Проф. Дулуман Е. К. -
доктор философских наук,
кандидат богословия
Электронный учебник по философии для студентов вузов.
Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ.
1. Исторические предпосылки Возрождения:
1.а. С середины 15 столетия прекратилось бескомпромиссное - не на
жизнь, а на смерть! - противостояние в международном плане ислама и христианства. О христовых походах или о священном газавате уже не могло быть и речи. Мусульмане окончательно овладели землями южного средиземноморья, а после захвата Константинополя (1453 год) окончательно вытеснили христиан из Азии. Христиане, в свою очередь, окончательно вытеснили мусульман из католической (Западной) Европы, уничтожив в 1492 году ( в год открытия Колумбом Америки) на Пиренейском полуострове Кордовский халифат. Все населения Европы было окончательно христианизовано.
1.б. После окончание Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией в отношениях между европейскими странами наступает период относительного мира. Создались условия для того, чтобы спокойно осмотреться, уяснить свое историческое местонахождение, сделать из пройденного пути принципиальные выводы... Под эпохой Средних веков настало время подвести итоговую черту. Средневековье закончилось. Надлежит начинать новый этап исторического продвижения вперед. Неуклонно наступала эпоха Возрождения, Ренессанса.
1.в. Третьим важнейшим историческим фактором стал упадок влияния церкви на общественно-государственную жизнь стан Западной Европы. К этому времени христианство идеологически законсервировалось и в принципе оказалось неспособным к дальнейшему прогрессу: развитию или усовершенствованию. К этому присоединялось внутреннее моральное разложение церковной иерархии, вследствие чего она потеряла бывшую власть над светскими государями. В свою очередь феодализм, как социально-политический строй, еще не исчерпал резервов своего прогрессивного развития. Более того, именно к рассматриваемому нами времени для расцвета феодализма. При этих условиях светская власть освобождается от церковного верховенства над собой. Церковь и христианство вытесняется с дороги исторического прогресса на маргинальные (побочные, второстепенные, только - сопутствующие) позиции. В Европе повсеместно началось интенсивное развитие государственно-политического строя абсолютной монархии, которая в границах своей власти берет верх над властью церковной. В Англии это осуществлено со времени утверждения на престоле династии Тюдоров (1485 год), во Франции - Людовика ХI (1461), в Испании - Изабеллы и Фердинанда (1479), в России - Ивана ІІІ (1462), в Венгрии - Матвея Корвина и так далее.
Ослабление, а то и - подрыв господства церкви в политической жизни народов Европы самым положительным образом сказалось на всех сторонах социальной, исторической и культурной жизни народов Европы. Мы отставим в сторону детали и анализ социального и исторического аспектов периода Возрождения. Нас сейчас интересует, прежде всего, культурная жизнь европейских народов, в частности и главным образом - развитие и состояние философской мысли.
2. Идеологические (духовные) факторы эпохи Возрождения.
2.а. Культура исторически развивается только в меру органического усвоения достижений культурного наследства. Только кроманьонец и троглодит начинал развитие свое и всего человечества с пустого места. Средневековье, как мы уже знаем, начало свое культурное развитие с уничтожения исторически предшествующего ему, Средневековью, пласта культуры - культуры античности. В духовном отношении Средневековье до конца 14 столетия окончательно себя исчерпало. Оно к этому времени завершило свое исторические и культурное развитие. А после себя Средневековье оставляло, практически, только свою собственную, в высшей мере схоластизированную теологией культуру - культуру христианскую. Вот почему следующая за Средневековьем культура в поисках новой опоры своего дальнейшего развития вынуждена была переступить через христианство.
5.2.б. Целесообразно будет не только сказать, но и подчеркнуть, что в отличие от христианства ислам (мусульманство) воспринял и почти полностью сохранил в себе и в арабской культуре культуру античности. В исламе античная культура нашла свое естественное продолжение и развитие. Именно в этом кроется причина того, что арабы из скопища кочующих племен на протяжении буквально нескольких десятилетий создали могущественную и наиболее высокоразвитую и культурную в то время страну. Датой возникновения ислама считается 622 год, а в 644 году арабы уже владели кроме Аравийского полуострова еще и Сирией Палестиной, Египтом и Персией. Вплоть до 13 столетия исключительно арабская культура по всем параметрам превосходила культуру христианизованных народов, была образцом для последних. Как не удивительно может показаться, но культура античности вернулась к народам Европы благодаря... арабам.
Вернувшись из четырех крестовых походов (1096-1204) крестоносцы принесли в Европу новую для нее культуру. У арабов рыцари научились правилам аристократического поведения ("куртуазности"); в подражание арабам начали более тщательно следить за своим телом: ходить в бани, пользоваться косметикой; развлекаться чтением, игрой в шахматы... А самое главное - из Византии и, в основном, из Арабского Востока крестоносцы доставили в Европу книги Аристотеля, Платона, Евклида, Пифагора, Эсхила и других выдающихся деятелей античной культуры. Эти книги переводились на латинский язык, изучались пропагандировались. Именно таким образом, благодаря исламу и крестовым походам в Европе (практически - среди окатоличенных народов) начала возрождаться уничтоженная некогда христианством античная культура да еще с тем довеском, который присоединили к ней арабы. Опираясь на античность, Возрождение по необходимости развивалось как культура и философия, которая противопоставляет себя христианству. Отметим главные аспекты этого противопоставления.
3. Особенности культуры эпохи Возрождения.
3.а. Средневековье ставило в центр своего мировоззрения и всей духовной жизни Бога, было, как говорят, Теоцентричным; а Возрождение вместо Бога в центр поставило Человека, было, как говорят, Антропоцентричным. Отсюда эпоху Возрождения называют также эпохой Гуманизма.
3.б. Духовная культура масс в период Средневековья формировалась устною проповедью церковников. Господствовала сплошная неграмотность. Преобладающее большинство священников воспринимали от своих умудренных иерархов и богословов содержание религиозного учения на слух, поскольку и сами были неграмотными. В 1445 году немецкий изобретатель Йоган Гутенберг (1399-1468) создал печатный станок, на которой отпечатал текст Библии. Церковь - и православная, и католическая - проклинала книгопечатание, сжигала отпечатанные Библии вместе с ее владельцами. Средние века не случайно были прозваны веками темноты и мракобесия. Средневековому бескультурью и неграмотности Возрождение противопоставило просвещение. А поэтому Возрождение называют еще эпохой Просвещения. Деятели Просвещения, кроме Библии, издают сочинения античных философов, курсы своих лекций, пишут и распространяют на национальных языках свои произведения.
3.в. Возрождение прославилось расцветом Реалистического искусства,
которое пришло на смену иконописного, условного и мистифицированного, искусства Средневековья. Возрождение дало человечеству таких гениев живопись, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджелло, Ботичелли; таких писателей, как Бокаччио, Франсуа Рабле, поэта Петрарка и других непревзойденных художников.
3.г. И наконец. Возрождение было культурой Оптимизма в противоположность средневековой культуре - Пессимизма.
4. Особенности философской мысли деятелей периода Возрождения.
Перечисленные особенности Возрождения стимулировались его философией и в тоже время именно в философском творчестве находило свое осознание и наиболее полное отражение.
4.а. Социально-политические и культурные условия Возрождения благоприятно повлияли на развитие философской мысли. В этом плане прежде всего следует указать на то, что философия этого времени освободилась от христианско-церковного гнета, перестала были служанкой (рабыней) богословия и начала развиваться по своим собственным законам. Это - во-первых.
4.б. А во-вторых, в философской мысли того времени - особенно в ранний период - возродились и начали активно действовать почти все направления и оттенки античной философии. Здесь можно было увидеть и очищенный от религиозной схоластики аристотелизм (Петр Помпонацци, Забарелла) и неоплатонизм (Георг Плетона, Марсио Феччино, Мартин Лютер, Томас Мюнцер) и стоицизм (Петрарка), и эпикурейство (Лоренцо Валла, Франсуа Рабле), и скептицизм (Монтень) и другие.
4.в. Но философия эпохи Возрождения не ограничилась только возрождением и развитием (приспособлением к своей современности) античной философии. Наряду с этим и в органичной связи с этим Возрождение обогатило историю и содержание философии всего человечества разработкой новых и важных проблем мировоззрения. Важнейшими среди них, не потерявшими острой актуальности и в современных условиях, является постановка и разработка проблем Гуманизма, Натурфилософии, Науки, Идеального общества, Скептицизма. Рассмотрим краткое содержание этих , разработанных деятелями Возрождения, мировоззренческих проблем.
5.а. “Гуманизм” (от латинского слова “homo” - человек; “humanus” - человеческий) - термин, которые ввели в культуру деятели Возрождения. Они противопоставили гуманизм - теизму (от греческого слова "theos" - Бог, "theism" - религиозное мировоззрение, которое выше всего и в центре всего ставит Бога.
Христианское религиозное мировоззрение, которое исповедывала господствующая в период Средневековья христианская церковь, культивировал пренебрежительное отношение к достоинству человека. По учению Библии, человек - это, прежде всего, грешник, прах земной, червь. В одной из молитв православный верующий, обращаясь к Богу с молитвой, говорит о себе: "Аз есмь червь, а не человек, поношение человеком и уничижение гобзующих"; "Аз во грехах есмь и во грехах родила меня мати моя". Назначение этих рекомендованных православной церковью молитв - заставить человека осознать себя ничтожеством и боятся Бога. Деятели Возрождения решительно выступили в защиту человека, а отсюда - против церкви, против религии.
5.б. Наиболее выдающимся гуманистов периода Возрождения был Дезидерий Еразм Ротердамский (1467-1536). Современники называли его "Светочем знания"; писали, что "слава о нем звучит от Англии до Италии и от Польши до Венгрии". Его произведение "Похвальное слово глупости" за жизни Еразма переиздавалось 40 раз, а сейчас является одним из наиболее известных современникам и читаемых ими произведений. Схоластику и богословие он называет "царицей глупости", "зловонным болотом", "ядовитым растением".
Необходимо сказать, что деятели Возрождения не отгородились китайской стеной от современной им религиозности народа, большинство из них сами были верующими людьми и сами способствовали, так сказать, религиозному просвещения современников. Так, Еразм Ротердамский первый на основании имеющихся в его распоряжении многочисленных старинных рукописей издал полный текст Библии на греческом и латинском языках. Затем под давление церкви он вынужден был в последующих изданиях вносить в первоначальный печатный текст Библии значительные изменения. Третье издание Библии Еразма Ротердамского стало потом основой так называемого "Textus Receprus" (Общепринятый Текст), который практически лег в основу утвержденного на Тридентском соборе 1565 года католической церковью канонического текста Библии, в основу всех переводов Библии на национальные языки.
Из-под пера другого гуманиста, Рейхлина (1455-1522) вышло произведение "Письма старых людей" (Epistole obscorum virorum). Антицерковное содержание произведения и его меткое название имело ошеломляющее влияние как на его современников, так и на последующую историю культуры. Название произведения "Письма" (Epistole - Письмо, Послание) саркастически повторяет название "Посланий" (Epistole) апостолов. Латинское двузначное слово "virorum" одновременно означает и "мужи" , и "верующие". А слово "obscurum" (темный) благодаря Рейхлину послужило образованию понятия "обскурантизм" (мракобесие, воинствующее невежество).
Видным немецким гуманистом был Ульрих фон Гутен (1488-1523). Сравнивая свое время с предыдущим Средневековьем, он восклицал: "Разум пробудился! Жить стало наслаждением!!" В адрес религиозных споров между католиками и протестантами он бросил: "Пожирайте друг друга, пока вас самих не съедят!".
Французского гуманиста Петра Рамуса католические убийцы уничтожили во время печальной известности Варфоломеевской ночи в 1592 году.
5.в. Гуманизм, основы которому заложили деятели Возрождение, на протяжении последних пяти столетий развивался и пополнялся новым содержанием. Сейчас в понятие гуманизм вкладывают целый спектр человеческой культуры, которые отражают величие человека и способствуют его утверждению в реальной действительности. Лозунгами гуманизма стали слова: "Все - для человека, все - в имя человека!" Авторитет гуманизма вырос до такой значительной меры, что в современных условиях даже церковь старается подделаться под гуманизм и выдавать христианство за что ни на есть гуманной религией. Но как по своему происхождению и первоначальному значению, так и по своему современному содержанию гуманизм по своему содержанию остается антирелигиозным и антихристианским элементом культуры. Исторически и по своему содержанию гуманизм с религией и верой в Бога лишен своего смысла. И религия, которая по своему содержанию всегда, постоянно и везде, повсеместно в центр своего мировоззрения ставит Бога, не имеет никакого смысла в объединения с гуманизмом. Гуманизм и религия как в эпоху Возрождения, так и в наше время были, есть и всегда будут явлениями несовместимыми.
Во всех современных цивилизованных странах до сего времени существуют организации гуманистов. Под разными именами: Гуманисты, Общество Бертрана Рассела, Свободомыслящие, Агностики, Скептики, Исследователей паранормальных явлений, Атеисты, - в рамках своих регионов, стран или в международном масштабах объединяются в Общества, Ассоциации, Союзы, издают журналы, публикуют свои исследования в защиту человека и ведут последовательную борьбу с религиозным фундаментализмом, фанатизмом, мракобесием, суевериями, предрассудками и развенчивают веру в сверхъестественные существа. Следует заметить, что современные гуманисты не принимают в свои Общества не только церковников, но и людей с антигуманным мировоззрением и антигуманным поведением. К числу таких они зачисляют фашистов, националистов, марксистских атеистов образца 1920-1939 годов, ницшеанцев, проповедников элитаризма, расизма, антисемитизма, антикоммунизма и тому подобное.
Философы эпохи Возрождения считали, что гуманизм следует основывать на тех достижениях, которые имеются в культуре всех народов и в первую очередь - на культуре античной. А для этого, доказывали они, необходимо изучать и хорошо знать, пропагандировать и обогащать наследие культуры прошлого. Вот почему видные деятели эпохи Возрождения знали много языков. Так, известный философ, оратор, ученый и поэт Эней Пико де ла Мирандолла (1463-1494) в совершенстве знал все романо-германские и славянские языки и к тому же - древнегреческий, латинский, староеврейский (библейский гибрим), халдейский (вавилонский) и арабский языки. Своими познаниями Мирандолла поражал окружающих еще в своем десятилетнем возрасте. Испанские инквизиторы начали преследовать его еще с этого детского возраста, утверждая, что "столь великая глубина знаний в таком раннем возрасте не может появится иначе, чем с помощью договора с диаволом". В подготовленном для несостоявшегося диспута речи на тему: "О достоинстве человека" (De hominis dignitate) он писал: "Я поставил тебя посреди мира, - сказал Творец первому человеку, - чтобы ты тем легче смотрел вокруг и видел все, что тебя окружает, Я тебя не создал ни небесным, ни грубым земным существом; ни смертным, ни бессмертным только затем, чтобы ты - по своей воле и к своей чести - сделался своим собственным скульптором и творцом. Ты можешь снизойти до животного и возвысится до богоподобного существа, звери выносят из чрева матери все, что у них должно быть; высшие же духи сначала, или вскоре после их рождения, - то, чем они остаются навеки. Только у тебя одного есть развитие, рост по свободной воле; в тебе кроется зародыш разнообразной жизни". Мирандоле принадлежит прекрасное и полное смысла выражение: "Человек - кузнец своего счастья" (Homo - fortunae suae ipse faber).
Следуя деятелям Возрождения ми и сейчас гуманитарным образованием называем то образование, которое дает человеку знания языков (среди которых хотя бы один из древних: греческий, латинский, древнееврейский, санскрит или пали), философии, истории, искусства.
6.а. Философы эпохи Возрождения впервые в истории философской мысли и на основе накопленных на то время знаний пытались постичь природу в целом, дать ей общее философское описание. Такой подход к познанию природы получил название Натурфилософии (от слова "natura- природа).
6.б. Плодотворное начало философии природы положил выдающий философ и естествоиспытатель, кардинал католической церкви Николай Кузанский (1401 - 1464). В результате собственного философского исследования он пришел к заключению о бесконечности Вселенной. “Машина Мира, - писал он, -имеет свой центр везде, а конца сферы - нигде".
Свои натурфилософские взгляды Парацельс (1493-1541) подтверждал всеми доступными ему знаниями из медицины, химии, лечебной практики, в том числе - и магии. Для него всеобщей наукой была медицина, поскольку именно она беспокоится о благе человека. Сам же человек - центр мироустройства, его "Микрокосм" а весь Мир - это "Макрокосм". Парацельс прожил жизнь, которая с избытком была заполнена столкновениями, неожиданностями и приключениями. Его реальная биография стала основой, на которой Гете писал образ своего Фауста в одноименной драме.
Крупным философом своего времени был Бернардино Телезио (1508-1588). В Падуанском университете он изучил философию и математику, прибыв в Рим начал заниматься естествознанием. Он решительно выступил против схоластического изучения природы, против церковной канонизации представлений Аристотеля о геоцентризме. В 1565 году он издает в двух томах свой труд "О природе вещей сообразно их собственным принципам" (De rerum natura juxta propria principia). Для глубокого и всестороннего изучения природы натурфилософ Бернардино Телезио (1508-1588) основал было в Неаполе первую в мире Академию, которую вскоре разгомили по приказу папской курии. В 1606 году все сочинения Телезио были включены в Индекс заприщенных книг и присуждены католической церквовью к уничтожению. Через некоторое время по образцу Телезианской Академии, - как заведения, где собирается группа разносторонних ученых и занимается исключительно изучением различных природных явлений, - начали создаваться (и до сих пор создаются) все другие научные Академии.
Видным натурфилософом, талантливым профессором был мученик науки Джордано Бруно (1548 - 1600). Он был доминиканским монахом и священником, потом порвал с верой в христианского Бога и католической церковью и занялся вольным философствованием, чтением лекций в разных университетах Европы. Джордано Бруно учил о бесконечности мира, допускал возможность жизни и разума на других планетах, написал большое количество лекций и сочинений, в которых наряду с другими мыслями излагал свои атеистические взгляды. Инквизиция заманила Джордано Бруно в Италию, шесть лет подвергала его истязаниям в своих тюрьмах и, наконец, 17 февраля 1600 года сожгла его перед окнами папского дворца. Благодарные потомки на место сожжения ученого соорудили ему памятник, который и сейчас стоит на Площади Цветов, напротив балкона, с которого папа римский и сейчас приветствует молящихся, которые собираются на Площади святого Петра. Перед зажиганием костра инквизиторы начали читать привязанному ко столбу ученому страшные проклятия. Джордано Бруно прервал своих мучителей и спокойно заметил: "Вы с большим страхом читаете мне приговор, чем я его выслушиваю".
6.в. Мы уже говорили о том, что античная философия заложила фундамент европейской философской мысли, что в античной философии, практически, начали решаться таким образом и так мировоззренческие проблемы, которые потом разрешались на всех этапах развития общеевропейской философии. А теперь нам надо запомнить, что обновленная деятелями Возрождения философия античности в новых и в свою очередь условиях способствовала зарождению основных отраслей научных знаний человечества, заложили основы, практически, всех современных наук. С натурфилософией эпохи Возрождения было органически связано развитие целого ряда невиданных раньше наук. Характерно, что натурфилософские взгляды Николая Кузанского о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца предшествовали научному открытию и публикации в 1543 году Николаем Коперников его гениального произведения: "О вращении небесных кругов".
Испанский математик Франсуа Виет (1540-1603) является творцом той алгебры, которую изучают и сейчас. Шотландский математик Джон Непер ввел логарифмы, без которых сейчас немыслима ни одна отрасль физико-математических исследований. Нидерландский ученый Андрей Везалий (1514-1564) положил начало изучению анатомии человека. Вскрытием трупов он доказал, что и у мужчины, и у женщины - 24 ребра и тем опроверг современные ему представления о том, что у мужчины на одно ребро меньше, поскольку Бог из ребра первого человека Адама создал ему жену Еву. За богопротивные высказывания и действия инквизиция приговорила Везалия к смерти. Английский ученый Гарвей (1578-1657) в опубликованной им работе "О движении сердца и крови" открыл малый и большой круг кровообращения и положил начало физиологии как науки. Гениальный Леонарда да Винчи (1452-1519) был одновременно художником, изобретателем летательного аппарата, механиком, математиком, архитектором... О нем, как позднее и про Галилей, говорили, что он знал всю современную ему науку... Одним словом, истоки большинства современных наук находятся в эпохе Возрождения и текут оттуда к нам непрерывными потоком.
Отдельно следует сказать о деятельности одного из виднейших ученых мира - Галилео Галилее (1564-1642). Это был последний в мировой истории ученый энциклопедических знаний. После Галилея наука так разрослась и так обогатилась, что уже ни одному ученому было не под силу знать все науки, а сейчас - знать все в своей собственной области знаний. Уже нет ученых, которые бы знали всю математику, или всю физику, или всю, медицину, или всю химию и так далее. Галилей знал всю науку своего времени. И при всем при этом Галилей был осторожным в отношении до церкви и до веры в Бога. Исходя из его творчества, можно сделать вывод, что он придерживался "Теории двойственной истины", согласно которой религия и наука не противоречат другу другу, поскольку касаются принципиально разных предметов и по-разному приобщаются к ним: первая - Бога, другая - природы; первая опирается на веру, вторая - на разум, доказательства, знания. Католическая церковь вынудила было уже старого Галилея публично отказаться от учения о вращении Земли, о наличии гор и долин на Луне. Говорят, что после отречения от учения о вращении Земли, Галилей поднялся с колен и произнес: "А все таки она крутится!"
7. Концепции идеального общества.
7.а. Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейные рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строится с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих - это общество далекого будущего. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство. Это их учение о монархии и о коммунистическом строе. Первое из них было идейной основой утвердившегося позже Абсолютизму, а второе - способствовало созданию различного рода коммунистических теорий, в том числе и марксистского коммунизма.
7.б. Николай Макиавелли ( 1469 - 1527) был поэтом, историком и несколько лет был на государственной службе. Он был убежден, что "христианство своим учением обессилило мир и отдало общество в руки мерзавцев". Он призывал интересы отдельного человека подчинить интересам всего государства, а государство - отдать в руки монарха. Задача монарха - принудить всех работать на общество и особенно не церемонится с элитой. Последнюю (дворян, церковников, государственных служащих) он называл "заклятыми врагами гражданской власти". "Кто хочет основать республику в стране, где много элиты, тому надлежит сначала уничтожить последнюю". Монарх во имя интересов общества должен в своей государственной деятельности не руководствоваться моральными принципами, а обязан использовать обман, предательство, хитрость и тому подобное.
7.в. Томас Мор (1478 - 1535) причину неблагополучия в обществе усматривал в частной собственности. "Где имеется частная собственность, где все измеряется деньгами, - там вряд ли когда-то станет возможным успешное осуществление государственных дел", - писал он. В описанной им стране "Утопия" все трудятся по своим способностям и вкусам, а получают все - по потребностям. В стране нет ни бедных, ни богатых, потому что все продукты их общего труда принадлежит всем. Название своего произведения Томас Мор произвел от греческих слов: "У" - нет и "топия" - место; следовательно - "Место, которого нет". Отсюда все невыполнимые и призрачные планы в отношении будущего стали называть утопиями, утопическими.
7.г. 27 лет просидел в подземелье католической инквизиции монах-доминиканец Томазо Кампанелла (1568 - 1639). Кроме ряда незначительных философских произведений он написал обессмертившее его произведение "Город Солнца" (Civitas Solis). В названии своего произведения он припрятал критику разрекламированного Средневековьем сочинения блаженного Августина "О граде божьем" (De Civitate Dei). В городе Солнца, жителей которого Кампанелла называет соляриями, ликвидировано частную собственность; труд - общая повинность и главнейшая потребность человека; в нем "нет места негодяям и тунеядцам". Все солярии "принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве... А тот, кто знает большее число искусств и ремесел, пользуется и большим почетом; к занятию же тем или иным мастерством определяются те, кто оказывается к нему наиболее способным. Самые тяжелые ремесла... считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими... Менее тяжелыми ремеслами занимаются женщины". "Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое - у них общее". Монах Кампанелла пишет, что солярии "на деторождение смотрят как на религиозное дело, направленное ко благу государства, а не отдельных лиц". Пары же для воспроизводства населения подбирает само государство. Вся власть в Городе Солнца находится в руках духовной аристократии во главе самым мудрым философом, своеобразным первосвященником, "которого на нашем языке мы бы назвали Метафизиком"...
7.д. Доминиканский монах, которые порвал с религией, Франсуа Рабле
(1494-1553) в своем произведение “Гаргантюа и Пантагрюель”, которым зачитываются до настоящего времени, наряду с другими составными, описывает свой вариант коммунистического общества. В его Телемской обители все живут под лозунгом: "Делай, что хочешь!" Рабле писал, что вопреки трем монашеским обетам: девственности, бедности и послушания, каждый должен иметь право и возможность состоят в законном браке, быть богатым и жить свободным.
7.е. Немецкий религиозный реформатор и революционер Томас Мюнцер (1490-1525) считал, что коммунистическое общество можно построить только путем насильственного уничтожения социальных несправедливостей и ликвидацией частной собственности. Теоретической основой своих коммунистических взглядов он считал новозаветную книгу "Деяния святых апостолов", где говорится о введении коммунистических порядков в среде первых христиан (глава 5-6). У Томаса Мюнцера слова не расходились с делом. Он поднял восстание, которое вошло в историю под названием "Крестьянская война в Германии" (1524-1525); его последователи создали было в Мюнстере своеобразное коммунистическое общество, которое беспощадно разгромили объединенные силы феодалом и церковников.
Для логического и исторического окончания темы о философии эпохи Возрождения следует сказать о мыслителе-скептике и эпикурейце Мишеле Монтене (1553-1592). Он - дворянин. Убедившись в тщетности своей общественной деятельности, Монтень уединился в своем замке на юге Франции и прожил в одиночестве, посвятил все свое время жизненным наслаждениям, наблюдениям, чтению книг и размышлениям. Его единственное произведение "Essais" (Очерки. В русском переводе - Опыты), который ни на йоту не потерял своей актуальности и в настоящее время, является сборником размышлений о смысле человеческой жизни, о превратностях самой жизни. Как философ Монтень глубиной своих мыслей опережал время и может быть назван действительным предшественников философов 17-18 столетий. Как и последние, он стоит монументальной скалой, Заслуживают уважения его педагогические мысли, которые культивируют гуманное отношение к детям, ученикам и воспитанникам.
Монтень решительным образом отрицает авторитет Библии, святых отцов, философов, особенно - Аристотеля, как "царя философов". Для Монтеня - "Философствовать - значит сомневаться". Он пишет: "Ну, невозможно высказать ни одной глупости без того, чтобы его уже не изрек какой-то философ". "Бог - противоразумнен. Доказать его существования или выявить его природу. - не возможно". "Все боги, которых понавыдумывали люди, - зловредные, переполнены заблуждениями и безбожием". Философ призывает проводить жизнь в спокойствии и довольстве. Его скептические размышления над смыслом бессмысленной жизни, о непостоянстве всего и вся задевают каждого, кто хотя бы раз замыслится над содержанием и предназначением своей собственной жизни.
На этом мы завершаем обзор необозримой истории философской мысли эпохи Возрождения. На фундаменте этой мысли на протяжении полутора-двух столетия выросла целая плеяда неповторимых и великих философов, наиболее видных гигантов среди которых исследователи назвали Великолепной семеркой, а именно: Френсис Бекон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Лейбниц, Джон Локк и Давид Юм.
Вопросы для закрепления материала и аттестации:
1.Назовите основные исторические предпосылки, которые способствовали наступлению эпохи Возрождения.
2. Назовите основные идеологические (духовные) предпосылки, которые способствовали наступлению эпохи Возрождения.
3.Какие важные признаки характеризируют Возрождение в сравнении со Средневековьем.
4. Назовите видных деятелей гуманизма эпохи Возрождения.
5. Перечислите основные особенности философской мысли периода Возрождения.
6. Какое содержание вкладывали деятели Возрождение в понятие "Гуманизм"?
7. Понятие Гуманизма и его течения в современном мире.
8. Концепции коммунистического общества мыслителей эпохи Возрождения: авторы и их сочинения..
9. Идеологи Абсолютной монархии эпохи Возрождения.
10 Натурфилософия в творчестве деятелей Возрождения.
11. Наука и ученые периода Возрождения.
12. Философские взгляды Мишеля Монтеня.