Верующий и Атеист в День Страшного Суда над ними
(An atheist on Judgment Day.)
Copyright by Adrian BARNETT.
Translated and reprinted by permission of the author.
(Авторские права принадлежат Адриану
Барнетту.
Переведено и публикуется по разрешению
автора.)
Казалось, что полоска пространства заполненного людьми тянется из бесконечности: в очереди перед Престолом Бога сотни миллионов душ ожидают для себя окончательного приговора на вечность. Наступила дата, которой заканчиваются все календари. Для находящихся в очереди календарного времени вообще уже нет. Это время Судного Дня для каждого человека.
Преодолевая огромную вогнутую ложбину, полоска очереди людских душ плавно переходит на выпуклый подъем – к пребывающему на вершине горы Всевышнему. Сотни миллионов человеческих душ терпеливо ждут в очереди наступления своего часа перед Престолом Всевышнего. После завершения Суда над очередным человеком вся очередь одновременно пододвигается к Богу на пару шагов. К Богу: ответить на вопросы о содеянном, возразить, оправдаться, услышать и принять Вечный Приговор. С расстояния сотен миль каждый в очереди совершенно ясно видит и очень четко слышит все происходящее между Богом и душой человека в процессе Окончательного Суда.
… Вот, с выражением благоговейного страха и неподдельной радости впереди всей очереди оказался молодой христианин. За ним - с видом некоторого удивления атеистка, рассматривающая листочек, сорванной ею из рядом растущего куста. Она пытается определить: является ли этот лист действительно листом или это только кажущийся лист, фантасмагория, какая-то несусветная мистика? “Небеса, -размышляет она, - должны бы быть более светлыми, с достаточным количеством сухого льда для охлаждения воздуха; обстановка не должны бы напоминать склоны Уэльских гор в жаркий полдень…”
Христианин выступает вперед, готовый к покорному принятию определения Суда Божьего, и слышит:
- Привет, Мартин! – Бог говорит спокойным и нежным голосом.
- Э-э-э… Привет, Господь и Бог мой! - Голос Мартина возбужден, В его душе забурлил комок словами невыразимых чувств
- Успокойся. Ведь сейчас происходит то, что и должно произойти; к чему ты готовился всей свою жизнью. Вот я и определяю то, чего ты заслужил, Мартин. Ты – христианин! - Это был не вопрос, а констатация действительного положения вещей.
- Да, я был христианином… Я и сейчас – христианин. Я всего себя посвятил служению Тебе (служению Богу).
- Скажи мне, Мартин, почему ты служил Мне? Почему ты верил в Меня? Почему ты верил в Господа Бога?
- Почему?.. Как это “Почему”?… Потому, что Ты Бог! Я всегда верил в Тебя, Боже.
- Мартин… Это вовсе не то, что я хочу узнать от тебя. Послушай внимательно и скажи мне: “Почему ты верил в Бога?”
- Я верил потому, что это было святой правдой. Ты, Боже, всегда был со мной в земной жизни. Ты помогал мне пережить тяжелые времена. Ты откликался на мои молитвы. Ты посылал мне силы и мужество, что бы пройти через все испытания жизни. Я чувствовал, Боже, что ты всегда находился рядом со мной.
- Нет. Ничего из сказанного тобой не было.
- Извини, Боже, - не понял?
- Мартин. Я повторяю: ничего из сказанного тобой обо Мне не было. Я никогда не был с тобою рядом. Я никогда не помогал тебе. Все твои правильные поступки и все твои добрые дела совершались только тобой самим. Как Бог, я всегда слышал твои молитвы, но на твои молитвы, как и на молитвы всех других верующих, я ни одного разу не откликнулся. Твоя вера в Меня, как и вера других верующих, в тех или иных конкретных случаях определенно помогала тебе. Было бы несправедливо отрицать это. Но лично я никогда и ни при каких условиях в вашу жизнь не вмешивался: не препятствовал делать зло, не помогал делать добро. Конечно, вы, христиане, заслуги в своих добрых делах относили на мой счет, но, повторяю, я никогда своими действиями не вмешивался в вашу жизни. Вы при этом выполняли свои предначертания, а не мои. Вы заблуждаетесь в отношении того, что Вы якобы чувствовали мое присутствие. Мое присутствие нельзя чувствовать. Как ты мог чувствовать мое присутствие, если я определенно при этом не присутствую? Единственное фактическое доказательство моего существования заключается в том, что я вообще существую здесь и теперь. Если ты понял сказанное, то скажи мне: почему ты верил в Меня, в Господа Бога?
- Я… Я… Я всю жизнь был глубоко верующим человеком. С самого детства я постоянно ходил в церковь; молился и воздавал хвалу Тебе, Боже. В своей вере я ни разу и ни в чем не сомневался. Даже когда умерла моя мать, я верил, что это была Твоя воля, что это Ты благословил ее на мирное упокоение. Моя вера в Тебя возрастала и мужала в меру чтения Библии. Мою веру согревали твои библейские чудеса, подвиги святых и мучеников, добрые дела во имя Твое. Я читал книги выдающихся богословов и верующих философов, произведения которых усиливали мою веру. Я знаю, что моя вера – это Истина.
- Нет, Мартин, ты совершенно не то говоришь. Твоя мать умерла не по моей воле, а по причине естественной смерти. А от тяжелых предсмертных мук избавил ее не Я, а врачи. Тебе следовало бы помнить, что твоя мать умирала в больнице. Все это Я наблюдал со стороны и видел, а больше никакого Моего участия в смерти твоей матери не было. Что же касается всего остального: святых, мучеников и почитаемых тобою философов, то они имели столько же оснований верить в меня, сколько этих оснований имеется у диктаторов, мучителей и совершенно неграмотных людей. Люди совершали много величественных дел и мрачных преступлений во имя своей веры в Меня, как и во имя веры в тысячи мнимых богов. А Библия написана не Мною, а только обо Мне, и она была написана людьми, которые имели же столько же оснований верить в меня, сколько этих оснований у тебя, - то есть у них не было никаких реальных оснований писать обо Мне. Библия и богословские сочинения обо мне пишутся на тех же основания, на основании которых написаны Священные Книги о ложных богах всех других религий. И для постороннего человека Библия ничем не лучше и ничем не хуже буддийской Трипитаки, мусульманского Корана, зороастрийской Зенд-Авесты и так далее… Я в последний раз спрашиваю тебя: “Почему ты в своей земной жизни верил в Меня?”
Мартин был потрясен и стал серым, как пепел. Он собрал свой разум, свои чувства и свою волю в кулак: ведь сейчас его испытывает (искушает) сам Господь Бог. В этот момент Мартин всем своим существом принадлежал Богу, - весь и только Богу:
- Я верил…Я всем своим сердцем верил, что это правда. Ты, Боже, послал Сына своего умереть за нас, и я принял Твоего Сына как своего спасителя. Я… я… я только знаю, что это правда. Знаю – и больше ничего! А сейчас я вижу Тебя, мой Бог, и моя вера получила подтверждение. Я больше не нуждаюсь в вере – я сам вижу правду и величие моей религии!
Наступила пауза, после которой заговорил Бог:
- Мартин! Ты произвел на меня благоприятное впечатление. – Бог умолк и после некоторого раздумья заговорил опять. - Но этого впечатления недостаточно. Я хотел, чтобы ты сам разобрался в причине своих верований. А теперь за тебя доскажу я. Ты поверил в меня потому, что тебя другие воспитали и научили так верить. Ты продолжал верит в Меня потому, что ты ошибочно приписывал Мне все то, хорошее, что случалось в твоей жизни, и исключал меня со всего того плохого, что случалось в твоей жизни. Ты верил потому. что тебе было уютно с верой в Меня, и тебя пугали неприятности, которые якобы свалились бы на тебя лично, если бы вдруг оказалось, что Я не существую. Ты, Мартин, верил… потому что безосновательно верил. В тебе самом вера в Меня не имела никаких достаточных оснований. К сожалению, Мартин, в моем раю для тебя места нет.
Бог почти незаметно пошевелил в направление Мартина пальцем и тот начал как бы опустошаться. Вскоре от Мартина на его месте осталась только тень, которая тоже растаяла… Верующий христианин Мартин исчез в небытии.2
Наступила очередь атеистки. Потрясенная увиденным она решительно ступила вперед.
- Привет, Еваз! Мне нравится твое имя.
- Ах!.. Привет, Бог. Благодарю за комплимент, - проговорила Ева, не будучи совсем уверенной в том, как ей следует обращаться с тем существом, которое она до сих пор считала пустым вымыслом.
- Да, да. Вы можете называть меня Богом. Я и есть Бог. Ева! А ведь в своей земной жизни Вы были атеисткой. Вы отрицали мое существование, Вам неприемлемой была сама концепция Бога. - Бог опять не спрашивал, а говорил то, что соответствовало действительности, чего никак не мог отрицать Его очередной собеседник.
- Да, Вы говорите правду. Теперь для меня очевидно, что я ошиблась.
- Скажите мне, Ева, Вы и сейчас продолжаешь быть атеисткой?
- Думаю, что нет. Сейчас я все же не христианин, не иудейка и не верующая какой-нибудь другой религии. Я думаю, что меня сейчас можно было бы назвать… подневольным теистом, что ли? Ах! Ха-ха-ха… - зашлась раскатистым смехом Ева. Она посчитала, что несомненное наличие божества – достаточный повод для юмора.
- М-м-м… Вот как, - проговорил сам для себе Господь Бог. – А теперь, Ева, скажите, почему же Вы не верили в мое существование? – Голос Бога стал еще более мягким и еще более ласковым.
- Нет, я не всегда была атеисткой. Свою сознательную жизнь, с детства, я начинала верующей. Меня регулярно водили в церковь, где я от души молилась. Каждый вечер перед отходом ко сну я также молилась. Уже в юношестве, когда я чувствовала ослабление своей веры в Твое существование, я читала Библию. Это восстанавливало мою веру и несколько успокаивало. Хотя, откровенно говоря, не все слова и не все содержание в Библии я тогда понимала, а потом вообще отложила ее в сторону. Я, по-видимому, как и Мартин, верила в Бога, потому что верила… Позже, будучи уже атеисткой, я опять начала читать Библию и находила в ней ряд твердых оснований для своего неверия в Бога.
- И каким же это образом Вы потеряли свою религиозную веру? Вы решили, что меня нет и что Вы лучше своего окружения разбираетесь в вопросах о Боге? Неужели Вы лучше знаете о Боге, чем ваш пастор или ваши родители? – В тембре голоса Бога помаленьку начали пропадать бывшие мягкие и ласковые нотки.
- С определенной точки зрения это так. В вопросах о Вас, то есть в вопросах о Боге, я должна была разбираться сама. У пастора, моих родителей и окружающих меня верующих свои понятия о Боге и свои взаимоотношения с Богом, а у меня должны быть свои понятия и свои отношения. “Бог”, “вера”, “религия” – все это очень и очень серьезно. Эти проблемы каждый должен решать для себя сам, а не следовать тем понятиям, которые слепо восприняты со слов пастора или унаследованы от родителей. Пастор, родители и другие верующие сами по себе, а я сама по себе. То, во что я в детстве верила, решительно опровергалось теми знаниями, которые я приобретала. Для меня стало совершенно очевидно, что написанное в Библии не может быть буквально, слово в слово, правдой. Из биологии и палеонтологии я достоверно знаю, что человек, как и все живое на земле, образовалось в результате эволюции, а не божественного творения. Я еще не знаю, как возникла сама жизнь или как возникла Вселенная? Но при этом незнании я не могу принять на веру объяснение, что все это якобы создал Господь Бог. Я познакомилась с вероучениями других религий. Оказалось, что все и всякие религии, каждое вероисповедания, церковь и секта, которых в мире свыше двадцати тысяч, объявляют, что только каждая из них в отдельности обладают единственной и полной истиной в учении о Боге, о спасении и прочем сверхъестественном. Все они предлагают человечеству “единственную истинную мораль” и “единственное правильное решение проблем смысла жизни человека”. Я увидела сколько добрых дел совершается в мире во имя Ваше, то есть во имя Бога. Но я увидела тоже, сколь много зла (геноцид, преследования, войны – только часть этого зла) творится тоже во имя Ваше, во есть во имя Бога. Я увидела, что если люди попадают в беду, то они должны не возлагать надежды на потусторонние силы, а своими силами справится с ней, с бедой.
Ева почувствовала, что уж слишком расхрабрилась и с беспокойством стала ждать традиционного для Бога в случаях подобного богохульства взрыва грома и молний. Стоящая позади нее очередь в страхе молча отступила назад, чтобы нечаянно не привлечь к себе внимания и гнева Господа Бога.
- Ева! Вы совершенно забыли, что в сию минуту предстоите перед сами Господом Богом, на заключительном для Вас этапе Судного Дня. Почему это я должен позволять Вам – еретику, неверующему и атеисту! - вольности по отношению ко мне, в то время как вашего предшественника – набожного, преданного мне и любящего меня – я без всякого колебания отправил в небытие?! Объясните мне, пожалуйста, причину Вашего нынешнего поведения. Осознайте, над какой бездонной пропастью Вы сейчас стоите. Докажите, что Вы достойны войти в Царство Небесное, вечно жить в раю.
Ева пристально посмотрела Богу в глаза:
- “Почему я должна войти в Царство Небесное и вечно жить в раю?!” – спрашиваете Вы. Да хотя бы потому, что я, пожалуй, гораздо лучшее существо, чем Вы!
Если бы Ева оглянулась, то увидела бы, что все человеческие души в бесконечной очереди вошли в ступор и замерли в коматозном состоянии.
- Что ты сказала?! – произнес Бог. От его дрожащего от возмущения голоса затряслась гора.
У Евы пересохло в горле. Сама удивляясь, что осталась жива, она с яростью продолжила:
- Я сказала, что я лучшее существо, чем ты! Ведь ты на этом месте уже показал себе “во всей своей красе”! Мартину ты говорил, что только “наблюдал”, как болела и умирала его мать. Тоже мне нашелся “наблюдатель”! Существо такого ранга, как ты, должен помогать, спасать, а не наблюдать. А вот здесь, на этом месте ты уничтожил Мартина только за то, что у него не имелось “достаточных оснований” для веры в тебя. Но ведь вере в Господа Бога он подчинил всю свою жизнь. Мартин жил ради тебя и фактически отдал свою жизнь за тебя. Ты сам не дал Мартину, как и всем другим людям, достаточных оснований, чтобы верить в тебя, а когда люди по своему разумению находят для себя причины верить в тебя, - эти причины тебя почему-то не удовлетворяют! Ты слышишь молитвы верующих, но никогда не отвечаешь на них. Вместо помощи, ты оставляешь верующих решать проблемы по их собственному усмотрению и разумению. Ты безучастно смотришь на то, как люди унижают, порабощают и убивают друг друга по малейшим признакам расхождения в вопросах веры в Бога. В храмах, монастырях и молитвенных домах, воздвигнутых во славу Бога, дети физически и духовно растлеваются4. И это все в так называемых Домах Божьих. Во всем мире на протяжении всей истории люди мучили и мучат друг друга за ложные верования в богов, за верования не в того бога, за верования в любого бога. Наиболее бедное и беспомощное население копит и отрывает от себя последние копейки для того, чтобы оплатить ими обещанное им после земной жизни вечное счастье в Царстве Небесном.
Ева остановилась, чтобы передохнуть, и продолжила:
- А ты?! Чем занят ты, эдакой Всемогущий, Вселюбящий, Всеведающий, Всеправедный, Вездесущий5..? Ты только сидишь здесь и умудряешься за всем на земле только “наблюдать”… Да каждый на твоем месте, да с твоими способностями проявил бы гораздо и гораздо больше порядочности и сочувствия к людям, - твоим же творениям. Ты, возможно, и Бог, но ты существо… Безбожное6.
Бог улыбнулся:
- Ты окончила свою речь? Хорошо. Ева, ты производишь сильное впечатление.
Бог замолчал. Ева едва сдерживала свое порывистое, дыхание.
- Ты потрясла меня своим мужеством и содержанием своей речи, - продолжил после некоторого раздумья Бог. - Ты могла поверить в меня в силу разных ложных оснований, но ты стал атеисткой в силу ряда разумных оснований. Ты вела достойный образ жизни и правильно использовала разум, которым я одарил каждого человека. Хотя ты и пришла к безнадежно ложным заключениям в отношении моего существования, но ты пришла к этим заключения путем, который не подлежит осуждению. По моему благословения ты, Ева, можешь проходить в рай.
Но Ева не сделала ни шагу по направлению к раю. Вместо этого она твердо произнесла:
- Нет! Я не хочу в рай!
- Не хочешь?! Ты отказываешься от рая? Ты противишься моей воле? – Улыбка опять оставила вид лица Господа Бога.
- Неужели ты думаешь, что я захочу провести хотя бы минуту, не говоря уже о вечности, в компании с тобой? Ты без всяких поводов обрекаешь людей на страдания, нередко – на страдания на протяжении всей их земной жизни, а потом за возмущение своими страданиями осуждаешь на вечное небытие. Ты устранился от мира и тем самым позволяешь своим творениям по различным поводам преследовать друг друга из-за недостатка свидетельств существования Бога, - существования именно такого Бога, каким ты сейчас сидишь передо мной. Ты видишь все муки и заблуждения во имя твое и сиднем сидишь здесь в меру увеличения перед тобой очереди мертвых душ. И при всем при этом у тебя хватает нахальства наказывать прекрасных людей только за то, что у них, видите ли?, “не достаточно причин” для веры вот в такого Бога!
- Ева! Ну, хватит… Смотри, ворота рая уже открыты для тебя. Успокойся и ступай в Царство Небесное.
- Нет! Нет!! Если у меня сейчас есть выбор между исчезновением на веки и вечностью в присутствии такого чудовища, каким являешься ты, то я с радостью избираю уничтожение. Я только попрошу об одном, прежде чем ты меня уничтожишь…
- И о чем же ты просишь? – спросил Бог, теряя терпение.
- Я хочу, если у тебя хватит на то духу, смотреть мне в глаза, когда ты будешь меня уничтожать.
… Немного погодя следующее существо из очереди человеческих душ взошло на вершину горы. Наступил Судный День над земной жизнью следующего человека.
--------------------------------------- --------------------------------------- --
© Адриан Барнетт 2000 год
Перевод из английского с разрешения автора и примечания – Дулумана Е.К.
Примечания:
Адриан БАРНЕТТ (Adrian BARNETT) – современный видный английский атеист, писатель, автор ряда блестящих атеистических очерков, последний, 2000-ого года, из которых мы представляем на суд и на вкус посетителям атеистического сайта. На сайте “Научный атеист” Русских Поисковых Систем в этом году уже был опубликован материал английского атеиста под названием: “Адриан Барне. О бессмысленности молитвы: Боже, благослови маму и яблочный пирог!”. Адриан Барнетт имеет свою страничку в Интернете. Владеющие выходом на Интернет и английским языком могут познакомится с творчеством автора настоящего произведения и даже обратится к нему лично по адресу его электронной почты. Адриан Барнетт изображает Судный День по новейшим образцам протестантского вероучения которое не допускают, что христианский Бог является таким садистом, который может позволит себе вечно мучить в аду не угодивших ему людей и при этом наслаждаться их муками. К тому же, как видим, Страшный Суд над людьми совершается в индивидуальном порядке. Православные и католики считают, что Страшный Суд будет происходить не в виде индивидуального рассмотрения дела каждого человека, а скопом: с наступлением Страшного Суда Бог (или по его поручению – Ангелы) сразу отделят хороших верующих (овец) от плохих (от козлищ) и первых заберет к себе в рай, в последних отправит в кипящий смолой и пылающий неугасимым огнем ад. По своему первоначальному, библейскому, происхождению древне еврейское слово “Ева” (Хава) означает “Жизнь”. В некоторых популярных писаниях недоброй памяти воинствующих безбожников несправедливо утверждалось, что слово “Ева” (Хава) означает “Ребро” и означает униженное положение женщины, которая, мол, сделана из ребра Адама – первого мужчины на земле. В английском языке слово “Ева” (“eve”) “Канун”, “Накануне”. Трудно понять чем именно понравилось Богу имя Евы. Или это только выражение джентльменства Господа Бога. В странах христианского Запада не умолкают и все больше разрастаются скандалы вокруг сексуальных, психических и наркотических преступлений священнослужителей всех христианских деноминаций над детьми. В атеистических газетах и журналах этим преступным деяниям “святых отцов” отведены даже постоянные разделы. Ева по христианскому Катехизису начала перечислять положительные свойства христианского Господа Бога. Ева употребляет слово “Безбожник” в общепринятом в среде верующих понимании, в смысле – “Плохой”, “Аморальный”, “Преступный”.Сам же Бернетт использует здесь игру слов: Бог – Безбожный: “You may be God, but you are far from Godliness." (Ты, возможно, и Бог, но ты далек от сущности/линии Бога.)