Часть 2
8. "Христос" - "Помазанник".
Как и каждый народ в мире, евреи считали себя избранными Богом, свои отношения с Богом, его и свои взаимообязательства фиксировали как в устной, так и в письменной форме. Договоры (Заветы) с Богом стали стержневым материалом всей иудейской Библии, которая под названием Старого Завета стала составной частью Священного писания христианской религии. Вместе со Старым заветом христианство унаследовало, а потом трансформировало, древнееврейское понимание Мошиаха своего Христа. Проследим сначала рассказы иудейской Библии о Помазанниках.
В Библии рассказывается, что свою волю
Бог высказывает верующим евреям через своих
посланников, главным образом, - через ангелов
(Бытие, 16:7-9; 19:1-5; 22:11; 24:7; Чисел, 22:23-34; Судей, 2:1-4; 1-ая
Паралипоменон, 21:15 ...) и пророков (2-фя
Паралипоменон, 24:19; 25:15; 36:1; Исайи, 6:8; ...). Прощаясь
перед своей смертью с еврейским народом, пророк
Моисей передав им такие слова, сказанные ему
Богом: "Пророка из твоей среды, из числа
братьев твоих, - как я ,
- поставит тебе Господь Бог твой. Его будете
слушать... В уста его я вложу слова мои и он будет
говорить всё то, что я ему скажу. А тот не
послушается моих слов, которые тот (Пророк) будет
говорить, - того я накажу" (Второзаконие, 18: 15-19).
Кроме пророков Бог постоянно посылал
до евреев отдельных судей, спасителей, избранных
с предостережениями. Часть этих посланцев Божиих
помазывались на служение, часть исполняла
поручение Бога без помазывания. Потом по приказу
Бога пророк Самуил помазал на должность первого
царя Саула (1-ая царств, 10). После этого сами люди
из племени Иуды помазали на царство Давида (2-ая
царств, 2:2-4). Потомки Давида становились царями
как через помазанные, так и без него. При этом
среди царей и помазанных, и не помазанных было
много нечестивых и богохульников. За плохое
царей и за непослушание еврейский народ Бог
наказывает уничтожением Израильского
царства (722 год до нашей эры), а потом - Иудейского
(586 год до нашей эры). Потомство 10 колен
израильских
в результате пленения рассеялись среди народов
Месопотамии и Персии, а потомки племени Иуды,
Вениамина и часть левитов в 536 году возвратились
в Иудею из вавилонского плена. Во главе
возвратившихся стояли руководитель Зоровавель
(Зарубабель) из племени Иуды и священник Иисус из
колена Левия. Они вдвоем возглавили
восстановление города Иерусалима и храма в нём.
Пророки Аггей и Захария (современники всех этих
событий), восхваляют вождей иудейского народа и
единогласно пророчат, что Зоровавель сядет на
престол Давида (станет царём восстановленной
Иудеи), а Иисус станет первосвященником
(архиереем). "Эти два, - пишет Захария, - помазаны
елеем, стоят перед Господом всей земли" (4:14).
После восстановления Иерусалима и постройки
Второго Иерусалимского храма (516 год до нашей эры)
Иисус в самом деле стал первосвященником. Но
Иудейское государство оставалось вассалом
Персии, и Зоровавель иудейским царём не стал.
Позднее, в составе эллинистической Сирии, евреи Иудеи подверглись религиозным преследованиям. В 168 году до нашей эры сирийский царь Антиох Епифан для обращения евреев в эллинскую религиозную веру приказал занести в Иерусалимский храм статую Бога Зевса и там приносить ему жертвы. Бога Зевса и осквернение Иерусалимского храма пророк Даниил назвал "мерзостью запустения", как это словосочетание переведено в русском тексте Библии, а дословно - "вонючим г..ном".
Род иудейских первосвященников, братья Маккавеев, в 167 году до нашей эры подняли и возглавили восстание иудейского народа против сирийского угнетения. Симон Маккавей провозгласил себя посланцем Господа Бога для спасения богоизбранного еврейского народа. Маккавеи были левитами. А именно левитом был пророк Моисей, из рода которого Бог обещал воздвигнуть Пророка-Спасителя (Второзаконие, 18:15-19). В 147 году до нашей эры евреи добились независимости от Сирии. Иудея стала самостоятельным государством, а род Маккавеев положил начало царствованию первосвященников, которые вошли в историю как династия Асмонеев.
Следует сказать, что Мессия (Мошиах) с большой буквы - в его персонифицированному значении определении отдельного человека - употребляется в иудейской Библии только два раза: в книге пророка Даниила (9:26) и Псалтыри (2:2). Именно эти два слова в греческом переводе Библии, в Септуагинте, переданы как "Христос". Оба библейские тексты писались в период восстания Маккавеев. Именно династия Асмонеев способствовала формированию в религиозной среде евреев понятия Мессии, как отдельного человека - посланца Бога Яхве, Спасителя еврейского народа от чужеземного угнетения.
Асмонеи не оправдали Мессианских ожиданий богоизбранного народа. Они усилили угнетение евреев, развязали не утихающую бойню против действительных и мнимых врагов внутри своего государства; захватническими войнами вызвали враждебное отношение к Иудее всех соседних государств. Всё это довольно ясно прочитывается во втором псалме.
Против власти первосвященников начали выступать сами евреи. В то время это в большинстве случаев осуществлялось под религиозными лозунгами сикариев (топорников), зелотов (бедняков), фарисеев (чистых),эссенов, назаренов, кумранитов и других разнообразных сект. В 63 году до нашей эры войска Помпея захватили Иерусалим, управление страной было передано в руки уполномоченных Рима, а в 37 году до нашей эры римляне передали руководство иудеями в руки идумеянина, человека из ненавистного евреями племени, Ирода Великого (37-4 годы до нашей эры). Так прошла и закончилась история богоизбранного народа под управлением первого Мессии и его прямых наследников - первосвященников Асмонеев из племени (рода) левитов.
Последствия антисирийского восстания способствовали переосмыслению в иудейской среде понятия Мошиаха. Уже укрепилось понимание того, что Мошиах - это один конкретный человек, а не помазанные вообще священники, пророки и цари. В религиозном сознании евреев Мошиах стал возвышаться над другими помазанниками и постепенно перенимать на себя достоинства всех помазанных. Он одновременно - и царь, и священник, и пророк... Он - любимец Бога и наиболее приближенный к нему... А отсюда - уже рукой подать до изображения Мессии сыном Бога,.. единственным сыном,.. равным Богу,.. Богом.
Процесс трансформации библейских представлений о Мессии хорошо просматривается во внебиблейской литературе евреев, в Талмуде вавилонской и иерусалимской редакции, в иудейских апокрифических апокалипсисах, Сивиллиных книгах, дополнительных пророческих книгах, которые приписывались двенадцати патриархам, разного рода Заветов (Договорных текстов с Богом) и много подобной литературы. Все эти книги писались на протяжении 2 столетия до нашей эры - 1 столетия нашей эры.
Именно внебиблейское творчество, коренным образом трансформировав библейское понимание Мессии, вплотную подошло к созданию принципиально нового образа христианского Спасителя, - образа Иисуса Христа. Вот только несколько примеров этого рода.
В апокрифической Книге Еноха писалось,
что для спасения иудейского народа на горе Сион
сядет сам Бог Яхве и начнет судить всех праведных
и грешных. Он разделит всех на две части:
праведников разместит справа от себя, а
грешников - слева. Избранные Богом праведники
после суда будут жить на протяжении многих
столетий, как библейские патриархи (1:30-36).
Апокалипсис Баруха пророчествует о наступлении
тысячелетнего царства праведных евреев на земле
под управлением "Помазанника Яхве". В
неканоническом псалме Соломона, который был
написан за 50 лет до нашей эры, "Помазанник
Яхве" (Мошиах Яхве) называется потомком царя
Давида
.
Фарисеи, непримиримые враги Асмонеев и
саддукеев, настойчиво пропагандировали, что
настоящий Мессия будет не из левитов, а из рода
царя Давида. Все эти взгляды стали потом
органической частью содержания христианских
канонических книг Нового завета.
Социально-экономические условия
начала нашей эры, внебиблейское религиозное
творчество, национальное бесправие и гнёт
усилили среди еврейского народа ожидания
скорого пришествия Мессии. Евангелии, например
свидетельствуют, что даже простая самарянка в то
время знала, что вот-вот "должен придти Мессия,
то есть Христос" (Иоанна, 4:25). На ожидаемого
Мессию переносилось все то величественное и
лучшее, что можно было прочитать во всех
библейских и внебиблейских обещаниях Бога Яхве.
Среди низов, простых народных масс еврейского
народа образ грядущего Мессии упрощался до
видимых черт некоего Освободителя от
национального угнетения, или Учителя
Справедливости, или Целителя душ и телес, или
Властителя над всеми народами, или потомка царя
Давида... В исторических документах сохранились
сведения о появлении десятка полтора подобных
Мессий в начале нашей эры на землях Палестины.
Так известный историк Иосиф Флавий (37-102 г.г.) в
своих произведениях "Иудейская война" и
"Иудейские древности" настоящим Мессией
называет римского императора Веспасиана ,
при этом называет Мессиями-самозванцами Иоанна
Крестителя, Февду, Иисуса. Об одном из таких
Мессий он пишет: "За семь лет до разрушения
Иерусалима (то есть, в 67 году) крестьянин по имени
Йошуа
явился в Иерусалим на праздник Кущей и голосом
возбужденным начал выкрикивать
:
"Голос утра. Голос Вечера. Голос четырёх
ветров. Голос разрушения Иерусалима и храма
.
Голос против домов и мостов. О! О! Горе! Горе тебе,
Иерусалим!" Крестьянина арестовали, но он, не
оказывая сопротивления, выкрикивал: О! О!" Он
имел вид натянутой кожи на кости. Его доставили
до прокуратора Альбиния. На вопросы он не
отвечал, а в ответ на удары кнутом выкрикивал:
"О! О, Иерусалим!"... Несчастного признали
сумасшедшим и отпустили. Но он ещё 6 месяцев ходил
по Иерусалиму и восклицал своё. Потом взобрался
на крепостную стену. Его оттуда прогнали, и
наконец римляне с башни обрушили на его голову
камень
. В других
источниках сохранились сведения о Мессии на горе
Геразим, об Иуде Галилеянине, которого местное
население почитало за Мессию
,
о некоем "чудотворце из Египта". В Талмуде,
который писался в начале нашей эры, упоминается
Иисус бен Пандира - сын девицы Марии от римского
солдата Пандеры. Сейчас ряд богословов в своих
устных и письменных публикациях утверждают, что
Талмуд подтверждает существование
евангельского Иисуса Христа, рассказывая о нём
под видом бен Пандиры. Но талмудический Иисус -
дитя блуда, незаконнорождённый сын.
Примечательно, что в Средние века христианская
церковь добилась того, чтобы в изданиях Талмуда
евреи не воспроизводили страниц , где есть
упоминания (а их несколько) об Иисусе бен Пандире.
Только в арабских странах да в Европе с конца 18
столетия иудейский Талмуд издавался в полном
объёме.
Евангельский Иисус Христос действовал, и рассказы о нем писались в атмосфере, наполненной такими же Мессиями, как и он сам. Не напрасно и не случайно в ряде книг Нового завета христианам сплошь и рядом, открыто и намёками высказывается предостережения не верить другим Христам, кроме Христа Иисуса (Матфея, 24:5, 23; Марка, 13:21; Иоанна, 20:31; Деяния, 9:22; 18:5,28; 1-е Иоанна, 2:22; 5:1;).
Поскольку евреи в начале нашей эры говорили не на древнееврейском, а на греческом языке, то они ожидаемого Мошиаха называли Христом. Кстати, в Новом завете слово "Мессия" употребляется только дважды, и оба раза только в Евангелии от Иоанна (1:41; 4:25). На протяжении всего текста Нового завета и евреи, и язычники, а авторы текста называют Иисуса не Мессией (Мошиахом) , а Христом.