Проф. Дулуман Е.К. - Курс лекций по философии.
доктор философских наук,
кандидат богословия.
Тема 4.Философия Средневековья
Разделы темы:
1. “Средние века” - понятие и исторические рамки.
1.а Для изучения и ориентации в истории человечества ученые условно разделили саму историю на ряд периодов. Средними веками они назвали тот период в истории человечества, который наступает сразу после Античности и продолжается до наступления Нового времени. Итак Средине века - это то исторический период, который находится между (посреди, по середине), периодом Античности и периодом Нового времени.
1.б. Учитывая различные признаки, исследователи начало Средних веков относят или к году падения Римской Империи (476 г.), или к моменту коронации Карла Великого (800 г.), или ко времени созыва Первого Вселенского собора христианской церкви (325 г), или связывают его с фактом закрытия последней философской школы античности (529 г.). Конец Средневековья некоторые приурочивают к казни английского короля Карла І Стюарта (1649), другие - к году Французской буржуазной Революции 1789 года.
Период Средневековья историки делят на Средневековье ранее и Средневековье позднее. К Позднему Средневековью относят также эпоху Возрождения (Просвещения, Гуманизма). В истории культуры, а отсюда - и в истории философской мысли эпоха Возрождения рассматривается как самостоятельные этап развития культуры и философской мысли. Здесь же следует сказать, что между историческими периодами (эпохами, этапами) нет ни четкой границы, ни четкого разделения. Каждая эпоха имеет свои корни и берет начало еще в рамках предыдущего времени, с одной стороны, и еще какое-то время продолжает свое существование в рамках наступившей новой эпохи.
1.в. Средние века - это период нераздельного господства феодализма, крепостнического строя. Средние века - это в то же время период нераздельного господства христианской религии на Европейском континенте. Вот эти две особенности и два фактора - феодализм и христианство - обусловили собой содержание, состояние и социальное место философии периода Средневековья.
1.г. Мы уже знаем, что весь духовный мир широких слоев населения в историческом прошлом опирался и произрастал на почве мировоззрения религиозного. В начале нашей эры Римская империя и религия ее населения находись в глубоком кризисе. Христианство того времени было одновременно и отражением религиозного кризиса и выходом из него.
Христианство было качественным скачком вперед; стало принципиально новым этапов в истории развития религии. Вместо веры во многих богов (политеизм) христианство предложило веру в одного Бога (монотеизм); вместо повсеместно существующих религий христианство предложило человечеству мировую, космополитическую религию. Являясь принципиально новой религией, христианство могло устоять и утвердиться в своем качестве только в том случае, если оно будет решительно и всесторонне отрицать - хотя бы на начальных этапах своего существования - несовместимые с ним качества греко-римского мира.
В силу указанных причин христианство разорвало цепь преемственности в истории развития всей культуры человечества. Ряд видных исследователей, среди которых находится немалое число богословов - христианство на 1.000 лет затормозило социальный и культурный прогресс человечества. Это стало результатом того, что христианство уничтожило всю античную культуру, как культуру языческую, как культуры антихристианскую. Христиане уничтожили греческие храмы, свергли статуи их богов; запретили театры и спортивные соревнования; сожгли языческие книгохранилища, в том числе - знаменитую Александрийскую библиотеку. Вместе с античной культурой было уничтожена и античная философия. Декретом святого и христолюбивого византийского императора Юстиниана последняя античная школа неоплатонизма в Афинах была ликвидирована в 529 году.
2. Отношение христианства к философии.
2.а. Христианство - религия, а поэтому и мировоззрение христианства - это мировоззрение религиозное. А мы уже знаем, что религиозное мировоззрение по уровню своего развития стоит ниже мировоззрения философского. И не только ниже. С первых же дней своего существования заявило о своем враждебном отношении к философии.
Создатели и деятели первоначального христианства на протяжении первых ста лет (до середины 2-го столетия) били исключительно евреями по национальности и иудаистами по своим религиозным убеждениям. В создании системы христианских верований они исходили из отдельных текстов Танаха (Священного писания иудаизма). Тексты, например, книг христианского Нового завета - собственного священного письма христианства - сотканы из текстов Танаха, который христианство сейчас называет Старым заветом. Так, большая часть Апокалипсиса - первой по времени написания книги священного писания - состоит из прямых цитат и пересказа Старого Завета. В остальных книгах Нового Завета, общим объемом около 15 печатных листов, Старый завет цитируется 350 раз - дважды на каждую страницу.
Авторы новозаветных книги в целом отрицательно относятся к современной им философии, осуждают всякую "мудрость мира сего". Иисус Христос обещает в своем небесном царстве блаженство только "духовно убогим людям" (Матфея, 5:3; Луки 6:20). Апостол Павел в своим посланиях настойчиво предостерегает: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Колоссянам, 2:8); "Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом, как написано: "Бог уловляет мудрых в лукавстве их". И еще: "Господь знает умствования мудрецов, что они суетны" (1-ое коринфянам, 3:18-20); философы, "называя себя мудрыми, обезумели" (Римлянам, 1:22).
На протяжении первых двух столетий христианство рекрутировало себе последователей среди обездоленных масс Римской империи, из числа неграмотных, некультурный, озлобленных - а поэтому и враждебных грамотности, культуре и, особенно, философии - слоев населения. Именно на таких рассчитывали проповедники христианства. Вот в каком духе ненависти к античной культуре пишет апостол Павел: "Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия. Ибо написано: "Погублю мудрость философов и разум разумных отвергну". Где мудрец? Где книжник? Где со вопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого: для иудеев - соблазн, а для эллинов - безумие". Для самих же призванных, иудеев и эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрое человеков, и немощное Божие сильнее человеков. Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много среди вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; ибо Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом" (1-ое коринфянам, 1:18-29).
Такое крайне враждебное отношение к философии ( а отсюда - и к культуре, и к прогрессу, и к науке) нашло свое продолжение в деятельности Отцов и Учителей церкви, непрерывной цепью дошло до наших дней. Звеньями этой цепи были такие выдающиеся деятели христианской церкви, как Тациан Ассирийский, Тертуллиан Карфагенский, Кирилл Александрийский (3-4 столетия), Дионисий Ареопагит (5 столетие), папа Григорий Великий Двоеслов (6 столетие), вдохновитель крестовых походов Барнард Клервосский (12 столетие) мистик Мейстер Эккарт (14столетие), святой православной церкви Григорий Палама (15 столетие), выдающийся ученый и монах-затворник Блез Паскаль (17 столетие), вожди старообрядческого движения в России Аввакум Петров и Никита Пустосвят (конец 17-го столетия), датский мыслитель и пастырь Сёрен Кьеркегор, отец Иоанн Кронштадтский (Сергиев) и отец Павел Флоренский (20 столетие), современные деятели "диалектической теологии", пятидесятничества, иеговизма, постмодернизма...
Вся эта линия отрицательного отношения к разуму и философии произрастала на духовной почве Нового Завета, вдохновляла воинствующую антикультуру, находила полную поддержку в среде неразвитых масс верующих христиан.
Но поскольку первоначальное и раннее христианство формировалось стихийно, без давления или руководства одного действующего авторитета, то в его, христианства, религиозных водоворот бесконтрольно, самочинно засасывались разные и противоречивые элементы, в том числе - и касательно отношения к античной культуре и философии. В результате всего этого даже в текстах новозаветных книг попали положительные оценки человеческой мудрости (Софии) в том числе - и положительные оценки философии. Так, уже автор первой христианской книги. Апокалипсиса, открыто рассчитывает на сообразительность и мудрость своих читателей (13:18; 17:9). Из фрагментов посланий апостола Петра (2-ое Петра, 3:10-12) и Павла (Колоссянам, 2:8-20) видно, что их авторы были знакомы с учениями древнегреческих философов - милетской школы, Гераклита, Эмпедокла - об элементах ("стихиях") мира, об уничтожении и возрождении Вселенной через огонь. Автор первого послания к коринфянам для усиления своей аргументации ссылается на слова греческого философа Менандра, метко высмеивает современных ему циников, цитируя при этом слова основателей этой школы Антисфена и Диогена (15:32-33). Автор послания к Титу цитирует слова из произведения "Об оракулах" древнегреческого драматурга Эпименида (1:12),в "Деяниях святых апостолов" есть ссылка на поэму Аратия "Явление" и философа Клеанфа (17:28). Автор Евангелия от Луки, несомненно, был греческим стилистом, знал историческую литературу, разбирался в архивном деле. При научном исследовании в текстах Нового завета можно выявить явные следы влияния на его авторов неоплатонизма (особенно в Евангелии от Иоанна), стоицизму (в посланиях апостола Павла и в синоптических Евангелиях), гностицизма (в посланиях апостола Павла, в Евангелии от Иоанна). Но авторы священного текста Нового завета во всяком случает не философы, в большинстве случаев - и не богословы. Значительная часть текста Нового Завета написана "крестьянским" языком: образно, доходчиво, просто, убедительно и конспективно. Именно на таком текстуальном фундаменте выстраивались и до сих пор выстраиваются все христианские богословские концепции, в том числе и такие сногсшибательные, что доступны только незначительной части хорошо натренированных богословов. Чтобы убедится в этом, достаточно только засесть за чтение хотя бы таких разрекламированных в последнее время книг, как "Столп и утверждение истины Павла Флоренского или "Небесной иерархии", написанной в 5 столетии грузинским монахом Петром Ивером, которая приписывается Дионисию Ареопагиту.
2.б. Но христианство никак не могло обойтись без философии. Без философии христианство ни при каких условиях не смогло бы сформироваться как религия высочайшего уровня: как религия космополитическая, как религия абстрактного монотеизма.Из курса религиоведение мы уже знаем, что на формирование религиозного мировоззрения христианства еще на его ранних этапах наряду с иудейской Библией (Танахом, Старым заветом) большое - можно сказать, определяющее - влияние оказала вульгарная философия греко-римского мира: неоплатонизм, поздний стоицизм, эклектика, гностицизм, неопифагорейство. В метру превращения в мировую религию христианство вынуждено было более или менее четко сформулировать основные положения своего вероучения. А этого оно, как религия высшего уровня развития, никак не могло бы осуществить без философии, без использования философских категорий и логики Аристотеля и стоицизму. В этой области особенная заслуга принадлежит тем деятелям христианской церкви, которые еще с конца 2-го столетия начали философскую обработку христианского мировоззрения. Решающий вклад в формирования и развитие христианского мировоззрения внесли деятели Александрийской и Антиохийской богословских школ. Первая из них опиралась на платонизм, а вторая - на аристотелизм. Если перейти к персоналиям, то среди множества Отцов и Учителей церкви следует отметить и запомнить таких деятелей, как Климент Александрийский, Ориген, Лукиан, Арий, Афанасий Александрийский, "Каппадокийскую троицу" (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Назианзина), Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Августина Гиппонского и много других, которых церковь со временем провозгласила святыми или же, и такое было, обвинила в ересях и отлучила от церкви.
3.Патристика как разрыв исторического развития философии и начало философии Средневековья.
3.а. Духовное наследие Отцов и Учителей церкви в христианских богословских кругах получило название: "Патристика". В истории европейской философской мысли деятели патристики сыграли двойственную роль: с одной стороны они положили конец философии античной, а с другой - положили начало философии средневековой.
Использование Отцами и Учителями христианской церкви философии пошло на пользу христианству и в то же время нанесло непоправимый вред самой философии. По словами известного немецкого философа Фридриха Ничше (1844-1900), "христианство испортило кровь философии". Церковь сначала воспользовалась философией для формулирования догматов своего вероучения, для приведения в определенную систему своего вероучения и мировоззрения. Но с другой стороны, патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию), - в учение оправдывающее и разрабатывающее религиозное мировоззрение.
3.б. Сами деятели патристики не были философами, - вони были богословами. Содержание своей теологии/философии они вычитывали в текстах Старого и Нового заветов, брали из решения Вселенских и поместных соборов, в текстах произведений церковных авторитетов, - у своих предшественников, тех же Отцов и Учителей церкви. Именно таким образом в христианстве утвердилось "аргументированное учение" о том, каким образом Бог за шесть дней создал весь материальный и духовный мир. Это учение впоследствии получило название: "Креационизм". Таким же образом были созданы все другие концепции религиозного вероучения: Иммортализм - учение о бессмертии души; Экклесиология - учение о месте церкви в деле спасения человека; Христология - учение о соотношении человеческой и божественной природы в лице Иисуса Христа; Сотериология - учение о факторах и путях спасения; Тринитология - учения о Боге, который троичен в лицах и един по существу; Эсхатология - учение о конечных судьбах Вселенной и человечества и тому подобные трактовки христианского религиозного мировоззрения. На основе перечисленных выше богословских концепций и в их рамках началась история и развитие в Европе средневековой философской мысли. Среди деятелей патристики наибольшее влияние на начальные этапы формирования европейской философской мысли оказало творчество Блаженного Августина и Дионисия Ареопагита (Петра Ивера). Мы остановимся только на рассмотрении взглядов Блаженного Августина.
3.г. Августин, епископ гиппонский (354-430) из позиций неоплатонизму впервые изложил более или менее полную систему христианского мировоззрения. В своеобразному истолковании им христианских верований он видел решение всех мировоззренческих проблем: происхождения мира - в библейском рассказе о шести днях творения; причину существования в мире зла - в грехопадении Адама и Евы, которые съели запрещенный Богом плод из дерева добра и зла; смысл жизни человека - в ожидании Страшного суда и Царства божьего на земле; приобретение истинных мировоззренческих знания - в восприятии на веру всего церковного учения и так далее.
Августин был плодовитым богословом и философом. Хотя у него есть свыше десятка чисто философских произведений, свою философию он наиболее полно изложил в сугубо богословских произведениях. Самыми значительными - и по содержанию, и по объему, и по влиянию на историю философской мысли - являются два его большие произведения: "De civitatae Dei" (О граде божьем) и "Confession" (Исповедь). В первом из них Августин пишет о Церкви, как городе божьем на земле (Церковь воинствующая) и город божий на небе (Церковь торжествующая); во втором - о своем переходе от язычества до христианства, о жизни грешника до христианства и жизни по божьему предназначению после принятия христианства. Оба произведения нашли не только своих учеников, но и подражателей. По стилю произведений Августина целая плеяда видных деятелей европейской культуры расписывали будущие проекты коммунистического общества (Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле) писали биографические исповеди (Пьер Абеляр, Жан-Жак Руссо, Л.Н. Толстой). Августин ввел в христианское мировоззрение мысли и стиль философствования Платона и его последователей, особенно неоплатоников. В так называемой христианской философии до настоящего времени существует направление августинианства, есть монашеские ордена, которые следуют образу жизни святого Августина (августинианцы).
4.Схоластика как школьная философия Средневековья.
4.а. Средневековая философия начиналась, как мы уже знаем, патристикой - творчеством Отцов и Учителей христианской церкви. Патристы не ставили себе целью развивать философию, они только использовали философию для формирования христианского мировоззрения. Отцы и Учителя церкви начинали свою деятельность с конца второго столетия - еще в условиях преследования христианства властью Римской империи. После провозглашения христианства государственной религией Римской империи деятели церкви обсуждали и утверждали положения своей веры на Вселенских и поместных церковных соборах. Эти решения утверждались византийскими императорами, оглашались папами, патриархами и самими Отцами церкви. С 4-го по 8-ое столетие в исключительно единая в рамках Римской бывшей Римской империи христианская церковь провела семь Вселенских соборов, последний из которых состоялся в 787 году и учредил в христианской церкви поклонение иконам и моление умершим святым. Таким образом к концу 8-го столетия завершилось формирование комплекса того религиозного мировоззрения, которого католическая и православная церкви официально придерживаются и сегодня. С точки зрения истории развития собственно философской мысли можно констатировать, что в восьмом столетии завершается период творческого развития христианского мировоззрения и начинается период схоластики - философского истолкования христианского мировоззрения.
Название "схоластика" происходит от греческого слова "схолазо" - научаю. В истории философской мысли схоластикой называется вся философия средневековья. Эта философия развивалась исключительно в рамках христианской церкви, в ее стенах и под ее диктат. Схоластика занималась исключительно истолкованием и теоретическим оправданием всех элементов церковного христианского мировоззрения. Свое учение схоластика подтверждала ссылками на Библию ("Это правда, ибо так написано в Библии".) А поскольку сама Библия об одних и тех же вещах говорит противоречиво, то свое понимание библейского учения богословы (теологи) оправдывали ссылками на решения Соборов и на учение Святых Отцов. ("Это понимание Библии правильно, ибо именно так толковал Библию такой-то и такой-то святой отец".) Из-за всего этого схоластика была оторвана от жизни, от подлинных мировоззренческих интересов современников. Схоласты обсуждали и проводили жаркие дискуссии по таким, например, "философским" проблемам: "Что кушает Сатана?", "Сколько ангелов может танцевать на острие иголки?", "Может ли Всемогущий Бог создать такой камень, которого бы и сам не поднял?", "Если Бог все может, то может ли он сделать бывшее не бывшим? сделать распутницу девой? поместить грешника в рай, а праведника отослать в ад? поступить вопреки тому, что он знает наперед?"
Схоластика замкнулась в рамках школ и университетов и вызывала интерес только у тех, кто в них в них находился. Выход за границы церковного учения строго воспрещался. Во вступлении до учебника по философии схоласт Кассиодор писал: "Вместо того, чтобы заносчиво искать новых знаний, следует удовлетворять жажду у источника древних". А довольно образованных для своего времени папа Григорий Двоеслов (590-604), которого католическая и православная церкви причислили к лику святых писал подчиненному ему епископу: "Ты, кажется, изучаешь грамматику? Я не могу этому поверить, не краснея. Я скорблю, я вздыхаю!" Этот же папа в своем знаменитом произведения "Диалог", которое оказало огромное влияние на всю философию и богословие Средних веков, настоятельно доказывал: "Невежество есть настоящей матерью христианского благочестия".
4.б. На 1-м (325 год) и 2-м (381 год) Вселенских соборах была выработана идеология "Единой, Святой, Вселенской (Соборной) и Апостольской церкви". Усилиями церковных верхов и государственной власти в Римской империи нераздельно утвердилась единая Церковь, которая объединяла всех христиан государства. Несогласных с Символом веры "убедили" в истинности Соборных решений, сослали, физически уничтожили.В 395 году император Феодосий разделил Римскую империю между своими двумя сыновьями: Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. Народам Западной и Восточной частей римской империи выпала своя отдельная судьба. Обособление частей бывшей Римской империи в конце концов привело в 1054 году к расколу и церкви - на католическую и православную. После этого православная церковь не смогла созвать ни одного хотя бы Всеправославного Собора. Католическая церковь продолжала созывать свои ...10...15...19 Вселенский соборы. В 1965-1968 годах состоялся 20 (Второй Ватиканский) Вселенский собор католической церкви.
Во всех учебниках по истории европейской философской мысли после описания патристики излагается история философии исключительно в Западной Европе, - точнее - в странах распространения католицизма. Объективная причина этого заключается в том, что, во-первых, только в Западной Европе прослеживается наследственность развития философии от патристики до схоластики. Во- вторых, только в Западной Европе достигнуто наибольших значительных результатов в развитии философских знаний. В таком подходе, возможно, проявляются элементы прокатолических и прозападных позиций авторов учебников по философии. Во всяком случае в таких подходах косвенно находит свое выражение пренебрежение к величию Византийской культуры, а заодно - и к культуре Киевской Руси, которая с принятием христианства каким-то образом приобщилась к византийской, а не к римо-католической культуре.
У нас нет сейчас возможности компенсировать прорехи наших наличных учебников по философии, а поэтому мы только поверхностно очертим затронутою тему.
Как нам уже известно, в Восточной части Римской империи (на территории Греции и империи Александра Македонского) в начале нашей эры ( и во времена еще первоначального христианства) философская мысль удерживалась и развивалась в ряде античных философских школ, наиболее значительными из которых были философские школы в Афинах, в Александрии и Антиохии (в Сирии). Местная философская культура способствовала тому, что первыми и на несколько столетий ведущими учреждениями разработки христианского мировоззрения стают Александрийская и Антиохийская христианские богословские школы. Следует также иметь в виду, что вплоть до 529 года в Афинах существовала философская школа неоплатоников, в которой обучались все ведущие идеологи христианства 4-6 столетий (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Назианзин и даже выдающийся идеологический противник христианства Юлиан Отступник). Таким образом философская культура иерархов Восточной части Римской империи была несравненно выше, нежели у церковных деятелей Западной части Римской империи. Не случайно все семь Вселенских соборов христианской церкви проводились в Византии под доминирующим влиянием идеологов будущего православия. Грузинский православный монах 5-го столетия Петр Ивер, - который, преодолевая собственную гордыню, приписывал свои произведения библейскому Дионисию Ареопагиту, - оказал огромное влияние на содержание и историю всей философской и богословской мысли христианизованных народов. Его произведения: "О небесной иерархии" и "Об именах Божиих" до сих пор считается непревзойденной вершиной богословской мудрости, постичь (понять) которую могут только избранные. Видным философом и политическим деятелем был визир багдадского халифа, византийский богослов Иоанн Дамаскин, сочинения которого (в частности - "Точное изложение христианского вероучения) считаются образцом христианского богословия, а их философское содержание не потеряли своего значения и в наш час.
В Византии наряду с чисто богословско-церковными школами еще с конца 4-го столетия начинают действовать школы, так сказать, общеобразовательного направления. В них обывателей обучали профессиональному мастерству, а из числа детей верхов государства готовили государственную и научную элиту. (Подобные школы в Западной Европе начали появляться на два столетия позже.) в отношении : столетия можно говорить даже о расцвете культуры, философии и науки в Византии. В это время в Византии императором Юстинианом (527-265) составлен "Кодекс гражданского права" который действовал во всех христианских странах вплоть до Наполеона. В это же время под руководством ученых математиков Исидора Милетского и Анфимия Тральского в столице Византии, Константинополе, построен знаменитых храм святой Софии, который знаменовал собою новый этап архитектурного строительства. Здесь впервые вместо плоской или остроугольной крыши применен купольное покрытие. Византийский ученый Козьма Индикоплевст написал учебник по географии, по которому во всей Европе обучались на протяжении пяти веков.
(А в это время западная часть Римской империи беспощадно разрушалась варварскими племенами и арабами. Первые, варвары, несколько раз захватывали и разрушали Рим, а вторые, арабы, вытеснили римлян из южного побережья Средиземного моря и в Европе, на Пиренейском полуострове, создали свое государство под названием: "Кордовский халифат".)
В 50-х годах 9-го столетия в Константинополе, в столице Византийской империи, открывается первый в истории общечеловеческой культуры Университет. (В Западной Европе Университет появляется на 4-5 столетия позже.) В Константинопольском университете кроме астрономии, геометрии, медицины, юриспруденции, литературы, истории и других известных тогда наук изучалась также философия. Одним из первых и ведущих преподавателей философии в нем был ученый, философ, богослов и патриарх Фотий. С этого университета вышли знаменитые Кирилл и Мефодий - просветители славян. Кстати, Кирилл во всех документах о нем называется философом, а Мефодий - только священником.
4.в. В 8-м столетии в Западной Европе по образцу византийских появляются свои школы. Как и школы византийские, они стали родоначальниками и рассадниками схоластики. Наиболее известными в этом отношении были школы в Шартре, Лионе, Реймсе и Фульде. Развитию школьного образования способствовало возникновение первого западноевропейского университета в Болоньи, а потом - в Париже. Университеты формировались и содержались феодалами, но преподавателями в них были почти исключительно монахи и священники. Кроме богословия в них обязательно преподавали и философию. Изучение философии сводилось преимущественно к толкованию библейского текста и изучению патристики.
5. Средневековый платонизм и аристотелизм.
5.0. С философской точки зрения в схоластике сначала нераздельно господствовал платонизм, на позициях которого стоял Августин, и "Ареопагитики", как в то время и сейчас называются произведения Петра Ивера. Именно на основании платонизма (= неоплатонизма, августинианства, ареопагитиков) схоласты раскрывали систему христианского мировоззрения. Наиболее известными схоластами направления платонизма были Ансельм Кентерберийский (1033-1109), автор онтологического доказательства существования Бога, и Бонавентура (Иоанн Феданца), которого католическая церковь провозгласила богословом серафимическим (theologus sеrafimicae).
В 13 столетии, в результате крестовых походов, в Западную Европу проникают произведения Аристотеля и арабская философия. Именно арабы сохранили и возродили у себе античную культуру и философию, что стало важнейшим фактором невероятных успехов в государственном и культурном строительстве арабов. Западная Европа пренебрегла было античной культурой и расплатилась за это своей культурной отсталостью. И только в 12 столетии европейцы занялись переводом с арабских текстов Аристотеля на латинский язык. Но и "возрожденный" Аристотель усилиями церковников был схоластизирован и поставлен на службу создания системы христианского мировоззрения. Самыми выдающимися богословами-аристотеликами были Альберт Великий (1225-1274) и Фома Аквинский (1225-1275). За особые заслуги перед католической церковью первого провозгласили "Богословом универсальным" (Theologicus universalis), а второго - "Богословом ангельским" (Theologus angelicae).
В целом же философская мысль периода Средневековья была осквернена и приведена в упадок. О самой философии в то время с презрением и гордыней говорилось, что она является служанкой и рабыней философии (Philosophia est ancila theologiae).
6. Реализм и номинализм. Концептуализм.
6.0 Но и в крепких объятиях церкви, в рамках самой патристики и схоластики философия развивалась и достигла новых успехов. Так на развитии философской мысли. Так, на развитии философской мысли положительно отразилась взаимная борьба схоластов по проблемам "Универсалий" - общих (универсальных) представлений и понятий, которые скрывают в себе от непосредственного наблюдения сущность явлений и вещей. Реалисты, - Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Александр Галльский и их последователи, - идя за Платоном, утверждали, что универсалии имеют реальное (отсюда их называли реалистами) существование; что универсалии предшествуют существованию вещей и явлений, будут существовать и после исчезновения вещей и явлений. Номиналисты - Росцелин (1050-1122), Дунс Скотт, Уильям Оккам и их последователи, - возражая реалистам, доказывали, что реально существуют только конкретные вещи и явления, а универсалии - это только слова, только названия (“nominae”,номіне - названия; отсюда их название: номиналисты). Промежуточное между реалистами и номиналистами положение занимали концептуалисты, представителями которых были Пьер Абеляр, Иоанн Сольсберийский, Альберт Великий, и другие. Они говорили, что универсалии реально не существуют ни в вещах, ни без вещей, потому что они - только концепции, которые образуются нашим разумом о вещах и явлениях окружающей действительности. Интересно будет знать, что Фома Аквинский, пытаясь примирить проблему универсалий с церковным учением о Боге, предлагал принять, что универсалии существуют в памяти Бога до возникновения вещей, после создания мира - в самих вещах, и, наконец, начинают существовать в разуме человека и его словах.
Споры и публичные дискуссии между реалистами и номиналистами сплошь и рядом выводили оппонентов за рамки теологии и выводило их на общефилософские проблемы, что вызвало неудовольствие церковной верхушки. Особенно много доставалось одному из наиболее одаренных представителей схоластики Пьеру Абеляру (1079-1142). Он еще юношей вмешался в споры реалистов и номиналистов и затмил всех своими знаниями, своей логикой доказательств. Абеляр пытался стать над реализмом и номинализмом, широко использовал произведения Платона, отцов церкви. Философско-богословский рационализм вызывал зависть и ненависть со стороны побитых им оппонентов. Вдохновитель крестовых походов святой Бернард Клервосский доносил папе Иннокентию: "Когда Абеляр, много потея, обдумывает, как превратить Платона в христианина, он этим только доказывает, что сам он является язычником". Этот же доносчик в письме к вельможе Гвидо де Кастелло писал: "Когда Абеляр говорит о святой Троице, - от него пахнет еретиком Арием; когда о благодати - еретиком Пелагием; когда о личности Иисуса Христа - еретиком Несторием".
Начитанный Абеляр написал сочинение "Да и нет" (Sic et non), в котором собрал противоречивые высказывания Священного писания, Отцов и Учителей церкви, постановлений церковных соборов. Он показал, что на один и тот же вопрос ссылками на церковные авторитеты можно дать несколько ответов "Да" и несколько ответов "Нет". Сочинения Абеляра и его мысли были осуждены на специально созванном для этого в 1121 году соборе в Сауссоне, а сам философ всю свою жизнь провел в изгнании и скитаниях по монастырям.
Не смотря на схоластическую постановку и схоластическое решение проблемы универсалий, результаты дискуссий реалистов и номиналистов плодотворно использовали в своем творчестве такие крупные философы, как Томас Гоббс и Джон Локк, Декарт и Спиноза, Беркли и Юм, Лейбниц и Вольф, Фихте и Гегель, современные феноменологи Гуссерль и Шеллер, экзистенциалисты Хейдеггер и Сартр. Следует отметить значительные философские достижения в деятельности отдельных философов Средневековья .
7. Достижения мыслителей Средневековья.
7.а. Английский монах-францисканец Роджер Бэкон (1210-1294), будучи сам богословом и философом, беспощадно преследовался своими коллегами по ордену за трезвый ум и уважение научных знаний. Наблюдательный Роджер Бэкон писал: "Везде царит полнейшая испорченность... святой престол стал добычей обмана и лжи... Нравы там развращены, там царствует гордыня, процветает стяжательство, зависть гложет людей... Все духовенство предано гордости, роскоши, жадности." Бэкон был большим приверженцем науке. Это ему принадлежит общеизвестный сейчас лозунг: "Знание - это сила". О современных ему богословах он писал: "Математику ошибочно считают наукой трудной, а иногда даже подозрительной, только потому, что она имела несчастье быть неизвестной отцам церкви". Глава ордена францисканцев Бонавентура сначала на 10 лет засадил Роджера Бэкона в монастырскую тюрьму, в которой ученый "от нечего делать" написал свое главное философское произведение "Главное дело" (Opus majus). Исследуя проблемы религии Роджер Бэкон пришел к заключению, что христианство является только "одной из шести религиозных сект" - религий, которые существовали в его время. Еще 14 лет в монастырской тюрьме провел философ уже глубоким стариком.
7.б. Другой францисканский монах Дунс Скотт (1270-1308) проявил себя в философии, как настоящий материалист. Признавая существование Бога, ангелом, души, он доказывал, что все они являются материальными существами. Он даже допускал возможность того, что материя может мыслить.
7.в. Схоластические споры средневековых богословов-философов значительной мерой способствовали развитию логического мышления, науки Логики. Так, поэт, богослов и философ Раймунд Луллий (1235-1315) сконструировал было "Логическую машину", - отдаленную предшественницу современных компьютеров - при помощи которой намеревался на протяжении нескольких месяцев обучить всем наукам каждого желающего.
7.г. Уильям Оккам (1300-1350) предложил эвристический принцип научного исследования, который вошел в золотой фонд методологии науки. В изложении самого Оккама этот принцип записан так: “Entia non sunt multiplicanda preater necesitatem” (Сущностей не следует умножать сверх необходимого). Практически это схоластизированное выражение означает: "При изучении вещей и явления необходимо отбрасывать все те предположения, которые излишни для объяснения сущности вещей и явлений". Это принцип получил название: "Бритва Оккама" (руководствуясь ею, "отрезают ненужное"), которая наряду с законами сохранения вещества и энергии, энтропии, постулатами Евклида стал неотъемлемым фактором эффективного, эвристического, научного исследования. Если мы, к примеру, интересуемся проблемой возникновения Вселенной и станем предполагать (допускать), что Вселенную создал Бог, то такое предположение и будет излишним, которое надо отбросить, отрезать. Ибо если Бог создал Вселенную, то обязательно возникает вопрос: "А кто создал Бога?", 2А кто создал того, кто создал этого Бога?" и так до бесконечности. К тому же перенесение вопроса из "Кто создал Вселенную?" на Бога - "Бог создал Вселенную?" не только переносит этот вопрос в бесконечность, но и создает дополнительные трудности для решения проблемы. Ведь вместо решения проблемы о возникновении Вселенной мы теперь вынуждены будем решать дополнительные и еще более сложные вопросы: "А почему это Бог создал Вселенную?"; "А почему именно такую, именно такого вида, а не другую и не другого вида Вселенную создал Бог?" Таким образом, излишние предположения не помогают решать научные проблемы, а только усложняют их решение.
(Навести пример из дискуссии Галилея с кардиналом Беллярмином об идеальной шаровидности Луны.)
Молодого, 24-летнего, профессора Оксфордского Университета Уильяма Оккама возненавидели схоласты и натравили на него папскую инквизицию. Философ вынужден был оставить Оксфорд, спасая свою жизнь. С группой своих единомышленников и учеников от бежит под защиту баварского короля Людвига. При встрече с королем Оккам произнес знаменитую и сейчас фразу: “Tu me defendas gladio, ego te defendam calamo”. (Защищай мене мечем, а я тебя буду защищать пером.) Ученый поселился в Мюнхене и прожил там до конца свей жизни. Отсюда по всей Европе расходились его философские и публицистические трактаты. Умер Уильям Оккам в расцвете физических и творческих сил от чумы.
7.д. Колоритной фигурой вошел в историю средневековый схоласт Иоанн Буридан (умер в 1358 году). Для самой философии он, практически, ничего не сделал. Буридан написал справочник по силлогистике под названием "Мост ослов", при помощи которого обещал научить правилам логического мышления самого тупого человека. Но в историю философии Буридан попал благодаря своим увлечениям проблемой соотношения разума, чувств и воли в человеке.
Средневековые философы-схоласты, идя за Платоном, единогласно утверждали, что доминирующее место в психике человека занимает воля. Тогда считалось за абсолютную истину, что чувства влекут человека ко греху, а разум не способен постичь божества. "Разум - это потаскуха диавола", - писал немецкий религиозный реформатор Мартин Лютер. Даже в психологии самого Бога воля, по мнению схоластов и Отцов церкви, воля доминирует над божественным разумом и божественными чувствами. "И никакая необходимость не может вынудить тебя, Боже, к чему бы то ни было помимо твоей воли!" - писал Августин. А поэтому все поведение человека и качество грешника или праведника схоласты сводили к побуждениям доброй или злой воле человека. На волю человека, как и на волю Бога, по их мнению схоластов, ни разум, ни чувства не оказывают никакого влияния. Воля у Бога и воля у человека - вполне самодостаточные!
Вопреки общепринятой мысли своего времени схоласт Буридан начал доказывать, что в психологии человека доминирует разум; что поведение человека обусловлены его знаниями, пониманием, размышлениями. Высмеивая Буридана, средневековые схоласты и философы создали миф о Буридановом осле. Говорится, что по обе стороны - слева и справа - на одинаковом расстоянии от осла поставили две вязанки одинакового объема и одинакового качества сена. А поскольку вязанки сена одинаковы, одинаково и расстояние к ним то осел... стал размышлять, задумался: "До какой вязанки сена следует сначала повернуть голову?" Осел думал, думал, думал, но так и не решил своими размышлениями проблему... - И поход с голода! С того времени человека, который колеблется, рассуждает над тем, как поступить в той или иной конкретной ситуации, но никак не поступает, - такого человека называют Буридановым ослом.
Вопросы для закрепления материала темы и аттестации:
1. Какие факторы определяли социально-политический строй
и духовную культуру периода Средневековья?
2. Как первоначальное христианство отнеслось к античной философии?
3. Какое влияние оказало христианство на историю развития культуры?
4. Почему христианство обратилось к философии?
5. Какую роль сыграла патристика в истории развития
европейской философской мысли?
6.Какими сторонами своей деятельности вошел в историю философии
видный деятель патристики Августин Блаженный?
7. Какие показатели характеризуют схоластику?
8. К концу 8-го столетия завершилась разработка и систематизирование
христианского религиозного мировоззрения. Кто разрабатывал
это мировоззрение и кто утверждал его вероучительные положения?
9. В 395 году император Феодосий разделил Римскую империю между своими сыновьями. Это положило начало распаду Римской империи, а в 1054 году привело к разделению единой некогда христианской церкви. Почему в учебниках история философской мысли прослеживается в Западной Европе в отрыве от истории философской мысли в Восточной Европе?
10. Вплоть до 15 столетия (до падения Константинополя в 1453 году) культура и философия превосходят западноевропейскую культуру и философию. Какие причины этого положения?
11. Каких вы знаете схоластов, которые были последователями
философского платонизма?
12. Назовите видных схоластов, которые были последователями
философского аристотелизма.
13. В философской мысли Средневековья проходили бурные дискуссии о соотношении общих понятий (реалий) с конкретными речами и явлениями. Как назывались две основные группы оппонентов в этих дискуссиях?
15. Кто из средневековых философов занимался проблемами Логики и конструировал "Логические машины"?
16. Кто из средневековых философов выдвинул лозунг: "Знание - это сила!"?
17. Кто из средневековых философов предложил эвристический принцип о недопустимости "излишних предположений"?
18. Кто из средневековых философов занимался проблемами соотношения разума, чувств и воле и отдавал предпочтение разуму?
19. Кто из средневековых философов учил, что Бог, ангелы, души - материальные существа, а материя может мыслить?