Часть 2
7. "Христос" - это "Помазанный"
Слово "Христос", которое сейчас стало близким и привычным в культуре всех христианизованных народов, не было таким ни для населения тогдашней Римской империи, ни для самих первоначальных христиан.
Исторические истоки слова
"Христос" своими корнями уходят в
древнееврейское слово "Мошиаг" (Messiah, Massiah,
Mossiah), которое буквально означает: "Тот,
которого облили (пахучим) маслом",
"Помазанный", "Помаженный",
"Умащенный". Как замечает Католическая
Энциклопедия, происхождение и первоначальное
значение ритуального смащивания (поливания,
окропление, растирания, маслом) жилища, тела
(прежде всего - головы), священного места, камня на
развилке дороги точно не установлено. Ритуальное
помазания встречается во многих религиях.
Вероятнее всего, первоначально помазание имело
сексуальное значение .
Согласно тексту Ветхого Завета для ритуального помазания изготовлялось специальное масло (мирро) из семян точно подобранных пахучих трав (Исход, 24-33). Когда жрец (первосвященник, пророк) выливал мирро на голову того или иного человека , то это означало, что бог данного человека посвящал на должность царя, священника, пророка, чудотворца, целителя. Посвящённый таким образом человек ставал Помазанником - избранным и утверждённым для исполнения определённых социальных функций.
На протяжении 3-2 столетия до нашей эры иудейское священное писание (Ветхий Завет) было переведено на греческий язык диалекта койне. В последнем библейское слово "Мошиах" переводилось не привычной для греческого языка словом-калькой - "Христос" (Помазанный). Как в древнееврейском, так и в греческом языках слова Мошиах-Христос не являются собственными именами, не означали какого-то конкретного человека, а только тех должностных лиц, которые получили назначение на должность через помазание. В этом смысле весь богоизбранный еврейский народ тоже называется в Библии народом помазанным самим Богом. При чём, Бог, согласно рассказам Библии, мог помазывать не только свой богоизбранный народ и его членов, но и людей из других народов и племён. Так, во времена ещё бездетного, хотя уже избранного Богом Авраама, среди языческих племён ( среди "гоев") первосвященником Бога Всевышнего был Мелхиседек, царь Салимский, который по-дружески приветствовал и благословлял Авраама (Бытие, 14:17-20). Пророк Исайя провозгласил помазанником (Мошиахом) персидского царя Кира (45:1).
В первом и втором столетии нашей эры
первоначальные христиане называли себя
христианами не потому, что они поверили в Иисуса ,
а потому, что считали себя помазанными Духом
святым. Так, защищая своих единоверцев, апологет
второго столетия Феофилакт Антиохийский в своём
произведении "К Автолику" (180 год) на вопрос:
Почему это вы называете себя христианами
(помазанными)"? ответил: "Потому что мы
помазаны (хрисанитос) маслом от Бога".