Комментарии Димы Дворкового к статье Дулумана Сергей Худиев глазами атеиста и ответ профессора на замечания.
1. Письмо Д. Дворкового
    
    Профессор пишет в статье:
    Как объяснить существование антропного принципа?
    Как угодно, только не замыслом Творца! Принцип
    Оккама отвергнут и принимаются любые обьяснения
    – “естественный отбор вселенных” (о которых нет
    и не может быть никаких научных данных) и другие
    теории, в отношении которых приходится
    разъяснять, что их автор – ученый, а не писатель-фантаст.
    
    Трудно угадать, что имел в виду Худиев под
    “антропным принципом”. Возможно, он хотел
    сказать об эвристическом принципе энтропии,
    энтропном принципе (от греческого выражения “en
    tropi” – в изменении), означающего необратимое
    выравнивание энергетических уровней во
    Вселенной, необратимое “перетекание” тепла от
    холодного предмета к теплому до полного
    выравнивания температуры. А возможно, он имеет в
    виду антропизм (от греческого слова “anthropos” –
    человек) - не имеющего никакого научного значения;
    состряпанную богословами проповедь о том, что
    Вселенная создана по образцу и подобию человека,
    для службы человеку. 
    
    Здесь проф. Дулуман попал впросак, и Худиев будет
    над ним злобно насмехаться. Надо, надо читать
    псеводнаучную литературу и фантастику.
    Под атропным принципом имеется в виду то, что
    любое небольшое изменение мировых констант (скорости
    света, постоянной Планка, заряда электрона,
    гравитационной постоянной), скорее всего,
    приведёт к миру, в котором будут невозможны
    сложные структуры, в том числе и жизнь.
    Материалистическое объяснение этого факта
    состоит в том, что либо мировые константы каким-либо
    образом связаны между собой, и такие игры
    логически бессмысленны, либо в мирах, где эти
    константы не получились, не существует
    наблюдателей, способных задать себе этот вопрос.
    Может быть, при других параметрах возникают
    совершенно другие законы физики, и такой мир всё-таки
    существует. Вопрос открыт. И решить эту проблемку
    не
    так просто, я думаю.
    Идеалистическое объяснение вообще не является
    объяснением. Да, предположим, что некое существо
    создало мир, где возможен разум, ради своих
    непонятных целей. Теперь вопрос - в каком мире
    находится само это существо? Нашем,
    альтернативном (вариант "существо без мира"
    является одной из альтернатив мира,
    рассчитанного на одно место)? Какие у этого мира
    будут физические законы? Существуют ли другие
    варианты? Открытыми остаются точно те же вопросы.
    Причём ответ на них будет точно такой же, за
    исключением одной добавленной сущности -
    Создателя.
    
    Религиозные зазывалы часто пользуются подобным
    мошенничеством. Сначала они обещают человеку
    ответить на те вопросы, которые его
    действительно волнуют. За ответ они требуют с
    него самую малость - его душу и разум (ну и немного
    денег). Можно по частям, после каждого взноса
    следует туманная фраза, заканчивающаяся словами
    "если хочешь знать, позолоти
    ручку". Когда же человек отдаёт им всё,
    оказывается, что конечный ответ - "сие есть
    великая тайна, кою никому не дозволенно знать".
    Второй вариант "да я и сам не знаю, просто лохи
    на это быстро покупаются".
    
    Я бы запретил искрене верующим работу в милиции.
    Ведь с их логикой, объяснение "и когда он
    сказал хулу на Бога, топор сам выскочил из
    поленницы и ударил его в голову, а затем на нём
    таинственным образом проявились мои отпечатки"
    - вполне удовлетворительное и полностью снимает
    вину с убийцы. Зачем следствие, доказательства,
    когда достаточно
    поверить. Ну разве может человек с _таким_ лицом
    резать кошельки? У Фармера в романе "влюблённые"
    хорошо показан результат ухода от причинно-следственной
    логики.
    
    А я вот думаю над одной загадкой - почему
    математика - универсальна? Если все естественные
    науки имеют каждая свою область феноменов нашего
    мира, и знание биологии бесполезно для астронома,
    то одни и те же уравнения работают и для звёзд, и
    для амёб, и для чикагской биржи.
    Почему? Существует ли область мира, не
    охватываемая математикой? Может ли существовать
    разум (универсальная программа поведения), не
    сводимый к машине Тьюринга? А каким он будет?
    Как и в случае атропного принципа, божественное
    объяснение ничего не объясняет и либо говорит
    "эта проблема неразрешима" (спасибо!), либо,
    добавляя Бога, и его подчиняет математическим
    законам.
Dima Dvorcovoy
1. Ответ Е. К. Дулумана
    
Уважаемый Дима Дворковой!
Спасибо за оперативный и воистину от души отзыв. У меня тоже такое бывает: не вчитавшись, не всмотревшись в написанное – спешу отреагировать. А ведь все дело в том, что Худиев писал не об атропном, а об антропном принципе. Мне, конечно, показалось туманным, неопеределенным термин Худиева. Я об этой неопределенности и пишу.
Если бы он, Худиев, написал так, как это прочитали Вы, то я и отвечал бы ему немножко по-другому. Об атропоном принципе я что-то знаю не из литературы по фантастике, а из литературы философской. Вы же знаете, что философии до всего есть дело и философия на все новинки науки непремено откликается, поскольку все научные истины имеют мировоззренческое, философское, значение. Но я не естественник, а гуманитарий. Вы, я думаю, естественник и свои знания атропоного принципа излагаете не из философской и не из “фантастической”, а из естественно-научной литературы.
А в целом, вы пишите отлично и справедливо. Я бы так не написал. А что касается Худиева, то пусть он утешится, пусть поиздевается, если сможет, а мы с Вами посмотрим на его “издевательства”.
Всего вам наилучшего. Выступайте на нашем атеистическом сайте. У вас свежие мысли, молодецкий взгляд и задор.
С уважением – Евграф Каленьевич ДУЛУМАН.
[Статья][Рубрика поговорим о Боге]
 
					
 КОНСТИТУЦИЯ
							КОНСТИТУЦИЯ
						 ЧТО ТАКОЕ АТЕИЗМ?
							ЧТО ТАКОЕ АТЕИЗМ?
						 ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
							ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
						 ИМПЕРИЯ
							ИМПЕРИЯ