства, находившиеся в нём. Епископ Мартин из Турина “прославил” христианство уничтожением римских скульптур не только в Галлии, но и в Северной Африке, куда он послал в 399 г. отряд христиан для уничтожения храмов и статуй.
В 529 г., когда византийский император Юстиниан изгоняет из Афин всех философов и риторов, в результате чего наступает кризис античной культуры - философии и искусства. Гибель этой культуры наступает в 754 году, когда на соборе в Константинополе 300 епископов объявляют анафему (проклятие) идолопоклонству, под которым они понимали все духовные ценности языческого мира. Ненависть христиан ко всему языческому поражает: с александрийской математички Гипатии они содрали кожу.
Ещё в римскую эпоху, начиная с III века н.э. происходил упадок античной цивилизации и этому в немалой степени способствовали христианские фанатики и отцы христианского учения. После падения Рима и насаждения христианства в течение всего раннего средневековья в Европе был культурный упадок и застой. Многие исследования античных учёных были утрачены или уничтожены.
     В России в X - XIV веках Церковь в целом благожелательно относится к светской образованности, способствует проникновению на Русь и развитию светской образованности, элементов научного и философского знаний. Однако, как показывает анализ исторических данных представленных Соловьевым и Татищевым, инициатором создания школ и училищ, основания монастырских библиотек, переводов наиболее значительных литературных памятников чаще всего была светская, княжеская власть. Да и монастыри этой эпохи, ставшие первоначальными очагами культуры и просвещения, в большинстве случаев были княжеско-боярскими. Православные идеологи постоянно подчеркивают, что летописание на Руси -  это заслуга Церкви. На деле же заказчиками написания летописей, как правило, была княжеская власть.
            В последующий период (XV-XVII века) отношение русского православия к светской культуре и знаниям стало откровенно враждебным. 
            На протяжении всей своей истории христианская Церковь боролась против всякого инакомыслия и, прежде всего, против науки. Вот несколько примеров того, как относилась Церковь к науке и учёным. Только в средние века от христианской Церкви пострадали : Роджер Бэкон - за идеи независимости науки от Церкви; Сигер Брабантский и Боннини - за отрицание бессмертия души; астроном Чекко ди Асколи - за учение о шарообразности Земли; математик Вальмес - за решение уравнения 4-й степени; Д.Бруно - за пропаганду учения Коперника; Казимир Лыщинский - за отрицание существования бога.
            В 1163 году папа Римский запретил всем клирикам изучение физики. В 1380 году французский парламент под давлением папы Иоанна XXII наложил запрет на  всякие занятия химией. В 1564 году инквизиция приговорила врача Андрея Везалия к смерти за то, что он установил, что у мужчин и женщин одинаковое число рёбер.
            За пропаганду учения Коперника, пожизненному домашнему заключению подвергся Галилео Галилей. Книги, в которых утверждалось, что Земля вертится вокруг Солнца, числились в “Индексе запрещённых книг” до 1835 года. Католическая Церковь яростно преследовала и Чарльза Дарвина - основателя теории естественного отбора, называя его клеветником и развратником.
            Для предотвращения распространения инакомыслия и, прежде всего, научных идей католическая Церковь составила перечь книг, запрещённых к изданию и распространению - “Индекс запрещённых книг”. Первый список таких книг была опубликован при папе Павле IV в 1559 году. Этот индекс издавался Ватиканом на протяжении нескольких столетий - по 1966 год. В него входили тысячи произведений выдающихся мыслителей, учёных и писателей. Кроме этого индекса издавался указатель очищенных и подлежащих очищению книг, т.е. книг, которые должны были быть подвергнуты исправлению, если автор не хотел попасть в “Индекс”.
     Против науки и просвещения выступала и Русская православная Церковь, мало чем уступая в этом плане своей более могучей сестре. В частности, и она активно боролась против учения Коперника и Джордано Бруно, препятствовала развитию астрономии. Немало препятствий чинило православное духовенство развитию медицины. На православных церковных соборах XIV - XVII веков рассматривались и утверждались индексы запрещенных книг. В 1743 г. синодальное начальство потребовало изъять из продажи, что и было сделано, изданного Академией Наук астрономического календаря: оно обнаружило в нём сведения, “к соблазну народному склонные” “относительно Луны и прочих планет”.  Они возражали также против предпринятого Академией Наук издания русских летописей (!).
     В 60-х годах прошлого века РПЦ запретила издание романа Ж.Верна “Путешествие к центру Земли”, т.к. духовные цензоры нашли, что этот роман может развить антирелигиозные идеи и уничтожить доверие к священному писанию и духовенству. Духовные власти России запрещали издание многих произведений выдающихся французских писателей - Флобера, Анатоля Франса, Эмиля Золя и др.  
По настоянию синода публично была сожжена на лобном месте в Москве книга-диссертация видного философа и математика Д.С.Аничкова “Рассуждения из натурального богословия о начале и происхождении натурального богопочитания у разных, особенно невежественных народов”, изданная в 1769 г. Эта книга была посвящена вопросам происхождения религии. В XIX веке цензурным и иным преследованиям духовенства подвергались труды по геологии, биологии, ботанике, физиологии, истории, философии, произведения Дидро, Гольбаха, Гобса, Л.Фейербаха. Лишь после отмены в 1861 году крепостного права Церковь стала постепенно отказываться от открытых и грубых нападок на науку.
Однако жизнь не стоит на месте и под давлением роста общей образованности и культуры паствы, Церкви приходится пересматривать свои догмы. II Вселенский собор 1962-1965 годов сформулировал уже новое отношение Католической Церкви к науке. Если раньше она занималась запретом и дискредитацией науки, но в последнее время она усиленно создаёт видимость союза науки и религии. Католическая, а сегодня и православная Церкви но заявляют, что наука и религия не только не противоречат, но даже дополняют друг друга. Католическая (но не православная) Церковь вынуждена была признать теорию Дарвина. Папа Римский признал ошибочным действия католической Церкви по отношению к Галилею и даже принёс свои извинения. Прежнюю линию на противоборство с наукой отстаивают лишь некоторые из протестантских Церквей.
Совсем ещё недавно христианство выступало не только против науки, но и против технического прогресса. Всего лишь два примера. В это трудно поверить, но митрополит Московский Филарет (1782-1867 гг.) пытался противодействовать строительству в России железных дорог (!), утверждая, что они наносят ущерб религиозному рвению богомольцев. Бурю возмущения среди духовенства вызвал в 1903 году проект сооружения в Москве метро. Церковь решительно осуждала саму мысль о строительстве подземной дороги, называя её “греховной мечтой” и заявляя, что, оказавшись под землёй, в “преисподней”, пассажиры могут попасть в царство сатаны и погубить свои души. Под давлением московского духовенства городская дума проект постройки метро отклонила. 
Сегодня, когда пропаганда религиозных взглядов происходит без всяких ограничений, православная Церковь перешла в наступление. Упор при этом делается на то, что она считает своей самой сильной стороной - нравственность. Нам настойчиво  внушают,  что без православия вообще невозможно возрождение русского народа. Подчёркивается, что  для этой цели годится только православие и никак не католицизм или протестантизм, словно эти две конфессии вовсе не принадлежат к христианству и не имеют того же бога, которому поклоняются православные. Создается представление, что только православие является единственной формой христианства. Или уж единственно  истинны

Посмотреть и оставить отзывы (17)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Учение Христа и христианское учение. В чём различия?
  • Авторитарный аспект христианства
  • Дата Великого раскола в христианстве
  • Легко ли быть голубем и нести тяжкую ношу?
  • Странное отношение у людей к святым

    Пришествий на страницу: 3464


  • КОНСТИТУЦИЯ

      Сайт функционирует в соответствии с 28-й статьей конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
    a-site@inbox.ru

    ЧТО ТАКОЕ АТЕИЗМ?

    Атеизм – это умение и желание относится к людям по-человечески – к очень разным: родным и близким, знакомым и незнакомым, великим и рядовым, верующим и неверующим… Но относится по-человечески не потому, что «так велел Бог», или «так Богу угодно», или так написано в Библии, в Коране или в Книге любого другого вероучения… А потому, что – это люди, которые окружают нас, живут рядом с нами, любят нас, не любят, равнодушны к нам, а иногда и ненавидят… Но – это люди… такие, какие они есть. И если человек умеет относиться к людям по-человечески без всякого Бога, то он и есть атеист.
    Бога нет и никогда не было

    ИМПЕРИЯ

    Варварские законы Российской империи, насильственно поддерживавшие православие:
    • Статья 182 Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.
    • Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
    • Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
    • Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
    • Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
    • Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.
    НЕСЛУЧАЙНАЯ СТАТЬЯ
    Не верую, ибо это лепо
    Димьян

    Рассуждение, известное современным атеистам как "парадокс Дулумана" заключается в следующем: Если допустить что бог представляет собой верховное, высшее существо, отличное от мира и являющееся его единственным творцом (минимальный набор признаков) то, прежде всего, сам бог является убеждённым атеистом. Действительно если это самое высшее существо - бог, то над богом не существует другого высшего существа, сотворившего его.