Проф. ДУЛУМАН
Е.К. –
доктор философских наук,
кандидат богословия.
Юбилейные торжества на месте принятия закона о свободе совести
В годы Борьбы за свою независимость (1775-1783) Соединенные Штаты Америки в 1787 году приняли Конституцию, которая остается неизменной до сих пор. В Конституции провозглашается государственная самостоятельность и независимым США, определяется государственный и политический строй страны. Но вскоре жизнь показала, что наличная Конституция США не имеет в себе важных положений, защищающих права и свободы граждан страны. Решено было эти и другие необходимые положения вносить в текст Конституции в виде Поправок (Amendment). Первой такой поправкой до Конституции стало положение о защите свободы совести. В тексте Конституции США эта поправка записана и читается так: “
Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание, либо ограничивающих свободу слова и печати”.Эта поправка была написана Томасом Джефферсоном и принята на собрании его единомышленников в таверне города Фридериксбурга (
Fredericksburg) штата Виржиния. В этом году исполняется 225 лет со дня подписания в таверне этой поправки. В честь этой юбилейной даты в городе Фридериксбурге 11 января 2002 года открываются двухнедельные юбилейные торжества общегосударственного масштаба. С пространной тематической речью на них выступит Президент США Джордж Буш Младший. Вот как обо всем этом пишет в газете Таймс от 27 декабря 2001 года корреспондент Кайрэн Кришнамурти (KIRAN KRISHNAMURTHY) в статье “ Торжества на месте написания Акта о религиозной свободе” (Religious-tolerance act birthplace):Используя речь Президента Буша о религиозной веротерпимости, с которой он выступил по случаю террористического акта 11 сентября 2001 года, власти города Фридериксбурга получили государственный кредит на проведение юбилейных торжеств по случаю подписания Акта о свободе совести. 225 лет тому назад Томас Джефферсон1 и его сподвижники собрались в таверне Фридериксбурга для написания Виржинского Акта о свободе совести, - документа, который служит образом свобод американской нации и для народов всего мира. “Это первое законодательство, в котором отрегулировано положение о равенстве разных верующих и разных религиозных организаций перед лицом государства, - говорит член вашингтонского Центра Религиозной Свободы (Center for Religious Freedom) Пол Маршалл. - Подобный закон о свободе совести был написан и принят впервые в истории человечества”.2 В январе власти Фридериксбурга, религиозные лидеры и представитель светских, нерелигиозных, организаций официально откроют двухнедельные юбилейные торжества в честь 225-летия собраний, которые проходили в 1777 году. Комитет, в состав которого наряду с атеистами входят представителей разных религиозных верований - буддисты, христиане, мусульмане, иудаисты - планирует и будет осуществлять соответствующие юбилейные мероприятия. Пол Маршалл, который на торжествах будет говорить о состоянии дел со свободой совести в мире, заявил, что он постарается привлечь международное общественное мнение к актам религиозной нетерпимости Талибов, разрушивших в Афганистане всемирно известные статуи Будды; отправивших в тюрьмы и казнивших христиан, которые решились, было, рассказать другим о своих, христианских, убеждениях. Что же касается внутреннего положения в США, то Буш, продолжал Пол Маршалл, имеет полное право убеждать нас уважать законные права мусульман. Но Пол Маршалл уверен, что Буш и другие лидеры Америки не будут заходить настолько далеко, чтобы начать объяснять слушателям “благородную” сущность ислама или публично защищать его вероучение. “Я не думаю, - сказал Пол, - что государство сочтёт своей обязанностью преподносить гражданам страны и всему миру богословские лекции будь то на христианские, будь то на мусульманские темы”. Более двух столетий тому назад в Америке было время, когда религия считалась уделом государства. Поселенцы Джеймстауна (Jamestown), которые были тесно связаны с колониальными властями, придерживались англиканства (Church of England), для которого естественным было огосударствление религии. Тогда законы Виржинии предписывали регулярное посещение церковных богослужений, представителей других религиозных убеждений облагали церковным налогом. Но в 1760-х годах группы диссентеров3, почтенные баптисты и менониты увеличились и начали оказывать свое всё возрастающее влияние на общество. В процессе Американской революции за освобождение, настроения масс по отношению к вмешательству государства в дела религии претерпели коренные изменения. В 1776 году Джеймс Мэдисон4 и Джордж Масон написали документ, известный как Виржинская декларация Прав, часть которого была посвящена изложению прав о свободном отправление религиозных богослужений и обрядов. В 1777 году Джефферсон, Мэсон, Джордж Вит, Эдмунд Пенделот и Томас Людвэлл Ли встретились в знаменитой Видонской Таверне (Weedon's Tavern), это на углу пересечения современных улиц Каролины и Уильяма в пригороде Фридериксбурга. Здесь они на правах Комитета подписали документ, автором которого был Джефферсон. Этот подписанный Комитетом документ под названием Виржинский Статут Религиозной свободы, был обнародован в 1779 году. Его текст публично обсуждался несколько лет и официально был принят в ранге Закона только в 1786 году. Роберт Кравец, член Юбилейного Комитета от Фридериксбурга, который изучил историю встреч известных американских деятелей в Фридериксбурге с 13 по 17 января 1777 года, сказал, что написанный Джефферсоном и подписанный в Виндонской Таверне документ через 9 лет, практически, в неизменном виде был принят Генеральной Ассамблеей США. Этот закон потом стал первым законом, который вошел в Конституцию США под именем Первой поправки (First Amendment). “Получилось так, - сказал Кравец, - что Первая поправка к Конституции США, а именно – закон о свободе совести, и формально (по размещению в Конституции), и по существу предшествует всем другим конституционным правам и свободам граждан страны”. Студент Фридериксбурга Билл Бэк, изучающий историю своего города, доказывает, что Джефферсон, который не был верующим и не принадлежал ни к одной из религиозных организаций, возможно, рассчитывал, что предоставление гражданам свободы у выборе религиозных верований приведет к ослаблению влияния религии на жизнь общества. “Но церковная жизнь, в основном, процветает, - говорит Билл Бэк. – Но я убеждён в том, что Джефферсон твердо знал то, что мы сейчас видим, а именно, - дарованная свобода совести стала одним из важнейших факторов крепкой дружбы между всеми гражданами страны и всеобщего процветания жизни американского народа”. |