Перевод проф. Дулумана Е.К. -
доктора философских наук,
кандидата богословия

"Американские атеисты":

Наши цели и задачи

СОДЕРЖАНИЕ:

От переводчика.

1. Вы достойны иметь настоящую свободу.
2. Три первичные цели:
3. Цель атеизма
4. Атеисту присуща:
5. Атеизм обращает ваше внимание на такое:
6. Мнение атеизма по некоторым проблемам:

  • Секс и контроль над рождаемостью.
  • Семья, женщина и религия.
  • Религия - враг науки.
  • Вторжение церкви в распорядок нашего дня.
  • Религия и жизнь человека.
  • Наша жизнь - единственная и неповторимая.

7. "Американские атеисты" - организация именно для вас.

(От переводчика:

Для привлечения в свою организацию новых членов организация "Американские атеисты" (American Atheists) всячески рекламирует свою роботы, свои цели и задачи. Ниже приводится один из их новейших, последних, обращений к своим будущим активным участникам. Нашим атеистам небесполезно будет сравнить свои мнения об объединения своих усилий и свою агитацию с мнением и действиями американских атеистов.)

1. Вы достойны иметь настоящую свободу.

При нашей совместной деятельности вы получите свободу от давления на вас религии и от оплаты в той или иной форме налогов на содержания церковнослужителей; налогов, которые отнимаются от ваших личных доходов и сбережений. Есть организация, которая берет на себя задачу поддерживать ваше стремление к этой свободе и добиться ее. Эта организация называется "Американские атеисты" (American Atheists), организованная в 1963 году для решения трех первичных целей.

2. Три первичные цели:

1.Обеспечить полную свободу от религии. От поколения к поколению нам твердили, что граждане США имеют свободу религии (freedom of religion). Это значит, что мы свободны избирать религию, которую сами предпочитаем исповедовать, но только постольку, поскольку мы обязательно выбираем себе одну из них. Нам предложено целую палитру религиозных систем и сказано: "Тяните карту по своему выбору, тяните любую из предложенных вам карт", но при этом мы ни в коем случае не должны отказываться от картёжной игры. У нас есть свобода религии (freedom of religion), но нам не разрешается иметь свободу от религии (freedom from religion).

Американские атеисты придерживаются того, что вы имеет право отказаться от игры в такие карты, даже в том случае, если вам предоставляется полный и постоянно растущий список названий сект и деноминаций, существующих в нашей стране или где-то на стороне. Мы также убеждены, что вы имеет полное право на то, чтобы на вас не взваливали бремя финансовой поддержки религии вообще или какого-нибудь вероисповедания, в частности.

2.Всеми законными способами работать во имя полного и абсолютного разделения государства и церкви. Американские атеисты точно следуют прямым указаниям статей Конституции в истолковании Верховного Суда США. Мы глубоко убеждены, как об этом писал в своем знаменитом письме общине баптистов в Данбэри (the Danbury Baptists) один из отцов американской демократии, президент Томас Джефферсон, что положение (clause - клауза, юридически сформулирован пункт Конституции или Кодекса) против законодательного учреждения религии направлено на то, чтобы воздвигнуть непреодолимую "стену разделения между Церковью и Государством" (a wall of separation between Church and State). В судебном постановлении по делу "Аллен против Мортона" (Дело -495 F2d 65, D.C. Cir.) Верховный Суд США, в своем обращении к округу Колумбия, указал три базисные основы разделения Государства и Церкви: "Строго следуя положениям закона (Establishment Clause), во всех подзаконных актах, во-первых, формулировать полностью и только светский характер намерений; во-вторых, не предоставлять преимуществ религии или ущемлять ее; в-третьих, решительно избегать смешения государственной деятельности с элементами какой бы то ни было религии".

Положение о разделении государства и церкви означает на много больше, чем это выражено в юридических актах. Но для атеистов это только существенная предпосылка их выживания. Без такого разделения государство могло бы употребить силу, чтобы заставить Атеиста исповедывать религиозную веру или начать преследовать, если вы откажетесь верить в существование Бога. Только в том случае, когда церковь и государство отделены друг от друга, а церковь остается сама со своими догматами, у атеистов появляется шанс быть самим собой. Если церковь предоставлена себе самой, только в таком случае создаются условиях для дискуссий с ней на паритетных началах: церковь, исходя из веры в свои догмы, а атеист - с точки зрения науки, интеллекта и здравого смысла. Если же за спиной церкви или какого-то вероисповедания стоит государство, то свобода личности, исповедывании других верований, как и свобода атеизма, становится не возможной.

3. Защита гражданских прав атеистов, если над ними совершается насилие из-за их личных убеждений или образа жизни. В настоящее время, например, в трех штатах запрещается принимать на роботу в государственные учреждения тех, кто не верит в "Высшее существо" (Бога); атеистам не разрешается заниматься общественной деятельностью, учреждать трасты и тому подобное.

3. Цель атеизма

Мы убеждены, борьба за три первичные цели атеизма является существеннейшей для высочайшей свободы, которую каждое общество должно обеспечить своим членам, а именно - для СВОБОДЫ МЫСЛИ (FREEDOM OF THE MIND - можно перевести и как "свободы духа"). Именно в достижении этого и состоит главная цель атеизма - продвижение вот этой высшей степени свободы.

Как атеисты мы не являемся ни Гуманистами, ни Агностиками, ни Рационалистами, ни Свободомыслящими, ни Этическими культуралистами, ни Деистами, ни Пантеистами, ни Унитарианами. Мы не трусим и не прячем свои убеждения и свои цели за названиями множества псевдо-атеистических ярлыков, которые выдаются некоторыми только за социально приемлемый камуфляж. Нам камуфляжи не нужны, поскольку они, действительно, камуфлируют атеистическую работу, что в конечном итоге вредит самому делу атеизма да идет на руку религиозному мракобесию.

Атеизм отрицает существование Бога. Но в своем отрицании мы не большие "отрицатели" тех, кто борется за независимость - " за свободу от зависимости". Атеизм борется за свободу от теизма, за свободу независимости от концепций Бога. Атеизм так же не является религией. Концепция о богах - существах вне природы, контролирующих естественные законы и влияющие на события - это концепция о сверхъестественном, лежащем в основе всякой религии. Концепция о существовании таких существ зиждется на пустой и безосновательной субъективной вере и слепом, бездумном принятии за истину нелепых догм религиозных систем. У атеизма нет никакой системы верований.

Мы приемлем только то, что достоверно, что может быть подвергнуто научному анализу, научно доказано. А поскольку концепция Бога ничем не подтверждается, она не достоверна, логично несостоятельна, - постольку мы, атеисты, этой концепции не приемлем.

Гуманисты - это лица, которые преданы довольно общей идее "делания добра" для человечества. Католик Эразм Ротердамский считается первым гуманистом. Впрочем, практически, все религии в той или иной форме провозглашают гуманизм составной частью своего догматического учения. Атеист знает, что "делание добра" для человека не имеет четких границ своего понимания и приложения. В нем могут принимать участие каждый, и гуманистом может считать себя как религиозный, так и не религиозный человек; само делание добра человеку может осуществляться как в рамках религии или атеизма, так и вне их.

"Рационалистами" впервые, в 18 столетии, в Англии и Франции называли тех протестантов, которые считали, что для понимания Библии, ее, Библию, надо "модернизировать", надо понимать "разумно", в приемлемом истолковании, а не буквально. Атеисты же твердо знают, что модернизация и "рационализация" ложных в своей основе религиозных догматов - занятие пустое. Если богословские системы в своей основе логически порочны и лживы, то они должны быть отвернуты, а не "рациональным образом" перетолкованы.

"Этический культуризм" основан в конце 19 столетия в Америке иудеем Феликсом Адлером. Его концепция претендовала на то, что в ней совмещена система религиозных верований со светской, общечеловеческой, моралью. Атеисты же знают, что светской, общечеловеческой, морали и этике нечего делать с религиозными системами. Все атеисты имеют мораль и этику, которая выработана человечеством, апробирована практикой жизни и историей развития общества.

"Свободомыслящими" в начале 19 столетия сначала называли тех, кто отрицал христианское учение о Троице и поддерживал концепцию единого, не троичного, Бога. Атеисты не играют со свободой духа путем интерпретации религиозных систем. Атеисты, просто и вместе с тем, "свободны от теизма.

4. Атеисту присуща:

1.АКТИВНОСТЬ! (POSITIVE! - может переводится как "Уверенность") Мы стоим за решение всех человеческих проблем здесь и сейчас, а не в некотором неопределенном внеземном месте после смерти. Концепция о некоем месте, где будут удовлетворены все человеческие потребности, где не будет голода, бедности, болезней - это цель должна быть достигнута человеческими усилиями и человеческим взаимодействием здесь, на земле, а не переносится в загробный мир.

2. РАЗНОСТОРОННОСТЬ! Мы черпаем информацию из разных источников вокруг нас, используя лучшее, что может быть приложено к решению человеческих проблем. Мы не ограничиваем себя, как то делают теисты, узким спектром только той информации, которая согласна с установленной догматической системой и основана на некоей вере.

4. ВНУТРЕННЯЯ СОБРАННОСТЬ (INNER-DIRECTED!- Внутрь ориентированными). Этим мы отличаемся от теистов, ориентиры которых лежат вне их - на Бога. Мы понимаем, что у нас есть только три области, откуда можно извлечь руководящие указания для нас самих. Этими ориентирами для нас является: история развития природы, история человечества и общение с другими людьми. Мы не можем считаться со сверхъестественным вмешательством в решение наших человеческих проблем.

5.НЕЗАВИСИМОСТЬ! (INDEPENDENT!) У нас нет жесткой идеологической системы, которая бы руководила делами нашей повседневной жизни. Это у теистов запасены специфические правила повседневной жизни, которая опутана обрядами, вымышленными легендами, постами и тому подобное. Теистический человек запрограммирован только на определенный этикет, на определенное поведение в тот или иной день недели, на определенные события в семейной жизни (крещение, исповедь:), на определенное общение с иноверцами и так далее. Атеист, будучи вне зависимости от религиозной и вероисповедной обузы, может вести себя, свободно и нормально в любом свободном и нормальном обществе.

5. СЧАСТЬЕ! (HAPPY!- может переводиться как "Радость"). Атеист находится в полном согласии со своим образом жизни. Он не испытывает никаких неудобств от того, что не избрал теизма, в рамках которого ему довелось бы себя вести. Не чувствовать над собой постоянного небесного надзирателя, не чувствовать себя связанным узами религиозных догм, обрядов и поведения, - это уже большое облегчение и счастье для атеиста.

6. ОЗАБОЧЕН СОХРАНЕНИЕМ СВОБОДЫ! Мы осознаем, что каждый человек рождается в рамках определенных свобод. Размер рамок этих свобод прямо пропорционален количеству тех свобод, которыми пользуется индивид. Обязанностью каждого из нас является сохранение наличных свобод и их приращение новыми видами и качествами свобод. Каждое поколение должно постоянно осознавать, что если оно допустит сужение рамок своих свобод, то следующие поколения будут начинать свою жизнь в более узких рамках свободы. Каждый сохраненный вид свободы является каменной ступенькой на пути к завоеванию высшего уровня и высшего качества свободы: свободы мысли (свободы, духа, свободы мировоззрения и убеждения).

В борьбе за сохранение и увеличение свобод атеисты одновременно решают двойственное отношение к религии. С точки зрения исторической и логической перспективы, религия является несостоятельным и даже порочным фактором в процессе движения к свободе человеческого духа. Религия - это нечто враждебное логике и человеческому разуму. Но с юридической точки зрения исповедывание религиозных убеждений - это личное право каждого человека и атеизм отстаивать это право личности. Если человек, к примеру, желает верить в то, что он дерево, то это его личная прерогатива, его личное дело, но только до тех пор, пока он не пытается и других людей обратить в свою веру - убеждать, что они тоже деревья. В последнем случае долг атеизма заключается в том, чтобы публично развенчать веру "деревянного человечка" и тем самым оградить от "одеревенения" намечаемые жертвы пропагандиста лжи. Таким образом, миссия атеизма заключается в том, чтобы разоблачать пропагандируемое религиозными организациями ложное мировоззрение.

5. Атеизм обращает ваше внимание на такое:

Религия ежедневно вмешивается в различные стороны нашей личной и общественной жизни. Давайте взглянем хотя бы на некоторые из них.

Только один из четырех граждан США регулярно посещает церковь или молитвенное собрание, большинство среди этих посетителей - дети. По социологическим подсчетам около 97 миллионов вообще не ходят молиться в церковь, а посещают ее только в виде исключения для участия в совершении традиционных семейно-бытовых обычаев (венчание, крещение, похороны). Свыше 20 миллионов взрослых американцев - убежденные атеисты и ни под каким предлогом не посещают церкви. Но, не смотря на все это, каждая американская семья ежегодно через общегосударственные налоги на содержание религиозной пропаганды, церкви и ее служителей выделяет, в среднем, 925 долларов. В свою очередь церковь не платит общегосударственных налогов, налогов на доходы, на наследство, на подарки (пожертвования) и так далее. Она занимается бизнесом на весьма льготных условиях, будучи освобождена от налогов на корпорации:

Журнал Уолл Стрит Джорнал, телевидение ЦиБиСи (CBS), газета Юнайтед Пресс независимо друг от друга провели исследование и единодушно установили, что только Одна Католическая Церковь Америки владеет имуществом, стоимость которого превосходит активы пяти самых крупных американских корпораций: Дженерал Моторс, Форд, Эксон, Мобил и Техаско. Это если не считать доходы этой церкви от бизнеса, собственности, вилл, складов, мест отдыха и "обратной аренды" (lease-back arrangements). Суть жульнического трюка "обратной аренды" заключается в том, что владелец жертвует церкви свое жилое или коммерческое помещение и тем освобождает себя от налогов на владение этим имуществом. Церковь за "пожертвование" ничего не платить государству и сдает полученное ею имущество обратно хозяину. Хозяин по договору с церковью за аренду своего же помещения платит буквально центы, а "навар" делит пополам с церковниками. (Переводчик опасается, что читающие материалы А-сайта проповедники могут использовать трюк "обратной аренды" и в нашей стране,.. если уже не используют.) В таком случае церковь - выигрывает, бизнес - выигрывает, а проигрывает государство и рядовые налогоплательщики.

Каждый доллар, который церковь и бизнес не внесли в казну в качестве налога, возмещается рядовыми налогоплательщиками. Если налоги необходимы для жизнедеятельности Соединенных Штатов, если богатая церковь этих налогов не платить, то церковь жиреет за счет обворовывания всех граждан страны.

Церковь в Соединенных Штатах владеет, в среднем, 20% земель в каждом штате. Если 20% частных владений землей исключены из налогообложения, то за эту землю платят другие частные землевладельцы и владельцы частных домов. Если бы церковь платила налоги, то налоги граждан значительно - до 30% - уменьшились бы, излишним было бы ежегодное увеличение налогов, исчез бы дефицит бюджета. Мы стоим на точке зрения того, что каждый имеет полное право быть религиозным, но удовлетворение их религиозных потребностей должно оплачиваться только самими верующими и теми, кто лично пользуется услугами церковных организаций.

Мы имеем право быть свободными от налогового бремени для поддержки тех немногочисленных верующих, которые регулярно ходят в церковь. А всем известно, что федеральное правительство по различным параметрам "вспомоществования" ежегодно тратит 50 миллиардов долларов на оплату грантов на религиозные цели и освобождение церквей от налогов. Нас в США около 250 миллионов, включая стариков и детей. А это значит, что каждый из нас платит, по крайней мере, 211 долларов для государственной поддержки деятельности церкви. Из скольких человек состоит ваша семья? Умножьте на это число на 211 долларов и вы будете знать, во что обходится вашему семейному бюджету религия. Учтите при этом, что в эту сумму не входит еще по 196 долларов на каждого в счет возмещения государственных расходов на пожертвования церквам и освобождения их от налогов.

Мы убеждены, что индивидуальный налогоплательщик, который не имеет никакого отношения к религии и церкви, не должен расплачиваться за поддержку церкви федеральными, окружными, городскими и местными органами власти. Субсидирование церкви то ли под видом прямых "пожертвований", то ли путем освобождения ее от возлагаемого на всех без исключения налогового бремени, является грубым попранием базового принципа об отделения церкви от государства.


МНЕНИЕ АТЕИЗМА ПО НЕКОТОРЫМ ПРОБЛЕМАМ:

А. Секс и контроль над рождаемостью.

Каждая личность, достигшая физического и биологического возмужания должна осознавать последствия сексуального акта. Но в нашей стране нам запрещают свободно получать информацию о половом различии между людьми, о сексуальности человека, половом акте, и, особенно, о вопросах планирования семьи. Существующие церковные организации, ссылаясь на подобранные ими высказывания Библии, являются основными противниками социальной и научной информации из проблем контроля над рождаемостью, неведение в области которого ведет к детской небрежности в области полового общения, к деторастлению. Церковь является воинствующим противником вынужденных абортов, усматривая в этом нарушение библейской заповеди о бесконтрольном оплодотворении и размножении для заполнения земли (Бытие, 1:28). (Но земля уже не только наполнена, а и значительно, многократно, переполнена людьми. - Переводчик.)

С определенной точки зрения мы, люди, - животные. По зоологической классификации мы принадлежим к группе приматов, и различие полов составляет важнейшую часть нашей социальной жизни. Отрицая или ограничивая доступ к информации о сексуальности и "тайнам" рождения ребенка, мы тем самым способствуем дегенерации, вырождению, рода человеческого. Информация об этом физиологическом и биологическом процессе не имеет никакого отношения к религии, морали или этике. Секс - это обыкновенный акт, информация о котором должна быть общедоступной.

Б. Семья, женщина и религия.

Наши законы, которые регулируют семейную жизнь, списаны из библейских наставлений. Но брак и развод должны быть осуществляться с учетом ваших личных желаний на создании семьи, семейное сожительство и внутрисемейные отношения. Это является исключительно вашим личным делом, вашим личным волеизъявлением. Ни государство, ни церковь не имеют никаких прав указывать вам, с кем вы должны сожительствовать.

Религия настроена враждебно по отношению к женщине. Принципиальная оппозиция к проблеме соблюдения положений Конституции о равных правах мужчины и женщины идет только от религиозных объединений. Краеугольным камнем христианства является учение о превосходстве мужчины над женщиной во всех областях семейной и общественной жизни. В любой религиозной общине женщина считается неполноценным человеком.

В. Религия - враг науки.

По своей сущности религия - антинаучна. Религиозные верования и догматы никогда не могу быть научным методом проверены или научно доказаны. В этом плане наука не совместима с религией и враждебна ей. Научно доказано, что возраст нашей Земли не равняется приблизительно 6.000 лет, как о том твердит христианство. "Непорочное" (девственное) рождение человека невозможно. Пресуществление (превращение просфоры/облатка в человеческое мясо, а воды - в вино или вина - в кровь) невозможно:

Церковь вынуждена унижать науку, поскольку она, наука, дает убедительные ответы на интересующие человека вопросы и тем самым развенчивает веру в религиозные догмы. Так, каждый может научно и на практике убедится в безответственности молитв. Но ваши дети под влиянием лживой религиозной пропаганды часто не приемлют и не понимают, например, системы тех фактов, на которые опирается эволюционное учение.

Г. Вторжение церкви в распорядок нашего дня.

Церковь неустанно пытается политизировать свои обряды и мораль. Одним из примеров этого является внедрение церковных праздников в гражданский календарь или практикующееся во многих христианских странах запрещение работать в воскресные дни, продавать и покупать, посещать места отдыха и увеселительные заведения и так далее. Почему нас всех вынуждают считать одни дни календаря более "святыми", нежели другие, и бездельничать в эти дни? Почему ваша свобода, например, покупать что-то в удобный для вас день, подавляется чуждыми вам религиозными убеждениями кого-то о греховности покупки в этот или другой день? Почему вы должны каждый раз сверять свое поведение с одобряемыми государством церковными обрядами, обычаями и догматами, которых вы не разделяете и не приемлете? Почему с вами не считаются, когда вы в силу своих личных убеждений отказываетесь служить в армии, а вот если ваш сосед отказывается служить в армии из-за религиозных убеждений, то с его убеждениями считаются?.. Оказывается, что вера в несуществующего Бога сильнее моих существующих личных убеждений!

Д. Религия и жизнь человека.

Среди всей системы церковного учения наиболее неприемлемым и вредным является учение о "земной" жизни человека. Человеческая жизнь по учению церкви не имеет никакого значения. Ее ценность заключается разве что в том, чтобы готовится к смерти и жить после смерти. На земле, учит церковь, "все суета сует и томление духа" (Екклезиаст, 1:!4; 4:4). Настоящая жизнь человека начнется, дескать, только за гробом, в "потустороннем мире". Наша жизнь на земле, мол, преходяща; она ничего не стоит и мало что собой значит. Все наши усилия, по учению церкви, человек должен потратить на то, чтобы скорее и вернее попасть в мир вечного существования за гробом.

Е. Наша жизнь единственная и неповторимая.

Наша жизнь - это самое важное и самое ценное изо всего того, что мы имеет, что мы знаем. Если вы один из тех, кто знает, что наша жизнь здесь и сейчас восхитительна и что наше предназначение заключается в том, чтобы прожить ее наполненной смыслом и радостью, в таком случае, вы - один из нас. Если же вы усматриваете смысл жизни в подчинении ее чему-то вне мира сего, то вы еще находитесь между Теизмом и Атеизмом.

Согласно социологическим исследованиям 22,5 миллионов граждан США являются атеистами, - людьми, которые отвергают концепцию подготовки к смерти, как высшем смысле человеческой жизни; людьми, которые уже обрели высшую свободу: СВОБОДУ МЫСЛИ, СВОБОДУ ДУХА (FREEDOM OF THE MIND).

Ж. "Американские атеисты" - организация именно для вас.

Наша организация создана для тех из вас, кто уже обрел или хочет обрести подлинную свободу. Мы неустанно боролись за те цели, сущность которых в тезисной форме изложена выше. Учредитель "Американских атеистов" доктор Мадалин О'Хайэр была истцом в знаменитом процессе 1963 года в Верховном Суде США, решением которого было изъято из программ изучение Библии и запрещены молитвы в школе.

Вы уже читали о нашей организации в таких всемирно известных журналах и газетах, как-то: "Таймс", "Ляйф", "Плейбой", "Факты", "Сатурди", "Ивнинг Пост", "Есквайр" (Time, Life, Playboy, Fact, Saturday, Evening Post, Esquire) и в местной прессе. Вы, возможно, уже видели по многим общенациональным и местным телеканалам, слышали по радио выступления президентов "Американских атеистов": Мадалин О'Хайэр, затем - Джон Марри О'Хайэр, а сейчас - Элен Джонсон (Ellen JOHNSON).

А теперь, прочитав нашу информацию об "Американских атеистах", судите сами, хотите ли вы присоединиться и быть вместе с теми немногими, гордыми, смелыми, кто набрался мужества противостоять невежеству и предрассудкам. Мы нуждаемся в вас, в вашей идеологической и организационной работе и в вашем членстве в нашем обществе. А вы нуждаетесь в нашей поддержке в умножении своих сил и мужества для схватки лицом к лицу с религией в борьбе за свободу человеческого духа.

За получением дополнительной информации пишите по адресу: AMERICAN ATHEISTS PO Box 5733, Parsippany, NJ 07054-6733.

Copyright c 2001 American Atheists, Inc.

Перевод Е. Дулумана.

13 мая 2001 года.