Часть вторая.
Религия. Коммунизм. Атеизм.

Я знаю только одну свободу, и эта свобода - свобода мысли.

Антуан Сент-Экзюпери (1900-1944) -
французский писатель и антифашист

Познайте истину -и истина сделает вас свободными.

Иисус Христос.
(Евангелие от Иоанна, 8:32)

7. Религия и мировоззрение верующих.

Религия - один из наиболее неудобных для науки предмет исследования. Причина этого заключается в том, что она, религия, неразрывно связана с верой в сверхъестественное. Этим сверхъестественным в развитых религиях является Бог. Если Бога нет, как утверждают атеисты, то у науки при изучении религии, нет предмета изучения, то есть - нет самого Бога. А если Бог есть, в чем убеждены верующие, то Бог, как существо сверхъестественное, не может стать для науки предметом исследования, поскольку она, наука, занимается только исследованием естественных явлений.

Учитывая сказанное, мы не будем останавливаться на идее Бога, а сосредоточим свое внимание на том, чем для верующих есть религия.

7.1. Религия как тип мировоззрения.

В религиоведении на сегодняшний день существует несколько десятков определения религии. Некоторые исследовали как из числа верующих, так и из числа неверующих, даже считают, что дать определения религии невозможно и не нужно. Но дать религии хоть какое-то изначальное определение религии необходимо и возможно. В мире нет и не может быть таких вещей и явлений, которым нельзя было дать определение. В этом отношении наш язык велик и всемогущ. Уже в сами слова: "Волк", "Волнение", "Бесконечность" присутствует определения наших понятий и представлений. По нашему мнения наиболее точным - и в научном плане и в плане нашего рассмотрения вопроса - является такое определение:

Религия - это тип мировоззрения,
в основе которого лежит вера в Бога.

В духовной жизни общества и верующих религия выполняет все те функции, которые выполняет и мировоззрение вообще.

Попытка проигнорировать или ликвидировать религиозное мировоззрение - это попытка проигнорировать и ликвидировать личность верующего вообще. Религиозное мировоззрение верующего может изменяться и заменяться, но личность человека - повторим, поскольку это очень важно! - не может быть без мировоззрения. Если мы берем человека как такового, мы должны воспринимать его с наличествующим у него мировоззрением.

Мировоззрение верующего не исчерпывается элементами религиозного мировоззрения. В органической связи с верой в Бога находятся его же, верующего, культурологические, моральные, научные и другие знания и убеждения. В духовной жизни верующего вне религиозные элементы, будучи таковыми, вступают - и не могут не вступать! - в конфликт с содержанием веры в Бога. Внутренний конфликт создаёт психологический дискомфорт, который понуждает верующего к "согласованию" его веры в Бога с другими элементами своей духовной жизни. В каждом отдельном случае это совершается то ли нахождением гармонии между верой в Бога и других элементов духовной жизни, то ли приспособления первых ко вторым, то ли уступками с одной и другой стороны. Как бы то ни было, а верующий человек ( а на его месте - всякий и каждый) не может успокоиться до тех пор, пока не выйдет из дискомфортного состояния.

7.2. Социальные факторы и социальные идеалы в мировоззрении верующего

В мировоззрение верующего - как было уже сказано - верующего в идеале - доминирует вера в Бога. Но она, вера в Бога, доминирует в мировоззрении верующего номинально. При ближайшем рассмотрении оказывается, что эта вера всегда производна. Она сформирована у верующего не само по себе, а под влиянием, прежде всего, семейного воспитания, а потом - влиянием окружающих, и, наконец, - под влиянием собственных усилий самого верующего. При все при этом доминирующим системообразующим фактором здесь, как и в каждом отдельном случае, выступает не чисто религиозный фактор, а социальный. Этот фактор рождается и характером, состоянием того общества, в котором находится верующий, и социальным статусов семьи верующего, и личным социальным рангом верующего.

Мировоззрение, безусловно, есть духовная основа личности каждого человека. Но сам человек с его мировоззрением является ни чем иным, как совокупностью общественных отношений, что с научной достоверностью впервые показал марксизм. Эти общественный отношения и "выглядывают" из религиозного мировоззрения верующего и одновременно с этим сам верующий смотрит на общество сквозь призму своего религиозного мировоззрения. Таким образом выработанные и апробированные практикой общественной жизни элементы морали, права, политики, науки, искусства, философии, которые восприняты верующим или всем обществом в той или иной мере получают религиозное утверждение, подымаются на уровень данных от Бога постулатов (заповедей, догм, канонов).

От того, что те или иные элементы общественной жизни получили освящение именем Бога, они от этого ни в каком случае не стали ни худшими, ни лучшими по своей сущности. Религиозное освящение только укрепляет или ослабляет определенные стороны общественной жизни. Какие именно стороны общественной жизни освящает религия? Это можно конкретно определить в каждом отдельном случае Здесь недопустимы заключения типа: "Религия вообще именем Бога освящает вот это и вот то", ибо суть дела заключается не в религиозном освящении/осуждении сторон общественной жизни, а в самих сторонах общественной жизни, которые освящаются/осуждаются именем Господа Бога.

В драматической истории человечества нет ни одной стороны общественной жизни, которая в той или иной мере, за тех или иных условия не освящалась и одновременно с этим не проклиналась именем Бога. В религии вне проклятий оставался только Бог своей религии. Но Бог - существо не общественное. Он существо, которое находится вне природы и вне общества. А поскольку в каждом обществу количественно доминирую низы, унижённые и оскорбленные, то и их естественные устремления тоже освящаются религией, находят поддержку в системе её верований.

Мы не будем сейчас доказывать тот очевидный факт, что двигателем социального прогресса в переломные моменты истории были не верхи, не "элита" общества, а именно требования и мера возможной реализации этих требований со стороны низов...

Эти требования в опосредственной и превратной форме выражались в содержании религиозных верований. Низы постоянно были недовольны своим социальным положением, считали его таким, которое не соответствует их природе, а отсюда - не отвечает их убеждениям, не отвечает природе человека вообще. Отсюда социальные факторы выступают не только в роли формообразующих характера религиозных верований простых масс верующих. В их мировоззрении социальные смысложизненные идеалы имеют самую большую практическую ценность, служат главным, а в кризисных состояниях - единственным побудительным мотивом поведения в обществе и по отношению к обществу. Все этой наилучшим образом просматривается на истории взаимосвязи религии с идеалами общественного устройства, в частности - с идеалами коммунизма.

7.3. Место идеалов коммунизма в религиозном мировоззрении верующего.

Коммунизм на протяжении веков представлялся и определялся по-разному. Вообще же, коммунизм - это общество, в котором нет эксплуатации человека человеком, нет частной собственности на средства производства, все члены этого общества социально равны и пользуются равным социальным обеспечением. Такое общества в наибольшей мере отвечает природе человека, потому что только оно может дать га всем людям гарантию на их счастливую, осмысленную жизнь; в обществе, которое зиждется на справедливости. Только такой коммунизм обеспечивает в наивысше мере продуктивность труда - труда, который является единственным источником богатства как отдельного человека, так и всего общества. Только благодаря коммунистическому образу жизни первобытные люди окончательно оторвались от животного мира. Только та дорога, которая ведет к коммунизму, в определенном выше значении этого слова, и есть той единственно верой дорогой, которой человеку и Богом и природой предназначено двигаться все вперед - и выше, все вперед - и выше. В меру отклонения от этого пути человечество двигается обочинами вопреки своему естественному (от природы) предназначению, как должен осознавать это человек неверующий, вопреки божественному предначертанию, как должен сказать себе верующий.

Конечно, идеальный коммунизм, черты которого в снятом из существовавших социальных концепций мы в обобщённом виде перечислили выше, воплощаясь в жизнь, подымает перед своими гражданами ряд невиданных раньше проблем, решение которых требует принятия нелегких решений. Реальный коммунизм - или реальные подступы к нему - может оказаться таким же далеким от коммунизма идеального, как жизнь конкретной религиозной церкви, общины, течения от идеалов христианства, ислама, буддизма и так далее. А вина ли Иисуса Христа (Магомета, Сакья-Муни, Моисея и подобных им), что его адепты, вопреки предостережению своих божественных основателей, бисер поучения Евангелии (Корана, Трипитаки, Торы) бросают на осквернение свиньям(Матфея, 7:6; 2-ое Петра, 2:22) да на глодание собакам (Притчи, 26:11; Филомону, 3:2; Апокалипсис, 22:15).

Коммунизм исторически всегда будет вынужден брать человека таким, каким он есть от природы, который достается ему как исторической наследство. Очень метко об этом писал Владимир Ильич Ленин: "Мы хотим построить социализм из тех людей, которые воспитаны капитализмом, им испорчены, развращены, но зато им закалены к борьбе... Мы хотим строить социализм немедленно из того материала, который нам оставил капитализм из вчера на сегодня, теперь же, а не из тех людей, которые в парниках будут приготовлены, если забавляться этой побасенкой" (ПСС, 32, стр. 54). И при этом Коммунизм берет человека таким, каким его создала Природа, другими словами - каким он вышел из рук Бога-Творца. Современный коммунизм никогда не заявлял, что у него имеется такой чудодейственный камень, при помощи которого он "И в два мига, коль не в миг" превратить животные инстинкты и его греховную природу в золото общественного поведения.

Человек - наиболее трагическое существо в мире,
но сам Бог ничего лучшего за человека не создал.

Неужели кто-то питает надежду, что размноженные властью имущих за неполные 10 лет ставшие нашими родненькими рэкетиры, члени мафиозных структур, жирные коты, раскормленная "эліта" современного образа жизни легко, вот так запросто, за здорово живешь, вспомнит библейскую заповедь: "В поте лица будешь есть хлеб свой" (Бытие, 3:19; Псалом 127:2; Экклезиаст 3:22, 5:18, 11:6), выползет со своих гадючников, построенных на поте и крови верующих и неверующих, и с криками "Ура!" начнут превращаться в трудоголиков?! - Ни при какой погоде! Они заблаговременно и публично, чтобы дошло до всех уголков жителей СНГ, громогласно заявили: "На теперь есть не только, что защищать, но и чем защищать". И поверьте, что они, к сожалению, говорят чистейшую правду. Чтобы не замараться в общественной грязи они даже не обременяют себе хоть как-то управлять общественной жизнью. А зачем? Это грязное и марудное дело. Они поручили это дело своим политикам. Недавно русский олигарх Борис Абрамович Березовский без зазрении совести бахвалился, что люди "с голым задом" никогда больше не будут управлять страной. Нужно в конце концов понять простую истину, втолковывал он политикам СНД, что в нашей цивилизованной стране правит тот, кому это поручает капитал, а выборы - являются публичной формой вручения нашего правления людям, которых мы заблаговременно определили.

Коммунизм - это нормальное человеческое обществе. Для поддержания и воспроизводства своего существования люди этого общества, как и любого другого, должны потреблять материальные и духовные блага. А в человеческом обществе эти блага производятся трудом. И так же как общество и человек не могут перестать потреблять, точно так же они не могут перестать производить своим трудом все то, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Особенность коммунизма заключается только в том, что он может организовать наиболее эффективное использование человеческого труда. Во-первых, в нём все трудом своим личным или производят материальные и духовные блага (товары) или обслуживают это производство для повышения эффективности производительности труда. Если способный к труду человек ничего не вносить в общественную сокровищницу, то он будет паразитарно пользоваться трудом других членов общества, жить за счёт других. А это - несправедливо. В этом отношении коммунизм полностью разделяет новозаветный принцип: "Если кто не хочет трудится, тот и не ешь" (2-ое Солунянам, 3:10. Сравни еще: "В поте лица будешь есть хлеб свой" Бытие, 3:19; "Нечестивых на работе нет" - Псалом,72:5; "Только в могиле работы нет" - Экклезиаст, 9:10; "Лучше рабочий, нежели нуждающийся" - Притчи, 12:9; "Старайтесь работать собственными руками" - 1-ое Солунянам, 4:11 и так далее). Только коммунизм наиболее эффективно использует труд человека. При нем нет безработицы: работают все и все обогащают своим трудом общественные богатства. Только коммунизм в состоянии наиболее эффективно организовать и использовать труд человека. Не могу не сослаться на пример. Во время оккупации Донбасса фашисты за 2,5 года так и не смогли запустить в работу хотя бы одну доменную печь. Но при освобождении Донбасса от фашисткой нечисти советская власть запускала в работу все отрасли хозяйства. Потому, что эта власть - была властью народа, потому что народ работал на общее благо, в конечном итоге на себя.

А разве не возмутительно, разве это разумно, что сейчас во всех странах СНД существует безработица? Что кандидат наук встает в 3-4 часа утра, чтобы никто не видел, и выискивает по мусорках, скажем по-библейски, "крохи падающие со столов богатого" (Евангелие от Луки: "Притча о бедном и Лазаре" - 16:19-31)? Что крестьянин стоит 3-5 часов на базаре, чтобы продать 4-5 килограммов молока или мяса, а за время этого вынужденного и изматывающего его душу стояния он с огромным удовольствием мог бы произвести в десять раз больше продаваемой им продукции? Избежать такой преступной траты рабочей силы и труда можно только на принципах коммунизма.

При нем нет ни безработицы, ни использование кандидата наук в качестве лоточного торговца или искателя съедобного по мусорным ящикам. Или еще один в изобилии наблюдаемый сейчас пример. На базаре животновод тратит два-три часа, чтобы продать произведенные им 20 литров молока. А за этих три часа труда в недавнем колхозной свиноферме он производил два центнера мяса. А где эти два центнера мяса сейчас? Что произвёл крестьянин за время продажи произведенного им мяса или молока. Общественное производство в коммунизме основано одновременно на коллективном труде и на разделении труда. А коллективный труд, как доказано и практикой и экономическими расчетами, без всяких дополнительных усилий повышает производительности в полтора-два раза. Во-вторых, только коммунизм может лучшим образом использовать и организовать работу по склонностям и специальностям человека. Коммунизм не только провозглашает социальное равенство своих членов, он в высшей степени содействует социальному прогрессу тем, что способствует и организовывает наиболее эффективное приложение человеческого труда для производства материальных и духовных благ.

Общеизвестно, что источником богатства человечества является труд. А поэтому для наибольшего прогресса общества нужно создать условия для наиболее эффективного использования человеческого труда, его рабочей силы. Нужно сделать так, чтобы использование рабочей силы в максимальной степени было направлено на увеличение производства материальных и духовных благ, материальных и духовных предметов потребления.

А легко ли будет перейти на принцип оплати по труду тем, которые уже вкусили сладостей паразитарно-нетрудовых доходов? Легко ли будет ему перейти на изготовление своими ручками хлеба, до хлеба, крова, одежді обуви, если он в настоящее время на перепродаже и спекуляции изготовленных руками других продуктов зарабатывает в десятки раз больше? Только коммунизм не допускает безработицы ("Все едят - все работают!"), только коммунизм может предотвратить нерациональную растрату человеческого труда, только коммунизм в состоянии сделать богатое и справедливое общество для всех. Читатель может сказать, а почему же за 70 лет коммунисты не сделали всего этого? Во-первых, коммунисты в этом направлении сделали очень много и продвинулись очень далеко, или как признавался Черчилль, коммунисты приняли Россию сплошь безграмотной, в лаптях и с сохой, а через 40 лет она стала страной сплошной грамотности, высокого уровня научно-технического прогресс и "с атомной бомбой". И это при всем при то, что Россия вынесла на себе основное бремя двух мировых войн, находилась в постоянной блокаде, подвергалась экономическим, военным, дипломатическим, диверсионным, идеологическим диверсиям со стороны всех так называемых развитых и цивилизованных стран. Какая страна в мире и какой народ в истории вынес такое внешнее и внутренне давление? Какая страна, какой народ когда-либо достигали таких ошеломляющих успехов в своем социально-экономическом и культурном развитии? Нет таких стран, нет таких народов!

Бандократия СНГ множит и множит бомжей, нищих, проституток, наркоманов, насильников, алкоголиков, всех уровней воров, знахарей и "целителей", не оставляя им никаких других перспектив. Взглянув на наш социальный кромешный ад Великий Аллигиери Данте сказал бы: "Оставь надежды всяк сюда входящий!". Но коммунизм в Советском Союзе, Китае, бывших странах социалистического лагеря на практике доказал что даже из такого рода социальных отбросов он в состоянии делать достойных членов общества. Не всуе вспомним хотя бы результаты деятельности Ф. Э. Дзержинского и А. С. Макаренко. А учреждаемый в странах бывшего Советского Союза высшей капитализм достойных людей сбрасывает в клоаку общественной жизни.

Конечно, коммунизм пошёл ещё нехожеными на практике дорогами. Для него не была выстелена шоссейная дорога. Он свой путь прокладывал по болотным топям, оврагам да колдобинам. Тем более, что коммунизм - живое человеческое общество и в нем будут существовать и возникать личные трагедии (неразделенная любовь, смерть близкого человека) и проблемы, для решения которых нужно будет искать новых решений.

Коммунизм - несовершенное общество, но человечество на протяжении
тысячелетий никакого другого лучшего общества для себя не придумало.

8. Религия и концепции коммунизма в их историческом развитии.

Термин "Коммунизм" и одну из первых концепций коммунизма в общечеловеческую культуру ввел древнегреческий философ Платон (428-348 года до нашей эры). А к этой концепции великий ученый пришел в процессе поиска ответов на вопрос: "В чем смысл жизни человека?". По мысли Платона, смысл жизни человека - в счастье; мы приходим в этот мир для того, чтобы получить свою мерку счастья, чтобы прожить

счастливо. Но счастье каждого человека, еще в то давнее время заметил Платон, зависит от общественного устройства. Следовательно, надо создать такое общество, в котором все люди, без исключения, будут иметь равные права на счастье и равные возможности прожить счастливо. Вот это общество равносчастливых людей Платон и назвал обществом коммунистическим. .

К идеалам коммунизма Платон обращается в ряде своих произведений. Наиболее полно он описал его в своем произведении "Государство" (Politika) и в мифах об Атлантиде. В платоновском коммунизме нет частной собственности, нет эксплуатации человечка человеком; процессы общественной жизни находятся под контролем мудрецов-философв, а весь тяжелый и непристижный труд выполняют рабы, илоты. Как видим, в коммунизме Платона были рабы...

Великий Платон, не считаясь с рабами, предвидел что в его идеальном обществе социальное равенство будет вступать в борьбу с духовным неравенство людей. И здесь он с сарказмом подчеркивал, что обыватели коммунистического общества будут чувствовать себя не комфортно в присутствии талантов и гениев и ради своего да общественно спокойствия и уюта вынуждены будут изгонять таких "высоко неравных" людей из своего коммунизма. То есть, Платон хорошо понимал, что социальное равенство - только материальная предпосылка счастливой жизни для всех; что коммунистическое общество будет иметь свои внутренние проблемы, для решения которых нужны будут новые и новые ситуационные решения. Коммунизм - это не конечная цель стремления человечества, а только начало его нового, полного сложностей образа жизни.

Идея коммунизма со времен Платона не исчезала с арены духовной жизни греческого, греко-римских и христианизованных позже народов. А практическое воплощение несовершенные концепции коммунизма находили свое воплощение в жизни верующих трудящихся всех религий и континентов. Показательным в этом отношении является христианство. Оно начало свое существование как общество коммунистическое, в котором было проведено обобщение личного имущества верующих и распределение продуктов потребления по принципу - "каждому по потребностям" (Деяния святых апостолов, 4:32 - 5:16). Правда, коммунизм первоначальных христиан не смог утвердить себя в христианской церкви, хотя в его пользу потом высказывались такие видающиеся и признанные потом за святых деятели как архиепископ Медиоланский Амвросий, Блаженный Августин, Василий Великий, Иоанн Златоуст переводчик Библии на латинский язык Иероним. Все монастыри во всех христианских церквях организовывались на принципах коммунизма. Еретические и революционные движения катаров, гуситов, моравских братьев, мюнстерцев - на Западе; стригольников, антитринитариев, социниан, старообрядцев - на землях Киевской Руси вдохновлялись идеалами библейского коммунизма. И вообще, следует сказать, что марксистский коммунизм исторически берет свое начало из тех концепций, которые впервые начали разрабатывать глубоко верующие христиане.

Первую развернутую концепцию коммунизма создал канцлер Англии, мученик и святой католической церкви Томас Мор (1478-1535), содержание которой, концепции коммунизма, изложил в произведении "Утопия" . Не лишне будет напомнить, что католический кафедральный (главный) собор в Нью-Йорке ознаменован названием "Собор святого Томаса Мора". Виднейший руководитель Крестьянской войны в Германии Томас Мюнцер (1490-1525) призывал применением силы бороться за установления Царства Божьего, Коммунизма, на земле. Значительный вклад в развитие идей коммунистического общества внес руководитель восстания в Калабрии, доминиканский монах Томазо Кампанелла (1568-1639), написав в застенках Инквизиции, которая 18 лет держала его в сыром и темном подвале, замечательной произведение с радостным названием "Город Солнца". Известные французские идеологи коммунизма Габриэль Боно Мабли (1709-1785) и его современник Морелли оба были католическими священниками. Первый из них обосновывал идей коммунизма в произведениях: "Сомнения, предложенные философам-экономистам относительно естественного и существенного порядка политических обществ", "Начала нравственности" и "Об изучении истории", а второй наиболее основательно - в "Кодекс природы, или истинный дух ее законов", а наиболее увлекательно - в поэме "Базилиада".

Непосредственный предшественник марксистской концепции коммунизма Клод Анри Сен-Симон (1709-1785) свою основную работу о коммунизме (социализме) назвал - "Новое христианство". Еще один виднейший представитель утопического коммунизма Этьен Кабэ (1788-1856) своё понимание идеалов коммунизма изложил в книге "Путешествие Икара" (1840 год издания) и сразу же уехал в Северную Америку воплощать в жизнь свои коммунистические идеалы. Свой выбор он остановил на мормонах, которых за их религиозные убеждения беспощадно преследовали местные власти. В конце концов всех мормонов собрали и выслали в резервацию - в пустыню Юта, разрешив поселится вокруг соленного озера. Кругом был только песок и соленая вода - и ни одного живого животного, ни одного живого растения. Кабэ присоединился к гонимым мормонам и предложил гонимым свои идей коммунистического устройства общественной жизни. Мормоны ввели эти идеи в состав своих религиозных верований и своим совместными усилиями превратили пустыню в цветущий, богатый край, населенный физически и духовно здоровыми людьми. 60% современных ведущих белых спортсменов США - из семей мормонов. Пламенный коммунист Каабе создавал коммунистические общества не только у мормонов, но и среди других религиозных общин, которые везде процветали вплоть до их принудительного разгона в 1879 году и полной ликвидации в 1895 году.

Наиболее видный домарксистский коммунист, атеист по личным убеждениям, Роберт Оуэн (1771-1858) близкое родство с идеями которого настойчиво подчеркивали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, поддержку своим попыткам создать коммунистические общины получил прежде всего среди верующих США.

Нельзя не вспомнить целой кагорты христианских социалистов и христианских коммунистов, которые требовали переустройства современного им общества на основе христианского мировоззрения, которое органически содержит в себе социальные идеи коммунизма. Среди таких были разного рода проповедники, начиная с французского аббата Альберта Ламинне (1828-1875) с его книгой "Евангелие бедного человека", Луи Блана (1811-1882), священников англиканской церкви Морриса и Кингсли, американца Пибоди до выдающ0ихся представителей христианского коммунизма лютеранского пастора Диттриха Бонхоффера, казненного фашистами в 1945 году, настоятеля Кентерберийского собора Хьюлетта Джонсона, современного латиноамериканского католического священника Фрей Бретто и деятелей левого христианства во всех странах капиталистического Запада.

Целесообразно будет вспомнить, что ещё молодой Маркс, как он потом сам признавался, "очищая свою совесть" от гегельянства, написал вступительную статью к таки и не написанной задуманной было им работы: "К Критике гегелевской философии права." Это "Вступление" было размещено в изданном Марксом совместно с А. Руге единственном номере журнала "Немецко-французком Ежегоднике" 1844 году. Маркс в это время еще только переходил от философии Гегеля к философским взглядам Фейербаха и не был ещё, если будет позволено так выразится, марксистом. В этой статье Кар Маркс употребил, ставшие потом знаменитым, выражение: "Религия - опиум народа". В годы советской власти выражение "Религия - опиум народа" выдавалось за марксистское определение религии. Но это выражение не принадлежит самому Марксу. Эти слова впервые провозгласил и пустил в массы христианский социалист, священник англиканской церкви Чарльз Кингсли (Charles Kingsley) [1819-1875]. Чем Карлу Марксу понравилось выражение англиканского священника и почему он употребил его в своей неоконченной работе, - это другой вопрос, о котором следует поговорить отдельно. П сейчас следует подчеркнуть, что ни Карл Маркс ни Фридрих Энгельс нигде больше - ни в большущем рукописном наследии, ни в своих печатных изданиях, ни в устных выступлениях - не употребляли выражения: "Религия - опиум народа", а статья "К критике гегелевской философии права. Вступление." при жизни Маркса и Энгельса не переиздавалась.

9. Атеизм и религия в концепциях марксистского коммунизма.

Наибольший вклад в развитие идей коммунистического общества внес марксизм.

В поисках ответа на вопрос об обществе, которое в наибольшей мере будет отвечать природе человека, опираясь на идеи коммунизма своих предшественников и развивая их, марксизм дал научный ответ о путях перехода от капитализма к коммунизму, исходя при этом их современных для них социально-политических условий, о закономерностях построения коммунистического общества и дал описание общих черт будущего коммунистического общества. Все детали практического воплощения в жизнь своих социальных идей коммунизма марксизм оставил решать тем, кто и будет практически созидать коммунистическое общество. По нашему мнению, марксизм в этом отношении не связывал своих последователей какими-либо заблаговременно установленными догматами, а претендовал только на то, чтобы быть руководством к действиям.

Правда марксизм кроме учения о коммунизме содержит в себе ещё целый ряд важных идей, идеалов и концепций. Ленин в свое время выделял в марксизме три основные составные части: социальное учение ( собственно - учение о коммунизме), свою систему философских взглядов (потом эта система была названа диалектическим и историческим материализмом) и экономическое учение (марксистская политэкономия). Во взглядам Маркса и Энгельса, во взглядах всех их ортодоксальных последователей (например, Франца Меринга, Поля Лафарга, Бебеля, Каутского, Бернштейна, Плеханова, Карла Либкнехта, Ленина, Сталина, Троцкого, Бухарина, Морриса Тореза, Джона Голланда, Пальмиро Тольятти, Мао Дзедуна, и как пародия - всех Первых секретарей ЦК КПСС от Хрущева и до Миши сРайкой) все три части марксизма не только органично переплетались друг с другом, но и также органично следовали одна из одной. (По нашему мнению, - это не так, о чем будет сказано ниже.). А дальше- больше, по известному закону домино. Адепты да эпигоны марксизма, в соответствии с уровнем своего несамостоятельного мышления, со временем начали считать каждую фразу Маркса, а потом Энгельса, Ленина, Сталина, Генеральных/Первых секретарей коммунистических партий каждой страны считать абсолютной истиной в последней инстанции. Сам же Маркс решительно отмежевывался от таких не по разуму последователей и однажды, по свидетельству Франца Меринга, риторически изрёк: "Я - Маркс, но не марксист!". Энгельс и Плеханов таких безмозглых марксистов называли попами марксистского прихода.

Распространяя на социальную концепцию коммунистического общества все три составные части марксизма, значительная часть коммунистов начала считать неотъемлемой и всеобщей частью общественной и духовной жизни при коммунизме. Такие утверждения и действия в соответствующем направлении были не только, как некогда любили говорить, "забегание вперед", но и принципиальной ошибкой. Нельзя - не следует и вредно! - представлять себе, что все граждане коммунистического общества поднимутся на уровень, а то и выше, гениального Карла Маркса. Если при коммунизме все станут Марксами, тогда, выходит - при коммунизме исчезнет разнообразие и неповторимость личности каждого человека. Неужели интересно жить в таком сообществе, которое подобно зеркальной комнате умножает только Меня, и в каждом зеркале - только Я, Я и Я. Люди были и всегда останутся неповторимыми личностями. Они и прекрасны своей неповторимостью. Это во-первых. А во-вторых, за отдельного человека никто и никогда не решит для него всех проблем его личного мировоззрения, путей воплощение в жизни его собственных смысложизненных идеалов. У каждого человека , даже у таких гениев человечества, как Ньютон, или Эйнштейн, или Маркс, или Гегель, или Моцарт, или Сальвадор Дали, или наших величайших в науке современников Стива Хавкина, Карла Сагана, Ричарда Давкинса были, есть и будут пробелы знаний, "черные дыры" в мировоззрении. Вот это пробелы могут заполнятся ошибочными догадками, в этих "черных дырах" запросто может найти себе место вера во "Что-то неведомое", "Нечто", "Какую-то высшую силу", "Сверхъестественное существо", "Бога". А почему бы и нет? И наконец, в третьих - атеизм в марксизме является органической частью его философского мировоззрения. Требуя, чтобы члены будущего коммунистического общества были марксистскими атеистами , мы питаем надежду, что все они будут философами. Можно полностью разделять учение марксизма о коммунистическом устройстве общества и оставаться верующим. И не только верующим, а всяким: пессимистом и оптимистом, женатым и холостяком, рационалистом и сенсуалистом, "физиком и лириком", также, как люди бывают мужчинами или женщинами. Когда мы ставим перед собой задачу сделать всех марксистскими атеистами, то намерены сделать всех членов коммунистического общества философами школы диалектического материализма. А это задача в принципе нереальна для решения даже в наиболее отдаленной перспективе. Религиозное мировоззрение в том или ином модифицированном виде будет существовать, по моему мнению, так долго, как долго будет существовать человечество. В пользу такого мнения я мог бы привести основания, защищать его в процессе сугубо научной дискуссии. Но и до дискуссий мы должны твердо осознать, что в обозримом будущем религии, на радость верующим, не угрожает ни исчезновение веры в сверхъестественное, ни сплошная атеизация середняков. И вовсе не потому, что Бог существует, а у атеистов нет убедительных доказательств против него. Дело все не в Боге и не в атеистических доказательствах. Дело в человеке и в особенностях его мировоззрения. А раз так, то в построении коммунистического общества и в его функционировании могут и должны принимать участие верующие и неверующие. И пусть они, верующие и неверующие, в соревновательных порывах доказывают, какие идеи лучше работают на общество, жителям которого оно обеспечивает все права и реальные возможности прожить счастливо, наслаждаться счастьем.

Философами люди стают по своим врожденным талантам от природы. Философский талант такой же редкостен, как и талант музыканта, поэта или художника. Поєтому настоящих философов, реализовавших свое талант от природы, самое большее - один на сто тысяч человек. Тех, которые имеют от природы склонность (не гениальность или талант от природы, а только склонность) к философскому постижению мира и путем обучения и самообучения приобрели способности к творческому обогащению сокровищницы философской мысли насчитывается в мире около 1-2% населения земного шара. Еще 5-10% от общего количества населения и знают суть философского мировоззрения, пассивно разделяют определённые философские концепции, но сами не являются философами. 20-30% людей просто, без особенных размышлений умом своим знают сущность философского мировоззрения, воспринимают на веру философские воззрения того или иного философа, зачисляют себе к сторонниками той или иной философской школы. Для остальных людей философские положения типа "материя - первична, а сознание - вторично", "бытие определяет сознание, а общественное бытие определяет общественное сознание воспринимаются на их обыденном сознании на веру так же, как верующим христианином утверждение Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово" (1:1). Дело в том, что для восприятия мировоззрения ( и своего собственного и понимания мировоззрения других) на философском уровне нужны не только благоприятствующие социальные условия, но и соответствующие врожденные данные от природы. А физиологическую, биологическую или психологическую природу человека можно усовершенствовать или испортить, но переделать невозможно и не следует.

Лично я, конечно, убежденный атеист. Я абсолютно достоверно знаю, что Бога нет, что существование Бога в какой бы то ни было перспективе даже не предвидеться. Но это не означает, что в вопросах религии и веры в Бога все когда-нибудь должны стать такими же, как и я. Ни в коем случае! Ведь хорошими - как, к сожалению, и плохими - и теоретически и практически могут быть и на в самом деле есть бесчисленное множество как верующих в Бога, так и неверующих в него, так и совершенно безразличных к тому, есть Бог или его нет. Споры о том, что больше способствует "духовному богатству, моральной чистоте, физическому совершенству" (Из Третьей Программы КПСС) вера в Бога или атеизм, совершенно несостоятельны, с теоретической точки зрения. Верующий и атеист должны на деле, своей жизнью, доказывать преимущество своего собственного отношения к вере в Бога. Но для реализации всего того хорошего, что может удерживать в себе религиозное или атеистическое мировоззрение, наиболее благоприятные условия создаются в обществе, построенном на коммунистических основах.

По моему собственному убеждению, только коммунистическое общество создает все условия для того, чтобы каждый человек, появляющийся из небытия в этом мире, провел свою единственную и неповторимую жизнь осмысленно.

Пусть расцветают всеми красками, благоухают не повторными ароматами все разнообразные цветы в оранжерее коммунистического общества!

10. Религия и материальные основы общественной жизни при коммунизме.

Но для того, чтобы цветок личной жизни каждого человека раскрылся счастьем, необходимо, по учению идеологов марксистского коммунизма, наличие соответствующих материальный предпосылок. Каждый приходящий в мир человек должен иметь, прежде всего, все материальные условия для своего биологического существования, созревания и воспроизводства рода человеческого. Без соответствующего питания, домашнего уюта, овеществленного общения с себе подобными человек биологически не выживет и ни о какой его духовной жизни, ни о каком смысле его жизни не может быть и речи, поскольку не будет и самого человека.

Коммунизм считает материальное обеспечение не только предпосылкой, но и одним из важнейших благ человека, а забота о материальном обеспечении человека - одной и важнейших доброчестностей. О каком счастье человека можно говорить, если мы лишим этого человека домашнего уюта, обречем его на голод и холод, на физическое унижение и оскорбление? И разговоры о низменности людей, которые, терзаемые голодом, мечтают о некогда - в бытность "совками" - всем доступном куске хлеба и дешевой колбасе, являются, по диагнозу Альберта Швейцера, патологическим проявлением мировоззренческой ориентации.

Коммунистические взгляды на неизменимую субстанциональную ценность материальных благ, которые удовлетворяют нормальные физико-биологические потребности человека, полностью совпадают с евангельским учением христианства. Вот что говорит сам Иисус Христос о своем Втором Пришествии и Страшном суде над всеми людьми:

Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей.

И соберутся перед Ним все народы, и Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов.

И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - пор левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

Ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне".

Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим и напоили? Или нагим, и одели?

Когда мы видели Тебя больным, или в темнице. И пришли к тебе?"

И Царь скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, то сделали Мне".

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.

Ибо я алкал, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня.

Был странником, не приняли Меня; был наго, и не одели Меня; боле и в темнице, и не посетили Меня".

Тогда и они скажут Ему в ответ: "Го-о-о-спо-о-ди! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?"

Тогда скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне".

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

(Евангелие от Матфея, 25:31-46.)

Наряду с обеспечением физического существования человека коммунизм так же неуклонно должен оберегать свои социальные параметры, точнее - коммунистическое строение общества. Коммунизм не гарантирует своим гражданам поведение под лозунгом Телемской обители из произведения Рабле "Гаргантюа и Пантегрюэль", - "Живи, как хочешь!" Нет, коммунизм действует по всеобщим принципам гуманизма: "Все - для Человека; все - в имя Человека!" И во имя Человека общественное поведение всех членов общества будет ограничено совершением всего того, что материально, социально или духовно угнетает Человека.

Мы говорим об этом постольку, поскольку коммунизм иногда обвиняют в том, что он, де, приносит человека в жертву обществу. Эти обвинения и справедливы и несправедливы. Дело в том, что человек, будучи существом биологическим, одновременно с этим еще в большей мере является существом и социальным. Без общества. Без общества и вне общества человек перестает быть человеком и превращается в животное биологического вида Homo Sapiens. К тому же мера биологического благополучия человека, как такового, обеспечивается сейчас не внешней природой, как то мы видим в животном мире, а обществом. Вне общества человек не может себя сохранить себя даже биологически. Общество вывело человека из животного мира и тем сохранило человека биологически. Без организации своего существования на основах общественной жизни человек не выживет и сейчас. А коммунистическое общества - это общество, которое строится по меркам человека в соответствии с потребностями его природы. Следовательно, сохраняя общество, мы сохраняем и человека, как биологический вид.

Материально-биологическое благополучие и устойчивые социальные параметры коммунистического общества являются тем Sine qua non", без которого нет и не может проявить себя самое главное в человеке - его духовное начало, неповторимость и самобытность.

А духовной основой самобытности и неповторимости личности человека, как мы уже говорили, лежит его мировоззрение. Для того, чтобы человек зажил богатой духовной жизнью необходимо, прежде всего, за всякую цену предотвратить его, если можно так выразится, "вещественное" исчезновение", включить его в общественную жизнь и обогатить ее, как говорил В. И .Ленин, всеми теми духовными богатствами, которое накопило человечество на протяжении веков своего существования.

Может быть кто-то знает, как обогатить духовную жизнь человека путём изоляции его от общества или развалом общественной жизни? Если такие попытки и были когда-то

или предпринимаются где-то сейчас, то последствия их всегда, без единого исключения!, пагубны для человека и его личной духовной жизни.

Реальные условия для свободного исповедания своего собственного мировоззрения всеми членами общества, а не только его верхушке или "элите", может обеспечить только коммунизм. Это касается и свободы людей с религиозным мировоззрением.

11. Религия в системе коммунистического общества.

Создатели идеалов коммунизма по-разному определяли место религии в их обществе. Христианские социалисты 19 столетия все поголовно считали, что в общественном сознании коммунистического общества должно безраздельно господствовать религиозное мировоззрение и только христианского вероисповедания. Создатели марксистской концепции, будучи сами атеистами, считали, что после построения коммунизма религия начнет постепенно отмирать сама собой, "естественной смертью". Лично я считаю эти мысли классиков марксизма-ленинизма их частным и необоснованным мнением. К сожалению, большинством марксистов это частное мнение было воспринято как "азбука марксизма" и тем самым оказалось вне научного исследования и вне дискуссий. Более того, в практику построения коммунизма были внесены такие элементы отношения к религии, которые явно противоречили положениям марксизма. Так, в последнее десятилетие Советской власти на роль виднейшего теоретика КПСС по вопросам марксистского атеизма выдвинулся заведующий Отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Украины, а потом и Второй (по идеологическим вопросам) Секретарь ЦК Компартии Украины Леонид Макарович КРАВЧУК. Его статьи выдавались за образец творческого марксизма, а его практические шаги по преодолении религии изучались на всех уровнях партийных семинара страны. На фоне всего мирового коммунистического движения его практика борьбы с религией действительно была уникальной . Леонид Макарович поручил изучить состояние и степень религиозности по всей Украине. На основании полученных данных он установил, что настоящая религиозность осталась только в 694 населенных пунктах республики. Был составлен конкретный план атеистической работы в этих ещё не потухших очагах религиозности, на неё сориентирована работа местных партийных органов и общественных организаций, а в помощь им кинуты скучающие в столице и областных центрах атеистические кадры, издавались методические рекомендации. Руководитель Комитета при Совете Министров Украинской ССР по делам религии Литвин Константин Захарович делился со мной секретом, что отдельные положения этих рекомендаций написаны видными деятелями христианских церквей(не буду называть их имена, поскольку они до сих пор подвизаются на ниве божьей)... Результатов это фронтовой атаки на верующих подытожить не удалось: началась перестройка, Леонид Макарович КРАВЧУК занял пост первого Президента Украины. Отрёкся от коммунизма, покаялся в атеизме, признался в своих извечных симпатиях к бандеровским националистам, завязал сердечную семейную дружбу с митрополитом Филаретом и его гражданской женой Евгенией. По старой привычке и приобретённому опыту начал на Президентском уровне заправлять божественными делами, что привело к расколу православной церкви, к кровопролитным стычкам между православными и униатами, дракам между православными автокефальными и православными в духе Вселенского православия... А теперь в религиозных нестроениях между верующими Кравчук и его современное окружение публично обвиняет идеологию и практику коммунизма.

Но марксистское отношение к религии не имеет ничего общего ни со словами, ни с поступками подобных Кравчуку личностей. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс беспощадно критиковали какое бы то ни было насилие по отношении в религии, пренебрежение к сущности религиозного мировоззрения верующих. Так, Ф.Энгельс критиковал мелкобуржуазного социалиста Евгения Дюринга, который в свое время писал: "В свободном обществе не должно быть никакого культа, ибо социлитарна система

должна упразднить все аксессуары духовного колдовства и, следовательно, все существующие элементы культа". Призывы к насильственному административному запрещении религии были характерной чертой анархизма, который на протяжении 19-20-го столетий предпринимал неоднократные попытки объединится с марксистами, а 1917-1920 годах - с большевиками. Так их идеолог Михаил Бакунин писал: "Заменив мнимые и грубые наслаждения физического и духовного разврата утонченным разнообразием наслаждений, социалистическая революция, одна, будет иметь власть одновременно закрыть все кабаки и церкви" . На возражение коммунистов о том, что социалистическое (коммунистическое) общество строится для верующих и неверующих, с которыми надо всегда идти вместе; что среди верующих имеются не только "примитивные верующие" но и культурные люди и даже ученые, Бакунин отвечал: "Верующие ученые? - Это друзья, которые никому не нужны, и враги, которые никому не страшны".

Что же касается собственно Маркса и Энгельса, то у них изложено научное видение места религии в борьбе за построение коммунизма и существования в условиях самого коммунизма. Напомним хотя бы часть этих положений:

"Каждый должен иметь возможность отправлять свои религиозные, как и телесные, потребности без того, чтобы полиция совала в это свой нос" (К. Маркс. Критика Гот ской программы.).

"Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, то есть, быть атеистом... Никакие различия между гражданами и их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы... Не должно быть никакой выдачи государственной церкви, никакой выдачи государственных сумм церковным и религиозным обществам, которые должны стать совершенно свободными, независимы от власти союзами граждан-единомышленников. Только выполнение до конца этих требований может покончить с тем проклятым и позорным прошлым, когда церковь была в крепостной зависимости от государства, а русские граждане были в крепостной зависимости у государственной церкви..." (В.И.Ленин. Социализм и религия.).

"Хто хоч трохи здатний серйозно поставитися до марксизму, вдуматися в його філософські основи і в досвід міжнародної соціал-демократії, той легко побачить, що тактика марксизму щодо релігії глибоко послідовна і продумана Марксом і Енгельсом; що те, що ділетанти або неуки вважають хитанням, є прямий і неминучий висновок з діалектичного матеріалізму. Глибоко помилково було б думати, що "позірна поміркованість" марксизму щодо релігії пояснюється так званими "тактичними" міркуваннями в розумінні бажання "не відстрашити" і т.п. Навпаки, політична лінія марксизму і в цьому питанні зв’язана з його філософськими основами". Торкаючись тої наступальної, войовничої, атеїстичної пропаганди, що розвернулася було на перших порах Радянської влади В.І.Ленін різко виступив проти тих, хто "вносить гостроту" в ідеологічну боротьбу, бо "така боротьба укріплює ділення мас за принципом релігії, а наша сила в єднанні". (Промова на 1-му Всеросійському з’їзді робітниць.)

И не смотря та то, что религиозные организации в нашей стране постоянно и активно использовались внутренней и внешней реакцией в антисовестких целях, чем провоцировали местные органы власти на неадекватные действия, - за все годы советской властти никому не удалось посеять вражде между верующими и неверующими, между верующими разных вероисповеданий. Об этом убедительно свидетельствует вся история построения социализма в СССР, и все события Великой Отчественной войны 1941-1945 годов.

12. Международные гарантии религиозной свободы и политическая активность верующих

Закончилась Вторая мировая война. Во второй половине ХХ-го столетия коренным образом изменилась мировоззренческая картина мира и атмосфера вокруг мировоззренческих проблем.

На позициях безрелигиозного мировоззрения стоит треть современного человечества. Если учитывать политический, культурный и научный потенциал этой трети, - то она составляют качественное большинство современного населения земли. В развитых странах верующее население составляет з0% от количества всех граждан. Религиощное мировоззрение объединило и разъединило верующих по враждеющих между собой религиях, церквях, расколах, сектах и культах. Вражда между религиощными группами верующих и преследования за те или иные религиощные убеждения превратились в угрожающий фаактор жизни отдельных людей, стране, всему международному сообществу. Сейчас проблемы религии не возможно решить в рамках или на пользу одной религии или стране. В современных условиях они эффективно решаются только в глобальном масштабе.

В 1945 году было создано Организацию Объединенных Наций, инициатором и одним из основателей которой выступил СССР. Опять таки по инициативе СССР при ООН было создано Комитет по гуманитарным правам и свободам. Комитет возглавила вдова президента Рузвельта - Элеонора Рузвельт. Но работой Комитета фактически руководил министр иностранных дел Украины Мануильский. Комитет Рузвельта-Мануильского выработал проект "Всеобщей декларации прав человека, который был10 декабря 1948 года единогласно принят Генеральной Ассамблеей ООН. В развитие, по сути марксистских принципов свободы совести в статьях 18, 19, 26 и 29 этой Декларации зафиксированы основоположные права человека в области его духовной жизни.

В последующих решениях ООН и на Всемирных и Региональных совещаниях представителей разных континентов и стран положения Декларации ООН 1948 года содержание гуманитарных прав и свобод человека нашли свое дальнейшее развитие и уточнение в формулировках. Значительное место в этих документах отведено правам и свободам человека в области мировоззрения и религии. Так, Резолюции ООН от 25 ноября 1981 года говорит в комплексе о "праве на свободу мысли, совести, религии и убеждений". Следует сказать, что Советский Союз подписали все перечисленные документы. Они вошли органической составной часть. Конституций и Законодательства всех стран СНД. Но ряд стран "очень развитого" капитализму , например, США. официально этих документов до сих пор не подписали и считают, что именно это дает им юридическое право сбрасывать бомбы на головы населения чужих стран, чтобы таким образом предотвратить... гуманитарную катастрофу.


Заключение.

Среди всех типов мировоззрения религиозное мировоззрение вознесено на пьедестал наивысшего авторитета. Его истинность и святость освящены именем Абсолютной истины, Абсолютной святости - именем Бога. Религиозное мировоззрение воспринимается легко и просто: с молоком матери, по традиции, на веру. "Веруйте - и спасетесь", - призывают верующих на каждой своей странице авторы 77 книг Библии. Напомним также, что 2/3 населения земного шара в той или иной мере находятся под влиянием религиозного мировоззрения. Все эти обстоятельства могут обеспечить верующим, с одной стороны, доминирующее место в решении важнейших международных, региональных и местных и личных проблем современного общества. Но с другой стороны, люди с религиозным мировоззрением могут стать - и постоянно стают! - легкой добычей разных социально-политических спекулянтов. Примеров первого и второго вида в истории прошлого и настоящего более нежели достаточно.

Для того, чтобы верующий в поисках путей на небо не заблудил на земле, Иисус Христос дал заслуживающий внимания совет, изложенный им в афористической форме: "Кесарево - кесарю, а Божие - Богу" (Матфея, 21:22; Марка, 12:17; Луки, 20:25). Следовательно, нужно разделить служение Богу от служения делам светским. Для общения с Богом верующий идет в церковь, на молитвенное собрании, читает священное писание, молится перед и после принятия пищи, принимает на себя обет целомудрия или поста, крестить или обрезает своего ребенка, идет на поклонение ко святым местам, спасает свою душу - одним словом, вместе со своими единомышленниками удовлетворяет все свои религиозные потребности по законам Торы, Нового Завета, Корана. А для решения важных для верующего кесаревых, гражданских и светских - проблем верующий обращаться до кесарских же методов и средств.

В современных условиях решающее значение в устроении всех общественных гражданских проблем имеет политическая деятельность и отношение к политическим партиям. Верующих присоединяется к той или иной политической партии не потому, что хочет через эту партию приблизится к Богу или найти в ней Бога, а стремится в этой партии найти единомышленников по социально-политическим вопросам. Таким образом люди разных социальных взглядов, но одной религиозной веры общаются между собой в рамках одного и того же религиозного общества; а люди, отличающиеся между собой в отношении того или иного вероисповедания, но одинаковые по социальным взглядам и идеалам объединяются между собой в общих социально-политических акциях. От такого поведения верующего и неверующего выигрывает и Бог (религия) и Кесарь (социально-политическое состояние общества). Только при таком религиозном и социальном поведении можно защитить верующих и религиозные общины от тех политиков которые стараются во зло использовать религию для разжигания вражды между верующими и неверующими и между верующими различных вероисповеданий.

В странах СНГ, в том числе в России и на Украине, сейчас действуют партии, которые выражают социальные интересы различных классов и групп населения. Естественно, во всех этих партиях есть верующие и неверующие, верующие разных вероисповеданий. Что же касается партий левого направления, и прежде всего партии коммунистов, то они созданы и существуют для выражения социальных интересов всех тех, которые непосредственно своими руками, своей мыслью создают все те материальные и духовные блага общества, благодаря которым мы, как говорил апостол Павел в афинском Ареопаге, "живем, и движемся, и существуем" (Деяния, 17:28). Ведь, как было показано выше, концепция коммунизма - единственная социальная концепция, которая в наибольшей степени отвечает природе человека вообще, особенно же - подлинным социальным идеалам и устремлениям всех трудящихся умственного и физического труда.