Часть І
4. Из Назарета - в Вифлеем или из Вифлеема - в Назарет?
В пользу того, что за евангельским Иисусом Христом скрывается прочная фигура исторического Иисуса, который стал Христом, в евангелиях можно найти достаточно. Вот одно из убедительных свидетельств.
Реальный Иисус был родом из поселения
Назарет
в Галилеи. Не случайно в рассказах всех
канонических и апокрифических евангелий его
называют Иисусом Назарянином
.
На основе анализа слов, произнесенных Иисусом
Христом на кресте
,
некоторые исследователи пришли к выводу, что
Спаситель разговаривал по-еврейски на
Галилейском диалекте. Есть и другие
доказательства, что Иисус Христос был родом из
Галилеи
.
Но появление иудейского Мессии-Христа
из Галилеи, а тем более из никому неизвестного
Назарета, не предусматривалось библейскими
пророчествами ,
во всяком случае - теми пророчествами, которые в
изобилии используют все авторы канонических и
апокрифических евангелий. Это хорошо
осознавалось евреями Иудеи в начале нашей эры,
что выпукло выражается в евангельских рассказах.
Так, Нафанаил, услышав от своего Галилейского
земляка Филиппа рассказ о встрече с Иисусом,
появление которого, мол, предсказывал Моисей и
библейские пророки, с удивлением спрашивает:
"А разве может появиться что-то хорошее (для
иудейского народа) из Назарета?" (Иоанна, 1:46).
Пророки, которых почитали в Иудее, говорили, что
Мессия должен произойти, как и его далёкий предок
Давид, из Вифлеема. Учитывая эти пророчества
Матфей и Лука, описывают рождение Иисуса Христа в
Вифлееме. Матфей при этом даже ссылается на
соответствующие слова пророка Михея (5:2). Но по
описанию Евангелия от Матвея, родители Иисуса
Христа постоянно проживали именно в Вифлееме,
что соответствует библейским пророчествам, но
расходится, по нашему мнению, с действительным
положением вещей. Более образованный автор
Евангелия от Луки констатирует факт проживания
родителей именно в Назарете. А поскольку для
авторов обоих евангелий авторитетными являются
и пророчество о Вифлееме и факт проживания
Иисуса Христа в Назарете, то каждый из
евангелистов вынуждён своими домыслами
выстроить цепочку связи Вифлеема с Назаретом.
Матвей старается показать, как Иисус из Вифлеема
попал на жительство в Назарет, а Лука - как житель
Назарета умудрился родиться в Вифлееме. И вот что
придумывает каждый из них.
Для того, чтобы переселить Иисуса
Христа на постоянное местожительство в Назарет,
автору Евангелия от Матфея понадобилось
придумать совершенно неестественную историю о
трёх восточных волхвах, которых звезда ведёт к
дому новорождённого Царя Иудейского .
К этому он присовокупляет невероятнейшее
избиение по приказу царя Ирода младенцев в
Вифлееме ,
бегство Иосифа и Марии с Иисусом в Египет. После
смерти Ирода святое семейство возвращается
домой. Но по дороге узнаёт, что Иудеей правит сын
Ирода Архелай, обходит стороной Иудею, приходит в
Галилею и там поселяется в незаметном городке
Назарет. В проживании Иисуса Христа в Назарете
Матфей видит исполнение пророчества
о том, что Мессия "назореем наречется" (2:23).
У автора Евангелия от Луки
противоположная проблема, - проблема заставить
жителей Назарета Иосифа и Марию родить Христа у
Вифлееме. Для этого он сочиняет рассказ о
производимой императором Августом переписи
населения "по всей земле"
и таким образом принуждает Иосифа с его на
девятом месяце беременности женой Марией
спешить "в Вифлеем - место рождения Давида"
(2:1-5), чтобы именно там родить Иисуса. После
исполнения определённого Богом пророчества о
месте рождения Христа, Иосиф вместе с женой
Марией и новорождённым Иисусом спокойно
возвращаются домой в Назарет. И никаких тебе
поклонений волхвов, ни избиения младенцев, ни
бегства в Египет, ни поисков нового места
проживания.