Отмоется ли РАН от позора?

10 лет назад при Санкт-Петербургском Союзе ученых была открыта Высшая религиоз-но-философская школа. В этом не было бы ничего особенного и тем более предосудительного, если бы ВРФШ занималась религиоведением, то есть изучением различных религий - так, как люди занимаются изучением, скажем, бабочек, ящериц или национальных костюмов. На самом же деле там изучают отнюдь не религиоведение, а богословие, причем, конечно же, православ-ное. Иными словами в стенах этого научно-просветительского учреждения просто неприлично задаваться вопросами такого типа:
  • Продиктована ли Библия богом (и есть ли он вообще) или сочинена людьми, не очень раз-биравшимися в устройстве Вселенной?
  • Существуют ли не то что научные, а хотя бы мало-мальски убедительные и правдоподобные аргументы в пользу божественного происхождения Библии?
  • Какие мировоззренческие преимущества имеет Библия перед другими мифологиями?
И так далее - подобные вопросы можно задавать без конца.

Но нет, судя по всему, преподавателей и слушателей ВРФШ такие сомнения не гложут и не терзают.

И вот в ознаменование десятой годовщины учреждения этого научно-богословского ин-ститута (а также грядущего Третьего тысячелетия и 2000-летия христианства) с 30 ноября по 2 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция "Наука и вера". ВРФШ заранее озаботилась тем, чтобы никаких "неудобных" докладов на конференции не прозвучало. И на так называемой "свободной" дискуссии неудобные оппоненты слово не получили также. Среди прочего говорилось в докладах и о том, что религиозная вера способствует общему повышению нравственности человечества. При этом как-то забыли упомянуть, что на этой стезе особенно впечатляющих успехов религия добилась в Афганистане (и в других странах Среднеазиатского региона), на Ближнем Востоке (Израиль и Палестина), в Чечне, в Северной Ирландии... Это если говорить только о современности, не вдаваясь в глубины веков...

Но кульминацией конференции был МОЛЕБЕН, отслуженный в здании Российской Академии наук по православному обряду. Только вот удивительное дело: почему-то не было ни намаза, ни иудейской молитвы, ни шаманского камлания с бубнами, плясками вокруг костра и ритуальным жертвоприношением какого-нибудь черного петуха или белого кролика.

Нет, этим молебном Российская Академия наук вовсе не дала понять, что существова-ние бога не может быть ни доказано, ни опровергнуто. Это истина, спорить с которой бессмыс-ленно, и ради того, чтобы присоединиться к очевидному, молебен не требуется. Российская Академия наук собственноручно расписалась совсем в другом.

  • Российская Академия наук молчаливо признала, что православие - единственно правиль-ная из всех религий.
  • Российская Академия наук молчаливо признала, что молитва имеет магическую силу, то есть способна изменять естественный ход вещей. В частности, во время эпидемий молебны эффективнее вакцинации населения. Молитвой также можно снизить уровень радиации во-круг Чернобыля до 20-25 микрорентген в час.
  • Российская Академия наук молчаливо признала, что происхождение Библии - божествен-ное, а не человеческое.
  • Российская Академия наук молчаливо признала, что в Библии поэтому нет ни одного невер-ного утверждения.
  • Российская Академия наук молчаливо признала, что Освенцим, Майданек, ГУЛАГ и многое другое - заслуженная расплата человечества за съеденное когда-то яблоко.
  • Российская Академия наук молчаливо признала, что страданиями одного человека можно погасить прегрешения других людей. Например, выпоров своего сына, отец тем самым мо-жет аннулировать долги своих сослуживцев и знакомых, которым он когда-то надавал денег взаймы.
  • Российская Академия наук молчаливо признала, что в момент произнесения православным священником волшебных заклинаний вино и просфора превращаются в кровь и тело Иисуса Христа. Причем это превращение происходит не символически, не "как бы", не понарошку, а реально, всамделишно.
  • Российская Академия наук молчаливо признала, что настанет день, когда все покойники, сколько их накопится к тому времени за всю историю человечества, оживут, повылазив из своих могил.
Добровольно или вынужденно пошла Российская Академия наук на это беспрецедент-ное позорище - об этом можно только гадать. Но во всяком случае отмыться от него ей теперь будет очень непросто.

Как минимум, Российской Академии наук придется во всеуслышание заявить, что не-возможность доказать или опровергнуть существование бога - это одно, а наивные сказки о разного рода богах, сочиненные первобытными народами - это нечто совершенно другое. Российской Академии наук придется во всеуслышание заявить, что все без исключения рели-гии, которых за историю человечества накопилось много десятков тысяч, она, Академия наук, считает одинаковыми заблуждениями, не имеющими никакого отношения к реальности. Из всех этих религий ни одна не имеет бесспорных преимуществ перед другими и ни одна не име-ет никакого отношения к абстрактно-философскому Мировому Духу, существование которого, впрочем, находится под большим вопросом.

Российская Академия наук должна твердо заявить, что ни в каком небесном покрови-тельстве она не нуждается, а потому раз и навсегда просит не беспокоиться господ священно-служителей (любых конфессий), а также гадателей по звездам, магов, колдунов, волшебников, предсказателей по овечьим кишкам, снимателей сглаза и порчи, толкователей снов и тому по-добную публику. (Это не означает, что всем таким людям вход в Академию запрещен. Разуме-ется, они могут там появляться в качестве гостей, экскурсантов и т. д. - но не более того).

Для того, чтобы отмыться от позора, Российской Академии наук необходимо публично признать постыдную слабость - допущение молебна в своих стенах - и торжественно заявить о том, что больше это никогда не повторится.

Захочет ли Российская Академия наук это сделать - вопрос другой.

За Державу обидно...

Петр ТРЕВОГИН, которого Господь Бог
в неизреченной Своей мудрости сотворил атеистом

Брань, оскорбления, проклятия и обещания вечных адских мук в геенне огненной - направ-лять вот сюда:
trevogin@pt4840.spb.edu
Y