Комментарии Димы Дворкового к статье Дулумана Сергей Худиев глазами атеиста и ответ профессора на замечания.
1. Письмо Д. Дворкового
Профессор пишет в статье:
Как объяснить существование антропного принципа?
Как угодно, только не замыслом Творца! Принцип
Оккама отвергнут и принимаются любые обьяснения
– “естественный отбор вселенных” (о которых нет
и не может быть никаких научных данных) и другие
теории, в отношении которых приходится
разъяснять, что их автор – ученый, а не писатель-фантаст.
Трудно угадать, что имел в виду Худиев под
“антропным принципом”. Возможно, он хотел
сказать об эвристическом принципе энтропии,
энтропном принципе (от греческого выражения “en
tropi” – в изменении), означающего необратимое
выравнивание энергетических уровней во
Вселенной, необратимое “перетекание” тепла от
холодного предмета к теплому до полного
выравнивания температуры. А возможно, он имеет в
виду антропизм (от греческого слова “anthropos” –
человек) - не имеющего никакого научного значения;
состряпанную богословами проповедь о том, что
Вселенная создана по образцу и подобию человека,
для службы человеку.
Здесь проф. Дулуман попал впросак, и Худиев будет
над ним злобно насмехаться. Надо, надо читать
псеводнаучную литературу и фантастику.
Под атропным принципом имеется в виду то, что
любое небольшое изменение мировых констант (скорости
света, постоянной Планка, заряда электрона,
гравитационной постоянной), скорее всего,
приведёт к миру, в котором будут невозможны
сложные структуры, в том числе и жизнь.
Материалистическое объяснение этого факта
состоит в том, что либо мировые константы каким-либо
образом связаны между собой, и такие игры
логически бессмысленны, либо в мирах, где эти
константы не получились, не существует
наблюдателей, способных задать себе этот вопрос.
Может быть, при других параметрах возникают
совершенно другие законы физики, и такой мир всё-таки
существует. Вопрос открыт. И решить эту проблемку
не
так просто, я думаю.
Идеалистическое объяснение вообще не является
объяснением. Да, предположим, что некое существо
создало мир, где возможен разум, ради своих
непонятных целей. Теперь вопрос - в каком мире
находится само это существо? Нашем,
альтернативном (вариант "существо без мира"
является одной из альтернатив мира,
рассчитанного на одно место)? Какие у этого мира
будут физические законы? Существуют ли другие
варианты? Открытыми остаются точно те же вопросы.
Причём ответ на них будет точно такой же, за
исключением одной добавленной сущности -
Создателя.
Религиозные зазывалы часто пользуются подобным
мошенничеством. Сначала они обещают человеку
ответить на те вопросы, которые его
действительно волнуют. За ответ они требуют с
него самую малость - его душу и разум (ну и немного
денег). Можно по частям, после каждого взноса
следует туманная фраза, заканчивающаяся словами
"если хочешь знать, позолоти
ручку". Когда же человек отдаёт им всё,
оказывается, что конечный ответ - "сие есть
великая тайна, кою никому не дозволенно знать".
Второй вариант "да я и сам не знаю, просто лохи
на это быстро покупаются".
Я бы запретил искрене верующим работу в милиции.
Ведь с их логикой, объяснение "и когда он
сказал хулу на Бога, топор сам выскочил из
поленницы и ударил его в голову, а затем на нём
таинственным образом проявились мои отпечатки"
- вполне удовлетворительное и полностью снимает
вину с убийцы. Зачем следствие, доказательства,
когда достаточно
поверить. Ну разве может человек с _таким_ лицом
резать кошельки? У Фармера в романе "влюблённые"
хорошо показан результат ухода от причинно-следственной
логики.
А я вот думаю над одной загадкой - почему
математика - универсальна? Если все естественные
науки имеют каждая свою область феноменов нашего
мира, и знание биологии бесполезно для астронома,
то одни и те же уравнения работают и для звёзд, и
для амёб, и для чикагской биржи.
Почему? Существует ли область мира, не
охватываемая математикой? Может ли существовать
разум (универсальная программа поведения), не
сводимый к машине Тьюринга? А каким он будет?
Как и в случае атропного принципа, божественное
объяснение ничего не объясняет и либо говорит
"эта проблема неразрешима" (спасибо!), либо,
добавляя Бога, и его подчиняет математическим
законам.
Dima Dvorcovoy
1. Ответ Е. К. Дулумана
Уважаемый Дима Дворковой!
Спасибо за оперативный и воистину от души отзыв. У меня тоже такое бывает: не вчитавшись, не всмотревшись в написанное – спешу отреагировать. А ведь все дело в том, что Худиев писал не об атропном, а об антропном принципе. Мне, конечно, показалось туманным, неопеределенным термин Худиева. Я об этой неопределенности и пишу.
Если бы он, Худиев, написал так, как это прочитали Вы, то я и отвечал бы ему немножко по-другому. Об атропоном принципе я что-то знаю не из литературы по фантастике, а из литературы философской. Вы же знаете, что философии до всего есть дело и философия на все новинки науки непремено откликается, поскольку все научные истины имеют мировоззренческое, философское, значение. Но я не естественник, а гуманитарий. Вы, я думаю, естественник и свои знания атропоного принципа излагаете не из философской и не из “фантастической”, а из естественно-научной литературы.
А в целом, вы пишите отлично и справедливо. Я бы так не написал. А что касается Худиева, то пусть он утешится, пусть поиздевается, если сможет, а мы с Вами посмотрим на его “издевательства”.
Всего вам наилучшего. Выступайте на нашем атеистическом сайте. У вас свежие мысли, молодецкий взгляд и задор.
С уважением – Евграф Каленьевич ДУЛУМАН.
[Статья][Рубрика поговорим о Боге]