Сурдин Владимир Георгиевич, астроном, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга (ГАИШ МГУ)
Православное естествознание
Среди множества альтернативных учебников по школьному курсу естествознания в последние годы стали появляться и совершенно новые, написанные священниками православной церкви либо верующими авторами без духовного сана, но с одной и той же декларированной ими целью — доказать, что неверующие ученые делают неверные выводы из научных фактов, и что эти факты в действительности подтверждают библейские мифы о сотворении мира и человека, о малом возрасте мира (около 7500 лет) и о существовании Бога. Сами авторы этих книг называют себя представителями креационной науки (от лат. creatio — создание, сотворение), а труды свои относят к научно-апологетическим. Напомню, что “апологетика” во втором своем значении — это “часть богословия, ставящая своей задачей защиту религии”. Правда, в русском языке более в ходу первое значение слова апологетика — предвзятая защита, восхваление чего-либо, вместо объективного разбора.
Напомню читателю, что дату 1 сентября 5508 г. до н.э. (по юлианскому календарю) принято считать за начало греко-католического (византийского) летосчисления. Это одна из мировых эр, которую христианская церковь называет “от сотворения Мира”. Таким образом, через несколько лет нас ожидает юбилей. Возможно, что отчасти с этим связана нынешняя активность апологетов и креационистов. Хотя есть и менее юбилейные причины: государственная поддержка православной церкви, безработица среди ученых, и другие.
Думаю, что книги креационистов нельзя оставить без внимания по нескольким причинам. Для нашей страны это новый аспект проблемы “наука и религия”. Впервые русскоязычный читатель нашего времени получает библейскую трактовку естественнонаучных фактов (или того, что выдается за факты). Ученым и квалифицированным педагогам желательно было бы понять, с чем мы имеем дело — с новым направлением научной критики или с простой демагогией. При этом, независимо от “диагноза” следует учитывать, что книги православных апологетов найдут почву в среде учащихся и части учителей (упрощенная трактовка любого сложного явления всегда находит приверженцев), а значит, от преподавателей потребуется более глубокое знание научных фактов, более творческое овладение методикой образования, в частности, отход от “зубрежки” и разворот к опытному обоснованию научных фактов, к разъяснению методики научного процесса. Безусловно, это будет полезно как самим педагогам, так и учащимся.
“Тепличные условия”, в которых развивалось преподавание естественных наук в советское время, будем надеяться, уже не вернутся. Теперь альтернативные взгляды будут присутствовать не только в идеологии, но и в физике, астрономии, биологии. Хотя по сути своей они, разумеется, обслуживают борьбу идеологий и в глубине своей имеют экономические причины, однако нынешнему “накату” православной церкви на науку апологеты пытаются придать форму научного диспута, и именно в таком виде он воспринимается определенной частью общества. Для педагога-естественника научный диспут — малознакомое занятие; видимо, оно потребует специальной подготовки. Именно поэтому я рекомендую поразмышлять над книгами апологетов Библии, над их доказательной базой и стилем общения с учеником: и в том и в другом есть немало занятного. В частности, я довольно подробно познакомился с несколькими книгами весьма плодовитого автора — Священника Тимофея, и хочу поделиться своим впечатлением о них.
Вот эти книги:
1. Священник Тимофей. ДВЕ КОСМОГОНИИ. Эволюционная теория в свете святоотеческого учения и аргументов креационной науки. М.: Паломник, 1999. 160 с.
2. Священник Тимофей. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. Учебник естествознания для младших классов православных гимназий и воскресных школ. М.: Паломникъ, 1999. 192 с.
3. Священник Тимофей. ПРАВОСЛАВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. Уроки креационной науки в старших классах средней школы. М.: Паломник, 1998. 208 с.
4. Священник Тимофей. НАУКА О СОТВОРЕНИИ МИРА. Православный взгляд. Пособие для для учащихся. Серия “Русский учитель”, вып. 1. М.: ТОО “Литератор”, 1996.
Книга ДВЕ КОСМОГОНИИ — богословский труд, в котором автор убеждает своих коллег не обходить вниманием проблемы естествознания, использовать эти проблемы для пропаганды христианства. Остальные три книги — учебники для школьников. Сам Священник Тимофей представлен читателю как “православный священник с инженерно-физическим образованием”; в этом не оставляет сомнения и язык его книг: такие понятия как “алгоритм”, “информация”, “энтропия”, “законы сохранения”, “волновая функция” и “код ДНК” не часто встретишь в богословской литературе.
ДВЕ КОСМОГОНИИ, как следует из названия, должны убедить читателя в том, что в вопросе о происхождении Вселенной и причине ес нынешнего состояния не может быть полутонов: либо Мир был сотворен Господом 7500 лет назад практически в его нынешнем виде (допускается лишь некоторый “тлен” со временем), и только это и есть истинно православная точка зрения; либо же Мир пришел к своему нынешнему состоянию в результате длительной эволюции под действием естественных законов, и эта точка зрения не соответствует Писанию, какие бы благие слова при этом не произносились (к примеру: “Бог создал Мир и предоставил ему далее развиваться по законам, Им же созданным”, и т.п.). Итак, две равновеликие космогонии — белая и черная, правильная и чуждая, наша и ненаша. Так проще. Еще одно “упрощение”, которое упорно проводит Священник Тимофей, — он ставит на одна доску религию (как веру в Творение) и науку (как веру в эволюцию) и призывает при этом не заигрывать с эволюционными учениями. “Хранение верности Истинному Богу требует аскетических усилий, требует ограничения полета мысли, то есть вольнодумства, ... Пора уже нам, православным, твердо стать на ноги в вопросе мировоззрения, исключив всякие сделки в религией вражией” [1, с.155
Законы информатики
Пытаясь сохранять наукообразную форму и, в то же время, проводить христианские идеи, автор, к примеру, формулирует весьма наивные “законы информатики”, подметив, как ему кажется, аналогию между информационными и термодинамическими процессами. Например: “Первый закон” информатики можно выразить так: информация порождается (создается) только разумом, но не случаем. Информация не возникает из ничего. Очень похоже на первое начало термодинамики: энергия не возникает из ничего” [3, c.23
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ “ОТКРЫТИЯ” АПОЛОГЕТОВ
Пожалуй, оставлю и я своим коллегам возможность обсудить информационные, геологические и биологические “открытия” Священника Тимофея и прямо обращусь к предмету моей профессии — к астрономии. Тем более, что сам ученый-апологет чувствует себя в этих вопросах твердо: “Читатель, вспомнив недавнее прошлое, вправе спросить: “А хорошо ли сам автор ориентируется в естественных науках? Ибо нам уже доводилось слышать преподавателей диалектического материализма, обучавших нас философии наук, которые и сами не знали, что такое ДНК или теория “большого взрыва”. — Не пытаясь выдать себя за специалиста, автору остается сослаться на свою предшествующую книгу этой серии — “Православное мировоззрение и современное естествознание” [3
Эволюция звезд
В нескольких словах пересказана современная схема эволюции звезды — от газового облака до конечных продуктов: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. Затем читаем: “Здесь просто вещи не названы своими именами, но все три исхода представляют собою состояние тепловой смерти. В самом деле, потухшая звезда, в которой “сгорели” все легкие элементы, не имеет уже никаких собственных источников энергии. Никаких дальнейших перспектив развития у потухшей звезды не видится... — в любом случае мы можем видеть только деградацию звезды, но не эволюцию” [c.35
<Теория “Большого взрыва”>, <Возражения против теории “Большого взрыва”>
Тут я опускаю руки и стою в полной растерянности: до сих пор и в последующих разделах, пересказывая научные положения, Свящь. Тимофей не грешил нарочитым искажением фактов. Но в вопросах космологии он показал такую дремучую необразованность и так все перепутал, что мне трудно выделить отдельные положения, в которых следовало бы его поправить. В этих разделах неверно все! Надеюсь, читатель извинит меня за то, что я перейду к рассмотрению следующих разделов, оставив вопросы космологии до той поры, когда апологеты найдут время хотя бы немного в них разобраться.
<Свидетельства относительно молодого возраста космоса>
1. Шаровые скопления
Читаем: “Скорости движения шаровых скоплений таковы, что даже за миллион лет они бы вышли за пределы Галактики” [3, c.45
2. Спиральные галактики; 3. “Мосты” из вещества.
В этих разделах Свящ. Тимофей обсуждает спиральную структуру галактик и звездные “мосты”, связывающие некоторые взаимодействующие галактики. Он утверждает, что эти звездные структуры должны разрушаться за миллионы лет, максимум — за сотни миллионов лет. Не касаясь деталей, можно сказать, что здесь он прав: некоторые спиральные структуры (имеющие приливное происхождение) и “мосты” действительно существуют сотни миллионов лет. Если это каким-то образом обосновывает сотворение Мира 7500 лет назад, то поздравляем!
А если говорить серьезно, то в вопросах космологии и галактической космогонии тысячи и даже миллионы лет — это миг. В этих вопросах у апологетов только один шанс: либо они, как Буратино, проткнут носом холст (т.е. небесный свод) и закричат: “А очаг-то нарисованный!”, имея в виду галактики, либо согласятся с фактом физического существования галактик и начнут измерять время миллионами и миллиардами лет.
<Солнечная система молода>
3. Молодая Луна
Рассмотрим аргументы в пользу молодости Луны, опираясь на фактические данные приведенные в монографии Жаркова В.Н. “Внутренее строение Земли и планет” М.: Наука, 1983:
а) “Луна продолжает остывать”.
Поток тепла, проходящего через поверхность Луны изнутри наружу, составляет 0,3 калории через квадратный метр в минуту. Приняв среднюю температуру лунных недр равной 1000 К и теплоемкость лунного вещества равной 0,2 кал/(г К), получим характерное время остывания Луны — миллиарды лет! То есть, недра Луны могли быть значительно горячее, чем сегодня, лишь миллиарды лет назад. Сегодня недра Луны твердые — в них очень слабо затухают сейсмические колебания. Но в том, что они были вязкие и горячие, сомнений нет — застывшая лавовая поверхность лунных морей прямо указывает на это. Как видим, скорость остывания Луны говорит, что это было миллиарды лет назад. Кстати, среди доставленных на Землю лунных пород самые старые образцы имеют возраст (радиоизотопный метод датирования) около 4 млрд лет.
б) “Луна имеет магнитное поле”.
У Луны не обнаружено собственного дипольного магнитного поля. Оно, по крайней мере, в 10 млн раз слабее земного. Найдены крайне слабые магнитные “пятна”, указывающие, что в далеком прошлом лунные породы испытали влияние либо собственного магнитного поля Луны, либо постороннего.
в) “Наблюдаются лунотрясения”.
Сейсмичность Луны чрезвычайно низка: чтобы ее измерить, чувствительность сейсмометров по сравнению с их земными аналогами пришлось увеличить в 1000 раз. В большинстве своем лунотрясения имеют тепловую и приливную природу, т.е. вызваны неравномерным прогревом Луны солнечным теплом и деформациями ее тела земным гравитационным полем.
г) “Луна удаляется от Земли на 5 см в год, следовательно, 2 млрд лет назад она была вблизи Земли”.
Прямая регистрация расстояния Земля-Луна с такой высокой точностью пока невозможна; метод лазерной локации Луны имеет погрешность около 20 см. Кроме этого существует много эффектов, которые трудно учесть, вычисляя по наблюдаемому расстоянию от телескопа до лазерного отражателя на Луне истинное расстояние от центра Земли до центра Луны. Поэтому приводимая в литературе скорость удаления Луны от Земли есть величина вычисленная из теории движения Луны. С учетом возможных ошибок она составляет от 2 до 5 см/год. Значит, характерное время удаления Луны от Земли составляет 8-19 млрд лет. При некоторых предположениях о характере приливной эволюции лунной орбиты расчеты назад во времени показывают, что значительно ближе к Земле, чем сейчас, Луна была около 4 млрд лет назад. То, что это действительно было так, подтверждается формой Луны, “запомнившей” при застывании сильное влияние земного прилива. Таким образом, и эти факты указывают, что возраст Луны около 4 млрд лет.
4. “Солнечное сжатие”.
Читаем: “В 1979 году известный астроном Джек Эдди из обсерватории “Хай Олтитьюд” (Колорадо, США), обнаружил, что Солнце сжимается, причем с такой скоростью, что если сжатие не прекратится, то оно исчезнет в течение сотни тысяч лет... Впоследствии факт сжатия Солнца был неоднократно подтвержден” [3, c.50
В заключении Урока “Креационная астрономия” Свящ. Тимофей пишет: “Имеются и иные, не менее яркие свидетельства малого времени существования космоса” [3, c.51
О ПОЛЬЗЕ КРИТИКИ
Вообще, критика не бывает бесполезной. В частности, я разделяю претензии, высказанные Священником Тимофеем [3, c.7
“В заключении к школьному учебнику физики (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 10-11. М.: Просвещение, 1991) читаем: “Фундаментальные законы не нарушаются никогда, ни при каких условиях. Все большее и большее число людей осознают, что объективные законы, которым следует природа, исключают чудеса, а познание этих законов позволит человечеству выжить”. Заключение довольно странное. Во-первых, объективные законы природы, которые нам представляются надежными при всех условиях, не могут тем не менее “запретить” появлению случаев нарушения этих законов. Факт такого нарушения законов должен говорить сам за себя. И если он действительно имел место, его нельзя отрицать как таковой, хотя бы и нарушились законы природы. Скорее надо подумать: верен ли сам открытый нами закон и при всех ли условиях он верен, чем с порога отрицать факт по известной поговорке: этого не может быть, потому что этого не может быть никогда.”
Священник Тимофей, как видим, хочет сказать, что фундаментальным закон природы может считаться лишь до тех пор, пока надежно не выявлено ни одного факта его нарушения. Если же такой факт (“чудо”) выявлен, требуется поиск нового, более общего закона. Это путь науки. С этим трудно не согласиться.
К сожалению, нужно признать, что школьные учебники на десятилетия отстают от науки. Мне как астроному это легко увидеть на примере учебника “Астрономия-11”. Но и школьный учебник биологии даже для неспециалиста выглядит весьма “залежалым”, не отражающим науку университетского уровня. Для примера посмотрим на эмбриологические доказательства эволюции. Действующий школьный учебник (“Биология-7/8” Под ред. доктора биол. наук М.А.Козлова. М.: Просвещение, 1989) трактует их по Э.Геккелю, пересказывая его “биогенетический закон”, или “закон эмбриональной рекапитуляции”, гласящий, что “в своем развитии зародыши как бы кратко повторяют те основные изменения, которые происходили в течение миллионов лет у сменяющих друг друга животных” [c.231
Разумеется, апологеты сконцентрировали свою критику на школьном учебнике биологии, выдавая цитаты из него за последнее слово эволюционной науки. Таким образом, в этой “борьбе” они получили себе “в союзники” всю действующую биологию. Пример находим в книге С.Л.Головина “Эволюция мифа. Как человек стал обезьяной” (М.: Паломникъ, 1999), рекомендованной Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Оставляя в стороне прочие утверждения Сергея Головина, приведем одно, с которым трудно не согласиться по существу: “Хотя уже прошло сто лет с тех пор, как теория рекапитуляции признана научной ложью, портреты геккелевских эмбриончиков продолжают кочевать из одного школьного учебника в другой” [c.38
Не в качестве мелкой придирки, а чтобы обратить внимание на уровень автора и его издателей, замечу, что грамматика и орфография указанных книг далеко не безупречны: мы постоянно встречаем “разсуждения” о “безсмертии” и “безконечности”, “предразсудки” о “разстояниях”, “разсеянные” и “безсмысленные”, ну и тому подобные перлы русского языка.
Заключение
Профессиональная наука нашего времени ушла уже так далеко вперед, что критика наивных взглядов христианских апологетов и креационистов не представляет для нее интереса. Однако педагогика в полной мере должна быть готова к столкновению с этими взглядами, весьма привлекательными для юных умов и обывательского мировоззрения.
Развитые религии западных стран, в частности, католичество, уже переросло наивные методы “борьбы с наукой”, методы эпохи Джордано Бруно и Галилея. Сегодня католики, подобно детям лейтенанта Шмидта, пытаются размежеваться с наукой, поделить поле деятельности на физическое и духовное. В странах, благополучие которых основано на высоких технологиях, уже несколько столетий немодно критиковать науку в чистом виде. Даже современные “антиглобалисты” и “зеленые” борются отнюдь не с основами естествознания, а с политиками и олигархами, применяющими науку как инструмент в своих неблаговидных целях. Однако православная религия, отражающая уровень развития нашего общества (в целом еще далекого от западной культуры), до сих пор видит своего соперника в школьном научно-техническом образовании. Найдет ли эта церковная инициатива поддержку в массах, покажет время. Если найдет, то мы окажемся на пороге нового средневековья.
Итак, Богом данные законы природы убеждают нас в том, что возраст Вселенной — миллиарды лет, но Богом же продиктованное Писание говорит, что Мир сотворен 7500 лет назад. Разрешимо ли это противоречие? Вполне. Но для этого следует принять идею “декорации”; суть ее проста: Бог создал Мир недавно, но таким, как будто бы он существует уже миллиарды лет. С этим приемом мы постоянно встречаемся в театре и кино, наблюдая, как действие разворачивается в старинном замке, построенном декораторами за несколько часов до съемок. Чтобы убедить нас в правдоподобии происходящего, хороший декоратор предусмотрит всс: и пыль на предметах, и паутину в углах, и отсутствие телеграфных проводов в пейзаже за окном. Может ли сомневаться христианин, что Творец способен создать идеальную декорацию, в которой всс будет “самосогласованно” (как любит выражаться Священник Тимофей)? Вопрос лишь в том, зачем Всевышнему этот театр? Избыток творческого начала? Возможно. Но почему спектакль не доведен до совершенства, почему декорация (Вселенная) и либретто (Писание) противоречат друг другу?
Таким образом, по своему естественнонаучному содержанию лейтмотивом рассмотренных нами книг является ЛОЖЬ: либо нам лжет их автор, либо ... сам Всевышний. Пусть автор указанных книг сам выберет из этой альтернативы.
Если мне будет позволено высказать свое мнение об этом новом направлении православного богословия, то я бы предостерег от его дальнейшего развития: религия, как часть культуры народа, ориентирована на его духовные потребности и не нуждается в карикатурной борьбе с наукой. Хотя можно попытаться придать этой борьбе форму научной дискуссии, по сути своей, как видим, она превратилась в набор бездоказательных утверждений, примитивных ошибок и бульварных сенсаций. Те пособия, что уже изданы, если и представляют интерес для средней школы, то лишь как материал для критического разбора. А это не добавит авторитета церкви. Тем более, когда такое “направление работы” отдано в недостаточно квалифицированные руки. Как известно, Папа Римский имеет при себе Академию наук, небольшую, но весьма авторитетную даже среди ученых. Разумеется, Папе она нужна не для научных исследований, а чтобы “быть в курсе”. Благодаря своим ученым-монахам Папа чутко реагирует на прогресс и весьма умело поддерживает демаркационную линию между церковью и наукой. Некоторым апологетам не грех поучиться.
Кстати, западные коллеги Священника Тимофея с большим уважением относятся к науке, чем отечественные апологеты. В начале 1990-х годов книги с “научными доказательствами Библии” приносили в наши дома бродячие проповедники различных оттенков. В сохранившейся у меня книжечке тех лет “Жизнь — как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения?” (Watchtower Bible and Tract Society, 1992) читаем: “Справедливым будет проявлять уважение к научным достижениям, так сильно расширившим наши знания”. Хотя по своей аргументации книги западных и наших апологетов — близнецы, православные авторы (не только Священник Тимофей) позволяют себе более грубые нападки на науку. В частности, обращаясь к младшим школьникам, Св. Тимофей пишет: “Безбожными же учениями лишь отравили науку люди довольно пустые, не сделавшие собственно никаких настоящих открытий, но укравшие и перетолковавшие на свой лад чужие открытия и мысли” [2, c.72
Религия, как любая идеология, вынуждена вести бескомпромиссную борьбу с себе подобными. Однако, пытаясь бороться с наукой, она теряет почву под ногами: незыблемые церковные догмы не удается противопоставить постоянно эволюционирующей и насквозь эволюционной науке. Это ощущают и сами апологеты: “Имея опыт того, как святые Отцы-Шестодневники давали порою излишнее послабление немощи слушателей и слишком глубоко уходили в ту физику, которая впоследствии оказалась все же неверной, мы стоим в трепете перед сложной задачей: говоря о метафизике, не слишком опираться на физику, т.е. вообще современную науку. Иначе мы рискуем оказаться в положении циркача, вынужденного бежать по катящейся бочке, куда бы она ни катилась. Наука и есть именно такая катящаяся бочка, в которой нет решительно ничего устойчивого и постоянного. Однако и нам, чтобы быть выслушанными до конца, придется начать не с правды, а с правдоподобия. Что поделать? Оказывается, что на камени веры человеку стоять еще труднее, чем балансировать на катящейся бочке” [1, с.12