10314.(пост намбер 31589)
Сергей Иванович Ивентьев 20/04/2010
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ.
Ивентьев С.И.
Российская Федерация, г.Казань
Аннотация: в статье раскрываются значимость для духовного и нравственного развития человека свободы мысли, совести и вероисповедания, актуальные проблемы реализации права человека на рождение в Любви.
В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав – духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности [1-3,5,8].
Как отмечает Е.Л.Русакова, что «С философской точки зрения права человека – это универсальные моральные права. Универсальные моральные права не зависят от конкретных обстоятельств и присущи любому человеку в любой ситуации как необходимые и минимальные компоненты человеческого достоинства» [4].
С учётом открытия четвёртого поколения прав, предметом нашего рассмотрения являются духовно-нравственные права и свободы человека, которые непосредственно были отражены в основных источниках международного и российского права.
К духовно-нравственным правам и свободам человека, которые, по нашему мнению, были закреплены в международном и российском праве, следует отнести право на свободу мысли, совести и вероисповедания, которое было неправильно отнесено юридической наукой к группе гражданских прав и свобод человека и гражданина [9].
Это право включает в себя свободу менять свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в отправлении культа, учении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Данное право было закреплено в статье 10 Европейской Конвенции, статье 18 Международного Пакта о гражданских и политических правах, а также в статье 1 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 года, которая была даже принята без голосования ООН.
Кроме того, указанные Пакт и Декларация провозгласили также запрет принуждения, умаляющее человеческую свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.
Так, в пункте 1 статьи 2 упомянутой Декларации указывается, что «никто не должен подвергаться дискриминации на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, групп лиц или отдельных лиц».
В то же время, в международных актах делается оговорка о том, что «свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц», которая недопустима, ибо «богатый духовный мир предпочтительней бедного духовного мира» [6].
Хартия Европейского союза об основных свободах от 07.12.2000г. признаёт за личностью свободу мысли, совести и вероисповедания (Глава 2 «Свободы»).
Статья 28 Конституции России гласит: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать с ними».
Конституция России каждому гарантирует свободу мысли и слова (часть 1).
Б.А.Лукашев свободу совести относит к одной из фундаментальных духовных свобод [7]. Этот же автор указывает, что свобода совести в этическом плане – это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной оценке и самоконтроле своих поступков и мыслей.
Как отмечает А.И.Осипов, религиозная свобода – это право открытого исповедания и практического осуществления своих религиозных убеждений как индивидуально, так и коллективно [19].
Религия, вероисповедание представляют собой всегда область духовной жизни человека, из которой вытекают духовные права личности.
Религия является одной из древнейших форм культуры и ей принадлежит особая роль в духовной и нравственной жизни общества [20]. Например, в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред.23.07.2008г.) подчеркивается об особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.
Лазарев С.Н. в своей работе указывает: религия - это информация того, кто стоит на вершине [11].
Как считал богослов А.Мень, религия – это связь между мирами или мост между тварным миром и Божественным Духом [37]. Указанная связь осуществляется посредством религиозного (духовного) опыта – особого вида духовного или трансцендентного познания.
С точки зрения психоанализа Эриха Фромма: религия – это система ориентации человека в мире, примеры преданности цели, идее или силе, превосходящей человека [38].
Как указывает А.Б.Зубов, религия – это есть совокупность способов достижения человеком Бога, смертным – бессмертного, временным – вечного (теистические религии); или методы соединения человека с духами, овладения ими, защиты от них, при более или менее полном игнорировании вечного бессмертного Бога – Творца (демонические религии) [39].
Под совестью понимают нравственное сознание, нравственное чувство в человеке, в его душе, а также внутреннее сознание добра и зла [10].
Этимология русского слова «совесть» означает соведение, то есть знание самого себя, или весть о себе. Совесть, как этическая категория определяется как механизм самоанализа, самооценки и самоконтроля.
Пристальный анализ совести был приведен Г.Гегелем, который дал классификацию совести. Он выделяет следующую «совесть»:
1.) Совесть идеальную или истинную;
2.) Формальную совесть – совесть конкретного человека в реальной жизни.
В этом делении Гегель намечает проблему меры совести, которая
разворачивается в двух аспектах:
• каждый человек имеет свою меру совести;
• один и тот же человек в разных жизненных ситуациях различно проявляет свою меру совести.
В жизни человека совесть выполняет ряд важнейших функций, которые сводятся к следующему:
1.Выражается в ее определении – самоанализ, самооценка и самоконтроль. Отсюда следует, что совесть представляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга [11, с.261];
2.Совесть всегда определяет мотивацию поступков, где последняя очень важна в праве;
3.Совесть оценивает последствия поступков.
Следует подчеркнуть, что субъективно совесть может восприниматься как хотя внутренний, но и чужой голос, как голос независимый от «Я» человека, или голос «другого Я». Отсюда делают два противоположных вывода относительно природы совести. Один состоит в том, что совесть – это голос Бога. Другой состоит в том, что совесть представляет собой обобщенный и перенесенный во внутренний план голос значимый, чем другие. Короче говоря, как полагают отечественные этики, совесть – это голос «другого Я» человека, той части его души, которая не обращена заботами и утеснениями каждого дня [11, с.262].
Совесть говорит как бы от имени вечности, обращаясь к достоинству личности. Безусловно, что совесть – есть ответственность человека перед самым собой, как носителем высших, универсальных ценностей [11, с.263], которые, как отмечал О.Г.Дробницкий, возвышены, нравственны и
прекрасны [12].
Совесть имеет своих социальных носителей или субъектов: нация, партия, человечество и пр. Следовательно, есть смысл говорить о совести, например, нации или трудового коллектива.
Завершая разговор о свободе совести, как о духовно-нравственном праве человека, хочется напомнить о том, что совесть, как правило, сравнивают с голосом морали [11, с.37].
В российской юридической науке существует, по нашему мнению, довольно-таки размытое понимание свободы совести, которую напрямую связывают с принадлежностью человека к религии.
Так, например, М.В.Баглай под совестью (свободой) понимает «право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выраженной им религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога» [13, с.192]. Это высказывание, смеем заметить, говорит лишь нам о том, что его автор не осведомлен об истинной человеческой природе совести, которая существует отдельно от веры в Бога.
Совесть – есть голос человеческой монады, категория морального сознания [14, с.228]. В свою очередь, М.Заречный относит монаду к неделимому квантовому состоянию [15, с.130].
Религиозные проповедники и некоторые философы определяют часто совесть как «голос Бога», говорящий в человеческой душе» [14, с.228].
Например, французский философ и писатель Ж.Ж.Руссо писал: «Совесть! Совесть! Божественный инстинкт, бессмертный и божественный голос: верный руководитель существа невежественного и ограниченного, равно разумного и свободного; непогрешимый судья добра и зла, делающий человека подобным Богу, - без тебя я не чувствую в себе ничего, что возвышало бы меня над животными».
По нашему мнению, правильнее было бы сказать, что Божий голос находит свое выражение через человеческий Дух, совесть отлична от голоса Бога, ибо совесть представляет собой голос так называемой человеческой монады, как отмечалось выше. Нет сомнений, что совесть присуща человеческой душе, где первая является по сути дела характеристикой или свойством последней.
Итак, английский писатель С.Смайлс писал: «Совесть – нравственный наставник сердца, направляющий к хорошим поступкам, хорошим мыслям, хорошей вере, хорошей жизни, - и только под ее господством может вполне развиться благородный и прямой характер» [16, с.130-313].
Из изложенного видно, что преждевременными и несостоятельными выглядят слова М.В.Баглая о том, что «эта свобода особенна важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию» [3, с.75].
Вера в Бога исходит добровольно от личности путем осознания, через духовный опыт, важности наивысших и светлых духовных ценностей.
Архимандрит Платон (Игумнов) указывает, что «Общение человека с Богом есть тайна, совершающаяся в глубине человеческой личности. В тайне этого общения происходит соединение человеческой свободы с волей Божией» [18].
В юридической науке часто свобода совести упоминается в одной «связке» со свободой мысли.
Свобода мысли и совести означает, прежде всего, свободу индивида от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей [17, с.611].
А.Я.Сухарев и другие автора считают, что «Свобода мысли и совести значительно шире по объему, чем свобода вероисповедания, так как, во-первых, включает свободу придерживаться, в том числе и атеистических убеждений, а во-вторых, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека» [17, с.611].
Свобода совести является абсолютным правом человека и, например, в Российской Федерации не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах в силу части 3 статьи 56 Конституции России.
Совесть человека не может быть, ни при каких условиях, делегирована в чужие руки, даже самые надежные руки [15, с.226]. Это является незыблемым принципом.
Свобода вероисповедания – одно из основных духовных прав человека.
Вторая часть вышеуказанной российской конституционной нормы, касающиеся свободы вероисповедания и религии, по мнению автора, является классической духовной нормой, которая провозглашает права и свободы, принадлежащие человеческому Духу.
Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религии и беспрепятственное отправление культов и обрядов, реализация, которой говорит об уровне духовности личности.
Понятие духовности рассматривается в двух аспектах:
1.Относится к внутренней, психической жизни человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.;
2.Относится к церкви, религии, принадлежит ей, связанный с нею; церковный [22,с.158-159].
Противоположным значением, или антонимом, слова «духовный» является понятие «гражданский» и «моральный» [22,с.158-159]. Слово «гражданский» интерпретируется как нецерковный, светский.
Гутнов Э.А. в своей статье «Мысли о жизни, смерти, духовности, красоте» писал следующее: «Человеческий дух всегда должен подыматься к тому, что выше человека. А духовный рост осуществляется через религию, веру в Бога. Духовность в человеке растет благодаря духовной силе, находящейся в нем самом» [23,с.7].
А так гласит народная мудрость:
«Высшее никогда не получится из низшего, не заключающегося в себе никаких зачатков высшего».
Здесь уместно будет еще раз привести слова В.Г.Короленко: «Нет такого злодея, у которого не было бы в душе Божьей искры».
Внешний материальный успех имеет глубинную сокровенную подоснову, заложенную более полутора тысяч лет назад системой христианских ценностей. М.Н.Громов в своей работе «Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии» указывает, что «Без сакрального фундамента общество оказывается построенным на песке, и если из грандиозного здания западного социума вынуть опорные ее камни, оно не устоит. У России тоже имелась подобная система ценностей, которая в дьявольском исступлении была разрушена почти до основания и сейчас медленно начинает воздвигаться вновь» [24,с.58].
Духовность совершенно справедливо понимается, как обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу, то есть одухотвориться.
Таким образом, в сфере духовной культуры человек возвышается над каждодневным, внутренне освобождается от его зависимостей (материальных, социальных и психических) [11,с.382].
Русский поэт А.С.Пушкин говорил: «Что же и составляет величие человека, как не мысль?» [16,с.540].
Свода мысли – личное право личности, которая означает свободу индивида от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных и нравственных ценностей, которое охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека [25,с.611].
Как отмечал Л.Бюхнер, «Мысль, дух, душа не есть что-либо материальное и даже не вещество, а лишь сросшийся комплекс многообразных сил, результат совместного действия многих веществ, одаренных силами или свойствами» [16,с.562].
Иногда мысль сравнивают с крыльями души.
По мнению М.Заречного, человек появился как свободная мысль [15,с.151].
Как указывал автор, мысль – это есть средство выражения Духовного, морально-душевного и материального мира человека, а значит, свобода мысли по сути дела характеризует свободу человеческого духа и души [3,с.58].
Мысль относится к разновидности энергии [29].
Право на свободу совести и вероисповедания признано также за ребёнком, в то время как родители осуществляют воспитание и образование детей. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений, по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления, предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения, международных связей и т.д.
Рождение детей – это Божественный промысел, в котором участвует человек, пользуясь своим Божественным правом на Сотворчество [34]. Появление детей происходит путём объединения мужчины и женщины через чувство Любви [35]. Мужчина и женщина совместно формируют Ауру будущего ребёнка, которая является энергетическим щитом человека от внешних неблагоприятных воздействий. Аура поставляет человеку необходимые дозы Божественной энергии, необходимые для нормального функционирования организма [36].
Аура ребёнка во время беременности не может нормально сформироваться в результате вступления женщины в половые отношения с мужчинами, которые не имеют никакого отношения к зачатому ребёнку [36]. Указанные проблемы возникают также при искусственном оплодотворении (репродуктивных технологиях), суррогатном материнстве и клонировании, так как при «научном создании» детей отсутствуют будущий отец ребёнка и энергия Любви, которую дают оба родителя ребёнку при его зачатии.
При естественном зачатии детей реализуется право на рождение человека в Любви [5,29], отсутствие которой будет обрекать на всю жизнь ребёнка на душевные и духовные страдания. Никто не желает рождаться вне и без Любви! В связи с чем, возникает правомерный и актуальный вопрос о необходимости пересмотра существующих морально-нравственных аспектов взаимоотношений людей в процессе практического применения достижений в области медицины, биологии и генетической инженерии.
Всестороннее и гармоничное развитие человека напрямую связано с духовным богатством, моральным и физическим совершенством личности.
С.Н.Лазарев, например, отмечает, что «рост духовности одновременно улучшает психику, судьбу, здоровье, благотворно влияет на все стороны жизни человека» [26,с.50].
Попытку осмыслить сущность и предназначение духовности в жизни людей сделал Э.А.Гутнов, который характеризовал одну из ее ведущих задач – «духовность нужна для борьбы со злом, которую ведет человек в мире. Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги» [23,с.7].
Согласно пункту IV.6. Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека: «Уподобление Богу в добродетели является целью земной жизни человека… В основе большинства культур мира лежит религия, поэтому всестороннее образование и воспитание человека должно включать в себя преподавание знаний о религии, создавшей ту культуру, в которой этот человек живет. При этом должна уважаться свобода совести» [28].
В этом же документе указывается, что «Принцип свободы совести находится в гармонии с волей Божией, если защищает человека от произвола по отношению к его внутреннему миру, от навязывания ему силой тех или иных убеждений» (пункт IV.3.), «Свобода выражений мыслей и чувств, предполагающаяся возможность распространения информации, является естественным продолжением свободы мировоззренческого выбора. Слово служит основным средством общения людей с Богом и между собой» (пункт IV.4.).
К формам нарушения свободы мысли относится имевшее широкое распространение формы понуждения людей высказывать мнение, несоответствующим их мыслям и убеждениям. Мысль не является свободной, если она не может быть высказана без неблагоприятных последствий (опасных) для человека. Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право каждого человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием [27,с.203].
Право на свободу мысли и слова является универсальным правом, так как оно относится сразу же ко всем пяти поколениям прав человека.
Реализация свободы мысли и слова при осуществлении человеком всей совокупности гражданских, культурных прав указывает на принадлежность первых к первому, второму и третьему поколению прав человека [30]. Примером могут служить предвыборная агитация, создание интеллектуального или художественного произведения и т.д.
В свою очередь, право на свободу мысли и слова, реализуемое в связке с моралью и религией, следует отнести к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртое поколение прав) [1-3,5,29].
Управление информацией происходит через мысль [31].
Управление Божественной информацией (энергией) через мысль и слово – это реализация человеком Божественных прав и свобод (пятого поколения прав), которые были открыты и введены в юридическую науку в начале XXI века [3,5,29,32,33].
Список литературы
1. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 марта 2010г.).Ч.1.-Уфа: РИЦ БашГУ.2010.с.94-97.
2. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Ежемесячный научный журнал «Дискуссия», № 2 февраль 2010г., с.92-93.
3. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Казань, 1999. http://iventev.narod.ru/. с.5-6.
4. Русакова Е.М. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе//Сборник методических материалов М., 1999.
5. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека. Март 2010. http://cprsob.clan.su/load/konferencija.
6. Агроновский А.А. Одно слово. – М.: Знание. 1968.
7. Права человека. Учебник для вузов//Под ред.Лукашева Е.А. – М.: Издательство НОРМА. 2010. с.150.
8. Смирнов В. Конституция и мораль//Молодёжь Татарстана. 1998. № 31, 30 июля.
9. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. –М.: Юристъ. 1996. с.395-400.
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. – СПб.: ТОО Диамант. 1996. с.259.
11. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. –М.: Гардарика. 1998. с.261.
12. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. –М.: Гослитиздат. 1967.
13. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. –М.: Норма-Инфра-М. 1998.
14. Митрохин Л.Н. Философия религии. –М.: Республика. 1993.
15. Заречный М. Невидимая глубина Вселенной. Квантово-мистическая картина мира, структура реальности, путь человека. – СПб.: ИГ «Весь», 2009.
16. Марасин В.В. 56 полюсов поведения. –Д.: Сталкер. 1997.
17. Большой юридический словарь/Под ред. А.Я.Сухарева, В.Д.Зорькина, В.Е.Крутских. –М.: Инфра-М. 1998.
18. Архимандрит Платон (Игумнов). Свобода человека и воля Божия. http://www/klikovo/ru/db/msg/692/.
19. Осипов А.И. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода//Журнал «Право и безопасность. № 4(17), декабрь 2005.
20. Мамаев П. Духовно-нравственная безопасность России. 10.08.2009г. http://cult.tomsk.ru.
21. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Книга седьмая. Преодоление чувственного счастья. – СПб.: 2001. с.27.
22. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. –Ростов-на-Дону: Феникс. 1995.
23. Гутнов Э.А. Мысли о жизни, смерти, духовности, красоте// Российская газета, 1993. 24 декабря.
24. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: К интерпретации отечественной философии//Вопросы философии.1994. № 1.
25. Большая Российская энциклопедия. – М.: БЭС. –СПБ.: Норинт. 1998.
26. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Книга первая. Система полевой саморегуляции. – СПб.: АО Сфера. 1993.
27. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. –М.: Юристъ. 1996.
28. Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. 27 июня 2008г. http://www.pravmir.ru./.
29. Ивентьев С.И. Пятое поколение прав. Коррупция. Март 2010. http://pravda/webstolica.ru/.
30. Малинова О.Ю. Три поколения прав человека//Пчела. 2003. № 43.
31. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Время Бога: Путь спасения. –М.: АСТ: АСТ-Пель. 2005. с.184.
32. Ивентьев С.И. Нравственный аспект коррупции. Апрель 2010. http://cprsob.clan.su/load/konferencija.
33. Ивентьев С.И. Права человека. Биоэтика. Апрель 2010г. http://berkovich-zametki/com.
34. Ивентьев С.И. Комментарии к статье Архимандрита Геннадия (Гоголева) «Дар жизни». Апрель 2010г. http://www.zimovaya.ru., http://www.narochnitskaia.ru.
35. Лазарев С.Н. Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2. – СПб.: ООО «Глобус». 2010. с.97.
36. Неумывакин И.П., Неумывакина Л.С. Вселенная. Земля. Человек. Мифы и реальность. –СПб.: Издательство «ДИЛЯ». 2007. с.78-82.
37. Мень А. История религии. – М., 1994. с.23.
38. Фромм Э. Психоанализ и религия/Сумерки богов. -М., 1989. с.186.
39. Зубов А.Б. История религий. Книга 1: Доисторические и внеисторические религии. – М.: Планета детей, 1997. с.268.