Старообрядчество породило нравственных олигархов
Последние социологические опросы демонстрируют одну устойчивую тенденцию: мы, россияне, становимся все более нетерпимыми к представителям других национальностей и религий. Почти каждый день приносит нам известия о каких-либо конфликтных ситуациях на национальной или религиозной почве. Веротерпимость всегда была сложным вопросом на российской земле.
Между тем, именно в 2005 г. Россия с полным правом в первый раз и по-настоящему празднует юбилей религиозной толерантности: 30-го (17-го по старому стилю) апреля 1905 г. был обнародован Именной Высочайший указ Императора Николая II "Об укреплениях начал веротерпимости". Документ установил много новых положений в отношении прав граждан на свободу совести, или как тогда говорили, вероисповедания.
Еще сто лет назад государство карало за выход из православия с помощью вполне материальных санкций - двойного налогообложения или поражения в правах. Указ отменил эти нормы и позволил людям свободно выбирать себе веру. Ст. 3 Указа разрешила легализоваться всем неправославным, которые, опасаясь гонений, формально были записаны в православие.
Впервые смогли вздохнуть свободно российские протестанты, особенно баптисты. Исключение составили лишь немецкие лютеране, чья Церковь в имперской России имела почти официальный статус наряду с Православной, а российские императоры формально даже являлись главами этой конфессии у себя в стране, и носили титул епископов, о чем сейчас мало кто знает. В отношении мусульман Указ установил, что существовавшие законоположения (в основном они были запретительного характера) могут быть пересмотрены. Буддистов перестали уничижительно именовать "язычниками", и даже русские сектанты - духоборы и молокане - получили возможность для дальнейшей легализации. Важно отметить, что Указ давал начала свободы совести для сложившихся религиозных течений, доказавших свою жизнеспособность и отсутствие "изуверских учений".
Больше всех от введения в действие указа выиграли, без сомнения, российские старообрядцы, которым была посвящена добрая половина Указа. Собственно, с того дня слово "старообрядец" официально заменило собой обличительное "раскольник" в наименовании всех, кто принадлежал к Старой вере. Статистика в Российской Империи в течение всего XIX в. фиксировала крайне незначительное число старообрядцев, но в реальности дела обстояли совсем иначе.
Староверы жили практически во всех губерниях России, но большинство из них были формально приписаны к православию. Так делалось во избежание возможных гонений со стороны властей. По экспертным оценкам историка профессора Н. М. Никольского в его фундаментальном труде "История Русской церкви", к старообрядческим религиозным течениям принадлежала одна треть населения России. Мало того, к 1905 г. староверы подошли неофициальными хозяевами Земли русской.
Так, 80% промышленности и банковского сектора России было создано и контролировалось старообрядческими купеческими семействами (Морозовы, Рябушинские, Кузнецовы, Хлудовы и прочие). Хлебную торговлю во всемирном масштабе вели старообрядцы Мальцевы из Самарской губернии из города Балаково. Даже шутка такая ходила, что цены на хлеб на Лондонской бирже сперва устанавливаются не где-нибудь, а в Балакове. Впрочем, чтобы перечислить все деловые проекты последователей Старой веры, не хватит никакой статьи. Если свести все факты к единому знаменателю и перевести на современные понятия, то купцы-старообрядцы тогда - это олигархи сегодня, только с более высоким уровнем нравственности. Вспомните-ка первых российских меценатов - это все те же вышеупомянутые фамилии.
Основательность старообрядцев позволила накопить капиталы, а природная смекалка - вложить их в выгодное производство. Что интересно, друг другу старообрядцы даже в коммерческих делах верили на слово. Власти в свою очередь умели использовать старообрядческие деньги. К каждой коронации и на каждое рождение наследника богатые старообрядческие общины делали обширные подарки. Во время войн на жертвованные деньги старообрядцев обычно строились госпитали, железные дороги, коммуникации. Из старообрядцев также укомплектовывались целые полки.
Общепризнанной заслугой староверов было сохранение в наибольшем объеме того, что мы называем народной русской культурой. Это признавал еще академик Лихачев. Различные ремесла, народный костюм, иконопись, медное литье, традиции книжности - вот неполный список атрибутов культуры, сохраненных в старообрядческой среде.
Обнародование Указа привело к распечатыванию алтарей старообрядческих церквей, которые были запечатаны во время последнего гонения при Александре II (кто не помнит, он вошел в историю как Освободитель). К 1905 г. в Москве, например, насчитывалось только два старообрядческих храма. После 1905 г. строится еще около двадцати во всех частях города, а официальная статистика с удивлением констатирует, что каждый третий в Москве - старообрядец. Старообрядческими были ближние подмосковные села - Нагатино, Нагорное, Сабурово, Домодедово и даже Коломенское.
К сожалению, старообрядческая элита начала добиваться власти политической, в том числе через финансирование левых организаций. Эти силы впоследствии и погубили своих благодетелей, вытеснив или репрессировав. Короткие двенадцать лет, с 1905 по 1917 гг. хотя бы декларативной веротерпимости в России закончились революцией, от которой одинаково пострадали все русские конфессии.
http://www.utro.ru/articles/2005/05/16/438049.shtml