Проф. Дулуман Е.К. -
доктор философских наук,
кандидат богословия
Святая Троица на весах истории и богословия.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Вопросы Моисеенко Сергея.
2. В религиозной вере понимать нечего.
3. Дискуссия о догмате Святой Троицы только
при богословском подходе имеет какой-то смысл
4. Источники христианских верований во
Святую Троицу.
5. Первоначальные и ранние христиане не верили
в Святую Троицу, не имели понятия о ней.
6. Никео-Цареградский Символ веры не
знает Святой Троицы.
7. Догмат о Святой Троице – порождение
неоплатонизма.
8. Современный догмат о святой Троице впервые был
сформулирован анонимом.
9. Насильничанье Библии во имя догмата о
Святой Троице.
10. Разнобой Святой Троицы в верованиях
современных христиан.
1.Вопросы Моисеенко Сергея.
Моисеенко Сергей обратился к нам с таким вопросом:
“Уважаемый Евграф
Каленьевич!
Стою на позициях атеизма. Ваши работы бьют в
самую точку.Благодаря вашим публикациям стал
одолевать верующих в спорах. В Православии есть
трудные для понятия места. Разберите пожалуйста
на А-Сайте если это можно такие вопросы:
1.Бог или нет Иисус Христос?
В Евангелии Он часто обращался к Богу: “ Отец мой небесный”, то есть сам молился Богу, и выходит, что не он есть Бог. А в диспутах мне говорят, что Он - Бог. Выходит - было раздвоение: один на небе, а другой на земле. По монотеизму такого не должно быть. Мне отвечают, что Бог сам по себе, а Отец, Сын и Святой дух три лица в этом едином Боге. Китайская грамота какая-то.
2.Что такое Святой Дух? Что такое Святая Троица: Отец, Сын и Святой дух?
В спорах с верующими я часто не
могу возразить по этим вопросам из-за
непонимания этого.
С уважением Сергей. 27.05.2000.”
2. В религиозной вере понимать нечего.
Уважаемый Сергей!
Рад видеть в тебе единомышленника.
Начну с конца твоего письма: “В спорах с верующими я часто не могу возразить по этим вопросам из-за непонимания этого.”
Сергей! Религиозная вера в своем существе не совместима с разумом и резко враждебна ему. Она, религиозная вера, – абсурдна и противоразумна от начала и до конца. Даже до мозга костей разумный человек, открывая себе двери в религию, оставляет свой разум за порогом. В религии верующему никак и никаким образом не предлагается что-то ясно разуметь. В сфере чистой религии надо бездумно, слепо и темно верить. При входе в религию, как и в исчадие ада, незримо висит лозунг: “Оставь свой разум всяк сюда входящий!”
Ты хочешь с верующими с пониманием говорить о том, чего они и сами не понимают. Если ты сумеешь помочь верующим ясно осознать, что они при своей вере в Святую Троицу верят в то, не зная во что, – это тот предел взаимопонимания, которого ты можешь достичь в общении с верующими. (В данном случае я говорю о верующем в его чисто религиозном проявлении; об абстрактном верующем в отвлечении от реального верующего человека, в котором религиозные элементы находятся на периферии его реальной духовной и материальной жизни.)
Ты говоришь, что христианское учение о святой Троице – какая-то китайская грамота. Здесь ты высказываешь слишком высокое мнения о разумном содержании религиозных догматов. Христианское учение о Святой Троице – хуже китайской грамоты. Христианское учение о Святой Троице – это концептуальный блеф, выкидыш извращенного религией разума.
При дискуссии с христианскими богословами или, как говорится, с “подкованными” христианами надо постоянно иметь в виду, что они - при всем своем старании и при наличии у них ума палаты - никак не могут ни объяснить содержание, ни обосновать какими бы то ни было аргументами излагаемое их блудливым языком учение о Святой Троице.
3. Дискуссия о догмате Святой Троицы только при богословском подходе имеет какой-то смысл
Если ты, Сергей, в силу разных причин и обстоятельств вовлечены в дискуссию с верующими христианами о догмате Святой Троицы, то имей в виду, что подобные дискуссии уместны только в чисто религиозном, чисто богословском плане. И в этом, богословском, плане легче узреть несостоятельность догмата о святой Троице. И таких, религиозно-богословских, аргументов несостоятельности догмата о Святой Троице более чем предостаточно.
Не знаю, смогу ли я вот так, слёту, изложить или хотя бы перечислить аспекты религиозно-богословской несостоятельности христианского учения о Святой Троице. Попробую, но ты, Сергей, и читатели нашего обмена мнением , не будьте слишком взыскательны ко мне. “Святая Троица”, которой, несомненно, нет в наличии, она не существует, – орешек тягомотный.
Для христиан, разделяющих догмат о Святой Троице, высшим и конечным аргументом, оправдывающим истинность этого догмата, является Библия – священного писание самого Господа Бога. Но Священное писание ясно и четко нигде не говорит о сущности Святой Троицы. Более того, Библия не дает основания для веры в существование Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа святого. Христианство исторически начало формироваться в рамках иудейской религии, которая почитала только Одного, своего национального Бога, - Бога Яхве. Верующие иудаисты, евреи, до сих пор почитают только одного, своего, библейского Бога. Правда, в древнейших христианских писаниях, часть из которых под названием Нового завета стали составным элементом христианской Библии, основатель христианства Иисус Христос называется Сыном Божьим (Матфея, 3:17; 4:3; 11:27; 14:33; Марка, 1:11; 5:7; 14:61; Луки, 1:35; 4:3,9; ). Но в Библии сынами божьими называются те, кто верит в библейского бога, кто верно служит ему. По Библии, Сыны божьи полюбили было дочерей человеческих, что очень не понравилось Господу Богу и Он, Бог, навел на землю потоп (Бытие, глава 6); сынами божьими в книге Иова называются, по-видимому, ангелы (25:6). В Псалтыри все верующие евреи называются сынами Всевышнего (Псалом 81:6; 88:7). В своей знаменитой Нагорной проповеди сам Иисус Христос миротворцев называет сынами божьими (Матфея, 5:9). Так что библейское название Иисуса Христа сыном божьим не дает основания считать его Богом Сыном. Сын Божий и Бог Сын – это, как говорят в моей родненькой Одессе, две большие разницы. Если верить евангельским рассказам, то Иисуса Христа казнили не за то, что он называл себя сыном божьим, а за то, что дерзнул было назвать себя Богом, то есть назвать себя Богом Сыном , “делая себя равным Богу” (Иоанна, 5:18; 22:70). Правда, Иисус Христос, согласно евангельским рассказам никогда открыто не называл сам себя Богом Сыном; в таком самоназвания его, опять по рассказам евангелий, несправедливо обвиняли иудеи (Матфея, 26:59-60; 27:12; Луки, 23:14).
(Отступление: В моей статье на “А-сайте” о происхождении и содержании имени “Иисус Христос”, написано о двух источниках формирования церковно-христианского образа Иисуса Христа. Один из этих источников – историческая личность, которая никогда не претендовала на звание Бога, но претендовала только на звание посланника Бога, Мессии – на сына божьего. Прочти, Сергей, этот раздел статьи. Он облегчить твои беседы с верующими о Святой Троице.)
4. Источники христианских верований во Святую Троицу.
Когда христианство было изгнано из иудаизма, порвало свою пуповину связи со строгим библейским вероучением, в его среду начали вливаться языческие - не библейские и не иудейские – верования в богов спасителей (Адонис, Митра, Озирис и другие), а вместе с языческими богами спасителями и верования в существование Трех ведущих богах небесного пантеона (так называемая Тримурти, Троица, в ведизме: Брахма, Вишну и Шива; Троица вавилонской религии: Ану, Энлиль и Эа; древнеегипетская троица: Озирис (Бог Отец), Исида (Богиня Мать) и Гор (Бог Сын) и так далее).
Значительное влияние на формирование христианского учения о Святой Троице оказало философско-богословское учение гностицизма, который господствовал в общественном мнении в начале нашей эры. В гностицизме причудливым образом сочеталась философия неоплатонизма с религиозными верованиями. Одним из первых и виднейших деятелей гностицизма был иудейский раввин Филон Александрийский (25 год до нашей эры, 50 год нашей эры). Филон попытался сочетать неоплатонизм с библейскими верованиями, точнее с самим текстом Библии. “Труды” Филона Александрийского подошли христианству как нельзя более кстати. Общаясь с творчеством Филона христианство одновременно почитало, по иудейскому обычаю, святость Библии, с одной стороны, а с другой – приобщалось к языческой культуре и философии неоплатонизма. Не случайно ряд исследователей (Бруно Бауэр, Штраус, Энгельс) считают Филона Александрийского “отцом христианского вероучения”.
Гностицизм 1-2 столетия нашей эры вместе с христианством оторвался от иудаизма и начал “развиваться” на своей уже собственной основе. На этом этапе большими мастерами своего дела оказались гностики Валентин и Василид, которые ввели в свое учение представления об эманации божества, об иерархии истекающих из природы Бога сущностей… Не буду дальше живописать учение гностиков, поелику в нем – тьма размазни мистической, к популярному и связному изложению которой не так просто подступиться. Вернемся к христианству.
5. Первоначальные и ранние христиане не верили в Святую Троицу, не имели понятия о ней.
В первых сочинениях христиан, вошедших (Апокалипсис, первые три Евангелия) и не вошедших в канон Нового Завета, ни Богом Сыном, ни тем более Святой Троицей еще и не пахнет. Христиане до середины 2-го столетия ещё не имели никакого понятия о Святой Троице. Если бы им в то время какой-то христианский проповедник начал говорить о Святой Троице, они – первоначальные и ранние христиане - посчитали бы его несусветным еретиком.
Сквозь трещины раннего христианства незаметно, по чуть-чуть, постепенно запахи грядущего догмата о Святой троице впервые начали просачиваться только с середины 2-го столетия, впервые явственно – в Евангелии от Иоанна. В нем, действительно, Иисус Христос возносится на уровень Слова Божьего, Логоса, на уровень Божества, можно сказать – Бога Сына. Но, учти Сергей: эта дурь начала заводится в христианстве со второй половины 2-го столетия, более чем через 150 лет после Рождества, прихода в наш грешный мир, Иисуса Христа. Реальный, исторический, Иисус Христос, его апостолы, непосредственные последователи апостолов этой дурью не маялись.
Правда, пришедшие в христианство верующие из не евреев сразу принимали Иисуса Христа за Бога и, как свидетельствовал Плиний Младший в начале 1-го столетия, “молились Иисусу Христу как Богу”. Но это делали ни в коем случае не христиане из евреев. Христиане из евреев еще и в 3 столетии имели свое представление об Иисусе Христе, не возводили его в ранг Бога. Таких христиан в то время называли иудействующими. (Во всех, богословских и научных, исследованиях и учебниках по истории раннего христианства подробно описывается сущность иудействующего христианства. Жаждущий более подробной истины может черпать оттуда дополнительные сведения.)
6.Никео-Цареградский Символ веры не знает Святой Троицы.
В 4-м столетии, став господствующей государственной религией, христианство уже признавало Иисуса Христа в определенной, не в полной, мере Богом, но в Святую Троицу еще не верило, догмата о святой Троице не имело и не признавало. На первом Вселенском соборе 325 года христианство выработало и утвердило краткое изложение своего вероучения и назвало его Символом веры. В нем было записано, что христиане веруют “Во единого Бога – Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого”.
Символ Веры – в огромнейшем почете у христиан. 95% современных христиан считают его Образцом изложения сущности христианской веры. Те христианские церкви, деноминации, расколы, секты, которые не признают Символа веры (Он называется Никео-цареградским, поскольку был принят на двух первых соборах, которые состоялись в городе Никея и Царьгороде, то есть в Константинополе.) не признаются христианскими. Так вот, согласно тексту Никео-Цареградского Символа Веры, Единым Богом, Творцом неба и земли, всего видимого и невидимого является Бог Отец. Обратите внимание, в символе веры только Бог Отец называется Богом. (См. Приложение №1.)
Ниже в Символе веры говорится: Верую “И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, Отцом рожденного…” Присмотритесь. Здесь, в этом же Символе веры, Иисус Христос признается за Сына Божьего, но не называется Богом, а называется только Господом, точнее – господином.
Никео-Цареградский символ веры был написан по-гречески. К сущности Бога Отца в нем применено слово “Theoc”(Феос, Теос) – Бог, а по отношению к Иисусу Христу только слово “Kirie” (Кириос,Кирие -Господин, Господина. В Символе Веры Иисус Христос не признается за Бога. Когда церковных верхи христианской церкви писали этот Символ веры, то они были строгими монотеистами, в их религии был только один и единственный Бог – БОГ ОТЕЦ. Это все равно, что жители, к примеру, Красноярского Края говорили бы сейчас, что для них во главе всей России стоит Единый президент Путин (Единый для всех БОГ ОТЕЦ) – а так оно и есть! - и что для них власть в Крае сосредоточена в руках Единого губернатора Лебедя (Единородного для Красноярского края Господина, губернатора от Президента.) – а это тоже так и есть!
Став государственной религией, выйдя из темного и сырого подполья на свет божий, христианская церковь, осмотревшись, начала вписываться в культуру греко-римского мира. По сравнению с богатством культуры греко-римского мира христианство выглядело не столь бедным родственником, сколько бездомным изголодавшимся бомжем. Вот бомж и начал “приватизировать” богатства развитого греко-римского “социализма”. А там, как и здесь, было что “прихватизировать”. Вот распорядится всем этим богатством прихватизаторы те, как прихватизаторы и эти, не сумели. У тех не хватало ума, как у этих не хватает совести. Что изо всего этого получилось в целом для культуры и граждан, история видит тогда, как мы с вами аналогично видим сейчас. Аналогия – полнейшая, а поэтому, Сергей, объяснять верующим проблемы догмата Святой Троицы сравнительно доступно.
7. Догмат о Святой Троице – порождение неоплатонизма.
А поскольку христианству, ставшей государственной религией и в силу этого взявшего на себя функции общегосударственной идеологии, нужно было запастись впрок ставшей бесхозным языческим богатством, в первую очередь, - богатством мировоззренческого плана, чтобы можно было “все и до чего” объяснять гражданам страны. Это мировоззренческое богатство в то время было сосредоточено в неоплатонизме , которое некогда, как сказано выше, стояло в истоках мировоззрения первоначального и раннего христианства, можно сказать – в истоках самого христианства. К 4-5 столетия философия неоплатонизма достигла вершины своего расцвета, а гностицизм безвозвратно канул в вечность, оставив на христианстве только свои родимые пятна. Неоплатонизм в творчестве его таких великих ( великих – без дураков) представителей, как Ямвлих, Прокл, Плотин, Порфирий, Прокл отражал весь мир, от Единого Абсолютного Бога до материи и преисподней, в виде цепи взаимосвязанных и порождающий друг друга Триад. Так, например, неоплатоник Прокл (410-485) в процессе эманации (истечения) всего сущего из Единого абсолютного Бога усматривал три момента: 1. Произведение надлежащего к произведению в производящем. Этот начальний момент, по Проклу, находится в состоянии слитного, нерасчлененного единства (“Mony”, мони). 2. Выход производимого из производящего (“Prodos”, продос). 3. Возвращение произведенного в производящего (“Epistrophy”, эпистрофи). Это, так сказать, всеобщая методология к постижению всего сущего. Изложив этот принцип, Прокл переходит к более детальному раскрытию наличных сущностей на каждом моменте развития. Превыше всего он ставит Божественное первосущество, которое превышает всякое существование. Для него “божество есть всеобщая причина, но не причинным образом; оно высшее добро, но вне всякого конкретного добра”… Вот так, вот таким макаром!
Первой эманацией божественного первоначала являются геннады (рожденные), которые способствуют переходу от Единственного (от Единицы) к множественности. Первой происшедшей из геннад выступают эманированная сущность, стоящая на уровне божества и непосредственно связанная с Единым, - Мировой разум (“Nous”, нус, Мировой Разум), который эманиреут из себя Троицу Единосущную и нераздельную: 1.Бытие (в христианской Троице – Бог Отец); 2. Жизнь (в христианстве Дух Святой, как жизни податель) и 2. Логос, мышление ( в Евангелии от Иоанна – Сын Божий, Иисус Христос). И далее в рамках, в системе, методологией триадического мышления Прокл излагает все элементы постигаемого им мира. Заключительные разделы своего философствования Прокл посвящает проблеме мистического слияния человека с божеством, процесс возвращения отпадшего человека к Богу. Это обратный путь (путь человека к Богу) включает в себе тоже три момента: путь Эроса, путь Истины и путь Веры… Ну и так далее в таком же духе.
Следует иметь в виду, что все ведущие (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и другие) творцы христианского учения о Святой Троице обучались философии в действующей до 529 года афинской школе неоплатоников. В этой школе творцы христианского богословия учились, как тогда говорилось, эллинской мудрости, на основе этой неоплатонической эллинской мудрости сочиняли христианское учение о Святой Троице. В результате, на втором, в Константинополе, Вселенском христианском соборе (381 год) кружок Василия Великого под председательством Григория Богослова и Григория Нисского до Никейского Символа веры было дописано несколько предложений о Духе Святом. В этой приписке Константинопольского собора писалось: Верую и “ в Духа Святого, Господа Животворящего, от Бога Отца исходящего…” Таким образом к вера в Господина Иисуса Христа было прибавлено верование и в Господина Духа Святого. Оба они – и Бог Сын, и Бог Дух Святой – в Никео-цареградском Символе веры провозглашались не Богами, а только почти равными Богу Отцу Господами; ну, чем-то на подобие если уж не Губернаторов божественной вотчины, то уж точно полноправными Представителями Бога в этой вотчине, к примеру, как Представители Президента Путина в семи административных регионах России.
Но Никео-Цареградский символ веры еще не утвердил в христианстве догмат о Святой Троице в веру в неё в его современном понимании. Тогда, в 4 столетии официальная христианская церковь, называвшая себя единой, святой, вселенской и апостольской церковью, провозгласила веру в Единого Бога Отца и веру в Господа Сына божьего Иисуса Христа и Господа Духа святого. К этому здесь же добавим, что ни на одном из церковных соборов догмат о Святой Троице в его современном церковном понимании и богословском истолковании не утверждался поскольку он явно – и по форме и по содержанию – находится в вопиющем противоречии с каноническими решениями Первого и Второго Вселенских Соборов. Решения Первого и второго Вселенских Соборов не знают равных Богу Отцу Богов Иисуса Христа, Сына божьего; не знают равного Богу Отцу и Духа Святого, который, де, “от Бога Отца исходит”. Подчеркнем еще раз, поскольку в данном случае это очень и очень важно: Никео-Цареградский Символ веры знает Единого Бога Отца, его единородного Господина Иисуса Христа, Сына божьего ( “Пана Иисуса Христа” написано в украинском тексте Символа веры), а также знает Господина (Пана) Духа Святого, который исходит от Бога Отца.
8. Современный догмат о святой Троице впервые был сформулирован анонимом.
Догмат о святой Троице создавался вне текста Библии и вне канонов Вселенских Соборов. Впервые догмат о Святой Троице был анонимно сформулирован в христианстве только в 6 столетии. Этот догмат впервые изложен в документе, который вошел в церковную историю под названием “QUICUMQUE ” (Куикумкве) Название документа взято из первого слова его первого предложение, где писалось :” QUICUMQUE vult salvus esse, ante omnia opus est, ut teneat catholicam fidem” Кто желает спасенным быть, тот прежде всего должен держаться католической веры). И далее говорится о том, что надо верить в то, что Бог один по существу и троичен в лицах; что есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, но не три Бога, а Один Бог; что христианин обязан в равной мере почитать и молится отдельно Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу святому, но не как трем Богам, а Богу одному. (См. Приложение №2). Это Символ веры впервые был опубликован в приложении к сочинениям умершего в 542 году известного богослова и проповедника Цезаря Арльского (Caesarius ex Arles). В научных и добросовестных богословских кругах предполагается, что “Куикумкве” написал умерший в начале 6 столетия Сен-Винсент Лиринский (Saint Vincent ex Lerinius). Большинство исследователей приурочивают появление документа к 500-510 годам. Для придания авторитетности документу его создание католические богословы приписали святому Афанасию Александрийскому (святому Афанасию Великому; 293 -373) и присвоили ему имя “Символ Афанасия Великого”. Конечно, умерший за полтора столетия до написания “Куикумкве” святой Афанасий ни сном ни духом не знал о своем символе. В учебнике для современных русских православных духовных семинарий протоиерея Иоанна Мейендорфа “Введение в святоотеческое богословие” трактат “Куикумкве” вовсе не вспоминается и среди работ святого Афанасия Великого не указывается. Ко всему этому надо добавить, что святой Афанасий писал свои сочинения только на греческом языке, а “Куикумкве” дошло до нас на языке латинском. В греко-говорящей православной церкви это символа не знали до 12 столетия, до разделения в 1054 году христианской церкви на католичество и православие. Но со временем и в восточно-православном христианстве содержание “Куикумкве” было переведено на греческий язык и принято за образец изложения обще христианского вероучения о Святой Троице. Сейчас подавляющее большинство христианских церквей и сект принимают догмат о Святой Троице в изложении “Символа Афанасия Великого”.
9. Насилничанье Библии во имя догмата о Святой Троице.
Но трагедия христианского церковного учения о Святой Троице заключается в том, что этот догмат всесторонне обоснован с точки зрения неоплатонизма, но ни единым словом не подтверждается текстом священного писания. Чтобы ликвидировать этот досадный недостаток церковники собственноручно вписывают в Библию фразу: “Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино”. Эта фраза сначала вставлялась в послания апостола Павла, потом в послание апостола Петра, и, наконец, для нее было найдено более подходящее место в первом послании апостола Иоанна, где она находится и сейчас. Там сейчас написано: “Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью (и духом); не водою только, но водою и кровью. И дух свидетельствует (о Нем), потому что Дух есть истина. (Ибо три свидетельствую на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино.) Ибо три свидетельствую на небе: дух, вода и кровь; и сии три об одном” (1 Иоанна, 5:6-8). Слова взятые в скобки и выделенные курсивом отсутствую во всех древних списках новозаветных текстов.
После изобретения книгопечатания первое научное издание книг Нового завета на двух языках – греческом и латинском – осуществил Еразм Ротердамский (1469- 1536). В двух первых издания текста Еразм не печатал слова об Отце, Слове и Святом Духе, поскольку этих слов он не находил в имеющихся у него многочисленных списках Нового завета. И только в третьем издании, под давлением католической церкви, он вынужден был вставить так нужны догмату о Святой Троице слова. Это третье издание Библии Еразмом Ротердамским было потом еще раз тщательно отредактировано католической церковью и утверждено как каноническое под названием Textus Reptus (Принятый текст), которые стал основой для перевода Нового завета на все языки мира. Приняла эту вставку и православная церковь.
Вот так обстоят дела с происхождением и утверждением в христианской церкви догмата о Святой Троице.
10. Разнобой Святой Троицы в верованиях современных христиан.
Конечно, современное христианство, принявшее догмат о Святой Троице, вынуждено обосновывать его не ссылкой на неоплатоников, а на священное Писание. Но священное писание, не в пример творчеству неоплатоников, не дает никакого основания для признания этого догмата. Вот почему между христианскими церквами и сектами до сих пор существуют значительные разногласия в истолковании и понимании этого догмата. Так, детализируя взаимоотношения лиц Святой троицы, православная церковь считает, что Дух святой “исходит от Бога Отца”, а католическая, - что Дух святой “исходит от Бога Отца и от Бога Сына”. И та и эта церкви находят в Библии подтверждение только своего взгляда на Святого Духа. Православная церковь ссылается на выражение Иисуса Христа, который называет Духа святого Утешителем, духом истины и говорит что он, Дух Святой, “от Отца исходит” (Иоанна, 15, 26), а в другом месте – “Утешитель же, Дух Святый, которого пошлет Отец мой во имя мое” (Иоанна, 14:26). А католическая церковь в свое оправдание ссылается на то, что Иисус Христос, в данном случае - Бог Сын, говорит, что это он, Бог Сын, пошлет им Духа Святого (Луки, 24:49; Иоанна, 15:26;Луки, 4:1,18). Вот это католическое “и от Сына” (filioque, филиокве) до сих пор служит самым главным догматическим расхождением между православием и католичеством.
Хотя догмат о Святой Троица обязывает христиан верить в то, что Иисус Христос, Сын Бога, равен Богу Отцу, но в евангельский Иисус Христос сам говорит, что “Отец Мой больше Меня” (Иоанна, 14:28); “Отец мой больше всех” (Иоанна, 10:15).
Что же касается Бога Духа Святого, то о нем богословы предпочитают меньше всего говорить. Большинство протестантских проповедников говорят, что образ Духа Святого а нам еще не открыт, а другие, что Дух святой – это только такая сверхъестественная сила, которая исходит от Бога. В Библии нет ясных указаний на то, что Дух Святой – личность.
Ряд христианских церквей и сект сейчас не признают догмата о Святой троице. К ним можно отнести церковь унитарианцев, мормонов, иеговистов и некоторых других. Доминирующие христианские церкви, деноминации и секты предлагают тех, кто не признает Никео-Цареградского символа веры и догмат о Святой Троице, не считать христианами. Особенно резко, аргументировано и по-богословски догмат о Святой Троице критикуют Свидетели Иеговы (иеговисты), А поэтому атеистам, которые хотят развенчать христианский догмат о Святой Троице рекомендуется поручать это дело иеговистам, которых везде полно. Будет поучительно, интересно и полезно понаблюдать.
П Р И Л О Ж Е Н И Е №1.
НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ1)
ВЕРУЮ: Аминь.6) |
Примечания:
- Никео-Цареградский Символ веры сначала был написан сплошным текстом. Только потом, в 6-7 столетии, его текст был разделен на 12 частей (на 12 членов) по числу апостолов Иисуса Христа.
- Выражение “неба и земли” в тексте 1-го и 2-го Вселенский соборов приписывалось Иисусу Христу и было размещено во втором члене Символа веры. На 4-м Вселенском соборе (451 год) выражение “неба и земли” перенесено в 1-ый член и, таким образом, творения неба и земли приписано Богу Отцу.
- Выражение “Истинный Бог от истинного Бога” было вставлено в Никео-цареградский Символ веры в 451 году на 4-м, Халкидонском, Вселенском соборе.
- В 7-м столетии католической церковью здесь, после слова “Отца”, было вставлено выражение “и от Сына” (filioque).
- Слово “Вселенская” по-гречески звучит как “кафолическая”, “католическая”. А поскольку после разделения церквей в 1054 году западная часть христианской церкви называла себя церковью католической, то православная церковь это выражение Символа веры в своем тексте заменила на “Соборная”.
- Перевод с греческого языка наш. – Е.Д.
П Р И Л О Ж Е Н И Е №2.
Quicumque
“СИМВОЛ СВЯТОГО АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО”
QUICUMQUE vult salvus esse, ante omnia opus est, ut teneat catholicam fidem: | Если кто желает спасенным быть, тот должен, прежде всего, придерживатся католической веры: |
Quam nisi quisque integram inviolatamque servaverit, absque dubio in aeternam peribit. | Тот же, кто непоколебимо не разделят этой веры во всем объеме, тот вне всякого сомнения будет проклят на веки. |
Fides autem catholica haec est: ut unum Deum in Trinitate, et Trinitatem in unitate veneremur. | Вот в чем суть католической (веры): Мы поклоняемся Богу в Троице, а Троице в Единстве. |
Neque confundentes personas, neque substantiam seperantes. | (В Боге) личности не смешиваются, а сущность не разделяется. |
Alia est enim persona Patris alia Filii, alia Spiritus Sancti: | (В Боге) есть специфическая личность Отца, специфическая личность Сына, специфическая личность Духа Святого. |
Sed Patris, et Fili, et Spiritus Sancti una est divinitas, aequalis gloria, coeterna maiestas. | Но Отец, Сын и Святой Дух - это одна божественность, им одинаковая слава и извечное величество. |
Qualis Pater, talis Filius, talis Spiritus Sanctus. | Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой. |
Increatus Pater, increatus Filius, increatus Spiritus Sanctus. | Не создан Отец, не создан Сын, не создан и Дух Святой. |
Immensus Pater, immensus Filius, immensus Spiritus Sanctus. |
Бесконечный Отец, бесконечный Сын, бесконечный Дух Святой. |
Aeternus Pater, aeternus Filius, aeternus Spiritus Sanctus. | Вечный Отец, вечный Сын и вечный Дух святой. |
Et tamen non tres aeterni, sed unus aeternus. | Но имеется не три вечных, но один вечный. |
Sicut non tres increati, nec tres immensi, sed unus increatus, et unus immensus. | Таким образом имеется не три несозданных, не три безграничных но один несозданный и один бесконечный. |
Similiter omnipotens Pater, omnipotens Filius, omnipotens Spiritus Sanctus. | Как всемогущ Отец, так всемогущ Сын, так всемогущ и Святой Дух. |
Et tamen non tres omnipotentes, sed unus omnipotens. | Но имеется не три всемогущих, но один всемогущий. |
Ita Deus Pater, Deus Filius, Deus Spiritus Sanctus. | Как Отец – Бог, так и Сын – Бог, так и Дух - Святой Бог. |
Et tamen non tres dii, sed unus est Deus. | Но богов не три, но есть один Бог. |
Ita Dominus Pater, Dominus Filius, Dominus Spiritus Sanctus. | Как Отец – Господь (Господин), так И Сын – Господь, так и Дух Святой – Господь. |
Et tamen non tres Domini, sed unus est Dominus. | Но господ не три, а один Господин. |
Quia, sicut singillatim unamquamque personam Deum ac Dominum confiteri christiana veritate compelimur: ita tres Deos aut Dominos dicere catholica religione prohibemur. | На сколько католическая вера обязывает нас признавать каждое божественное лицо Богом и Господином ,на столько же она запрещает нам говорить, что есть три бога и три господина. |
Pater a nullo est factus: nec creatus, nec genitus. | Отец не изготовлен, не сотворен и ни от кого не происходит. |
Filius a Patre solo est: non factus, nec creatus, sed genitus. | Сын Отцом не изготовлен, не сотворен, но рожден. |
Spiritus Sanctus a Patre et Filio: non factus, nec creatus, nec genitus, sed procedens. | Дух Святой не изготовлен, не сотворён, не рожден, но исходит от Отца и от Сына. |
Unus ergo Pater, non tres Patres: unus Filius, non tres Filii: unus Spiritus Sanctus, non tres Spiritus Sancti. | Следовательно, имеется только один отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Дух Святой, а не три Духа Святых. |
Et in hac Trinitate nihil prius aut posterius, nihil maius aut minus: sed totae tres personae coaeternae sibi sunt et coaequales. | В этой Троице ничего нет прежде или потом, ничего большего или меньшего. Все три Лица совечны и равны друг другу. |
Ita ut per omnia, sicut iam supra dictum est, et unitas in Trinitate, et Trinitas in unitate veneranda sit. | Как следует из всего сказанного выше, Единого мы славим в Троичности, а Троичность в Единстве |
Qui vult ergo salvus esse, ita de Trinitate sentiat. | А тот, кто хочет спастись, именно так, как сказано, должен Троицу понимать. |
Sed necessarium est ad aeternam salutem, ut incarnationem quoque Domini nostri Iesu Christi fideliter credat. | Для достижения вечного спасения надо также твердо верить в воплощение Господина нашего Иисуса Христа. |
Est ergo fides recta ut credamus et confiteamur, quia Dominus noster Iesus Christus, Dei Filius, Deus et homo est. | Правильная вера в том, чтобы мы верили и исповедовали что Господин наш Иисус Христос, Сын Божий, есть Богом и человеком. |
Deus est ex substantia Patris ante saecula genitus: et homo est ex substantia matris in saeculo natus. | Как Бог, от рожден из сущности Отца прежде всех времен, а как человек, он был рожден в определенное время из субстанции своей матери. |
Perfectus Deus, perfectus homo: ex anima rationali et humana carne subsistens. | Он – совершенный Бог и Он – совершенный человек, с разумной душой и человеческим телом. |
Aequalis Patri secundum divinitatem: minor Patre secundum humanitatem. | Он равен Отцу по Его божественности, но меньше Отца по своей человеческой природе. |
Qui licet Deus sit et homo, non duo tamen, sed unus est Christus. | Хотя Он является Богом и человеком, но Его не два, а один Христос. |
Unus autem non conversione divinitatis in carnem, sed assumptione humanitatis in Deum. | Он один не потому, что его божественная природа превратилась в телесную, но потому, что его человечество воспринято в его божественности |
Unus omnino, non confusione substantiae, sed unitate personae. | Он один не в результате смешения субстанций, но в результате объединения в личности. |
Nam sicut anima rationalis et caro unus est homo: ita Deus et homo unus est Christus. | Подобно тому, как разумная душа и тело образуют единого человека, так божество и человечество образуют единого Христа. |
Qui passus est pro salute nostra: descendit ad inferos: tertia die resurrexit a mortuis. | Он страдал ради нашего спасения, сошел во ад, а третьего дня воскрес из мертвых. |
Ascendit ad caelos, sedet ad dexteram Dei Patris omnipotentis: inde venturus est iudicare vivos et mortuos. | Он взошел на небо, сидит по правую сторону Всемогущего Бога Отца, оттуда Он придёт судить живых и мертвых. |
Ad cuius adventum omnes homines resurgere habent cum corporibus suis: et reddituri sunt de factis propriis rationem. | При его Пришествии все люди воскреснут в своих телах и каждый даст отчет за свои собственные дела. |
Et qui bona egerunt, ibunt in vitam aeternam: qui vero mala, in ignem aeternum. | Кто совершал добрые дела, войдет в вечную жизнь; кто совершал дела греховные, будет ввержен в огонь вечный. |
Haec est fides catholica, quam nisi quisque fideliter firmiterque crediderit, salvus esse non poterit. Amen. | Вот сущность католической веры.
Каждый должен твердо верить всему изложенному,
ибо в противном случае он не добьется спасения. Аминь.1) |
- Латинский текст приведен по Приложению к сочинениям Цезаря Арльского. Перевод на русский язык наш. - Е.К.
_____________________________________________________________________
Изложенный выше материал может свободно копироваться, размножаться, использоваться проповедниками религии, простыми верующими и неверующими безо всяких ограничений.