История сочинения двух стихотворений на духовную тему 

История сочинения двух стихотворений на духовную тему

Васильев П.В. 2002г.

Хочу предложить вашему вниманию два диаметрально противоположных по лирическому настрою стихотворения на религиозную тему с краткой историей их создания.




>

1.Был период в моей жизни, когда я, будучи молодым физиком-аспирантом, снимал в Москве комнату на улице Мытная и вынужден был проводить иногда вечера в беседах за чашкой чая с набожной, среднего возраста, хозяйкой квартиры Натальей. К ней частенько захаживал некий Владимир, лет так 30-ти отроду, помню с буквально иконописными чертами лица, поющий песнопения в каком-то церковном хоре. Он был весьма начитан и напичкан новейшими наукообразными сведениями о мироздании, которые неизменно трактовались им в пользу свидетельства существования Бога. Это, в частности, касалось появившихся тогда оценок величины гравитационной константы для обоснования замкнутости Вселенной,  сотворения якобы Всевышним Большого Взрыва и, незадолго до этого появившихся в печати, сообщений о наличии дьявольских черных дыр в космическом пространстве.

Надо сказать, что ни мои родители, ни бабушки, ни дедушки, да и вообще кто-либо из ближайшей родни в Ташкенте, где я родился и закончил школу, не верили ни в бога, ни в черта и в церковь не ходили. Поэтому я, как последовательный атеист и честный комсомолец, горячо пытался переубедить хозяйку Наталью и ее приятеля Вову в нелепости их веры в Бога. Тогда-то я впервые и столкнулся с непоколебимым упрямством верующих и полным отсутствием желания или неумением взглянуть на всю совокупность добытых наукой фактов под непредвзятым углом зрения. Да им это и не надо было. Наспорившись в пустую, я брал гитару и мы вместе пели задушевные русские и бардовские песни.

В один из таких вечеров я и решил преподнести сюрприз и спеть им песню собственного сочинения, выразив в стихотворной форме их собственные мысли и чаяния. На написание стихотворения и сочинение музыки к нему у меня ушло не более трех часов, но, конечно, следует сюда приплюсовать также время, проведенное в предшествовавших многочасовых, чуть ли не каждодневных, беседах за круглым столом в течении нескольких недель или месяцев. Получилось что-то вроде песни-молитвы. Вот ее текст:

* * *



>            I.     
>Услышь меня, Господи, и явись
На миг предо мною сойдя с икон.
Хоть грешен я, каюсь, но ты не гневись –
Тобою я благословлен.



>          II.     
>Я верую истинно, не тая,
В деяньях моих лишь твоя печать,
И всемогущая воля твоя
Сей мир продолжает вращать.

Припев.:

Свет лучезарных очей,
Не меркни в тумане ночей

Своим вдохновеньем овей,
Образом душу согрей




>



>        III.     
>Пусть бремя нелегких, мирских забот
Грозит раздавить всех нас под собой
И дьявол пытается сбросить за борт,
И зло накрывает волной.



>       IV.     
>Но звезды, сияя, летят с небес,
Рождаются горы больших надежд
И вслед за Христом мы несем тяжкий крест,
Прощая иуд и невежд.

Припев.



>         V.     
>Знамения  вспыхнут, мелькнут года,
Продлится на небе наш путь земной -
Там раны залечит святая вода,
Там вечный нам будет покой!



>       VI.     
>Пока ж мы по жизни идем вперед,
Пока звуки тризны не явь, а сон,
В сердцах наших, грея и плавя в них лед,
Звучит колокольный звон.

Припев.

17 мая 1977, П.Васильев




>

Я спел эту песню внимательным верующим слушателям и она им даже очень понравилась. Однако когда я сообщил им имя автора, то они в один голос заявили, что этого не может быть, ибо я атеист. Но в дальнейшем, убедившись в моей искренности, они нашли свое объяснение этому феномену, уверовав, что в часы сочинительства на меня снизошло некое божественное вдохновение. Все мои попытки доказать непричастность бога к сочинению этой песни-молитвы так ни к чему и не привели.




>

2. Прошло четверть века. Мы освободились от оков коммунизма. Казалось бы да здравствует свобода! Однако сразу же громадная часть наших граждан угодила в ловко расставленные сети православной церкви, различных религиозных организаций и оккультных сообществ. И несмотря на поразительно быстрое созревание  все новых и новых плодов научно-технического прогресса - машин, материалов, лекарств,  устройств связи, роботов, компьютеров и т.д., смазанный большими финансами религиозные аппарат сумел приспособиться к новым условиям и практически органично втерся в государственные структуры. Президент и правительство посещают все важнейшие православные службы. А вчера, 4 сентября 2002, по телевизору показывали как патриарх Алексий благословлял поднятие двух колоколов на звонницу одной из новых церквей. Там собралась многотысячная толпа, в которой была в основном молодежь. Все приветствовали патриарха и крестились вместе с ним, молясь о том, чтобы церковь и отлитые колокола "справно несли службу во благо православных христиан и во веки веков". А я наблюдал за отрешенными красивыми молодыми людьми, стоящими перед телевизионными камерами, слушал фальшивые речи церковников у микрофонов и чувствовал лишь горечь и досаду за происходящее. Я остро почувствовал также свою причастность и вину в том, что не приложил ни капли усилий за все последние годы для предупреждения погружения страны в пучину средневекового религиозного мракобесия. Но я все же оптимист и, думаю, что еще не все потеряно.

Я включил компьютер, открыл Word файл, и начал работать над вторым стихотворением на духовную тему. Вот его текст:




>

* * *

I.

Заглянем в глубь веков, историю осмыслим,

Борьбы добра и зла исследуем следы,

Философов прочтем тома трудов и письма,

Вникая в суть идей, вкушая их плоды.

II.

Раскроем окна в мир с утра от солнца бренный,

Где алая заря рожает новый день -

Науки мудрый свет струится во вселенной,

Религия лишь тень наводит на плетень.

III.

В прогресса чудесах сверкает ум алмазом,

Железный интеллект вгрызается в гранит:

Я верю в звездный путь, в разбуженный сверхразум

И в радостный огонь , что жизнь в себе хранит.

IV.

Долой глухих богов, каноны ветхих истин,

И дьявола – к чертям, пускай кипят в котле.

Разумный человек - не червь в капустных листьях -

Зачем же в храм ползти молиться по земле?

V.

И если я умру, неровен час наверно,

Не думайте, друзья, мол, бог, де, покарал.

Я жил порой в аду, но счастлив был безмерно,

Когда в земном раю я яблоки срывал!




>




>

После написания последник строк я позвонил своему старому знакомому диакону, Володе, и прочитал ему эти строки. Но он сразу же стал кашлять в трубке (видимо попутно и крестился), а потом сказал мне, что в меня, дескать, бесы вселились и продиктовали эту непристойность.

Вот такая получается у атеиста душа – то Бог ей владеет, то Дьявол. А я вам скажу свое особое мнение. В обоих случаях я был трезв как стеклышко и в душу ко мне никто из вышеупомянутых сверхъестественных особей с лапами не лез. Это я сам все придумал, самостоятельно! И вы, мой друг, если атеист конечно, тоже можете попробовать – и у вас получится. А религиозники опять в который раз жестоко оплошали, ошиблись стало быть.




>

П.В.Васильев 5 сентября 2002,

 

КОНСТИТУЦИЯ

    Сайт функционирует в соответствии с 28-й статьей конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
a-site@inbox.ru

ЧТО ТАКОЕ АТЕИЗМ?

Атеизм – это умение и желание относится к людям по-человечески – к очень разным: родным и близким, знакомым и незнакомым, великим и рядовым, верующим и неверующим… Но относится по-человечески не потому, что «так велел Бог», или «так Богу угодно», или так написано в Библии, в Коране или в Книге любого другого вероучения… А потому, что – это люди, которые окружают нас, живут рядом с нами, любят нас, не любят, равнодушны к нам, а иногда и ненавидят… Но – это люди… такие, какие они есть. И если человек умеет относиться к людям по-человечески без всякого Бога, то он и есть атеист.
Бога нет и никогда не было

ИМПЕРИЯ

Варварские законы Российской империи, насильственно поддерживавшие православие:
  • Статья 182 Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.
  • Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
  • Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
  • Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
  • Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
  • Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.