Проф. Дулуман Е.К. –
доктор философских наук,
кандидат богословия.
От души и по-душам.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Письмо блуждающего между религией и атеизмом человека.
2. Андрей Александрович! Да не слушайте Вы их!!
3.Убояшася страха, идеже не бе страх (Притчи, 3:25).
4. Есть Бог или Бога нет – без разницы.
5. Не упустите шанс!
6. Отряхните религиозный прах от ног своих.
1.Письмо блуждающего между религией и атеизмом человека.
Хороший человек, мой соотечественник, прекрасный программист из Днепропетровска, из адреса электронной почты andrey@solana.dp.ua , написал мне письмо, искренность которого заставила меня ответить на него публично. Он пишет:
Здравствуйте уважаемый Евграф Каленьевич.Разрешите задать след. вопрос (извините я "блуждающая овечка" в религии и атеизме):
"Если нет Бога - значит человек это просто "ошибка/эксперимент" природы?
И кроме моего "я" больше ничего нет?! Т.е. существуют только объективные законы природы и человеческий субъективизм их истолкований?
Если так, то становиться очень страшно жить в этой жизни.
Ивините я не ученный поэтому не очень правильно могу изъясняться мне 40 лет живу в г.Днепропетровске программист
С уважением Андрей Александрович Матвиенко.
Уважаемый Андрей Александрович!
Что же это Вы блуждаете между двух двойных сосен: между Религией и Атеизмом да между Богом и Миром? Страшно, страшно в таком густом лесу! Ау-у-у! Люди!! Где вы?!! "Словно ищешь в потемках кого-то и не можешь никак отыскать" (Исаковский).
* * *
2. Андрей Александрович! Да не слушайте Вы их!!
Андрей Александрович!
Вы, несомненно, человек с высшим образованием. Вы – Программист, специалист по самой новейшей, самой передовой области приложения научных достижений последних десятилетий и вдруг так легкомысленно поддались несусветным наветам богословских мракобесов на науку. Как Вы могли поверить в то, что человек это просто "ошибка/эксперимент" природы? В природе нет ни ошибок, ни экспериментов. Это люди экспериментируют, люди ошибаются. А природа действует и прёт по строгим и неумолимым законам. По законам – и никаких гвоздей! В ней все закономерно.
Человек возник в результате процесса эволюционного развития на Земле. И возникновение жизни на Земле, и эволюционное развитие на Земле, и появление человека на Земле – явление вполне и вполне закономерное. И никаких тут тебе ошибок или экспериментов, как никаких тебе также чудес, вмешательств Бога да лепка Адама из праха и сотворение Евы из ребра Адама. Для ознакомления с этими закономерностями Вам надо бы послушать ученых биологов, эволюционистов, дарвинистов…
Если Вам недосуг углубляться в дебри биологических изысканий да итогов этих изысканий, то прочитали хотя бы опубликованные на “А-сайте” материалы Пучкова, Дзеверина, Довгаля (это новинки мая 2001 года) да русский перевод статей самого крупного современного ученого биолога и эволюциониста Ричарда Довкинса. Эти материалы и сейчас ждут вашего внимания. Мне думается, что по вопросам Программирования Вы не обращаетесь к богословами и не слушаете их галиматьи о числе 666 да штрих-кодах на товарах. А цена богословской мути по Программированию та же, что и цена церковных разглагольствований по проблемам эволюции да происхождении человека.
3.Убояшася страха, идеже не бе страх (Притчи, 3:25).
Мы вышли из животного мира, но биологически остаемся животными вида Homo Sapiens (Человек Разумный). Посмотрите на братий наших меньших и спросите: "А им не страшно?".
Им не страшно! В них природа вложила смысл жизни в сохранении самого себя для воспроизводства своего рода. Берите пример с животных и не бойтесь. Живите, набирайтесь сил, воспроизводите род человеческий и воспитывайте детей. Выживите, родите ребенка, заботой о нем вырастите его и пустите в жизнь также для воспроизводства рода человеческого, - вот вам и смысл вашей биологической (животной) жизни. Ради этого стоит жить! И ничего страшного в нашем биологическом существовании нет.
Ах, да! Вас мучит вопрос о своей смертности. Вы, как биологическое существо не хотите умирать? Не напрягайтесь, здесь склизко. Животные тоже не хотят умирать. (Вернее: боятся смерти). Но у них, как и у нас, безвыходное положение. Умрут они, умрем и мы. Но, оставаясь на биологическом уровне смысла жизни, будем и в смерти видеть смысл нашей жизни. Ведь родившие и устаревшие поколения родителей умирают во имя жизни, - во имя того, чтобы очистить место для своих потомков, для своих детей. А за счастье детей ни животным, ни нам, смертным, умирать не страшно. Или все-таки вам страшно? Если так, то это значит, что Вы своими человеческими усилиями подавили в себе природой данный нам инстинкт, а именно: инстинкт не щадить живота своего во имя своего биологического рода, в нашем случае, - во имя выживания Рода Человеческого.
Конечно, я с Вами вполне согласен, что жить человеку, обладающему сознанием и самосознанием (если говорить по-научному и по-атеистически) или душой (если говорить по-религиозному и по-богословски) – недостойно человека. Вполне согласен с Вами, - не достойно. Но посмотрите вокруг и увидите, что большинство людей живут, живут и не тужат, даже поют: “И жить будем, и гулять будем, а смерть придет – помирать будем!”.
Мы с Вами размышляем по-другому. Нам другие не указ. Другие – это что? Пфе! - И смотреть не на что. Мы во всем мире видим себя только в таком сопоставлении: “Я и Природа” или “Я и Бог”. Или Вашими же словами: "Если нет Бога - значит человек это просто "ошибка/эксперимент" природы? И кроме моего "я" больше ничего нет?! Т.е. существуют только объективные законы природы и человеческий субъективизм их истолкований?”
С матушкой Природой Вам скучно. Допустим. Но хотя с ней скучно, но она, матушка Природа, есть, она существует и от нее никуда нам не деться. Из Вашего подтекста видно, что Вам было бы веселее с Богом. Не спорю. Вам было бы с Богом веселее, но его, Бога-то, нет. Вы можете для увеселения примыслить себе Бога. И только! При-мыс-лить. От Вашего примысливания Бога сам Бог никак не появится. Но опять я с Вами не буду спорить. С Богом, хоть и примысленным, мнимым (созданным мнением и существующем только во мнении), Вам веселее. Другие для веселия примысливают себя Наполеоном, Деви Марией Христос, прокурором в палате дурдома, и им тоже весело. Каждому – свое.
Вам лично с мнимым Богом веселее. Но другим с этим Богом еще более жутко, чем с Природой. Если Бог действительно есть, то – бе-ре-гись человечество. Примысленная, к примеру, христианская Святая Троица для миллиардов неверующих, инаковерующих и не таких, как нужно, христиан приготовила вечные (вдумайтесь и прочувствуйте - в-е-ч-н-ы-е) страдания в адском пылающем огне да в кипящей смоле (Матфея, 18:8; 25:41; Марка, 9:43-48; 2 Петра, 3:7; Иуды, 1:7,23; 2 Солунянам, 1:8; Апокалипсис, 14:10; 21:8;). У вас есть гарантия того, что встречный или поперечный проповедник религии пытается всучить Вам добротный товар с божественным знаком качества? Где гарантия того, что, приняв от встречного/поперечного проповедника религии товар, Вы не стали инаковерующим, что Вы стали именно тем, что надо, христианином. В мире сейчас 2000 видов христианства, 1999 из которых, вне всякого сомнения, являются христианством не тем, что надо. Вы уверены, что уже выслушали/исследовали все 2000 видов христианства и Вам удалось избрать именно то единственное христианство, которое избавит вас от вечных мучений в аду? Вам с придуманным христианством мнимым Богом не страшно? Признайтесь – страшновато. А если нет, если и при этом вам не страшно, то мне остается Вам только порекомендовать, чтобы Вы запели вместе с узнавшем тайну Трех Карт Германом из “Пиковой Дамы” :
“Что наша жизнь?...
- Одни мечты.
Труд, Счастье? – Сказки для бабья.
Кто прав, кто счастлив здесь друзья?
Сегодня - ты, а завтра - я.
Так бросьте же мечты,
ловите миг удачи!
Пусть неудачник плачет,
кляня свою судьбу!”
Вам рукоплещет все человечество, кляня свою судьбу… Вас такая картина не пугает? Если нет, тогда вы человек – храброго десятка и нечего прикидываться пугливым. Или у Вас есть жгучая потребность в том, чтобы себя попугать? - Нет такой потребности? Если нет, то зачем вам нужно это соломенное пугало под названием Бог? Неужели только для того, чтобы не мучится вопросом о смысле жизни человека? Если именно для этого, то вымышленный, мнимый Бога Вам ничем не поможет.
4. Есть Бог или Бога нет – без разницы.
Весь существующих мир вместе с Богом в нем, если допустить существование Бога, не имеет в себе никакого смысла. И существование мира не имеет смысла, и существование Бога не имеет смысла. Или Вы думаете по-другому? Вы думаете, что существование мира самого по себе без Бога не имеет смысла, а вот существование Бога самого по себе уж непременно имеет смысл. Мир, мол, существует без смысла, а Бог существует со смыслом. Если Вы именно так думаете, то просветите нас, темных, в чем же смысл существования Бога? Я уж не спрашиваю Вас, откуда Бог? (Это, как говорят, “из другой оперы”.) Я спрашиваю, в чем смысл существования Бога? Поделитесь с нами соображениями на этот счет или попросите богословов просветить вас и нас по этой части.
Только человек, единственное существо в доступном нам мире задается вопросом о смысле бытия, смысле всего существующего, смысле своей жизни. Это человек, только человек и больше никто и ничто, задается вопросами о смысле жизни, ищет смысл жизни. Этот вопрос мы более или менее подробно рассматриваем в размещенной на “А-сайте” статье “Теорема о смысле жизни”. Мы там сделали единственно правильный вывод: 1. Человек приходит в мир, чтобы прожить осмысленную жизнь. 2. Жизнь человека имеет тот смысл, который он сам в нее вкладывает. 3. Не смотря на человеческую субъективность в выборе цели своей жизни, сам смысл жизни, кроме всего прочего, диктуется: а) биологической природой человека, б) обществом и в) личными талантами, способностями и предназначением, которые должны быть реализованы. А существование или отсутствие при этом Бога, как говорил известный французский философ экзистенциалист и драматург Сартр, ничего не меняет. Нет Бога, - человек сам должен делать свою жизнь естественно осмысленной. Есть Бог, без разницы, - человек сам должен делать свою жизнь по-божески осмысленной. Или Вы считаете, что при наличии Бога человеку уже нечего беспокоится о делании своей жизни осмысленной? Что сам Бог за человека все сделает для того, чтобы его жизнь имела смысл? Я так не думаю; Вы так не думаете; богословы так не думают, но всячески отваживают верующих задумываться над подобными вопросами.
Следовательно, в любом случае мы осуждены на выбор, на решение, на поступки во имя осмысления своей жизни. И никто этого выбора, этого решения, этих поступков за нас делать не будет и не сделает. Мы осуждены на каторгу – на то, чтобы вложить в нашу жизнь смысл, сделать нашу жизнь осмысленной. Одни этот смысл осуществляют на биологическом, животном уровне, другие – в служении обществу, третьи – в выражении своей духовной неповторимости. Вот и вся “нелегкая”.
5. Не упустите шанс!
Конечно, жизнь, да еще жизнь со смыслом иногда становится, и скучной, и грустной (Лермонтов), и страшной, и тягостной… На то она и жизнь со всеми плюсами и минусами. Но в целом, мне, и Вам, и всем живым сущим на Земле страшно и страшно повезло. “Я знаю небо! Я видел Солнце!! Ты не увидишь его так близко. Эх, ты, бедняга” (Горький. “Песнь о Соколе”.). Нам повезло быть на земле человеком, получить шанс прожить осмысленную жизнь. Я, именно Я вкусил и знаю, что жизнь - самое дорогое и неповторимое для меня и во всем мире... А когда тебя/меня заедает тоска, есть опробованный метод задавить эту тоску, уйти от безысходности. Этот метод – работа. Работать до самозабвения, чтобы забыть самого себя в безысходности или в тоске сущим. Работа освобождает от порабощения безысходностью, служение чему-то возвышенному возвышает, служение добру самого тебя добреет. Ты стал возвышен, добр; живешь во имя детей, друзей, общества; реализуешь тот талант, которым ты одарен от природы.
Ну и что Вам, Андрей Александрович еще нужно? Разве имеющихся сейчас у Вас возможностей мало для того, чтобы вам “не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы” (Николай Островский), чтобы Вам не было “очень страшно жить в этой жизни”? Чтобы вывести Вас из тургеневских “дней печали, дней тягостных раздумий”, предлагаю Вам, как программисту, сделать мне домашнюю страничку на Лист.Ру или Народ.Ру или на Яндекс. Или еще лучше, посмотрите вокруг себя, - и Вы найдет много для себя такого, которое добрым подвигом, полезной для себя и для других работой захватит всю вашу душу и избавит ее от религиозных “страстей мордастей”.
6. Отряхните религиозный прах от ног своих.
А те, кто утешил себя Господом Богом – спасают только свою душу постами, молениями, отказом от матери своей и от отца своего, плачем, изуверчеством и прочими противоестественными угодными только Богу подвигами. Это – эгоисты, для которых ничего дороже своей душонки нет. Они хотят, чтобы между его душой, “Я”, и Господом Богом ничего не было: ни Природы, ни общества, ни людей, ни друзей, ни родителей, ни детей - только “Я и Бог”. Не подражайте им и не слушайте тех, кто проповедует такие противоестественные, противочеловеческий и бессмысленные идеи. “Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых” (Псалом 1:1).
Я сейчас уже не говорю о том, что веру в Господа Бога умышленно насаждают, на вере в Господа Бога простецов наживаются различного рода прохиндеи. Один из острословов справедливо говорил: “Религия держится на невежестве многих и на хитрости некоторых”.
С уважением – Евграф Дулуман.
17 мая 2001 года.
Изложенный выше материал может свободно копироваться, размножаться, использоваться проповедниками религии, простыми верующими и неверующими безо всяких ограничений.