5. Календарные даты новозаветных событий.

Авторы текста книг Нового Завета не пользовались Римским календарем. Ориентирами отсчёта времени у них было начало работ по восстановлению Иерусалимского храма царём Иродом Великим, или время проведения второй переписи при императоре Августе, или начало правления императора Тиберия; времена года указывались по дням праздников иудейской религии, а дни недели - согласно семидневной библейской недели, которую евреи позаимствовали у вавилонян.

В книгах Нового Завета нет свидетельств об употреблении христианами иудейского месячного или годового календаря. Иудейский религиозный календарь был расписан в Библии. Однако этот календарь был противоречивым. В нем месяцы назывались по-разному, а один и тот есть праздник, в зависимости от погоды и состояния зрелости урожая, мог припадать на разные даты. Евреи практически пользовались сначала вавилонским, а затем - близким к нему календарем эллинских государства, в зависимости от которых была Иудея. Своего устоявшегося календаря евреи во время событий Нового Завета не имели. Только в 359 году иудейский Синедрион под руководством прославленного раввина Гиллеля Второго утверждает новый Солнечно-Месячный календарь, который до сего времени используется в иудейской религией, служит официальным календарем державы Израиль. В иудейском религиозном календаре предпринято попытку объединить юлианский Солнечный календарь с библейски-вавилонским месячным календарем. В основу согласования солнечного года с фазами месяца Гиллель положил 19-тигодовые циклы греческого астронома Метона. В нем за 19 годов - 7 високосных, с дополнительным днем в месяце Кислев. Такая конструкция помогает согласовывать первое число каждого месяца с наступлением новолуния. А чтобы не отстать от солнечного (тропического) года то раз в 19 лет между шестым месяцем, Адор, и седьмым, Нисан, вставляется дополнительный месяц, который называется "Второй Адор". В иудейском календаре месяцев в год может быть то 12, то 13, а дней в месяце то 29, то 30. Год в иудейском календаре и сейчас может насчитывать 353, 354 или 355 дней, а у високосный, девятнадцатый, - 383, 384 или 385 дней. Новый месяц объявлялся только после того, когда не менее двух мужчин из Иерусалима или его окрестностей увидят на небе молодую луну и сообщат об этом иерусалимским первосвященникам... А потому хмурые дни могли задержать объявление следующего месяца на 3-5 дней*. При этом праздники в Палестине, за иудейским календарём, должны отмечаться в четко указанную дату, а вне Палестины - на следующий день... Все это затрудняло христианам из не евреев пользование таким календарём.

В книгах Старого Завета есть многочисленные упоминания о такой единице времени как год. Там перечисляются годы жизни допотопных патриархов (Бытие, глава 6); указывается, что евреи шли пустыней из Египта в Палестину 40 лет; упоминаются годы жизни царей и тому подобное. Но на основании всего этого невозможно точно установить, сколько именно дней или месяцев продолжался библейский год. Во всяком случае, он никак не равнялся нашему году. Поэтому богословы до сих пор не нашли общего мнения по поводу календарных дат тех или других библейских событий.

В 359 года по инициативе того же председателя Синедриона Гиллеля Второго в иудейской религии введено летоисчисление от Сотворения Мира, которое, согласно его подсчетам за текстом Библии, совершилось в 3761 году до нашей эры. Иудейская религия считает, что Бог создал мир осенью. Поэтому Новый год в иудаизме начинается осенью в месяц Тишри, первое число которого припадает на сентябрь-октябрь по юлианскому календарю, точнее - на первое новолуние после осеннего равноденствия. За этим календарём мы живём сейчас в 5.760 году от сотворения мира.

Император Юстиниан Первый (482-565) ввёл в Византийской империи христианское летоисчисление от Сотворения Мира, которое по подсчётам преданных императору Отцов Церкви произошло 1 сентября 5508 года до Рождества Христа. Согласно с этой датой начали фиксироваться все события, в том числе и в наших древнерусских летописях. Этого летоисчисления до сегодняшнего дня придерживается Православная церковь. Согласно церковному календарю Новый год начинается не 1-го января, как то было по юлианскому календарю, и не 1-го марта, как то отмечалось в большинства народов умеренного географического пояса (в том числе - в России до 16 столетия), а 1-го сентября. Ирландский архиепископ Джеймс Ушер (†1656 р.) высчитал, что мир был создан 23 октября 4004 года до нашей эры **. Современник Ушера, английский богослов Джон Ляйтфут уточнил, что Бог закончил творить мир в 9 часов утра 23 октября 4004 года до Рождества Христа. Католическая и протестантские церкви восприняли эту дату. Однако в истории христианства и до Ушера/Ляйтфута и после них старательными богословами по Библии высчитывались и другие даты "Создания мира". Так, выдающийся христианский богослов 3-го столетия Юлий Африкан считал, что мир было создано за 5500 годов в рождение Иисуса Христа; Ипполит, папа римский (217-235) - за 5502 годов; знаменитый богослов и церковный историк Евсевий, архиепископ Кессарийский (260-339) доказывал, что мир было создано за 5198 лет до рождения Христа; ; Бєда Достопочтенный- в 3958 году; известный астроном Кепллер (1571-1630) со ссылкой на библейские Тексты и свои научные знания доказывал, что мир было создано в 4977 году до нашей эры; знаменитый итальянский художник Микель Анджелло - в 3641 году. Ряд протестантских церквей и сект 17-го столетия приняли, было, дату сотворения мира, предложенную раввином Гиллелем, и назначили конец мира на 2239 год. Они при этом учитывали, что Бог творил мир шесть дней, а на седьмой "почил от всех дел своих" (Бытие, 2:2); что один день у Бога - "что тысяча лет" (2 Петра, 3:8); что если Бог сотворил мир в 3761 году до нашей эры, то по прошествии шести дней Господа Бога, то есть наших человеческих 6.000 лет, Бог опять "почиет от дел своих" - и наступит конец Света. Следовательно, 6.000 лет минус 3761 до Рождества Христового остаётся ровно 2239 лет до Светопреставления. Вообще же, в христианстве до сих пор существует несколько десятков указаний насовсем разные даты создания мира.


Примечания:

* В исламе это время новый календарный месяц наступает из того момента, когда кто-нибудь из верующих мусульман-мужчин своими глазами увидит Новую Луну на небе.

**Исходя из своих расчетов и ссылаясь на библейские слова о тысяче лет, как один день в глазах Бога (Псалом 89: 5; 2-ге Петра, 3: 8) Ушер назначил конец мира на 3 октября 199 6годак. Свое мнение архиепископ аргументировал тем, что Бог творил Мир шесть дни, а на седьмой день “почив от дел своих” (Бытия, 2: 2; Выход, 20: 11; 31: 17; Евреям, 4: 4). Следовательно, 6000 годов Бог будет заботится о Мире, а затем - отдохнёт, и Мир перестанет существовать. Шесть тысяч лет от создания Мира, по подсчетами Ушера, исполнится именно в 1996 году.;