Профессор Е. К. ДУЛУМАН -
доктор философских наук, кандидат богословия.

ДУЛУМАН - НА ПОДКОРМКУ БОГОСЛОВАМ.

Оглавление:

1.Обращение: "Приятного аппетита"!
2.Причина слабости богословской мысли: головная боль и Советская власть.
З.Православная богословская мысль не в состоянии уразуметь достижений современной библиологии.
4.Боговдохновенность Библии в истолковании современных богословов.
5.Исходные тексты современных Библий.

ДОБАВКА НА ЗАВТРАК:

А. Имя Бога всуе: 40 раз "Господи, помилуй!" и другое
Б. "Не сотвори себе кумира" и поклонение иконам.
В. 100.000 долларов за праздничный день "Воскресенье".

1. Обращение: "Приятного аппетита"!

Отче диаконе Андрею!

Дулуман на завтрак Вам и Вашим сотрапезникам подан! Приятного аппетита!! Кушайте на здоровье!!! Слышали? - "Приятного аппетита!!"; "Кушайте на здоровье!!!" И помните, что виднейший французский писатель 20 столетия Анатоль Франс говорил: "Для того, чтобы знания усваивались, они должны поедаться с аппетитом!"

Ешьте не спеша, тщательно пережевывайте едомое, усваивайте и набирайтесь ума-разума. А Дулумана вам на завтраки, то есть - на самые ответственные моменты питания и продуктивного усваивания - будут поставлять всегда высокого качества, в достаточном количестве и по вашим потребностям.

2. Причина слабости богословской мысли: головная боль и Советская власть.

В моей лекции №13 по религиоведению и в моих материалах дискуссии с Кураевым, Королевым, Александром и Пардоном дано достаточно конкретного материала для нашей дискуссии по Библии. Но ни на один атеистический "выпад" против Священного Писания христианства вы не удосужились дать ответ, хотя, следует отдать должное, такие попытки - безуспешные, а порой и отчаянные - у вас были.

Почему так слабы богословские силы защитников православия? В последних известиях вашей коллективной странички с просьбой: "Подайте мне на завтрак Дулумана" ваш Александр пишет, что он начал писать Дулуману из-за головной боли. А может не только один Александр с больной головой пишет богословскую апологетику? Я думаю, что слабость вашей - и скопом, и в одиночку - защиты веры в Бога в другом.

Не сбрасывая со счетов ваши больные головы, давайте единогласно общими - и вашими, и моими - усилиями свалим вину на коммунистов и советскую власть. Это они тормозили развитие русской богословской мысли: опустошали церковные кадры, насаждали тупиц в сфере богословской мысли. И такое в самом деле было. Здесь не нужны какие-то доказательства или мои собственные свидетельства-воспоминания. Достаточно посмотреть на уровень богословской квалификации наличествующих в настоящее время церковных кадров, которые все являются "птенцами гнезда"... советского. Но за 15 последних лет абсолютно никто не мешал Православной церкви и кадры поменять, и уровень богословского образования повысить. Наоборот, этому все способствовало.

З. Православная богословская мысль не в состоянии уразуметь достижений современной библиологии.

По-вашему, я возвожу напраслину на РПЦ? Нет, не напраслину. Вот, возьмем ту же Библию. Кто из богословов современной РПЦ хоть что-нибудь богословски самостоятельное сказал в области православной библиологии (библеистики)? В самом лучшем случае русские православные богословы в ухудшенном виде пересказывали современных греческих православных богословов да стыдливо искажали достижения протестантской богословской мысли. А католическая мысль вообще замалчивалась!

Вот, прославляющий самого себе как светило в русской православной мысли отец Андрей Кураев в возражениях на мою лекцию о Библии не нашел ничего лучшего, как сослаться на изданную на русском языке книгу известного протестантского богослова Брюса М. Мецгера. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. М., 1996. Брюс Мецгер - богослов и в то же время крупнейший знаток библейского текста. И как ученый он в своих взглядах на библейский текст стоит ближе ко мне, чем к Кураеву, который боится православия и не знает Библии. (Андрей! Учи Библию. Без знания Библии ты в любой христианской церкви или секте будешь бесконечно малой величиной, а то - и совсем пропадешь.)

Для просвещения отца диакона и его присных поделюсь своими знаниями.

4. Боговдохновенность Библии в истолковании современных богословов.

Все христианские церкви и секты считают Библию книгой боговдохновенной: она написана по божественному вдохновению. Слово "вдохновение" в греческом тексте Библии встречается дважды: "Все Писание боговдохновенно (иепрнехуфпу, theopnevstos)" (Второе Тимофею, 3:16) и в книге Иова в таком виде: "вдохновение Всесильного" (32:8). Но суть и мера отражения божественного вдохновения в Библии оцениваются по-разному. В настоящее время существует три основных (без учета многочисленных промежуточных) богословских взгляда на сущность самого божественного вдохновения:

1. Фундаменталистский.

2. Частичного вдохновения.

3. Художественный (языческий) вид божественного вдохновение.

Фудаменталисты считают, что текст Библии вдохновлен Богом вербально. Все, что записано в Ветхом Завете на гибриме и арамейском языке, а в Новом Завете на древнегреческом языке диалекта койнэ - все точно в таких словах (verbum - слово, verbalis - словесный, по словам) было сказано (продиктовано) Богом. Крайние фундаменталисты эту абсолютную точную запись смысла слов Бога переносят на традиционные переводы Библии на языки других народов (греческий перевод "Септуагинта", латинский перевод "Вульгата", немецкий перевод Мартина Лютера, английский перевод версии короля Иакова, церковно-славянский текст Библии, русский Синодальный перевод и так далее). Сейчас на таких позициях твердого фундаментализма стоят адвентисты, баптисты и обособляющиеся от инакомыслящих верующие всех протестантских церквей и секты. Таким образом фундаментализм "прошелся" по всем христианским церквям.

Следует также сказать, что после развала СССР фундаментализм во всемирном масштабе расширяется и укрепляется. Именно этого типа, фундаменталистского, проповедники разного рода протестантизма хлынули сейчас из США и Западной Европы в страны бывшего Советского Союза. Кстати, в духе фундаменталистскогго отношения к Библии воспитывался родителями Фридрих Энгельс, который, еще будучи верующим, писал: "Если в Библии есть хоть одна ошибка, то вся вера в ее святость и непогрешимость идет прахом".

Русская православная церковь в силу низкого профессионального уровня своих богословских кадров, особенно - архиерейской верхушки во главе с патриархом ( и Пименом, и Алексием Вторым) задержалась на фундаменталистском отношении к библейскому тексту. Русским архиереям, богословам, приходским священникам трудно адекватно отреагировать на результаты научного и глубокого богословского исследования библейского текста.

Сторонники частичного божественного вдохновения Библии считают, что Бог вдохновлял те страницы Библии, которые касаются "мира горнего" - вещей сверхъестественных. В этом отношении описание Библией исторических и естественных событий могут содержать в себе ошибки, отражать отсталые научные взгляды. Считается, что о мире горнем пророки и апостолы писали по вдохновению божьему, а про мир земной - по своему разумению. Это понимание Библии отражалось в проповеднической деятельности прославленного американского проповедника и видного антикоммуниста Билли Грэхема. Его линия в настоящее время продолжается в течении так называемого Нового Евангеликализма (New Evangelicalism) и распространяется внутри всех христианских церквей и сект. Как правило уровень культуры и образования верующих этих общин довольно приличный.

Сторонники общего (художественного, языческого) вдохновения библейского текста, считают, что написание Библии вдохновлялось Богом также, как им, Богом, вдохновляется написание гениальных художественных (Гомера, Шекспира, Гете, Пушкина) и научных (Коперника, Ньютона, Эйнштейна) произведений. Это течение истолкования библейского текста называется еще модернистским.

Серьезные богословские исследователи библейского текста тяготеют ко второму и третьему направлениям библиологии. Так, один из наиболее крупных современных знатоков библейского текста, упоминаемый отцом диаконом Андреем, Брюс М. Метцер совместно с другими в 1966 году издал текст Старого, а потом и Нового Заветов с обширнейшим научным комментарием. В предисловии к изданию Ветхого завета он пишет, что текст Библии отражает не реальные события, а только религиозное видение этих событий (воображение о возникновении мира, о месте евреев в мире, об истории еврейского народа и так далее); о том, что Пятикнижие составлялось на протяжении нескольких столетий от времен Давида(10 столетие до нашей эры) до возвращения с плена вавилонского (6 столетие до нашей эры). (Смотри его Предисловие к изданию текста Старого Завета под названием "New Oxford Annotated Bible").

5. Исходные тексты современных Библий.

Находящиеся сейчас в богослужебном и богословском употреблении тексты Библии исходят из молчаливо канонизированного так называемого Textus Receptus (Общепринятого Текста).

который в окончательном виде вышел в1549 году в Париже из-под печатного станка Роберта Стефана. Скажем несколько слов об этом.

Вплоть до конца 15 столетия тексты Библии, как и всех других сочинения, изготавливались в написанном от руки виде. После изобретения Йоганом Гуттенбергом (1399-1468) печатного станка Эразм Ротердамский, в 1515 году опубликовал текст Библии на греческом языке. Это издание с некоторыми уточнениями многократно переиздавалось: в Вене (1518), в Гаге (1521), Базеле (1524,1531,) Страсбурге (1524), Антверпене (1571), Париже (1546, 1549) .В 1520 году архиепископ Комплютенский кардинал Ксимениес параллельно на одной странице издали текст Библии на древнееврейском, греческом и латинском языках. Это была знаменитая Комплютенская Библия. Тексты Эразма и Ксимениеса по имеющимися в наличие древним спискам уточнял Елциер и парижский печатник Роберт Стефан. Уточненным таким образом текст получил название Textus Receptus (Общепринятый текст), которые неизменно ставал исходным при переводе Библии на другие языки народов мира и прежде всего - немецкий перевод Мартина Лютера и английский перевод версии Короля Иакова. С учетом Общепринятого текста (Textus Receptus) была издана Острожская, а потом и Елизаветинская Библии на церковно-славянском языке и Библия на русском языке синодального издания.

Опираясь на новые, более глубокие исследования библейского текста, а также на новые археологические находки с конца ХІХ - середины 20 столетия был издан новый вариант текста Нового завета с примечаниями и некоторыми оговоренными уточнениями. Этот текст получил в богословских и научных кругах всеобщее признание. И назван Текстом критическим (Textus Criticus)/ Он 26 раз издавался стараниями Нестле-Аллан и 4 раза немецким Объединенным библейским обществом. Сейчас подсчитано, что в Новом завете по Textus Receptus содержится 140.521 греческое слово, из которых 9.970 издатели Критического текста объявили ошибочными. Следовательно, в современных тексте Библии синодального издания на русском и церковно славянском языках содержится более 7% ошибок!

Как видим, ошибок в Библии гораздо больше, чем их смогут приписать Дулуману, текстами которого Кураев и Ко будут отныне подкреплять свои духовные силы во время завтраков. Будем надеяться, что переход моих оппонентов на новое меню пойдет им же на пользу.

Ну, как? Обогатил я ваши головы современными богословскими знаниями? Или хотя бы сориентировал в них?..

То-то! Видите, как полезно завтракать Дулуманом? Вкусно и питательно! Вот теперь вы сориентируетесь, выберите себе позицию, начнете внимательно читать Библию - и приступим к дискуссии по затронутым в моих предыдущих выступлениях вопросам...

Хотите добавки? Чего-то свеженького, новенького? - Пожалуйста!

НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ И ПРЕДРАССУДКИ СИЛЬНЕЕ БИБЛЕЙСКИХ ОБЫЧАЕВ И ПРЕДРАССУДКОВ.

Я уже говорил, что содержание Библии оказало огромное влияние на содержание культуры христианизованных народов. А здесь подчеркну, что и предшествующая принятию христианства культура народов оказала большое внимание на понимание содержания Библии, а то и - на полное игнорирование ясных библейских указаний.

Не будем размениваться на мелочи. Возьмем знаменитейшие 10 заповедей Моисея (Исход, глава 20; Второзаконие, глава 5). Это единственные заповеди во всей Библии? которые собственноручно писал на каменных скрижалях сам Господь Бог. И что же? Как соблюдаются в христианском мире эти божественные заповеди?

Не будем касаться содержания библейских 10 заповедей в целом, или давать им оценку с точки зрения этики. Возьмем исключительно и чисто религиозные элементы этих заповедей.

А. Имя Бога всуе: 40 раз "Господи, помилуй!" и другое

В первой заповеди Бог призывает верующих не произносить "имени Господа Бога твоего всуе".

И как исполняется это "всуе" в христианском мире? А никак! Иудеи, например, следуя и первой заповеди Моисея и многочисленным библейским же разъяснениям, не произносят слово "Бог" даже во время молений, в тексте своих молитв обозначают слово "Бог" значками " ", а в русском тексте пишут "Б-гъ". А христиане слово "Бог" употребляют в самых неприличных ситуациях. Русские скверные выражения со словом "Бог", "Бога мать" и подобные, возможно уступают только румынским выражениям подобного рода. Русский народ воистину является народом-богоносцем, как об этом пишут русские же богословы.

А зайдите в православную церковь. Там слово "Бог" в каждом третьем предложении. Мало того, чтобы доконать Бога своими молениями-приставаниями верующим предписывается три раза подряд и сорок раз подряд повторять "Господи, помилуй". Это ли не издевательство над языком, Библией и самим Господом Богом. А ведь Иисус Христос безоговорочно предостерегает верующих от долгих и показательных - на публику! - молений (Матфея, 6:5-7; 23:14; Марка,12:40; Луки:20:47). Тем более, что Бог, по словам того же Христа, знает наперед, что каждому человеку надо и умолять его об этом не стоит.

Но мало ли что сказано в Библии? Верующие христиане, исходя из своей житейской мудрости, убеждены, что Бога можно доконать своими непрестанными, надоедливыми прошеними-молениями.

Б. " сотвори себе кумира" и поклонение иконам.

Или возьмем вторую заповедь Моисея: "Не сотвори себе кумира и всякого подобия..." О чем здесь говорится? О том что нельзя изготовлять, рисовать себе истуканов, предметов и явления природы, нельзя поклоняться творениям рук человеческих. Исходя из этого, первоначальное христианство и христианство церковное вплоть до 7 столетия не изображало своих богов и святых, не молилось им. А с 7 столетия ввело поклонение иконам, поклоняется изображениям (кумирам) Христа, Богородицы... Но ведь этого , по законам Библии, делать нельзя!

Но мало ли что сказано в Библии? Католическая церковь, например, в перечислении 10 заповедей Моисея взяла и исключила 2-ю заповедь. Это - чтобы не искушать верующих библейским учением!?

В. 100.000 долларов за праздничный день "Воскресенье".

В Четвертой заповеди сказано: "Помни день субботний и свято чти его"... Субботний день, по утверждению книги Исход, установлен в честь того, что и сам Бог в субботу "почил от дел своих" после шести дней труда над "творением мира".

Но мало ли что сказано в Библии? Приказом византийского императора Феодосия 1-го христианам было велено праздновать традиционный для населения Римской империи день - воскресение, а не библейскую субботу. Византийские церковники вмиг обосновали указ императора и первый день недели, День Солнца, переименовали в день Воскресения, а на остальное территории Римской империи обошлись и без такого переименования. И вместо субботы весь христианский мир перешел на празднование Воскресенья. В середине 19 столетия верующие обратили внимание на нарушения библейского указания о праздновании субботы и решили восстановить почитание четвертой заповеди. Сформировалась секта, а потом и церковь Адвентистов седьмого дня, которая существует и до сего дня.

Сделаем маленькое отступление. В моей Лекции №13 и в материалах дискуссии с защитниками непогрешимости Библии содержится предложении: "Напишите на 3-5 страничек непротиворечивый пересказ евангельских сообщений о жизнедеятельности Иисуса Христа после Его воскресения и получите 1000 долларов". Хотя богословов ни в коем случае нельзя причислять к числу бессребреников, но не нашлось ни одного из них, который смог бы выполнить такое "пустяковое" задание.

В унисон с моим предложением недавно Адвентисты седьмого дня пообещали выплатить 100.000 (сто тысяч) долларов каждому, кто на основании библейского текста докажет правомерность переноса выходного (праздничного) дня из Субботы на Воскресенье. Вот их красочное объявление по Интернету:

$100.000 Reward For
The Missing Bible Text

Для получение вознаграждения предлагается на основании слов Библии подтвердить хотя бы одно из пяти принятых христианскими церквями положений, что:

1. Бог перенес празднование Субботы на Воскресенье.

2. Бог благословил освящать и праздновать Воскресенье вместо Субботы.

3. Христос или апостолы придерживались празднования Воскресенье или учили других праздновать Воскресенье.

4. Господь Бог разрешил нам, как "сущим во благодати", нарушать какую-либо из 10 заповедей библейского канона.

5. Воскресенье и есть тем днем Господним, который Бог предписал нам соблюдать.

Тем, кто решит поставленные библейские задачи, просят свои ответы и требования посылать по адресу:

bob@preparingforeternity.com

Ответьте, православные братия, адвентистам и заработайте сто тысяч долларов. Или ограбьте их на эту же сумму. Или хотя бы покажите преимущество Православия перед, как вы любите их привечать, "какими-то невесть откуда появившимися сектантами и еретиками". Или хотя бы попытайтесь "выкрутиться".

Если выполните задание, то обязательно сообщите и нам. Мы с радостью разделим ваши успехи. Более того, мы, атеисты, через Интернет разнесем славу про вас по всей Вселенной. И тогда исполнится над вами слово Божее: "Будете превознесены выше небес и надо всей землей будет слава ваша" (Псалом 56:6, 12; Псалом 107:3).

( Если для решения задачи вам нужны дополнительные, адвентистские, из Библии сведения о Субботе и Воскресении, сообщайте нам, а мы их вам предоставим в полном объеме. Не стесняйтесь!)

С уважением -Евграф ДУЛУМАН.
Приятного аппетита!
30 августа1999 года.