Есть ли у Путина духовник?
Максим Шевченко

Начиная с середины августа по средствам массовой информации, которые почему-то принято называть "либеральными", прокатилась волна публикаций, посвященных теме "духовника президента". Все СМИ единогласно склонялись к версии, что таковым является наместник Сретенского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Большие статьи появились в трех крупных изданиях.

"Московский комсомолец" от 16.08.2000 - "Духовник его величества".
На первый взгляд, статья Алексея Рукавишникова, написанная под бдительным контролем Сергея Бычкова, следует традициям "МК". Но при внимательном прочтении не может не броситься в глаза, что обругивается в ней только митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, а архимандрит Тихон почтительно назван одним из "самых последовательных критиков табачного митрополита", благодаря которому "в последнее время акции владыки Гундяева среди госчиновников резко упали". Отмечена его давняя, с 1990 года, принципиальная антидемократическая (что для многих автоматически почему-то звучит как "русская православная") позиция.

Очень положительно говорится в статье о том, что "благодаря архимандриту получил "доступ к телу" (президента - М.Ш.) известный банкир Сергей Пугачев", при финансовой поддержке которого "существует телепередача "Русский дом" и одноименный журнал" и финансируется мощное издательство Сретенского монастыря. Не упоминается, правда, что "доступ" в Чистый переулок Пугачев получил без помощи отца Тихона. По нашим сведениям, не Сергей Пугачев зависит от отца Тихона, а прямо наоборот - председатель правления Межпромбанка является гарантом экономического и общецерковного влияния Сретенского монастыря и его настоятеля.

В статье приводятся странные, ничем не подтвержденные факты. Так, например, автор "МК" пишет, что, "если верить утверждениям архимандрита Тихона, Владимир Путин постоянно исповедуется у него. Именно он наставляет президента в духовной жизни". Мы мучительно пытались вспомнить, где именно отец Тихон утверждал подобное, и сделать этого не смогли.

Есть в тексте и "наезд" на президента Ельцина, который якобы "не подозревал" о существовании архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которого поздравил с 90-летием Путин. Это не так - первый президент России посещал Псково-Печерский монастырь и встречался с отцом Иоанном.

Главная мысль статьи Алексея Рукавишникова в ее финале: "появление у президента собственного духовника чревато неприятными последствиями для Патриарха Алексия II. Хоть Путин как человек "искренне верующий, православный" подчеркивает свое уважение и лояльность к Патриарху, его сердце, как утверждает отец Тихон, не с предстоятелем церкви. При "воцерковленном" президенте, опирающемся на авторитет старцев, роль Патриарха становится ритуальной. Президент неплохо разбирается в церковных делах. Главные действующие лица ельцинской эпохи уходят с политической сцены. Конечно, Патриарх спешит от них дистанцироваться, но Путин все помнит..."

Тяжело комментировать подобные рассуждения. Опровергать или поддерживать их должны в первую очередь те, кто является главными положительными героями статьи - архимандрит Тихон (Шевкунов) и президент России Владимир Путин.

"Московские новости" от 5-11.09.2000 - "Пастырь с Лубянки". Тон статьи не оставляет сомнений - ее автор, Юрий Васильев, отрицательно относится и к Шевкунову, и к Путину, и в целом к Московской Патриархии.

Самое важное в этой публикации то, что на реплику Васильева "многие говорят о вашей близости к верховной власти России..." архимандрит Тихон ответил коротко и ясно: "Чушь какая!" Юрий Васильев позволяет себе усомниться в искренности отца Тихона.

Это следует хотя бы из того, что крайне критически повествуя о деятельности Сретенского монастыря (фундаменталисты натравили черносотенцев на кочетковцев, сотрудничали с "Памятью", "оскорбили" Ельцина), автор "МН" то называет архимандрита Тихона "близким к Путину священником", то "теневым пастырем второго президента", то утверждает, что он "оказывает "духовное" влияние на Кремль".

Цель публикации непонятна. Если редакция хотела обратить внимание читателей на опасность влияния отца Тихона на президента, то добилась обратного эффекта - большинство православных только утвердилось в мысли, что за этим "что-то есть", а скромный наместник Сретенского монастыря - страшно влиятельный человек, которому "либералы" из "МН" готовы посвятить целую страницу. Все, что "Московские новости" инкриминируют Шевкунову, вызывает восторг у многих "патриотически" настроенных православных. В том числе и его теснейшие отношения с офицерами бывшего КГБ, которые архимандрит Тихон не только не скрывает, но о которых с гордостью сообщает всему миру.

Как известно, в современной национал-православной "тусовке" хорошим тоном считается утверждать, что сталинско-хрущевско-
брежневско-адроповско-горбачевский КГБ кишел патриотами, заботившимися о России и ее мирового масштаба военной мощи, Сталин был благодетелем Церкви и величайшим в истории России государственным строителем, действовавшим на благо русского народа, а понятия "права человека" и "свобода совести" несовместимы с русским пониманием православия.

"Профиль" № 35 от 18.09.2000 - "Архимандрит Тихон: "Русский патриотизм всегда носил оборонительный характер".
Наконец-то отец Тихон высказался по всем вопросам, связанным с его отношениями с Путиным!

Интервью, данное им Сергею Черепову, огромно - в нем намешано все: и размышления об истории России, и сравнение "свободы слова" с оборотом наркотиков, алкоголя и абортов (за ограничение, а почему-то не за запрещение которых выступает отец Тихон). Есть в нем и интересные рассказы о том, что за отцом Тихоном по Грозному (то ли масхадовскому, то ли занятому федералами) гонялись чеченские боевики (с целью похищения), а в конце 80-х его вербовали в КГБ (безуспешно). Но нас, при всем уважении к наместнику Сретенского монастыря, интересует прежде всего тема "духовника президента".

Корреспондент намекает на эти "тонкие обстоятельства" дважды. Первый раз косвенно: "Ваше преподобие, в последнее время много сказано о вашем влиянии на президента России Владимира Путина. При каких обстоятельствах вы познакомились?"

Второй раз прямо: "Духовник президента - это еще и хранитель многих государственных тайн..."

Ни первый, ни второй раз отец Тихон не одергивает его четким ответом: "Какая чушь! Нет, я не являюсь духовником президента России". Он предпочитает уклончиво рассуждать о том, что "в общественно-политических кругах создалось незыблемое убеждение: президентом России должен кто-то управлять. Так, к несчастью, и было последние пятнадцать лет (то есть с 1985 года, когда начались горбачевские реформы, давшие свободу Церкви, а независимой России еще не существовало! - М.Ш.). Группы влияния менялись, но определить их не составляло особого труда.

И сегодня происходит нечто другое. И те, кто на протяжении многих лет управлял президентом, и те, кто обслуживал их интересы (не забывая о своих), судорожно ищут и не могут найти источника влияния на Путина. Кто же управляет им? "Олигархи"? Нет. Семья? Нет. Военные, ФСБ? Нет. Запад, международные круги, СМИ? Обидно, но тоже нет! И наконец нашли! Оказывается - это отец Тихон, ваш покорный слуга. (Характерно, что венцом поисков после последовательного восхождения от "олигархов" к "международным кругам" и "СМИ" отец Тихон считает себя. - М.Ш.)

На самом же деле суть вопроса заключается в том, что Путин просто самостоятелен и это качество у него все более и более утверждается, радуя одних и приводя в панику других. Даст Господь, этот президент будет управляться лишь Богом, своей совестью, любовью к России и здравым разумом...
(И ни слова о Конституции или любом другом законе. Просто не президент, а самодержец-абсолютист. - М.Ш.)
... Я знаю его (Путина. - Прим. "НГР") как православного человека, который и не думает скрывать своих убеждений.
(Трудно поверить словам отца Тихона о том, что он знает Путина после интервью обозревателю CNN Ларри Кингу, в котором президент России в ответ на прямой вопрос Кинга не только не заявил о себе как о православном, но и, отметив, что "предпочитает не особенно распространяться на эту тему", высказал вполне либеральные, неправославные убеждения: "Я верю в человека. Я верю в его добрые помыслы. Я верю, что все мы пришли для того, чтобы творить добро. И если мы будем это делать все вместе, нас ждет успех. И в отношениях между государствами. А самое главное, чего мы добьемся таким образом, - мы добьемся комфорта". - М.Ш.)
...Что же касается духовных вопросов, которые могут встать перед каждым христианином, то, поверьте, у президента есть с кем их решить. Он близко и тепло знаком с Патриархом..."

Кому же нужна была эта волна публикаций, так почти синхронно прокатившаяся по бумажным СМИ (обращались в редакцию "НГ-Религий" за консультациями и журналисты ведущих телеканалов)?

Мы не дерзаем отвечать на этот вопрос. Совершенно очевидно, что противоречивые сведения на сей счет, поступающие отовсюду, вряд ли приносят пользу архимандриту Тихону. При многих ярких государях были "духовники" (Сильвестр при Иване Грозном, Никон при Алексее Михайловиче, Феофан Прокопович при Петре I). Судьбы их были незавидны (кроме Прокоповича, которого современники считали ответственным за петровские церковные реформы).

Вряд ли такой разумный человек, как отец Тихон, будет приближаться к вершинам власти на расстояние, неизбежное при ношении титула "личного собеседника главы государства". Слишком опасным (в прямом смысле этого слова) и влиятельным конкурентам он попадется при этом на глаза.

Если же он позволяет использовать себя в играх людей несравнимо более влиятельных, чем скромный наместник московского (пусть даже и находящегося рядом с ФСБ) монастыря, то хочется пожелать архимандриту Тихону (Шевкунову) счастливо избежать тех очевидных православному монаху соблазнов, принятие которых необратимо ставит его в положение "идущего по лезвию бритвы".

Copyright L 2002 Vesti.Ru.
Опубликовано в Vesti.Ru от 26.09.2000
Оригинал: http://vesti.ru/daynews/2000/09/26/60dukhovnik/
 

КОНСТИТУЦИЯ

    Сайт функционирует в соответствии с 28-й статьей конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
a-site@inbox.ru

ЧТО ТАКОЕ АТЕИЗМ?

Атеизм – это умение и желание относится к людям по-человечески – к очень разным: родным и близким, знакомым и незнакомым, великим и рядовым, верующим и неверующим… Но относится по-человечески не потому, что «так велел Бог», или «так Богу угодно», или так написано в Библии, в Коране или в Книге любого другого вероучения… А потому, что – это люди, которые окружают нас, живут рядом с нами, любят нас, не любят, равнодушны к нам, а иногда и ненавидят… Но – это люди… такие, какие они есть. И если человек умеет относиться к людям по-человечески без всякого Бога, то он и есть атеист.
Бога нет и никогда не было

ИМПЕРИЯ

Варварские законы Российской империи, насильственно поддерживавшие православие:
  • Статья 182 Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.
  • Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
  • Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
  • Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
  • Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
  • Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.