Смысл жизни
(Атеист в воображении православного: обмен мнением)

Дулуман Евграф - Верников Роман

Верующий Верников - атеисту Дулуману:

Здравствуйте, уважаемый профессор.

Меня зовут Роман, мне 27 лет, я по специальности инженер, живу в Санкт-Петербурге. Сразу скажу, что я человек верующий во Христа и в Святую Православную Церковь. К вере я пришёл как говорится <через разум>, т.е. через размышление, чтение трудов учёных, придерживающихся различных взглядов, через наблюдение природы (я очень люблю путешествовать), наконец через анализ событий, происшедших со мной и моими близкими. В моей жизни не было <пограничных ситуаций>, трагедий, духовных кризисов, когда люди обычно приобщаются к вере. Да, был поиск истины, увлечение философией, различными религиями,  искусством, но жизнь моя текла довольно размеренно, я всегда старался жить <по уму>. Но Господь всё же привёл меня к вере, зажёг во мне искорку. Я не хочу вступать с Вами в дискуссию на предмет существования Бога, так как убеждён в её полной бессмысленности. Сколько аргументов Вы мне приведёте против Бога, столько я приведу <за>, а смысл? Никто никого ни в чём не убедит. Даст Бог, и в Вас загорится искорка веры. Я бы хотел поговорить о другом. Признаюсь, меня всегда интересовал внутренний мир атеиста. Не индифферентного человека, а именно - убеждённого < воинствующего> атеиста. Меня всегда интересовали вопросы атеистической морали и нравственности. В связи с этим я попытался представить себя в роли атеиста, погрузиться умозрительно в ваш мир, и описать, что же я там увидел. Разумеется, всё ниже сказанное не относится ко мне, а принадлежит моему герою.

Я В РОЛИ АТЕИСТА

Итак, я - современный молодой человек, каких много. Я трезв, прагматичен, в меру образован. Я не верю в Бога, так как ещё с пионерских времён усвоил, что жизнь - форма существования белковых тел, что разум - продукт высокоорганизованной материи, что мир по природе материален, и что нет ничего, кроме этой жизни и этого мира. Всё это моему аналитическому  уму  кажется настолько очевидным и доказанным наукой, что не стоит об этом и говорить. Всё бы ничего, да вот мучал меня в своё время вопрос: а не много ли ненужного, искусственного в моей жизни, того, что мне жизнь усложняет?

Подумал я, подумал, и решил: ужас, как много. С детских лет я слышал о том, что счастье человека в созидательном труде на благо общества. И воспитывали меня так, все уши этим прожужжали. А я никак не понимал, какое ж в этом счастье - счастье полежать, дурью помаяться. Или вот говорили, что надо, мол, быть честным, Родину любить, маму, папу любить, стариков уважать, малышей не обижать и т.д. и т.п. Сплошные надо, и должен. Надо и всё. Так товарищ Ленин жил, так учит партия. За тебя, мол, деды и отцы кровь проливали, так не замарай их знамя. Ну раз такое дело, так значит, действительно надо, думал я. Прошли годы. Дедушку Ленина на свалку истории выкинули вместе с Марксом и Энгельсом. Глаза нам открыли. Столько классных вещей появилось, а свободы-то, свободы. И научился я задавать простенький вопросик: зачем? Ради кого я напрягаться-то должен? Раньше этой марксистско-ленинской туфтой мне голову  дурили, а теперь-то я сам с усам. Попы о нравственности, милосердии говорят. Так Бог жить повелевает. Ну в Бога-то я не верю, так что меня не проведёшь. И решил я отбросить всё лишнее и стать НАСТОЯЩИМ БЕЗБОЖНИКОМ. Перво- наперво я вспомнил, что все люди вокруг меня - суть высокоорганизованное мясо, как , впрочем, и я сам. Мясо это ест, пьёт, спит, говорит, получает удовольствие от секса, рождает новое мясо, затем подыхает, и его черви сжирают. А перед мясом у  мяса никаких обязательств.

Тут вы сразу возразите: а как же любовь? Как же наслаждение высоким искусством? Ведь у  человека есть и такие потребности. Ведь человеку бывает жалко другого человека, ведь человек даже заплакать может! А я этого и не отрицаю. Но ведь всё это тоже мясо породило. Так какая, на фиг, разница - ест человек, или любит кого- то. Собака бегает, птица летает, человек плачет. Не всё ли равно? Мне лично всё равно. По-моему, так кто как кайф, то бишь удовольствие получать умеет, так тот его пусть и получает. И незачем трендеть, что вот любить - это здорово, а наркотой колоться - дрянь. Кто судит - то? Бога же нет. Общество? Люди? Мясо судит мясо. Здорово. А вот у меня нет ни стыда, ни совести. Может что-то и было такое врождённое, но я от этого избавился. Жить мешает. Ну увидел я девчонку симпатичную, а тут ещё жена висит. Секса хочется, а совесть чего-то там вякает. Ну  дал ей (совести) по роже раз, другой, так она и замолчала. Зато сколько кайфа! Или вот бабушка слепая из сберкассы идёт, а в кармане пенсия только что полученная. Цельная тыща рублей. Сколько пива можно выпить! Подошёл, легонечко денежки цоп, и плевать мне на бабушку. Если шкуре УК не угрожает, так всё позволено. Бога ведь нет, а, следовательно, мне на всех плевать. Ну ради чего, скажите мне, я должен расти духовно? Духа ведь нет, а душа - производная мяса. Ради того, чтобы люди обо мне после смерти сказали: какой, мол, хороший человек умер. И водки за меня выпили. Так не надо мне этого. Я лучше оторву кусок пожирнее, и съем. Кто скажет мне, почему  так жить плохо, а вот так хорошо? А никто не скажет, потому что нет Бога. Значит нет ни хорошо, ни плохо.

Всё это - лишь детские сказки. Есть лишь еда, секс и труп. Кстати о детях. Кто-то мне скажет: а как же дети, счастье отцовства и материнства... А плевал я на детей. Только жить мешают: сопли, пелёнки, проблемы. У меня есть только я, а на всех плевать. Мне скажут: ну ты же состаришься, болеть будешь, кто же тебе стакан воды принесёт. А я скажу: самая большая глупость в нашей жизни - страх смерти. Ну получи ты побольше кайфа, оттянись на полную, а как чувствуешь - сдаёшь, так съешь таблеток каких-нибудь, и к червям. И великого труженника они сожрут, и меня также. Так чего ради этого спину гнуть? 

Я вообще не понимаю стариков-безбожников. Болеют, мучаются, в очередях в поликлинники стоят, а ради чего? Чтоб через пару лет в навоз превратиться. Не проще ли, раз уж мы такое разумное мясо, по этому мясу бритвой хлоп.. и всё. Бога же нет. В общем, нашёл я  смысл в нашей безбожной жизни - жрать и побольше. Вот Дулуман говорит, что каждый человек сам свою жизнь осмысливает, так вот я такой смысл вкладываю в неё. И таких как я много. А чем наш смысл хуже дулумановского? Что такое хорошо? Что такое плохо.

                                                                     Настоящий атеист.

Атеист Дулуман - верующему Верникову:

14 мая 2003 года

Здравствуйте, Роман, который Верников!

Я рад, что Вы не атеист. Рад вдвойне:

1. Находясь в религиозной среде, Вы своим мировоззрением не дискредитируете атеизм.

2. Религия, в центре которой стоит вера в несуществующего Бога, помогает стоять на ногах тем, которые не могут (им не дано, они не хотят, они соскользнули с пути) по-человечески стоять на них, на земных ногах. Нищие духом чувствуют себя в религии удовлетворенными своей нищетой духовной; постоянно обижаемые - по высшей мерке вознагражденными в загробном мире; человеконенавистники - терпят человечество; не вышедшие из животного мира и руководствующиеся в своем поведении только животными инстинктами - приобщенными к человечеству; трусы - набираются мужества брести и дальше по так непонятой и так нестерпимой земной жизни; а те, кто по своей сущности является ничем и никем, - чувствуют себя чем-то и кем-то. На таких ездят, за их счет живут соответствующего рода людишки, которые удовлетворяют духовные потребы нищих духом, униженных и оскорбленным, человеконенавистников ("идите в монахи"), падших и постоянно не могущих стоять на ногах ("прощаются грехи ваши")... Вы в религии нашли себе достойное пристанище.

Религия компенсирует юдоли человеческой жизни; юдоли человеческой жизни являются питательной средой религии.

А то, что говорит Дулуман о смысле жизни, - это то, что помогает нам стоять на ногах; по изложенным им принципам существует и воспроизводит себя человеческое общество и образ человеческой - а не животной, скотской - жизни. По изложенным Дулуманом принципам реально живут и верующие, и неверующие. Прочитайте еще раз его "Теорема о смысле жизни".

Мы приходим в мир для того, чтобы сделать нашу жизнь осмысленной. Вот в этом и состоит смысл нашей жизни. И каждый, ищущий смысла своей жизни, должен находить и осуществлять его сам. Нашел и сделал - была твоя жизнь осмысленной для тебя лично; не нашел и не сделал - смысла твой жизни нет. Но о смысле Вашей жизни судите не столько Вы, сколько общество, человечество, которое практикой своего существования, жизнедеятельности и выживания выработало определенные, общечеловеческие, правила оценки осмысленной жизни человека. Общество не пассивно предлагает человеку жить по определенным правилам осмысленной жизнь, но и всячески способствует человеку в этом своим общественным воспитанием, общественным одобрением и осуждением, а в крайних случаях (а данном случае в Вашем личном случае будь Вы атеистом - принуждением и наказанием). И Бог к этим правилам имеет вторичное, по времени возникновения, и второстепенное, по значению, отношение. Божественные правила осмысленной жизни подходят только тем, о которых сказано в п.2 моей радости по поводу Вашей религиозности.

На досуге вспомните свое бывшее, до приобщения к вере в Бога, увлечение к философским размышлениям. Пофилософствуйте на тему: <Почему я поверил в Бога и в Православную церковь?>  Не смотрите на свое <Я>, как на пуп Вселенной. Посмотрите на себя со стороны и Вы увидите, что Ваше драгоценное <Я> органически вплетено в общество, окружающую Вас человеческую жизнь. Именно Ваше окружение вовлекло Вас в Православную церковь, а не в католичество, не в баптизм, не в ламаизм, не в иудаизм, не в синтоизм, мандеизм, ваххабизм, иеговизм, старообрядчество, Заграничную Православную церковь, чуриковщину: Я не о том, какая религия является истинной религией. Я о том, чтобы Вы осознали, что общество на протяжении тысячелетий своего существования создало и насаждает правила морали, критерии смысла жизни, веру в Бога и прочие усваемые отдельным <Я> духовные ценности. Маркс с некоторым преувеличеним, которые были абсолютизированы советскими марксистами, говорил: <Человек - это совокупность общественных отношений>. Но в применении к Вашей ситуации, утешившегося верой в Православную церковь, Маркс прав на все 100%. Не Бог, не Бог привлек Вас к вере в непогрешимость Православной церкви. Это сделало тоже Ваше общество, окружающие Вас общественные отношения. Так, что не судите о смысле жизни от своего пупа, под диктовку скотских инстинктов. Судите об этом, как и о многом-многом другом, с точки зрения человека, о котором еще Аристотель более 2.350 лет сказал, что он - общественное животное (зоон пролитикон).

С уважением и с благодарности за то, что Вы не атеист и что Вы в тоже время нашли себе соответствующий Вашей природе приют в религии -
- Евграф Дулуман.

14 мая 2003 года.