ТИХИЙ ПЕРЕВОРОТ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ

Евгений Соколов
sokoloff_e@yahoo.com

Монреаль, специально для Вести.Ru

Редакция публикует статью члена Русской Православной Церкви за рубежом, представляя одну из точек зрения на проблему. В ближайшее время мы представим и другую точку зрения. На праздник св. апостолов Петра и Павла в Нью-Йорке был торжественно отмечен полувековой юбилей архипастырского служения первоиерарха Русской Православной Церкви за границей (РЦПЗ) митрополита Виталия. Вскоре после этого было объявлено о его уходе на покой и о созыве нового Собора РПЦЗ.

Несмотря на то что на трех синодальных актах, связанных с этим событием, стоит собственноручная подпись митрополита, мало кто сомневается в том, что его отставка была вынужденной. Она вызвана кризисом в РЦПЗ, разразившимся после Собора РПЦЗ, который состоялся в Нью-Йорке в октябре прошлого года. На зарубежном Соборе была дана оценка прошедшему незадолго перед тем Архиерейскому собору Московской Патриархии (МП).

В своем послании Архиерейский собор РПЦЗ хотя и отметил, что МП все еще участвует в экуменизме, но все же увидел в России начало настоящего духовного пробуждения, о котором свидетельствует прославление Царственных мучеников. В частности, Собор определил, что принятая Архиерейским собором МП новая социальная концепция "по существу перечеркивает "Декларацию" митрополита Сергия 1927 года признанием главенства Божиих заповедей над теми требованиями мирских властей, которые привели бы к нарушению религиозных и нравственных основ".

Кроме того, Зарубежный Собор направил письмо Сербскому патриарху Павлу с просьбой содействовать духовному соединению между двумя расторгнутыми частями Русской Церкви, а также решил создать постоянно действующую комиссию при зарубежном Синоде по проблемам взаимоотношений с Московской Патриархией.

Поскольку для отказа от сергианства (духовного подчинения нецерковным властям) требуется покаяние, а не социальная доктрина, а сербский патриарх Павел в той или иной степени участвует в экуменизме, сторонники чистоты православия увидали в соборном послании отход от основ Зарубежной церкви.

В Синод посыпались письма с протестами. Некоторые архиереи сняли свои подписи с письма Сербскому партриарху, а епископ Каннский Варнава с группой клириков прекратил поминать правящего архиерея Амвросия Женевского и заявил о своем подчинении непосредственно митрополиту Виталию.

Синод под руководством архиепископа Сиракузского и Троицкого Лавра запретил в служении епископа Варнаву и мятежных клириков. Митрополит Виталий, однако, своей личной резолюцией отменил это решение, а еще раньше в своем окружном послании практически дезавуировал решения октябрьского Собора.

Это, по-видимому, и побудило архиереев, которые скрыли окружное послание от своей паствы, отправить митрополита Виталия на покой, а вместо него назначить временным управляющим архиепископа Лавра. Отныне ни один синодальный документ без подписи архиепископа Лавра не действителен.

Таким образом, в РЦПЗ произошел тихий переворот. Мало кто сомневается в том, что в свои годы (митрополиту Виталию, эвакуировавшемуся из Крыма с армией генерала Врангеля, уже исполнился 91 год) первоиерарх в силу своей немощи не может полноценно управлять церковью. Однако его отстранение было совершено крайне некрасиво. Архиереи давно знали, что РПЦЗ в последние годы напоминала собой корабль без руля и ветрил, и только лишь на последнем Соборе официально передали практическое руководство РПЦЗ архиепископу Лавру.

Но это - далеко не главная проблема РПЦЗ. После крушения коммунизма Зарубежная церковь, не использовав возможность вернуться в Россию духовно и физически, так и не сумела открыться России, хотя в русской церковной среде противников сергианства и экуменизма предостаточно. Наезжающие в Россию представители РПЦЗ вряд ли воспринимаются верующими иначе, чем временные гости. Противоречивые решения, принимавшиеся Синодом в отношении России, также не способствовали укреплению ее авторитета на родине.

Надо заметить, что, вопреки обвинениям со стороны МП, Зарубежная церковь не открыла в России ни одного прихода. Она лишь принимала те, которые захотели к ней перейти, или возникали самостоятельно. Вскоре МП, быстро установившая добрые отношения с новыми российскими властями, сумела с помощью ОМОНА отвоевать большинство из таких приходов. Затем Патриархия принялась и за зарубежную собственность РПЦЗ, порой не гнушаясь для ее захвата грязными методами, вроде помощи мусульманской палестинской полиции, как это произошло в Хевроне и в Иерихоне.

В рамках этого комментария невозможно представить подробную картину нестроений внутри РПЦЗ и ее отношений с МП. Особо интересующимся можно порекомендовать статью Михаила Назарова, опубликованную на страницах Вестника Германской Епархии РПЦЗ.

Сейчас в Зарубежной церкви кипят страсти. На самом деле как противники, так и сторонники сближения РПЦЗ с МП могут уберечь себя от излишних волнений: никакого слияния двух частей Русской церкви в ближайшее время не будет. Пока ничто не говорит о том, что большинство архиереев РПЦЗ готовы отказаться от неприятия сергианства и экуменизма. Эту свою позицию они подтвердили в последнем послании Архиерейского Синода.

Но все же участникам следующего Собора РПЦЗ, который пройдет в Нью-Йорке в октябре этого года, предстоит не только избрать нового главу Зарубежной церкви, но также и определить ее будущее. А оно может быть связано только с Россией. Лучшим вариантом было бы проведение Всезарубежного Собора РПЦЗ с участием белого духовенства и мирян. Беда в том, что в епископате преобладает мнение, будто мирян, способных участвовать в подобном Соборе, в настоящее время больше нет. И это большая беда не только архиереев русской Зарубежной, но и других православных церквей.