Несколько слов об Обществе Сознания Кришны
Иван Тимофеев
Морозным декабрьским утром, возле входа в метро,
ко мне подошел молодой человек в светлой куртке,
светлой вязаной шапке и со стопкой брошюрок в
руках. Он протянул мне брошюрку, а когда я взял ее,
он попросил пожертвовать немного денег. По сути,
оплатить стоимость "подарка". Я высыпал ему
в руку всю кучу мелочи, накопившуюся в кармане
(мне пофиг, сколько там было, просто карман
казался слишком переполненным). В первое
мгновение мне показалось, что "даритель"
недоволен полученной платой, но затем он, видимо,
заметил, что там были не только копейки, но и
рубли, и пятирублевики, и недовольство сменилось
выражением полной удовлетворенности. Еще он мне
пытался что-то втирать про смысл жизни, но мое
безразличное лицо явно не располагало к
философским беседам, и я спокойно зашел в метро.
В тот день брошюрка оказалась прочитана на 2/3 и
густо исписана разными пометками, стрелками,
подчеркиваниями и проч. Не было, правда, ни одного
восклицательного знака (интересная чужая мысль)
и ни одной пометки "моё" (мысль, которая была
у меня до прочтения данной книги). Часто
встречалась пометка "гы". Тем не менее, я
готов проанализировать брошюрку вполне
серьезно.
Называлось сие творение "Совершенные вопросы.
Совершенные ответы". И содержало оно
стенограммы бесед американца Боба Коэна с
основателем Общества Сознания Кришны "его
божественной милостью" А.Ч. Бхактиведантой
Свами Прабхупадой. Разумеется, и американец был
далеко не атеистом, и беседы наверняка были
отредактированы с тем, чтобы из всех вопросов
оставить только "совершенные". Но все равно
меня привлекло то, что это было не обезличенное
изложение каких-либо религиозных догматов, а
живые беседы. Беседы, в которых порой всплывали
на поверхность весьма интересные моменты.
Прежде всего о личности Прабхупады. У меня
сложилось впечатление, что это был человек много
думающий, постоянно сомневающийся. И, вероятно
даже, ни во что не верящий. Но способный дать
другим смысл жизни, заразить их какой-то верой. По
сути, это "белая ворона". Такой человек резко
отличается от других, и эту непохожесть другие
способны трактовать двумя способами. Вариант
первый: этот человек социально активен, он учит
других, как надо жить. И обычные люди
задумываются: а по какому праву, собственно, не
похожий на нас человек учит нас? Вероятно, потому
что он божественен, совершенен. И надо стремиться
к этому (недостижимому) совершенству. А второй
вариант такой: этот человек социально не активен,
и при этом не похож на других - и другие начинают
считать его чужаком, низводят до уровня
ничтожества. То есть "белые вороны" способны
занимать в обществе лишь две позиции: либо
ничтожества, либо божества.
Как функционирует организация (не важно,
религиозная или политическая), где имеется
подобный вождь? Прежде всего: члены такой
организации мыслят исключительно категориями
своей (созданной вождем) субъективной
реальности, в которой все упорядочено, все
объяснено, все разложено по полочкам и выстроено
в какую-то иерархию. Но действовать-то им
приходится в объективной реальности, явления
которой очень часто не вписываются в их
представления, входят в противоречие со всеми
этими иерархиями и объяснениями. И вождь служит
для них связующим звеном, мостом между двумя
реальностями - объективной и субъективной. Он
устраняет противоречия, дает объяснения явлений,
не вписывающихся в представления членов
организации. Он перекодирует информацию,
получаемую из внешнего мира, на язык своих
последователей.
Объяснения, даваемые вождем явлениям из
объективной действительности, могут быть
противоречивы. К примеру, в одном месте
Прабхупада клеймит существующую систему
образования и говорит о том, что на уроках
естествознания надо говорить не о порядке
проведения химических реакций, а исключительно о
Кришне. Однако в другом месте он ссылается на
научные данные в качестве аргумента ("Наши
тела меняются каждое мгновение - это
установленный медициной факт"). Еще в одном
месте он говорит, что мы живем в материальном
мире и не можем пренебрегать его законами; а тот,
кто пренебрегает ими - глупец. Налицо явное
противоречие: если на уроках естествознания
говорить только о Кришне, только о духовной жизни
(и этого, по словам Прабхупады, достаточно для
познания мира), то откуда же люди узнают о законах
материального мира, которыми, по его же словам,
глупо пренебрегать? Объясняется это
противоречие очень просто: цель вождя - дать в
каждом конкретном случае объяснение,
удовлетворяющее слушателя, устраняющее не
нужную организации мыслительную активность,
устраняющее в его мозгу какое-то противоречие
между субъективной и объективной реальностями. В
одном случае для этой цели годится одно
объяснение, а в другом - другое, м.б. прямо
противоположное первому.
Из чего состоит субъективная реальность,
создаваемая вождем для своих последователей?
Прежде всего, это система кодировки информации.
Некий священный язык, или просто необычные
дополнения к существующему языку + специальные
термины, используемые исключительно членами
этой организации. В кришнаизме присутствуют все
три элемента. Священным языком является
санскрит. Необычные дополнения - это добавление
различных фонетических значков к русским и
латинским буквам, якобы с целью наиболее точной
передачи звучания слов на санскрите. Например
"Кришна" пишется как "Кршна" с
добавлением точек под буквами "р" и "н".
Ну а уж специальных терминов там предостаточно -
прасад, майа, санньяса, и проч. В итоге
формируется некий новояз, предназначенный как
для различения своих и чужих, так и для
направления мыслей верующих в нужное
организации русло.
Второй элемент субъективной реальности,
создаваемой вождем в умах членов организации -
это картина мира. Четко упорядоченная картина.
Прабхупада несколько раз повторяет, что она
основана не на догмах, а на знаниях и фактах.
Впрочем, основанием для отнесения той или иной
информации к "знаниям" является ее
соответствие "Бхагават-Гите". То есть это
все-таки догмы. Но Прабхупада бравирует термином
"знание" ради придания своим словам веса -
как, впрочем, и представители других религий.
Итак, что входит в эту картину мира? Из всего
индуистского пантеона оставлен, по сути, только
Кришна. Другие боги если и упоминаются, то
вскользь. Именно Кришна обозначается словом
"Бог". Явно видны попытки превратить
политеистическую религию в монотеистическую.
Кришна объявляется владельцем всего сущего,
источником всего, и даже утверждается, что все
сущее - неотъемлемая часть Кришны. Правда, в
другом месте говорится, что люди ушли от Кришны и
должны, умерев праведными, избавиться от цепочки
перерождений и вернуться к нему. Еще в одном
месте допускается, что люди обладают некоторой
свободой воли. Налицо противоречие: как можно
быть вне Кришны, обладая свободой воли, и
одновременно являться его составной частью? :)
Далее, четко прослеживается принцип "Quod licet iovi
non licet bovi". В мошенничестве нет ничего хорошего,
но если мошенничает Кришна - то это прекрасно. Для
человека творить зло недопустимо, но Кришна -
источник всего, в т.ч. и зла. В христианской
терминологии - это бог и дьявол в одном лице. "Ишвара
- наделенный властью - может делать все, что
угодно, но мы не должны ему подражать. Мы должны
следовать его наставлениям". Разумеется,
этот принцип распространяется и на социальное
устройство: низший не может даже обсуждать
действия высшего - он обязан исполнять его
приказы, какими бы они ни были.
Также в картину мира входит представление о
реинкарнациях - перерождении в новом теле. От
нынешней жизни человека зависит, какое тело он
получит в следующий раз. Число перерождений
бесконечно, и прервать эту цепь возможно лишь
прожив однажды очень праведную жизнь - то есть, по
сути, став фанатиком Общества Сознания Кришны.
Ну и наконец третьим элементом субъективной
реальности является четкая иерархия всех людей.
Ну, впрочем, не совсем четкая - противоречия в
словах Прабхупады иногда обнаруживаются. Тем не
менее, иерархия присутствует. На вершине
иерархии - вождь (духовный учитель, гуру). Он
считается представителем бога, Вождю надо
всячески угождать: "Если вы доставляете
удовольствие представителю Бога, то тем самым
доставляете удовольствие Богу". А чтобы
доставить удовольствие вождю, надо выполнять все
его указания, какими бы они ни были. Вождь
совершенен: Прабхупада высказывает такую мысль,
что учить других имеет право лишь тот, кто сам
достиг совершенства. Поскольку он - верховный
учитель, то он и самый совершенный из всех. Вождь
безгрешен: болезни и страдания обычных людей
объясняются их собственными грехами, а вождь
страдает исключительно из-за греховных
поступков его учеников.
Вторая ступень иерархии - члены Общества
Сознания Кришны, достигшие "санньясы", т.е.
отречения от мирской жизни. Третья, четвертая и
пятая ступени - это члены ОСК более низких
"ступеней духовной жизни". Различия между
этими ступенями не столь важны. Важно то, что
человечество в представлении кришнаитов делится
на две части: члены ОСК ("преданные") и прочие
люди. Члены ОСК:
(а) вплотную приближаются к совершенству уже в
силу самого факта вступления в эту организацию. "Нужно
стремиться стать преданным, а не хорошим поваром.
Преданный же станет и искусным поваром, это
произойдет само собой". Иногда Прабхупада
даже называет членов своей организации
совершенными людьми (а сам в таком случае
оказывается "самым совершенным");
(б) только они способны достичь такого уровня
праведности, при котором наступит
"освобождение", т.е. после смерти они не
родятся заново в каком-то новом теле, а
воссоединятся с богом. "Когда человек
полностью предается Кришне, он больше не
возвращается в материальный мир. Однако если у
преданного есть какие-нибудь недостатки, вполне
вероятно, что он опять вернется сюда. Но даже
несмотря на эти недостатки, он родится в хорошей
семье";
(в) только они имеют право кого-либо чему-либо
учить;
(г) "нельзя чувствовать себя счастливым, не
находясь в сознании Кришны".
По поводу всех остальных людей Прабхупада
высказал две противоречащих друг другу версии. В
одном месте он говорит: "Фактически, тот, кем
руководит Иисус Христос, безусловно, достигает
освобождения". Но зато во многих других
местах он утверждает совсем иное:
1)
Боб: "А что можно сказать о тех, кто не знает о
существовании Бога, но..."
Шрила Прабхупада: "Это животные. Животные не
знают, что такое благо. Человек, который не знает
Бога или не пытается постичь Его - просто
животное. Только у животного четыре ноги, а у
этого две".
2)
Боб: "А что можно сказать о человеке, который
пытается поступать правильно и добросовестно
выполняет свой долг? Например, честный слуга,
который верен своему господин, и который, зная,
что может обмануть его, оставшись безнаказанным,
все-таки остается честным..." <...>
Шрила Прабхупада: "Если человек не знает, что
такое честность, как он может быть честным?"
<...>
Боб: "Значит, невозможно быть честным, не
имея знаний о Боге?"
Шрила Прабхупада: "Да, потому что все
принадлежит Богу". <...>
Боб: "Сейчас я думаю о своих знакомых, не
преданных Кришне. <...> Они мало что знают о
Боге, но все же достаточно честны, чтобы ничего не
брать у других людей. Они стараются быть честными
по отношению ко всем. Будут ли они..."
Шрила Прабхупада: "Они не крадут у других, но
крадут у Бога".
Боб: "Значит, эти люди порядочны
наполовину?"
Шрила Прабхупада: "Совсем непорядочны".
3)
Никаких различий между людьми, не вступившими в
ОСК, Прабхупада не видит: "Мы считаем, что
любой человек, если он не имеет понятия о Кришне,
лишен каких-либо достоинств. Ни чести, ни знаний у
него нет, поэтому он - человек третьего сорта".
Еще в одном месте можно встретить такую его
реакцию по поводу "Недели протеста против
жестокого обращения с животными": "Они
объявляют войну жестокости и в то же время
содержат тысячи боен". Такое впечатление,
будто протестуют те же самые люди, которые
содержат бойни. :))) Всех людей "внешнего
мира" он сваливает в одну кучу и клеймит как
врагов.
Примечание: По сути, это можно расценить как
разжигание социальной и религиозной розни. Не
понимаю, почему деятельность Общества Сознания
Кришны до сих пор не запрещена в России.
Ну и напоследок пара приколов:
Шрила Прабхупада: "Кришна" означает
"всепривлекающий".
Боб: "А есть люди, которых Кришна не
привлекает?"
Шрила Прабхупада: "Нет, Он привлекает всех.
Кого не привлекает Кришна? Приведите пример:
"Вот человек или живое существо, которого
Кришна не привлекает". Попробуйте найти
такого".
Шрила Прабхупада: "Возьмем, например, солнце:
оно испаряет мочу. А вы можете проглотить мочу?
Если вы хотите подражать солнцу: "О, солнце
поглощает мочу, почему бы и мне не выпить ее?"
Можете ли вы это сделать?"
Иван Тимофеев
12 декабря 2004 г.