Моя вера

Юрий ШЕЛЯЖЕНКО

www.happy.in.ua

Пару лет назад, активно общаясь с коллегами-атеистами на А-сайте, я понял одну важную вещь. Хоть я с детства не верю в бога, ни во что не ставлю авторитеты и все люблю пощупать собственными руками, тем не менее, есть у меня в мозгу некая извилина, без которой я был бы не Homo sapiens'ом, а безвольным растением. Эта извилина частенько заставляла всю остальную серую массу в черепной коробке, преодолев лень, находить правильный путь в жизни. Эта извилина включает фантазию и позволяет переступать через логические построения, когда чувствуешь, что они основаны на сомнительных началах.

Я черпаю жизненную силу и счастье с помощью такой сильной эмоции, какой является вера. Моя вера позволяет найти опору, когда потоки информации и пропаганды отовсюду пытаются сбить с ног. Я верующий. Моя вера - не в бога и не в черта, не в гороскопы и не в экстрасенсов, не в НЛО и не в оккультные тайны Шамбалы, и даже не в глобальный закон антиэнтропии, не говоря уже о каких-нибудь торсионных полях. Это все нелепые сказки. Я верю в дюжину нехитрых абстракций, которые по большому счету не вызывают сомнений ни у одного здравомыслящего человека. Верю, что я могу что-то поменять к лучшему на Земле. Верю, что человек может понять человека, отбросив предрассудки и подружившись с соседом по планете Земля. Вообще верю в человека, в его правильную и позитивную природу, в его способность развиваться день ото дня и быть по-своему полезным для общества, в частности - особенно сильно верю в себя, в правильность своих мыслей, намерений, поступков. Верю, что у каждого из нас свой - необязательно пройденный другими - путь познания мира, что можно быть мудрым, не запомнив до последней запятой ни одной книжки, а в результате самостоятельных жизненных наблюдений и опытов. Верю, что для счастья не надо ничего, кроме желания быть счастливым. Верю, что самый лучший способ оставаться хорошим человеком - всегда оставаться самим собой. Верю в свою свободу, ограничиваемую только законами природы и моей человечностью. Верю, что насилие недопустимо и может быть преодотвращено ненасильственным путем. Верю в то, что любая ошибка исправима. Верю, что мой разум и мои чувства всегда охватывают мир настолько, насколько это важно для меня. Верю, что я был, есть и буду хороший человек в хорошей Вселенной. Верю, что смысл жизни - развитие человека и общества, а значит, надо постоянно искать новые пути и двигаться вперед. Моя вера преодолевает страх, лень и бессилие, передается другим людям, когда я стараюсь говорить и писать достаточно убедительно.

Что такое вера? Человек редко может связно выразить свою веру словами. Попытки рассказать о своей вере, как правило, не более разумны, чем стихи про любовь. Дополню это сравнение тем, что, как и в случае с любовью, предмет веры в сознании верующего искажается, приобретая сверхъестественные черты. Вера - это сильная эмоция. Я принимаю это как аксиому и вам советую сделать так же. Моя иррациональная вера - часть моей иррациональной человеческой природы.

Как ко всякой эмоции, к вере надо относиться терпимо. Идеализированные, образные воспоминания о предмете веры сами по себе не несут рационального смысла, служа только одной цели: вновь и вновь возвращаться к переживанию чувства веры. Самое наивное дело - критиковать предмет веры таким, каким он есть (если в самом деле есть) в реальности. Гораздо важнее задаться вопросом, как использовать эмоцию-веру в здоровом интеллектуальном образе жизни. Ведь здоровые эмоции - двигатель разума. Я сужу о том, насколько здоровая эмоция, по ответам на такие вопросы: приносит ли она счастье и самостоятельность человеку, как она влияет на его жизнь среди людей, помогает ли становиться мудрее, строя рациональное мировоззрение, будит ли эта эмоция в человеке творческую жилку.

Здоровые эмоции служат человеку, а не управляют им. Эмоция не должна овладевать человеком вопреки его воле. Лучший признак самоконтроля - чувство юмора. Если человек способен посмеяться над своей верой, значит, он контролирует ее. Например, вера в ценность жизненного опыта уравновешивается шуткой "устами младенца глаголет истина". Или вера в себя - очень важная штука! – но она не стоит и ломаного гроша, если некритично относиться к своим недостаткам. Мне и сейчас чуточку смешно писать этот короткий экскурс в царство безбожной веры, опираясь только на глубокое ощущение своей правоты, неоднократно заставлявшее меня сесть в лужу, как и каждого, я уверен, из читателей. Смеясь над своей верой, вы оживляете ее и делаете сильнее. Но ни одна мировая религия не разрешает смеяться над своим богом!

Здоровые эмоции не связаны с конкретным независимым от нашей воли предметом, явлением или понятием. Ведь вера должна давать мне опору при любой погоде, а опорный образ веры, изменившись независимо от моей воли, может причинить боль, разрушить привычные чувства. Если я верю в бога вездесущего, а завтра объявят, что он живет только в церквях, это может быть неприятным потрясением: боженька ушел из моего дома! Надо быть хозяином своей веры, а значит, и ее суверенным строителем, хранителем и авторитетом. А еще никакая мысль, будь она эмоциональной или рациональной, не должна быть беспредметной, чтобы мозг не работал вхолостую. Из этого простого соображения следует, что здоровые эмоции должны вызываться воспоминаниями о широком классе реальных предметов или явлений. Формируя свою веру, я всегда старался расширить пределы опорных образов как можно больше, сделав предмет веры максимально абстрактным, но при этом всегда конкретизируемым. Вот примеры такого перехода от абстрактной веры к конкретным жизненным ценностям. Я верю в необходимость познания мира и, конкретнее, связываю эту веру с чтением книг, общением, другими проявлениями любопытства. Я верю в то, что красота приносит счастье, и, конкретнее, ищу красоту в произведениях искусства, природных явлениях, поступках людей… Можно разлюбить книгу или счесть безобразной картину, которая раньше казалась красивой, но при этом моя вера сохранится, а значит, я не утрачу свой жизненный путь и свое счастье. Вера не должна наталкивать на конкретные выводы, поскольку эмоциям не место в сфере рационального миропонимания. Вера не должна отвечать на повседневные вопросы. Вера не должна сковывать разум, она должна быть только полюсом, на который всегда поворачивается стрелка компаса, независимо от местности, независимо от того, истинна или ложна карта этой местности в руках человека. Сориентироваться на местности – это минимум, необходимый Человеку Разумному для того, чтобы в игру вступили воля и рассудок, определяя взвешенный и рациональный, мудрый жизенный путь.

Здоровые эмоции делают человека творческим реалистом. Например, я не верю в чудеса, я верю в то, что иногда случаются хорошие непредвиденные явления, которые, как подсказывает опыт, происходят в полном соответствии с законами природы. Таким явлением для меня может стать что-то само собой разумеющееся для кого-то другого... Когда я попадаю в тупик, моя вера подсказывает мне не надеяться на чудо из неопределенного источника (от бога?), а включить свою фантазию и найти неожиданный для себя самого выход.

Здоровые эмоции помогают человеку найти взаимопонимание и подружиться с любым другим человеком. Поэтому я верю в то, что при всем желании высказывать свои мысли привычными для себя словами нужно все-таки разговаривать с людьми теми словами, к которым они привыкли, и пользоваться знакомыми для собеседника интеллектуальными приемами. Глупо беседовать со свидетелем Иеговы в терминах атеизма. Глупо свидетелю Иеговы переубеждать атеиста цитатами из Библии. Ни одна религия не учит выражать свои мысли и чувства понятным для собеседника, пусть даже немного чужим для себя, языком, пользоваться чужими ключевыми словами в чужом для себя смысле. Но вера как здоровое чувство должна укреплять человечность и вдохновлять на подвиг: быть толерантным, говорить с людьми на их языке! Я верю в равенство людей; это, естественно, очень абстрактная вера, но зато я всегда могу порадоваться, когда она подтверждается самым смешным образом. Когда взрослый и ребенок оказываются равными в своем упрямстве, или когда интеллектуал и чернорабочий одинаково теряются в избирательной кабинке, перед тем как поставить крестик за одну из политических сил, или когда уголовный авторитет и маститый профессор в узком дружеском кругу одинаково пренебрежительно отзываются о "серой массе" соотечественников. Когда я верю, я нелогичен, хотя потом смеюсь над собой из-за этой нелогичности. И то, что я способен на секунду поверить в предмет веры другого человека, который противоречит по всем законам логики моим собственным взглядам, заговорить его словами, даже апеллировать к чужому для меня понятию "бог" - отличный эмоциональный порыв, вызванный верой в то, что я могу сопереживать любому человеку. В общении трудно наладить обмен опытом и рациональными построениями, если нет эмоционального контакта. Надо верить в необходимость взаимопонимания. Это здоровая вера.

Здоровые эмоции делают человека личностью, независимой и самодостаточной. Я верю в то, что мне под силу сделать все – кроме нарушения законов природы и сознательно непорядочных поступков. Опыт подсказывает, что не всякое начинание заканчивается успехом, но опыт также подсказывает, что безоговорочная вера в успех часто приводит к успешному концу самые безнадежные начинания. Когда приходит разочарование, я, опираясь на свою веру, гоню его прочь. Когда я совершаю ошибку, ее искупает вера в то, что ошибка была не напрасной: приобретенный опыт пригодится и мне, и, возможно, будет с пользой передан другим. Я верю, что могу жить и познавать мир без указки с чьей-либо стороны, без несомненных авторитетов, священных книг и неоспоримых наставников. Я верю в себя, и это здоровая вера. Никакая религия не даст мне настолько же хорошую веру.

Так я управляю своей верой в своих интересах. Строю в сознании различные образы, чтобы с их помощью вызывать веру – в те жизненные моменты, когда она нужна, как надежная опора разума среди любых прозрений и потрясений, или как толкач для неповоротливого и ленивого рассудка. Собственно, я даже не отрицаю понятия "бог", просто в моей вере нет места для этого понятия. Другие люди привязывают к "богу" все свои мысли о собственной неполноценности перед всемогущей, непознаваемой и, конечно же, доброй Вселенной, которая запросто может чудесно преобразиться для своих ничтожных рабов в ответ на горячие молитвы. Моя вера предусматривает умение творить чудеса своими руками в полном согласии с законами природы. Разве не чудо – неожиданная улыбка? Ее вызывают анекдотом, не молитвами. Я удивляюсь тем, кто сидит, положив зубы на полку, и ждет чуда. Стараюсь будить их фантазию и учить построению самостоятельной веры на собственном опыте. Поверьте, никто не даст вам лучшей веры, чем та, которую вы придумаете для себя сами. Когда человек сам творит чудеса с помощью своей простой человеческой веры, веры в себя, веры в людей и веры в свое доброе, самостоятельно выбранное предназначение – никаких богов ему не нужно!