БУДУТ ЛИ РОССИЯНЕ ПЛАТИТЬ ЦЕРКОВНЫЙ НАЛОГ?
Предложение митрополита Кирилла о его введении поддержали не только православные
Михаил Тульский

Источник: Религии интернет

Церкви не хватает добровольных пожертвований верующих.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил 21 марта в интервью "Интерфаксу", что выступает за то, чтобы часть подоходного налога каждого россиянина перечислялась религиозным организациям. По мнению митрополита, "каждый конкретный налогоплательщик будет делать заявку в налоговый орган, в адрес какой религиозной организации он бы хотел, чтобы отчислялась часть налога". Он также отметил, что социальные программы Церкви в некоторых европейских странах, таких, как Италия (89% итальянцев платят церковный налог), Германия, Польша, возможны именно благодаря таким отчислениям. "Общество многого ждет от религиозных организаций, но оно должно дать согласие на финансирование социальной деятельности, - считает митрополит. - Если же человек не желает направлять средства в бюджет религиозных организаций, то эта часть подоходного налога уйдет государству".

Инициатива была озвучена на встрече полпредом президента Георгием Полтавченко, который ничего митрополиту не обещал, но предложил совместно зарабатывать на спорном имуществе (пока не переданных Церкви храмах).

На следующий день в интервью радио "Эхо Москвы" митрополит Кирилл добавил, что способ финансирования является вопросом для дискуссии, "общество само должно выбрать то, что считает приемлемым", однако "важно, чтобы какая-то форма финансирования избрана была, иначе Церковь не справится с теми задачами, которые перед ней ставит общество".

В большинстве европейских стран (в Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Швеции, Дании, Норвегии и других) существует официальный церковный налог (из сборов которого государство платит зарплату священникам), при этом этот налог колеблется от 1% (Австрия) до 10% (Италия) доходов гражданина. В Англии, в Польше, в Ирландии государство обязано обеспечить господствующей Церкви режим наибольшего благоприятствования при реализации ею социальных проектов.

Предложение митрополита имеет свою предысторию: еще в декабре 2000 г. депутат Сергей Глазьев выступил с инициативой о предоставление Церкви государственных субсидий для реализации проектов в области церковной благотворительности, заявив, что Церкви нужно предоставить тот же статус, что и учреждениям здравоохранения и образования. В октябре 2000 г. председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин также на встрече с Георгием Полтавченко предложил ввести церковный налог.

Заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России шейх Фарид Асадуллин заявил в интервью "НГ-религиям", что бюджетные поступления могли бы пойти на содержание храмов, благоустройство территорий, находящихся в ведении религиозных организаций. Например, "в Бельгии при помощи такого налога мусульмане решают вопрос ремонта действующих мечетей". В начале апреля 2001 г. состоится Межрелигиозный совет, куда входят православные, мусульмане, буддисты и иудеи, и на нем будет обсуждаться проблема введения церковного налога. У мусульман есть в Госдуме депутаты (всего мусульманских депутатов, по словам Фарида Асадуллина, около 35), которые могут внести подобный закон.

В мусульманских странах существует установленный в соответствии с мусульманскими нормами закят - налог, равный 2,5% доходов мусульманина, который идет на нужды исламской религии. Этот налог собирает государство и предает его мечетям. По мнению Фарида Асадуллина, "все 20 млн. российских мусульман согласятся заплатить этот налог, если он будет введен" (по данным социологических опросов, мусульманами считают себя 8-9 млн. россиян, однако и налоги такого количества верующих очень сильно пополнили бы казну мусульманских организаций).

Несколько другую позицию по этому вопросу заняли представители иудаизма. Как заявил в интервью "НГ-религиям" пресс-секретарь главного раввина России Берл Лазара Борух Горин, "принципиально ответить да или нет мы пока не можем". По мнению Горина, деньги из госбюджета "не должны идти на строительство храмов, если и можно выделять из госбюджета средства, то только на просветительские и благотворительные нужды, например на факультативное преподавание религиозных дисциплин в учебных заведениях". В Израиле нет специального религиозного налога, но государство выделяет на нужды иудаизма значительные средства. Как считает Борух Горин, "российским иудеям ближе американская система, в которой средства, пожертвованные бизнесменом религиозным организациям, освобождаются от уплаты всех налогов", а выделение средств из бюджета сделает религиозные организации зависимыми от властей. Такая позиция ФЕОР, сторонниками которой являются "алмазный король" Лев Леваев и "алюминиевый король" Роман Абрамович, вполне закономерна, но многие православные считают, что "американская система" может стать удачным способом для ухода от налогов, поэтому митрополит Кирилл считает, что "распределять эти средства должно государство, так как оно будет владеть всей информацией, а налогоплательщик сможет все проверить".

В то же время министр по налогам и сборам Геннадий Букаев 22 марта выступил против инициативы РПЦ, напомнив, что в России Церковь отделена от государства, и налоги собираются для содержания всех граждан. Геннадий Букаев подчеркнул, что верующие и так своими пожертвованиями содержат Церковь.