400.(пост намбер 45174)
ehud 14/11/2010
Не каждый человек поймет все проблемы, имеющиеся в этой важной брошюре, однако и без пользы не останется. Человек, вошедший в некий большой сад, не в состоянии достать рукой все его плоды, но та часть, которая попала в его руки, достаточна. Этот сад не только ради него, несомненно, есть и доля тех, чьи руки длинны.
Имеется пять причин, затрудняющих понимание этой брошюры:
Первая. Свои наблюдения я писал исходя из своего понимания и для себя. Я не писал, основываясь на понимании и воззрении других, как в прочих книгах.
Вторая. Истинное единобожие раскрыто здесь наиболее широко, с проявлениями великих имен Аллаха. Поэтому темы ее и весьма обширны, и весьма глубоки, а иногда и очень длинны, отчего не каждый сразу сможет охватить и понять ее.
Третья. По причине того, что каждая проблема является некой большой и объемной истиной, чтобы не раздроблять ее, местами одно предложение будет занимать целую страницу или даже один лист. Будет иметься много предпосылок и предисловий, выступающих в качестве одного лишь аргумента.
Четвертая. У каждой из большинства проблем имеется большое количество аргументов и доводов. В связи с этим, чтобы порой из десяти-двадцати доводов вывести одно доказательство, проблема будет удлиняться. Узкомыслящие могут не постичь ее.
Пятая. Вместе с тем, что я по милости благословенного рамазана удостоился светом этой брошюры, я ограничился ее первым черновиком, который был написан на скорую руку в то время, когда мое положение в нескольких отношениях было тяжелым, а тело сотрясалось от нескольких болезней. К тому же, чувствуя во время работы над брошюрой, что пишу непроизвольно, я счел неуместным упорядочить или исправить ее своей мыслью, отчего изложение брошюры может несколько затруднить ее понимание. Кроме того, в нее вошло много изречений по-арабски. И по той причине, что "Первая тема" от начала и до конца - на арабском, она была извлечена из брошюры и написана отдельно от нее.
Но несмотря на эти пять причин, являющихся причиной недостатков и затруднений в ее понимании, эта брошюра имеет такую важность, что имам Али (Р.А.) в своих скрытых таинствах дал этой брошюре названия "Ает-и Кюбра" ("Великое знамение") и "Аса-и Муса" ("Посох Мусы"). Среди брошюр "Рисале-и Hyp" этой брошюре он придал особое значение, что привлекло внимание. (*) ( * Да, случай, произошедший в г. Денизли, в точности подтвердил весть, которую сообщил имам Али (Р.А.) в отношении "Великого Знамения". Дело в том, что тайное печатание этой брошюры послужило поводом для нашего ареста. Но триумф ее святой и очень сильной истины стал весомой причиной для нашего оправдания и освобождения. И это даже слепым показало скрытое таинство имама Али (Р.А.) и подтвердило Божье благословение его молитвы, касающейся нас...) Эта брошюра "Великое знамение", являющаяся одним из истинных истолкований "Эль-ает-уль Кюбры", по толкованию имама Али- это книга Седьмой Луч под названием "Посох Мусы".
Этот Седьмой Луч состоит из одного предисловия и двух тем. Его предисловие раскроет четыре важных проблемы, Первая тема изложит из толкования "Ает-уль Кюбры" арабскую часть, Вторая же тема разъяснит ее доказательства, перевод и краткий смысл.
Помимо того, что предстоящее предисловие разъяснено сверх необходимого, оно в некоторой степени оказалось длинным, что случилось непроизвольно. Стало быть, в этом есть необходимость, отчего оно было так написано. Может быть, некоторые читатели воспримут это длинное предисловие коротким...
Саид Нурси
Предисловие
"Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Я ведь создал джиннов и людей, лишь чтобы они Мне поклонялись". (Коран, 51:56)
По секрету этого великого аята, смысл и цель направления человека в этот мир-познать Творца вселенной и, уверовав, поклоняться Ему. И естественной обязанностью и долгом этого человека является познание Господа и вера в Него, а также с пониманием и несомненностью утверждение Его существования и единства.
Да, человек по своей природе желает вечную жизнь и имеет постоянные стремления и нескончаемые страдания. И конечно же, все прочие вещи и достоинства, помимо веры в Господа, познания Его и сопутствующих этому причин, которые являются истинной основой и ключом к той вечной жизни, относительно такого человека незначительны, ничтожны. Несомненно, большинство их не представляет значения...
В связи с тем, что в брошюрах "Риса-ле-и Hyp" эта истина доказана с помощью неопровержимых доказательств, передавая ее раскрытие им, в четырех темах рассмотрим лишь две опасности, которые подрывают в наше время твердую убежденность в вере и вселяют сомнения.
Спопоб избавления от первой опасности, в двух темах:
Тема первая. Как подробно было доказано в Тринадцатом Сиянии Тридцать первого Письма, в общих вопросах отрицание по отношению к утверждению не представляет значения и сила его незначительна. Например, в отношении обнаружения на небе молодого месяца (хилала) в начале благословенного рамазана: если два свидетеля из простого народа подтвердят появление молодого месяца, а тысячи почетных граждан и ученых, сказав: "Мы не видели", будут отрицать, то их отрицания не представляют значения и они маловажны. Дело в том, что в утверждении каждый придает друг другу силу, есть солидарность, согласие. В отрицании же -одно или тысяча- не имеет значения - каждый останется сам по себе, будет обособленным; потому что утверждающий человек будет выносить объективное решение, исходя из существа вопроса. Например, как было в нашем примере, если кто-нибудь скажет: "На небе появился месяц", а другой подтвердe;т это, объединившись, они образуют силу. В отрицании же решение не исходит и не может исходить из существа вопроса. Дело в том, что "любое отрицание, не являющееся частным и не относящееся к частному случаю, недоказуемо" является общеизвестным правилом. Например, если я буду утверждать, что на свете существует некая вещь, а ты скажешь, что ее нет, то тогда, чтобы доказать свое отрицание, т.е. небытие данной вещи, существование которой я легко могу доказать одним движением своей руки, указав на нее, необходимо обыскать весь мир и показать, что ее нет, и даже будет необходимым увидеть все стороны прошлого. А затем уже можешь сказать: "Нет, не существует."
Поскольку непризнающие и отрицающие не будут исходить из существа вопроса, они выносят решение, полагаясь на себя, на свой разум, на свой взгляд. Разумеется, они не смогут придать силы и быть опорой друг другу, потому что преграды, причины, мешающие увидеть и узнать, совершенно различны. Каждый может сказать: "Я не вижу", "Этого нет передо мной" или "Этого нет в моем убеждении", но сказать: "Не имело места, этого не существует" - не может. Если же скажет, и особенно, касательно вопросов веры (имана), имеющих отношение ко всему миру, это будет такая огромная ложь, что он уже не сможет сказать правду и не исправится.
Итак, в аргументации заключение одно, единственно, будет единство. В отрицании же количество заключений не одно, различно. С увеличением в зависимости от каждого оговорок типа "передо мной" и "на мой взгляд" или "в моем убеждении", увеличивается и число заключений, и единства уже не будет.
Таким образом, исходя из этой истины, многочисленность и внешнее большинство атеистов, отрицающих и противостоящих вере, не имеет значения. И когда эти отрицания совершенно не должны вселять сомнений в убеждение верующего человека, в наше время, непризнания и отрицания европейских философов, посеяв сомнения в умах некоторой части несчастных, увлеченных их идеями, лишили их убежденности и уничтожили их счастливую вечность. А смерть, ежедневно уносящую жизни тридцати тысяч человек, выведя из значения своеобразного освобождения от прижизненных обязанностей, обратили в образ вечного небытия. Неизбежная могила, постоянно напоминая этому безбожнику о его кончине, отравляет его жизнь горькими страданиями. Итак, пойми же, каким великим счастьем и душой жизни является вера (иман)!..
Вторая тема. В некой проблеме какой-нибудь науки или искусства, ставшей предметом диспутов, люди, стоящие за рамками той науки или того искусства (т.е. являющиеся некомпетентными в них), какими бы великими и учеными и мастерами они не были, их мнения не окажут там влияния и их суждения не станут аргументом. Они не будут рассматриваться входящими в собрание ученых той науки. Например, влияние какого-нибудь великого инженера в исследовании и излечении некой болезни не будет и таким, которое имеет какой-нибудь мелкий лекарь. И, в частности, в духовной сфере не будут приниматься во внимание и иметь значение отрицания какого-либо самого великого философа, разум которого снизошел на глаза , который слишком занят в материальности и постепенно отдаляется от духовности, становясь тупым и грубым к ее свету.
Шейх Абдулкадир Гейляни, который, будучи на земле, созерцал Арш-и Азам, и который обладал некой удивительной святой гениальностью и девяносто лет, совершенствуясь, работал в духовной сфере и раскрыл истины веры в степени научной достоверности и зрительной и даже абсолютной несомненности, и сотни тысяч других, подобных ему, знатоков истины, согласно объединяются в вопросах единобожия, в вопросах святого и духовного. И исходя из вышесказанного, интересно было бы знать, а что же стоят слова философов, утопших, отупевших и задохнувшихся в самых беспорядочных и многочисленных мельчайших подробностях материальности? И не будут ли их отрицания и возражения таким же незначительным, как писк комара по отношению к раскату грома?
Сущность безбожия, выступающего против истин ислама- это некое отрицание, некое невежество. Хотя сущность безбожия внешне и кажется утверждением и существованием, его смысл - небытие, отрицание. Иман (вера) же является наукой, существованием, утверждением, суждением. И даже каждое из негативных положений имана является предисловием и завесой какой-нибудь положительной истины. Если атеисты, выступающие против веры, с большими трудностями, но будут стараться доказать и принять свои негативные убеждения в виде принятия и утверждения небытия, тогда это неверие в некотором отношении может рассматриваться как некая ошибочная наука и некое неверное решение. Иначе же являющееся очень легким одно лишь непринятие и отрицание веры с отсутствием подтверждения- это абсолютное невежество и отсутствие суждения.
Итак, существует два вида убеждения атеистов:
Первый. К истинам ислама отношения не имеет. Это - присущее ему ошибочное утверждение, ложное убеждение, неверное принятие, неправильное суждение. Этот вид убеждения не будет нами рассмотрен, он не вмешивается в наши убеждения, и мы не вмешиваемся в его убеждения.
Второй. Выступает против истин веры. Здесь тоже есть два вида:
Первый. Непринятие (истин веры), но без подтвержения этого. Это является неким невежеством, здесь отсутствует суждение и это просто. Этот вид мы тоже не будем рассматривать.
Второй. Принятие небытия. Искреннее утверждение небытия (например, небытия Всевышнего). Этот же вид - это некое суждение, некое убеждение, некое признание его для себя нужным, отчего является необходимым доказывать свое отрицание.
Отрицание тоже состоит из двух видов:
Первый. Это такое отрицание, 'как "чего-либо в особом месте и в частном случае нет". Это возможно доказать. Этот вид тоже не будет нами рассмотрен.
Второй. Это - отрицание священных, всеобщих и всеобъемлющих положений веры, имеющих отношение к этому и потустороннему миру, ко вселенной, к векам. Но это отрицание, как было рассмотрено нами в первой теме, совершенно недоказуемо. Несомненно, для того, чтобы доказать такого рода отрицания, необходим такой взгляд, который бы охватил вселенную, увидел потусторонний мир, а также все стороны безграничного времени.
Вторая опасность и способ избежать ее, тоже состоит из двух тем:
Первая. Умы, которые ограничиваются в отношении божественного величия, грандиозности и безграничности по причине пребывания в беспечности (гафлет) или совершения больших грехов или же чрезмерной занятости в материальном, из-за того, что они не могут охватить и постичь грандиозных проблем, с некой научной высокомерностью станут отрицать и отвергать их. Да, из-за того, что они не могут уместить в своих духовно ограниченных и высохших умах и испорченных и умерших в духовности сердцах положения веры (имана), являющиеся очень обширными, глубокими и всеобъемлющими, они впадут в заблуждение и безверие, задохнутся в нем.
Если они внимательно смогут присмотреться к сущности своего безверия и заблуждений, то увидят, что относительно являющего понятным, достойным и необходимым величия, имеющегося в вере, под этим безбожием и в нем самом скрыто в сто раз больше нелепости, невозможности и невероятности.
"Рисале-и Hyp" сотнями сравнениями и сопоставлениями убедительно, как дважды два - четыре, доказал эту истину. К примеру, человек, который не может согласиться с необходимым существованием, извечностью и всеобъемлющими атрибутами (*) ( * Атрибут: иными словами "качество" или "способность" (арабск. сыфат) - прим. пер. ) Всевышнего, может быть убежден в своем безверии, или приписав это необходимое существование, извечность и божественные атрибуты всему сущему, и даже бесчисленным атомам; или же наподобие глупых софистов, отвергнув и собственное бытие, и бытие всего сущего, должен отречься от разума. Таким образом, все истины веры и ислама наподобие данных, основываясь на величии, являющемся их потребностью, с полным пониманием и согласием уместят свои положения в чистых сердцах и честных умах, избавив их от противостоящей им (истинам веры) совершенной невозможности, дикой нелепости и темной невежественности безбожия.
Да, в большинстве особенностей ислама наподобие азана и намаза постоянное многократное объявление грандиозности Его Божественного Величия:
Аллах Велик; Аллах Велик; Аллах Велик; Аллах Велик
и собoщение этого священного хадиса (*) ( * Текст с арабского не переведен не русский язык - прим. вебмастера.):
и с большим знанием об Аллахе изложение молитвы Мухаммеда (МЕИБ (* ) ( * МЕИБ: мир ему и благополучие - прим. пер.)) "Джаушан-уль-Кабир" (в восемьдесять шестой ее части) (*) ( * см. сноску3.):
показывает, что величие и грандиозность Всевышнего является некой необходимиой завесой.
Саид Нурси
Великое знамение
Наблюдения одного путешественника, спрашивающего у вселенной про своего Создателя
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
"Прославляют Его семь небес, и земля, и те, кто на ней. Нет ничего, что бы не прославляло Его хвалой, но вы не понимаете прославления их. Поистине, Он - Кроткий, Прощающий!" (Коран, 17:44)
(Эта Вторая тема, помимо истолкования этого великого аята, разъяснит доводы и доказательства, перевод и краткий смысл изъятой из этой брошюры Первой темы, написанной по-арабски, итак):
Множество аятов Корана, наподобие данного, относительно сообщения о Творце этой вселенной прежде всего упоминают небеса, являющиеся одной из самых ярких страниц, доказывающих единобожие, на которые всякий, всегда смотря с восхищением, с удовольствием изучает ее. В связи с этим, уместно и нам сперва начать с небес.
Да, каждый гость, прибывший в этот земной край и гостиницу, открыв глаза и посмотрев, увидит: эта прекрасная гостиница является неким весьма обильным дворцом угощений, и весьма искусной ярмаркой, и весьма грандиозной армией и полигоном, и весьма изумительным и впечатлительным местом зрелищ, и весьма многозначительной и мудрой школой. Когда он крайне интересовался, как же узнать и познать владельца этой прекрасной гостиницы и автора этой великой книги и правителя этого грандиозного государства, сначала показались расписанные блеском света прекрасные небеса. "Посмотри на нас! - сказали они. - Того, кого ты ищешь, мы покажем тебе!" И он, посмотрев, увидит:
Четкое поддерживание, без опор, сотен тысяч небесных тел, некоторая часть которых в тысячу раз больше нашей Земли, и скорость некоторых из них в семьдесят раз выше скорости снаряда; и их весьма стремительное и одновременное движение без столкновения друг с другом; и не прекращающееся, непрерывное бестопливное горение этих бесчисленных светил; и управление этими бесконечно огромными массами, не вызывая никакого шума и беспорядка; и подобно солнцу и луне, смиренное функционирование этих огромных созданий; и одновременное, с той же силой, с той же формой, с тем же характерным признаком и в том же образе безошибочное управление на бесконечных расстояниях, цифры которого не вмещаются в рамки двух полюсов; и без всякого нарушения, подчинение одному закону этих очень огромных носителей безмерных сил; и блестящая, весьма чудесная очистка небес, которая не дает им загрязниться сором наподобие осколков бесчисленных небесных тел; и вращение их с маневрированием, словно это маневры организованного войска; и – благодаря вращению Земли – каждую ночь и каждый год, словно на экране, демонстрация своим зрителям – созданиям все новых, действительных и кажущихся, картин этого грандиозного маневра – все это является проявлением Божественной заботы или рубубията. В этой деятельности Божественной заботы становится очевидной некая истина, образующаяся из таких фактов, как подчинение, принятие мер, управление, упорядочение, отчистка, возложение обязанностей, которая своей грандиозностью и всеобъемлющим охватом явно свидетельствует о необходимости бытия и единстве Творца этих небес и о том, что Его существование очевиднее существования самих небес. И в качестве свидетельства этой истины о необходимости существования Творца, на первой ступени Первой темы сказано:
Затем, пришедшему в этот мир страннику и гостю, пространство, называемое небесной атмосферой и наполненное удивительными творениями, разговаривая раскатом грома, прогремело: "Посмотри на меня! Со мной ты сможешь познать и обнаружить того, кого ты с интересом ищешь и кто направил тебя сюда." Этот странник посмотрит на хмурое, но доброе небо; прислушается к грозным, однако благовестным раскатам грома и увидит:
Облака, удерживаемые между небом и землей, очень мудро и милостиво поливают земной сад, доставляют земным жителям живую воду, смягчают жар (т.е. остроту жажды жизни) и в зависимости от потребности поспевают на помощь во все места. И помимо многих подобных функций, эти огромные облака, внезапно заполняющие небо, исчезнут как организованное войско, которое появляется и скрывается по срочным приказам, все их части разойдутся на покой, не останется и следа. Затем, получив приказ: "К дождю'", в течение часа , а может нескольких минут, собравшись, заполнят небо. Они находятся в таком состоянии, словно ожидают приказ некоего правителя.
Затем этот странник обратит внимание на ветер и увидит: со стороны некой таинственной силы воздух настолько мудро и милостиво, разумно, всезнающе и жизнелюбиво используется в исполнении таких многих и разнообразных функций и назначений, как давать возможность дышать всем жителям земли, передавать звуки и проводить имеющие необходимость для живых существ тепло, свет и электричество, являться средством опыления растений и т.д., словно каждая из неразумных молекул этого неживого воздуха слышит и понимает приказы, исходящие от правителя этой вселенной, и аккуратно исполняет их с помощью Его могущества, ни одного из них не оставляя невыполненным.
Затем приглядится к дождю и увидит: в этих нежных, чистых и приятных каплях, посылаемых из ничего, из некой скрытой сокровищницы милости, имеются такие божественные дары и назначения, что кажется, милость, воплотившись в виде капель, льется из сокровищницы божественной заботы. Может быть и поэтому его называют "милостью".
Затем посмотрит на молнию, прислушается к раскатам грома, и увидит, что они используются в очень удивительных и необыкновенных делах.
Затем отведет глаза, прислушается к своему разуму и сам себе скажет: "Эти безжизненные, неразумные облака, подобные взбитой вате, безусловно, не знают нас, и, сочувствуя нам, не поспешат сами по себе на помощь, и не появятся и не рассеются без повеления свыше. Несомненно, они действуют по приказу одного весьма могущественного и милосердного правителя, и так, что рассеиваются, не оставив ни единого следа, и внезапно появляются и приступают к исполнению своих обязанностей, и по повелению и с помощью могущества одного весьма деятельного и великого, и весьма прекрасного и величественного властелина, время от времени наполняют и освобождают небеса; и представляют их в виде своеобразной доски, на которую постоянно с мудростью пишут и, исполнив свое предназначение, стирают; а также в образе дня воскресения и конца света. И по усмотрению одного весьма благосклонного и благодетельного, и весьма щедрого и заботливого предусмотрительного Властелина облака сядут на колесницу ветра, погрузят на нее свои дождевые клады, подобные горам, и подоспеют в края, терпящие нужду. Словно сочувствуя им и плача, заставят их смеяться цветами, и смягчат немилосердный жар солнца, и словно из губки, обольют земные сады и омоют и очистят землю."
И еще этот любознательный странник скажет своему разуму: "Происходящие за завесой и внешним видом этой неживой, неразумной, непрерывно смешивающейся, изменчивой, бурной, беспокойной атмосферы сотни тысяч благоразумных, милостивых и искусных явлений, благодеяний и содействии очевидно докажут, что у этого усердного ветра, этого активного труженика, нет ни одного самостоятельного движения, и что он, несомненно, действует по повелению одного всемогущего и всезнающего, и весьма мудрого и щедрого Правителя. Словно каждая его молекула, подобно воину, знающему всякое дело и понимающему и подчиняющемуся всем повелениям того Правителя, слушает и повинуется каждому Божественному приказу, действующему в воздухе. Я вижу, что частицы воздуха, функционирующие в дыхании всего живого мира, в опылении и росте растений и доставке необходимых для их жизни веществ, в управлении движением облаков, в навигации парусных судов, и особенно, в доношении звуков, в частности, предоставляют возможность доносить разговоры по телефону, телеграфу и радио, и в других, подобных этим, общих и значительных процессах, и состоящие из двух простых веществ, как азот и кислород, и будучи подобием друг друга, с совершенной точностью, со стороны некой мудрой силы понуждаются к работе в Божественных творениях, существующих на земле в сотнях тысяч видах."
И этот путник решит: "Значит, по разъяснению этого аята:
"..и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей,- знамения людям разумным!" (2:164), тот, кто, управляя ветрами и подчиняя облака, применяет и использует их в бесчисленных Божественных деяниях, и кто сотворил воздух в таком виде, является лишь Всемогущим и Всеведущим, Величественным и Милостивым Господом, чье бытие необходимо (Ваджиб-уль Вуджуд)."
Затем посмотрит на дождь и обнаружит в нем такое множество полезных Божественных проявлении и предназначений, сколько имеется капель в этом дожде. И к тому же, эти приятные, нежные и благословенные капли настолько аккуратно и правильно создаются, и особенно, идущий летом град так равномерно и с таким порядком посылается и падает, что свирепые, бушующие ветры, сталкивающие крупные предметы, не нарушают их равновесия и порядок, и не создают, сталкивая и сливая капли или слепляя градинки, опасных масс. И эта простая, неживая и неразумная вода, состоящая из таких двух простых элементов, как кислород и водород, понуждаемая функционировать во многих, подобных этим, благоразумных процессах, и особенно, в живых существах, используется в сотнях тысяч мудрых, разумных и разнообразных процессах и творениях. Стало быть, этот дождь, являющийся воплощением самой милости, сотворяется лишь в скрытых сокровищницах милости одного Милостивого, Милосердного Творца, и своим нисхождением он фактически поясняет этот аят:
"Он - тот, кто низводит дождь после того, как они отчаялись, и распространяет Свою милость..." (42:28)
Затем он прислушается к раскатам грома, посмотрит на молнию, и увидит: помимо того, что эти два удивительных небесных явления фактически поясняют эти аяты:
"И гром прославляет Его хвалой..." (13:13) и "...Блеск молнии Его готов унести зрение" (24:43),
они, сообщая о приближении дождя, приносят нуждающимся радостную весть. Да, посредством таких таинственных и поразительных явлений, как разговорить внезапным удивительным раскатом грома небеса, озарить каким-то необыкновенным, фантастическим светом и огнем небесную мглу, воспламенить похожие на хлопковые горы облака, выступающие в качестве носителей и распылителей града, снега и воды, словно обухом ударяет по голове заблудшего беспечного человека, напоминает ему: "Подними голову, обрати внимание на дивные деяния активной и могущественной Силы, желающей обнаружить, познакомить себя! Подобно тому, как ты не являешься праздным, так и эти явления не могут происходить сами по себе и бессмысленно. За каждым из них закреплены обязанности, содержащие глубокий смысл. В их исполнении они используются со стороны одного Мудрого Хозяина".
Таким образом, этот любознательный путник услышит в этом небесном пространстве величайшее и ясное свидетельство одной истины, состоящей из таких явлений, как подчинение облаков, регулирование ветрами, низведение дождей, управление небесными явлениями, и скажет: "Аманту биллях" ("Я уверовал в Господа"). На второй ступени Первой темы нижеследующее изречение выразит вышеупомянутые наблюдения этого путника, касающиеся небесной атмосферы: (*) ( * (Напоминание). Я хотел бы несколько пояснить тридцать три ступени единобожия, входящие в Первую тему. Однако по причине того, что нынешнее мое состояние и ситуация не позволяют мне это сделать, я был вынужден ограничиться лишь весьма сжатыми аргументами и переводом смысла. В связи с тем, что в тридцати, а может в ста брошюрах "Рисале-и Hyp" с аргументациями и в различных формах разъяснены эти тридцать три ступени (в каждой брошюре - некоторая их часть), подробное изложение предоставлено им.)
Затем, Земной шар, этому размышляющему страннику, вовлеченному в мысленное путешествие, говорит своим состоянием: "Что витаешь в воздухе, в пространстве, в небесах? Спустись, я дам познать тебе того, кого ты ищешь. Приглядись к исполняемым мною обязанностям и почитай мои страницы!" И он посмотрит, увидит: Земля, своим двойным вращением, словно вдохновленный мевлеви, прочерчивает вокруг места Великого Воскресения орбиту, являющуюся причиной появления дней, годов, сезонов. Земля является неким величественным и повинующимся божественным судном, которое, погрузив на себя сотни тысяч живых существ со всем их съестным и необходимым, в полной устойчивости и порядке плывет по космическому океану и странствует вокруг Солнца.
Затем он посмотрит на страницы книги Земли и увидит: каждая страница глав этой книги своими тысячами аятов (*) ( * Аят: арабск. 1) стих Корана; 2) знак, примета, знамение - прим. пер. ) знакомит нас с Господом Земли. За неимением времени для прочтения всех страниц этой книги, он присмотрится лишь к сотворению весной живых существ и управлению ими, являющихся одной из ее страниц, и увидит: формы бесчисленного множества индивидуумов сотен тысяч видов растении весьма аккуратно распускаются из некоего простого материала; и весьма милосердно ведется забота о них; и весьма чудесным образом, предоставив некоторой части их семян крылышки, дается возможность распространяться им воздушным путем; и они весьма внимательно и заботливо управляются; и весьма мягко и нежно вскармливаются и обеспечиваются необходимыми веществами; и в бесчисленном множестве, разнообразные, вкусные и аппетитные эти растительные продукты весьма милостиво и заботливо взращиваются из ничего, из простой земли, из подобных друг другу с небольшими отличиями и твердых как кости корней и семян, и из капель воды. На каждую весну, словно в вагон, с полной гармонией погрузившись из скрытых тайников сотни тысяч продуктов и необходимых материалов, направляются живым существам. И особенно, в направлении детенышам, среди этих пакетов с продуктами, молочных консервов, а также сладких молочных мешочков, расположенных на ласковых, нежных грудях матерей, видна такая доброта, милосердие и мудрость, что это очевидно подтвердит - это является весьма заботливым проявлением милости и милосердием одного Милостивого и Милосердного.
Итак, подобно тому, как эта страница весенней жизни, демонстрируя сотни тысяч образцов и примеров Дня Великого Воскресения, фактически и очень ясно комментирует этот аят:
"Посмотри же на следы милости Аллаха: как Он оживляет землю после ее смерти! Поистине, это - Оживитель мертвых, и Он над всякой вещью мощен!" (30:50), так и этот аят чудесно выражает смыслы этой страницы. И этот путник понял, что земля всеми своими страницами со всей своей величиной и мощью говорит: "Нет бога, кроме Него".
Итак, это является кратким свидетельством одного лишь аспекта из двадцати аспектов одной лишь страницы из более чем двадцати больших страниц книги земли. На третьей ступени Первой темы в качестве наблюдений этого путника других аспектов других страниц и чтобы выразить эти наблюдения, сказано так:
Затем с прочтением каждой страницы у этого размышляющего путника укреплялась его вера, являющаяся ключом к благополучию; и умножались его знания о Творце, являющиеся ключом к духовному росту; а истина веры в Господа, являющаяся основой и источником всех человеческих достоинств, возвысившись еще на одну ступень и доставляя ему этим много духовных наслаждении и удовольствии, вызвала у него еще больший интерес; отчего он, несмотря на то, что извлек прекрасные и убедительные уроки у небес, атмосферы и земли, интересуясь:
"А нет ли еще чего, что показало бы мне Господа?", вдруг услышит восторженные и вдохновенные голоса крупных рек и морей и их унылые и приятные звуки. Своим состоянием и своеобразным языком они скажут ему: "Посмотри на нас! Почитай и наши страницы!" И он, присмотревшись, увидит: моря, которые непрерывно оживленно волнуются и по своей природе готовы разлиться и наводнить сушу, несмотря на их весьма стремительное, за год, обращение вместе с Землей, опоясав ее, по некой двадцатипятитысячелетней (*) ( * Двадцатипятитысячелетняя: т.е. если по этой орбите пойдет человек, то он обратится вокруг нее лишь спустя 25000 лет - прим. пер. ) орбите, они не разливаются и не наводняют соседние участки суши. Стало быть, они удерживаются, странствуют и сохраняются по повелению и с помощью могущества некой, весьма грандиозной и величественной Силы.
Затем он посмотрит внутрь морей и увидит: помимо их прекрасных, великолепно украшенных и изящных драгоценностей, обеспечение пищей и управление тысячами видов живых существ, их появление на свет и гибель настолько организованны; пища их и продукты питания, выдаваемые из простого песка и соленой воды настолько совершенны, что все это очевидно докажет- это происходит под руководством одного Величественного Всемогущего и Прелестного Милосердного Господа.
Затем этот путешественник присмотрится к рекам и увидит: их польза и деятельность, пополнение и потребление их вод происходит настолько мудро и милосердно, что это очевидно будет доказывать, что все родники, ручьи и крупные реки текут из сокровищницы милости одного Милостивого и Благосклонного Всемогущего. И при этом их воды так чудесно пополняются и потребляются, что даже существует предание о том, что "четыре реки вытекают из рая". Т.е. это означает: из-за того, что это происходит свыше материальных причин, они текут из тайников своеобразного нематериального рая и лишь от изобилия некоего скрытого и неиссякаемого источника. Например, благословенный Нил, обративший пески Египта в некий рай, не иссякая, словно маленькое море, непрерывно вытекает с юга из одной горы, именуемой Лунной. Если шестимесячный израсходованный объем вод Нила накопится в виде горы и превратится в лед, то такая гора будет больше той, из которой вытекает эта река. Между тем, место и хранилище, отведенное водам Нила от этой горы, не будет занимать и шестой ее части. Поступление же воды в него, конечно же, не может сохранить этого обилия, которым он обладает, т.к. дождь в этой жаркой зоне идет очень редко и из-за быстрого впитывания жаждущей землей в хранилище вод его поступает немного. Поэтому предание, в котором говорится, что этот благословенный Нил, сверх земных правил, вытекает из некоего скрытого рая, поясняет очень выразительную и красивую истину.
Таким образом, он увидел одну из тысячи великих истин и свидетельств морей и рек (о существовании Творца). И все они, воедино, с некой мощью с величину морей, свидетельствуют: "Нет бога, кроме Него"; и он понял, что в подтверждение этого свидетельства моря покажут столько свидетелей, сколько существует морских созданий. И желая изложить все свидетельства морей и рек, на четвертой ступени Первой темы было сказано:
Затем горы и равнины позовут этого путника, пребывающего в мысленном путешествии: "Изучи и наши страницы!" - скажут они. И он, посмотрев, увидит: огромные задачи и многообразные функции гор настолько мудры и значительны, что поражают умы. Например, выход гор из-под земли по повелению Господа, благодаря чему земля, успокаивая волнение, ярость и негодование, возникающие в ее недрах из-за происходящих в них процессов и переводя дыхание путем извержения вулканов, через их жерла, избавляясь от опасных колебании и губительных землетрясений, не нарушает в своей периодической деятельности покоя своих жителей. Стало быть, подобно тому, как для предохранения судов от сильной качки и для сохранения их устойчивости на них построены мачты, так и горы в этом смысле являются для судна Земли своеобразными мачтами, в которых скрыты сокровища, на что указывает Чудо-Изложение-Коран многими аятами, например, такими, как
"(сделали...) горы - опорами" (78:7), "...и устроили на ней прочно стоящие..." (50:7), "и горы - Он утвердил их" (79:32)
.
И еще, к примеру, в недрах гор так мудро и предусмотрительно, щедро и расчетливо накоплены, приготовлены и заложены необходимые для живых существ разного рода источники, воды, минералы, вещества и лекарства, что они очевидно свидетельствуют о том, что они являются сокровищницами, кладовыми и служащими одного Всемогущего, могущество которого беспредельно, и Мудрого, мудрость которого бесконечна. Так поймет наш путник и, сравнив множество других функций и предназначений гор и равнин с этими двумя примерами, он увидит, что горы и равнины своей мудростью сотворения, и в частности, с точки зрения предусмотрительного накопления, с мощью и непоколебимостью гор и с широтой и величием равнин свидетельствуют и подтверждают единство Творца: "Нет бога, кроме Него", и наш путник скажет: "Аманту биллах".
Для того, чтобы изложить эту мысль, на пятой ступени Первой темы было сказано:
Затем, в то время, как этот странник мысленно путешествовал по горам и равнинам, его мыслям открылся мир деревьев и растений. Они позвали его: "Войди, попутешествуй и в нашем мире, почитай и наши страницы". Он вошел и увидел:
Растительный мир образовал некое весьма грандиозное и великолепно украшенное собрание, которое непрерывно свидетельствует о единобожии, обращается к своему Создателю и благодарит Его. Он понял, как все виды деревьев и растений, вместе и сообща, своими своеобразными языками говорят: "Нет бога, кроме Него". Дело в том, что он увидел три значительных и многогранных факта, аргументирующих и свидетельствующих о том, что все плодоносные деревья и растения, языками своих изящных и стройных листьев и речью своих великолепных, украшенных цветов и словами аккуратных и красноречивых плодов, сообща свидетельствуют о своем Создателе, возвеличивая Его, и говорят: "Нет бога, кроме Него".
Первый факт. Подобно тому, как в каждом из них явно ощущается смысл и факт преднамеренного оказания милости и угощения и сознательной благосклонности, то в совокупности их это видно подобно свету солнца при его сиянии.
Второй. Не имеющий ни единой возможности, чтобы приписать случайности, смысл и факт намеренного и мудрого отбора и разделения, вольного и милостивого украшения и придания форм, очевидно наблюдается в этом бесчисленном множестве видов и особей и показывает, что они являются искусными созданиями и творчеством одного Мудрого Твор