© "Компания"
Благая весть по-китайски
Грузовые авиакомпании устроили "итальянскую забастовку" против Патриарха
Дмитрий Татаринов
У г-жи Сотниковой всегда был самый высокий круг общения |
С 23 марта жизнь "оптовиков", перевозящих крупные партии товаров из зарубежных стран, превратилась в ад. Уже неделю крупнейшие грузовые операторы, среди которых "Альфа-Авиа" и "Ист-Лайн", не заказывают грузовые рейсы из Китая и Арабских Эмиратов. Резко снизилось число полетов из Турции, стран ЮВА, Италии. В российских и зарубежных аэропортах скопилось около 80 Ил-76, на которых в страну доставляют все - от дешевой видеотехники до летней одежды.
Грузооператоры приостановили рейсы по собственной воле. Таким образом они пытаются не допустить монополизации рынка операторских услуг Российским фондом примирения и согласия, контролируемым близкой к Патриарху всея Руси персоной - знаменитой Гюльназ Сотниковой.
Мягкая подсадка
Бизнес грузовых авиаперевозчиков состоит из двух частей: контрактные перевозки по постоянным договорам и доставка партий товаров мелких фирм, которым нет необходимости покупать целый борт самолета. Транспортировка "челночных" грузов - а именно "челноки" в складчину покупают каждый рейс самолета - сложная система со своими законами и правилами.
Сбором всех мелких заказов и консолидацией грузового рейса занимаются не сами авиакомпании-грузоперевозчики, а посредники, которых принято именовать операторами, и их агенты. Это независимые и достаточно крупные компании, владеющие собственными таможенными терминалами в аэропортах. Оператор обеспечивает заказами и дает гарантию грузополучателю-импортеру, что его партия товара прибудет в срок и будет растаможена по определенным тарифам.
Ситуация изменилась в конце марта, когда китайские карго-агенты, получившие информацию о резком повышении тарифов с борта, прекратили заказывать рейсы. Однако истинная причина, по которой самолеты не поднимаются в воздух, в авиационном мире является секретом полишинеля. Причину ласково зовут "Гуля", и это имя, похоже, хорошо известно в Московской Патриархии.
О г-же Сотниковой рассказывают так много, что по мотивам этих рассказов можно написать авантюрный роман и издать в "Эксмо". Гюльназ Сотникова является руководителем Российского благотворительного фонда примирения и согласия, реализующего программы при поддержке РПЦ. Одновременно Сотникова - совладелец ряда компаний-импортеров: крупного дистрибутора детских игрушек ООО "Вертекс", компании-импортера "Вертекс-Авиа". Бизнес г-жи Сотниковой распространяется на сферу импорта и дистрибуции кондиционеров, бытовой техники, одежды. Сотникова хорошо знакома с Патриархом Алексием II и является одним из его доверенных лиц. К компаниям Сотниковой, говорят, имеют претензии ГТК и МВД, но официальных обвинений предпринимателю не предъявлялось.
Не угодно ли вам примириться?
Именно Сотникову представители авиакомпаний неофициально обвиняют в том, что происходит с грузоперевозками. Корреспондент "Ко" слышал эту историю в нескольких вариантах, и совпадение ее до всех подробностей может говорить либо о сговоре против честной женщины ВСЕХ российских грузоперевозчиков, либо о том, что все это чистая правда. Говорится буквально следующее.
Несколько месяцев назад Гюльназ Сотникова предложила руководству компаний-операторов прекратить сотрудничество с агентами и впредь работать только с Фондом примирения и согласия, структуры которого будут выступать агентом по всем рейсам из Китая. Было сообщено, что рентабельность бизнеса перевозчиков не изменится, но грузополучатели помимо принятых отчислений будут платить некоторые суммы то ли в фонд, то ли на счета каких-то других фирм. В обоснование своих непомерных амбиций (речь идет о контроле над грузопотоком, объем которого составляет не менее $1 млрд в год) Сотникова не приводила никаких документов, не предлагала подписать никаких договоров, но ссылалась на то, что соответствующее решение, отдающее фонду монополию на доходном рынке, принято "на самом верху".
Представители авиакомпаний ответили категорическим отказом. "Мы готовы были говорить с Гулей, но ведь то, что она предлагает, - это же какая-то уголовщина: ни документов, ни договоров, ни схем, перечисление денег черт знает куда. И главное - никто не понимает, с какой стати мы должны заниматься этой ерундой", - говорит топ-менеджер одной из компаний, имевший непосредственное отношение к конфликту.
Агент, единый и всемогущий
По информации, полученной "Ко" из источников, близких к Белому дому, предложения Гюльназ Сотниковой уже оформлены в виде документа "О создании единого агента рынка международных грузовых перевозок между КНР и РФ". Суть документа в следующем: под эгидой Фонда примирения и согласия создается организация, которая будет выступать единым агентом для организации продаж грузоперевозок. Проект не предусматривает ликвидации операторов как таковых, но предполагает, что их функции будут сводиться к техническим - обслуживанию груза на терминалах. Все расчеты предлагается передать фонду. Это, по мнению авторов бумаги, позволит "нивелировать конкуренцию для российских участников", "снизит хаотичное изменение цен на рынке, поставив их под плановый контроль Агента", "позволит повысить цены на услуги российских авиакомпаний и авиаперевозчиков". Документ, судя по всему, предусматривает любопытную подробность: как единый агент на авиатранспорте компания будет выступать лишь на первом этапе.
Проект означает следующее: все грузоперевозки по рейсам из Китая (а возможно, и не только из Китая) будут контролироваться одной компанией, действующей под эгидой негосударственной структуры - фонда при РПЦ. Судя по тому, что предложения Сотниковой известны в правительстве, кому-то они показались любопытными: минимум $1млрд ежегодно обрадует любой банк. Тем не менее к началу весны 2000 года операторы посчитали, что проект, как и в 1998 году, похоронен.
Ситуация изменилась в конце марта, когда операторы получили точные сведения из своих источников. При этом в кулуарах говорили: "ГТК тут ни при чем. Те, кто договорился с Сотниковой, никаких проблем иметь не будут". Ответ операторов последовал незамедлительно. 22 - 23 марта лидеры рынка прекратили грузоотправления по ряду популярных "челночных" направлений. Компании продемонстрировали: с Сотниковой они будут бороться.
Был ли Путин?
Официально существование конфликта с Сотниковой признали на сегодняшний день представители всех профессиональных ассоциаций авиационной отрасли (АЭВТ, АСАГРО и АГАК). Представитель АГАК Дмитрий Столяров сообщил, что организация подготовила соответствующее обращение в правительство и ФСВТ, касающееся конфликта с Фондом примирения и согласия. По данным "Ко", обращения, в подробностях анализирующие суть идей Сотниковой, уже направлены в адрес Михаила Касьянова и Владимира Путина.
Впрочем, сами грузооператоры комментируют ситуацию крайне неохотно.
Молчат и большинство авиакомпаний, несущие убытки от простоя самолетов. Так, коммерческий директор "Аэрофлота" г-н Зурабов заявил, что он "вообще не в курсе ситуации". Менеджеров можно понять. Представьте, что из ГНС вашему партнеру приходит предложение вместо уплаты налогов отчислять десятину ближайшему монастырю, угрожая в случае несогласия рейдом ФСНП. А вдруг это не шутка - завтра и к тебе придет святой отец с предложеньицем...
Есть и более серьезная причина, по которой конфликт воспринимается как нечто среднее между скверным анекдотом и набегом рэкетиров. Говорят, вопрос о том, что Фонд примирения и согласия должен стать монополистом-посредником, был решен во время встречи только что назначенного премьер-министром Владимира Путина и Патриарха Алексия II.
Трудно сказать, насколько эта информация соответствует действительности Совпадение? Не будем утверждать, что все рассказанное больше чем байки. Однако прецедентов таких "решений" накануне выборов 1992 и 1996 годов было очень много - и Московская Патриархия принимала активное участие в этой "эпопее льгот". Остается лишь гадать: правда ли, что президент не стеснен никакими предвыборными обещаниями?